с. Лысогорка Кашарского района Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижне-Калиновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Нижне-Калиновской СОШ
Приказ от «__»____________№______
___________ Л. Б. Сысоенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
Уровень общего образования:
среднее общее, 10 класс
Количество часов: 35 часа
Учитель: Устименко Виталий Николаевич
Программа разработана на основе: Программы по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений (5-11 классы /Автор-составитель В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский 2014) и учебника основы безопасности жизнедеятельности 10 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Вангородский,, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук. В.В. Марков – М.: Дрофа, 2016
Планируемые предметные результаты:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
должен знать:
-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-основы военной службы и обороны государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
-способы защиты населения от оружия массового поражения;
-меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.
должен уметь:
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
-применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
-владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую помощь;
-область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
-порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Выпускник получит возможность научиться:
-обращаться со стрелковым оружием, выполнять начальное упражнение из стрелкового оружия;
-выполнять практические навыки, необходимые при прохождении военной службы по призыву;
- получить военно-учетную специальность (при желании);
- выполнять общие должностные обязанности военнослужащих, освоить порядок размещения военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни непосредственно в войсковой части;
-выполнять мероприятия допризывной подготовки по одному из выбранных направлений.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Р-1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
Основные причины вынужденного автономного существования | Лекция | Объясняют причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. правила ориентирования на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня. |
Автономное существование человека в условиях природной среды | Комбинированный урок | Изучают и практически осваивают наиболее распространенные способы ориентирования на местности и движения по азимутам. Учатся правильно выбирать тип временного укрытия, места для него, оборудовать такое укрытие в теплое и холодное время года. Получают практические навыки в выборе места для костра, разведении и тушении костра, добывании огня. Изучают источники питания и водоснабжения при автономном выживании, правила безопасного обеспечения пищей и водой |
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях | Комбинированный урок | Анализируют возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Выполняют правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д. |
Особенности уголовной ответственности. | Комбинированный Урок | Изучают виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Правила повеления в общественном транспорте |
Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств | Комбинированный Урок | Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). |
Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. | Комбинированный Урок | Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм. |
ЧС природного и техногенного характера и возможные последствия | Комбинированный Урок | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. |
Контрольная работа «Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера» | Урок контроля знаний | Проверка знаний, умений и навыков, полученных при изучении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | Комбинированный Урок | Изучают положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об обороне", "О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан. |
Гражданская оборона | Комбинированный урок | Объясняют, что из себя представляет гражданская оборона, историю ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. |
Гражданская оборона в ОУ | Комбинированный | Получают представление о задачах функциональной подсистемы РСЧС, в которую входят общеобразовательные учреждения, о структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и плана гражданской обороны общеобразовательного учреждения. |
Ядерное оружие | Комбинированный Урок | Получают представления о ядерном оружии как одном из видов оружия массового поражения и его поражающих факторах |
Химическое оружие | Комбинированный Урок | Получают представление о химическом оружии, средствах его доставки и признаках его применения; боевых токсичных химических веществах и их классификации |
Бактериологическое (биологическое) оружие. | Комбинированный Урок | Получают представление о бактериологическом оружии и возбудителях заболеваний людей, животных и растений. Узнают о способах и признаках применения этого оружия. |
Современные средства поражения. | Комбинированный Урок | Получают представление о различных боеприпасах (осколочных, фугасных, кумулятивных, бетонобойных, объемного взрыва, зажигательных) и высокоточном оружии (разведывательно-ударные комплексы и управляемые авиационные бомбы) |
Контрольная работа «Гражданская оборона и современные средства поражения» | Тестирование учащихся | Проверка знаний, умений и навыков, полученных при изучении гражданской обороны и современных средств поражения. |
Оповещение и информирование населения об опасностях | Комбинированный Урок | Расширяют представление о системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, средствах, способах и порядке оповещения. Совершенствуют практические умения и навыки в действиях по сигналам оповещения |
