СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы. ФГОС.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 10-11 классы. ФГОС.»

СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка




2. Содержание учебного предмета


3. Учебно-тематический план



4. Календарно-тематическое планирование


5. Требования к уровню подготовки


6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы


7. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса





8. Список литературы





























1. Пояснительная записка

Рабочая  программа  курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на

основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по «Основам Безопасности Жизнедеятельности», программы общеобразовательных учреждений «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией А.Т. Смирнов.

Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает последовательность изучения тем и разделов предмета  ОБЖ  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации учебного процесса.

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих

целей:

  • усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской

Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия

терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок

подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия

терроризму;

  • усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контр террористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;

        • формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности

жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной

с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от

внешних и выполнению каждым гражданином Российской Федерации Конституционного долга и

обязанности по защите Отечества;

        • развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное

поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и

социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении

норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину

России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических

качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной

деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской

Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных

Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

  • Воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества

и государства;

  • Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное

поведение человека в условиях в опасных и ЧС природного, техногенного и социального

характера;

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного и

техногенного и социального характера;

  • Формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также

ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении

приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются

следующие умения: 

  • умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность

в области безопасности жизнедеятельности;

  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального

анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

(природного, техногенного и социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и

чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

  • вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в

области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных

интересов от внешних и внутренних угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности

на основе самовоспитания и самообучения;

  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской

работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях

чрезвычайных ситуаций;

  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в

источниках различного типа; ключевые компетенции в понимании своего гражданского

долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности

России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей

профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов

личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути

продолжения своего образования.

Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе авторской программы по курсу «Основы

безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (автор

А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2011).

В процессе обучения использовали программу общеобразовательных учреждений «Основы

безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова

1-11 классы, учебник: Смирнов А.Т., Хренников О.Б «Основы безопасности жизнедеятельности»,

10-11 класс. Данная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах

общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т. Смирнов, В.А.

Васнев, М.В. Маслов, Б.О. Хренников.

Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в

последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России.

Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления

разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций

социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных

ситуациях

возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам,

относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость

выработки у населения привычек здорового образа жизни. Обоснование выбора данной программы

является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание

систематического курса , непрерывно развивающего знания учащихся в области ОБЖ.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Определение места учебного предмета.

В соответствии с учебным планом в МКОУ «Черницынская СОШ» на изучение ОБЖ в 10-11 классах выделен 1 час,

в год 35 часов. В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства,

истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах

боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях

закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практически; навыков программой

курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го

класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами  или на базе учебных

учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного

года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита

человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни,

основы военной службы. Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное

представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о

прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и

выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Содержание курса

включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой

медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи,

правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических

навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в

повседневной жизни опасных ситуаций). Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура

здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в

настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению

условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью,

Особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление. 

Преподавание курса ОБЖ в 10-11 классе проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. 

В аттестат о среднем  (основном)  общем  образовании  обязательно выставляется итоговая  отметка

по  предмету  "Основы  безопасности  жизнедеятельности".        


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
     Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
    1. В познавательной сфере:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
    2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
    3. В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
    4. В эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
    5. В трудовой сфере:

  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь.
    6. В сфере физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Формы занятий

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-практикум;

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

  • учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных

ситуаций;

  • семинары и круглые столы;

  • индивидуальные консультации;

  • учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами

10 классов;

  • внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках

детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные

эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и

правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и

выставки творческих работ учащихся.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

1.Тематические зачеты;

2.Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

3.Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

4.Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

5. Итоговые контрольные работы;

6.Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • Учебно-познавательные –планировать деятельность, анализировать, подводить итоги;

  • Информационные- владеть способами работы с информацией, уметь применять информационные и телекоммуникативные технологии для решения учебных задач;

  • Ценностно –смысловые- умение формулировать собственные учебные цели, умение принимать решение, брать ответственность на себя;

  • Личностное самосовершенствование – знание правил техники безопасности, оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время.



2. Содержание учебного предмета

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов. Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя три раздела.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности.

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Раздел III (Р-III). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел IV (Р- IV). Основы здорового образа жизни.