Организация инженерной защиты | Комбинированный Урок | Закрепляют и углубляют знания об убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях простейшего типа и их оборудовании. Изучают правила поведения людей в убежищах |
Средства индивидуальной защиты | Комбинированный Урок | Закрепляют знания о средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Совершенствуют умения и навыки в их практическом применении |
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | Комбинированный Урок | Изучают задачи, содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных и неотложных работ, содержание и порядок проведения частичной и полной санитарной обработки, основные мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях |
Контрольная работа «Мероприятия РСЧС ГО ПО защите населения» | Тестирование учащихся | Проверка знаний, умений и навыков, полученных при изучении гражданской обороны и современных средств поражения. |
P-2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика | Комбинированный Урок | Получают представление о классификации, причинах возникновения, путях передачи и распространения инфекционных заболеваний, иммунитете и иммунной реакции организма Изучают правила по предотвращению инфекционных заболеваний, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни |
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | Комбинированный Урок | Расширяют представление и углубляют знания о значении двигательной активности и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности и профилактики заболеваний. |
Р-3 Основы военной службы |
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации | Лекция | Получают представление об историческом пути Вооруженных Сил России и наиболее значимых военных реформах. Анализируют цели и содержание этих реформ |
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации | Комбинированный Урок | Получают представление об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, видов ВС и родов войск, их предназначении, составе, вооружении и оснащении |
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ | Комбинированный Урок | Получают представление о составе и предназначении других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны |
Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества | Комбинированный Урок | Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего – защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. |
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | Комбинированный Урок | Получают представление о Боевых знаменах воинских частей, ритуале их вручения и порядке хранения. Работая с различными источниками информации, подбирают примеры, иллюстрирующие значение Боевого знамени как символа чести, доблести и славы |
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | Комбинированный Урок | Получают представление об истории наград, орденах и медалях дореволюционной России, Советского Союза и государственной наградной системе Российской Федерации. |
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | Комбинированный Урок | Получают представление о структуре воинских ритуалов и порядке проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к Военной присяге подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, вручение военнослужащим вооружения, военной техники и стрелкового оружия |
В соответствии с годовым календарным графиком расписания уроков на 2017-2018 учебный год по программе-35часов. В связи с праздничными днями-33 часа. Количество часов сокращено по темам: «Приёмы и правила стрельбы из автомата» «Дружба и войсковое товарищество.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
план | факт |
1 | Основные причины вынужденного автономного существования. | 1 | 05.09 | |
2 | Автономное существование человека в условиях природной среды. | 1 | 12.09 | |
3 | Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. | 1 | 19.09 | |
4 | Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | 1 | 26.09 | |
5 | Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. | 1 | 03.10 | |
6 | Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм. | 1 | 10.10 | |
7 | Правила безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. | 1 | 17.10 | |
8 | Контрольная работа «Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера» | 1 | 24.10 | |
9 | Законы РФ в области обеспечения безопасности. | 1 | 31.10 | |
10 | Гражданская оборона. | 1 | 14.11 | |
11 | Организация и защита учащихся общеобразовательных учреждений от ЧС | 1 | 21.11 | |
12 | Ядерное оружие. | 1 | 28.11 | |
13 | Химическое оружие. | 1 | 05.12 | |
14 | Бактериологическое(биологическое) оружие. | 1 | 12.12 | |
15 | Современные обычные средства поражения. | 1 | 19.12 | |
16 | Контрольная работа «Современные средства поражения и их поражающие факторы» | 1 | 16.01 | |
17 | Оповещение и информирование населения об ЧС. | 1 | 23.01 | |
18 | Организация инженерной защиты населения от ЧС. | 1 | 30.01 | |
19 | Средства индивидуальной защиты населения. | 1 | 06.02 | |
20 | Организация и ведение АСИНР в зонах ЧС. | 1 | 13.02 | |
21 | Контрольная работа «Мероприятия РСЧС ГО ПО защите населения» | 1 | 20.02 | |
22 | Основные инфекционные заболевания и их профилактика | 1 | 27.02 | |
23 | Значение двигательной активности для здоровья человека человека активности для здоровья человека | 1 | 06.03 | |
24 | История создания ВС РФ Вооруженных сил России | 1 | 13.03 | |
25 | Структура ВС. Виды ВС и рода войск Сил. Виды Вооруженных Структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных | 1 | 20.03 | |
26 | Функции и основные задачи современных ВС РФ. | 1 | 03.04 | |
27 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | 10.04 | |
28 | Патриотизм, верность воинскому долгу. | 1 | 17.04 | |
29 | Боевое Знамя воинской части. | 1 | 24.04 | |
30 | Ордена почетные награды | 1 | 08.05 | |
31 | Ритуалы ВС РФ. | 1 | 15.05 | |
32 | Контрольная работа «Основы военной службы» | 1 | 22.05 | |
33 | Зачетное занятие за курс «ОБЖ 10 класс» | 1 | 29.05 | |