Раздел V (Р-V). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (М-III) Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел VI Основы обороны государства

Раздел VII Основы военной службы


Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

  • эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

  • обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;

  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;

  • более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2012 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. « 690), а так же на Требованиях к результатам основной образовательной программы основного общего образования, предоставленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Содержание учебной программы для учащихся 10 класса

Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям:

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства


Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Глава 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. 1ии

Тема1.1. Автономное пребывание человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вы нужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

Тема 1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

Тема 1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

Тема 1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью

Глава 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно- опасном, на химически- опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Тема 3.1. Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера.

Глава 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

Тема 4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации. Организационные основы чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

Раздел 3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Глава 5 Экстремизм и терроризм- чрезвычайные опасности для общества и государства Тема 5.1 Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел IV. Основы здорового образа жизни.

Глава 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Тема 10.1. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие

Тема11.1. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека.

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Тема 11.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Модуль III (М-III). Обеспечение военной безопасности государства

Раздел VI. Основы обороны государства.

Глава 12. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Тема 12.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

Тема 12.2. Ядерное оружие и его поражающие свойства

Ядерное оружие, история создания, предназначение, характеристика, поражающие факторы ядерного взрыва.

Тема 12.3 Поражающие факторы ядерного взрыва

Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Тема 12.4 Химическое оружие и его боевые свойства.

Химическое оружие, история создания, предназначение, характеристика, поражающие факторы

классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Тема 12.5 Классификация отравляющих веществ

Классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Тема 12.6 Бактериологическое (биологическое) оружие.

Бактериологическое (биологическое) оружие, история создания, предназначение, характеристика, поражающие факторы, классификация

Тема 12.7 Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Тема 12.8 Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны.. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

Тема 12.9 Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Глава 13. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества

Тема 13.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Тема 13.2. Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Тема 13.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации. Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Глава 14. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

Тема 14.1. Сухопутные войска, их состав и предназначение.

Сухопутные войска. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

Тема 14.2. Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение.

Военно-воздушные Силы. Вооружение и военная техника ВВС.

Тема 14.3.Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Тема 14.4. Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение.

Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Тема14.5. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Тема 14.6.Космические войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Раздел 7. Основы военной службы

Глава 17. Суточный наряд

Тема 17.1 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.

Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте. Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.

Глава 18. Организация караульной службы

Тема18.1 Организация караульной службы

Организация караульной службы, общие положения. Часовой, неприкосновенность часового, основные обязанности часового.

Глава 19. Строевая подготовка

Тема 19.1 Строевые приемы и движение без оружия.

Строевая стойка, повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения. Развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Глава 20. Огневая подготовка

Тема 20.1 Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.

Тема 20.2 Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.

Тема 20.3 Ручные осколочные гранаты.

Назначение и боевые свойства гранат, устройство ручных осколочных гранат, работа частей и механизмов гранат, приёмы и правила заряжания и метания ручных гранат.

Глава 21. Тактическая подготовка

Тема 21.1 Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания

Тема 21.1 Инженерное оборудование и маскировка позиций.

Инженерное оборудование позиций отделения, минно-взрывные заграждения.



Содержание учебной программы для учащихся 11 классов

Программа выстроена по трем логически взаимосвязанным модулям:

Модуль I( М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Глава1 . Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Тема 1.1. Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров.

Тема 1.2 Правила личной безопасности при пожаре.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 1.2 Обеспечение личной безопасности на водоёмах в разное время года.

Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Модуль II(М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни .

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 3. Нравственность и здоровье.

Тема 3.1. Правила личной гигиены и здоровье.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Глава 4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

Тема 4.1. Основные правила оказания первой медицинской помощи.

Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.

Тема 4.2 Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.

Тема 4.3. Первая медицинская помощь при ранениях .

Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.

Тема 4.4. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины, основные виды травм позвоночника, спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.

Тема 4.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Реанимация. Понятие о клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

Тема 4.5 Первая медицинская помощь при травмах

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, их профилактика. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, области таза при повреждении позвоночника.

Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства.

Глава 6. Символы воинской чести

Тема 6.1 Боевое знамя воинской части– символ воинской чести, достоинства и славы.

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.

Тема 6.2 Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

6.3 Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Глава 7. Воинская обязанность.

Тема 7.1. Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Тема7.2. Организация воинского учета и его предназначение.

Основное предназначение воинского учета. Государственные органы, осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах по воинскому учету.

Тема 7.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Основное содержание обязательной подготовки .граждан к военной службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих обязанности на должностях связи и наблюдения, водительские должности, технические и прочие воинские должности.

Тема 7.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Основное направление добровольной подготовки граждан к военной службе. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям. Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину при призыве на военную службу, прошедшему подготовку по военно-учетной специальности.

Тема 7.5. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.

Основное предназначение и порядок проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Категории годности к военной службе по состоянию здоровья граждан. Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Тема7.6. Порядок прохождение военной службы по призыву. Увольнение с военной службы.

Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы по призыву. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан. Военные сборы.

Раздел 7. Основы военной службы.

Глава 8 . Особенности военной службы.

Тема 8.1. Правовые основы военной службы.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы военной службы..

Тема 8.2. Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей.

Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод военнослужащего. Время, с которого граждане приобретают статус военнослужащего. Военные аспекты международного права.

Тема 8.3. Права и ответственность военнослужащих.

Обязанности военнослужащих. Юридическая ответственность военнослужащих. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность военнослужащих. Гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Преступления против военной службы.

Тема 8.6.Общевоинские уставы

Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации .Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной служб .Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации .Основное предназначение Строевого Устава Вооруженных Сил .Российской Федерации и его общие положения

Тема 8.7 Военная присяга - клятва воина на верность Родине – России

Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.

Глава 9 Военнослужащий – вооружённый защитник Отечеств

Тема 9.1 Основные обязанности военнослужащих

Основные обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные.

Глава 11 Прохождение военной службы по призыву

Тема 11.1.Прохождение военной службы по призыву

Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек. Время военной службы, воинские звания военнослужащих ВС РФ.

Тема 11.2 Прохождение военной службы по контракту

Особенности военной службы по контракту Требования, предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Тема 11.3 Альтернативная гражданская служба

Значение АГС, сроки прохождения АГС, права и обязанности граждан проходящих гражданскую службу.



3. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 класс

модуля,

раздела,

темы


наименование модулей, разделов, тем


Количество

часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

9

Р-I

Основы комплексной безопасности

7

Глава 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4

Глава 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2

Глава 3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера (1 ч)

1

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

Глава 4

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (1

1

Глава 5

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

1

М-II

Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни

3

Р-IV

Основы здорового образа жизни

3

Глава 10

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

1

Глава 11

Здоровый образ жизни и его составляющие

2

М- III

Обеспечение военной безопасности государства

21

Р-VI

Основы обороны государства

15

Глава 12

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

10

Глава 13

Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества.

3

Глава 14

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации

2

Р-VII

Основы военной службы

8

Глава 17

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

1

Глава 18

Организация караульной службы

1

Глава 19

Строевая подготовка

1

Глава 20

Огневая подготовка

3

Глава 21

Тактическая подготовка

2

Итого


35


Учебно-тематический план предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 11 класс



модуля,

раздела,

темы


наименование модулей, разделов, тем


Количество

часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

3

Р-I

Основы комплексной безопасности

3

Глава 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

3

М -II

Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни

10

Р - V

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

10

Глава 4

Первая помощь при неотложных состояниях.

10

М- III

Обеспечение военной безопасности государства

20

Р - VI

Основы обороны государства

11

Глава 6

Символы воинской чести

5

Глава 7

Воинская обязанность

6

Р- VII

Основы военной службы

10

Глава 8

Особенности военной службы

5

Глава 9

Военнослужащий- вооруженный защитник Отечества

1

Глава 10

Ритуалы Вооружённых сил РФ

1

Глава 11

Прохождение военной службы по призыву

1

Глава 12

Прохождение военной службы по контракту

2

Итого


34

4. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 10 класс

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание


1.


Автономное пребывание человека в природной среде.

§ 1 воп 1-3 зад. с.8


2.

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.

§ 2зад.4,5 с.14

3.

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

ПДД § 3 воп. 1-4

зад.1, 3

4.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

§ 4 зад.1-3 с.24-25

доп.матер-л

5.

Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

схема «Виды ЧС» § 5 воп.3 зад.1-2 с.30 § 6 воп.1-4 зад.3,4 с.36

6.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.

Выводы с.40

§ 7 воп.1-4 с.40

§ 8 воп.1,2


7.

Военные угрозы национальной безопасности России. Характер современных войн и вооружённых конфликтов.

§ 9 воп.1-3 сообщения по зад.1,2 с.50 § 10 воп.1,4

8.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи

Выводы 1-4 с.62 § 12 воп.1-4

9.

Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи

§ 30 зад. 1-3 на выбор одно, воп.1-4 с.162

10.

Ядерное оружие и его поражающие свойства

§ 31 воп.1зад.3с.168

схема

11.

Поражающие факторы ядерного взрыва

§ 31 воп.1зад.3с.168

таблица

12

Химическое оружие и его боевые свойства


§ 31 воп.2 зад.4

схема

13.

Классификация отравляющих веществ.

§ 31 воп.2 зад.4

таблица

14.

Биологическое оружие

§ 31 воп.3 схема

15

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ЧС мирного и военного времени.

§ 32зад.1-3 с.172

действия по сигналу «Внимание всем!»

16

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени.

§ 33 воп.1

17.

Эвакуация населения


конспект

18.

Средства индивидуальной защиты

§ 34 уст-во ГП-7,АИ-2

зад.1-3 с.182

19.

История создания и развития ВС РФ.


§ 37 сообщения зад.1,4 с.196

20.


Памяти поколений – дни воинской славы России.

§ 38 зад.2,4сообщения о победных днях

21

Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление ВС РФ

§ 39 воп.1-3 схема

зад.1-4 с.210

22.

СВ, ВВС и ВМФ, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника

§ 40 схема зад.1-4 с.216

§ 41,42 схема воп.4 зад.2-4 с.220 воп.4, зад.2 с.224

23.

РВСН, ВДВ и космические войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

§ 43 схема воп.4 зад. с.228 § 44 зад.1-4 с.232§ 44 зад.1-4 с.232§ 45 воп.4схема зад.1-3 с.236

24.

Инфекционные заболевания, их классификация. Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.

§25вопросы 1-4

25

Организация караульной службы, Общие положения. Часовой и обязанности часового.

§52-54


26

Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного и дневального по роте.

§52-54

27

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова


§64

28

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (практическое занятие)

§65

29.

Инженерное оборудование и маскировка позиций

конспект

30

Материальная часть ручных гранат


конспект

31

Современный бой


§67-68

32

Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность человека.

конспект

33

Строевые приёмы и движение без оружия


§59-60

34

Здоровый образ жизни.


§ 26,28 диаграмма факторов

зад.1-3 с.142, борьба со стрессом с.151

35

Терроризм и террористическая деятельность


§13-16


Итого: 35 часов




Календарно-тематическое планирование 11 класс

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание


1.

Пожарная безопасность


§ 1 воп.1-4, зад. с.10§ 2 воп.1-4, зад. ПМП при ожоге с.16

2

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре

§ 2 воп.1-4, зад. ПМП при ожоге с.16

3.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года

§ 3 воп.1-4, с.22

4.

Правила личной гигиены.


§ 11 воп.1,2, доп.мат о рациональном питании с.65

5.

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте.

§ 16 воп.1-4зад. с.84

6.

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях.

Конспект

7.

Основные правила оказания первой помощи


§18

8.

Правила остановки артериального кровотечения.


§ 19

9.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

§ 20 воп.1-4, зад. с.100-101

10.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

§ 21 воп.1-4, зад. с.104-105

11.

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди и живота.

§ 22 воп.1-4, зад. с.108, доп.мат с.109

12.

Первая медицинская помощь при травмах области таза, повреждении позвоночника, спины.

§ 23 воп.1-4, зад. с.112, доп.мат с.113

13.

Первая медицинская помощь при травматическом шоке.

доп.мат к §18 с.93

14.

Первая медицинская помощь при остановке сердца.


§ 24 воп.1-4, зад. с.118, доп.мат с.119

15.

Основные понятия о воинской обязанности.


§ 30 воп.1-4, зад. с.148-149

16.

Организация воинского учёта. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

§ 31 воп.1-4, с.152, сооб-я по зад. с.153§ 32 воп.1-4, зад. с.156-157

17.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.


§ 34 воп.1-4, зад. с.164

17.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

§ 37 воп.1-4, зад. с.178-179


18.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учёт.

§ 38 воп.1-4, зад. с.184, доп.мат с.185

19.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

§ 40 воп.1-4, зад. с.192,

20.

Правовые основы военной службы


§ 41 воп.1-4, зад. с.196, доп.мат с.197

21.

Статус военнослужащего.


§ 42 воп.1-4, зад. с.200, доп.мат с.201

22.

Обязанности и ответственность военнослужащих

Конспект


23.

Военные аспекты международного права.


§ 43 воп.1-4, зад. с.206, доп.мат с.207

24.

Преступления против военной службы.

Конспект


25.

Общевоинские уставы ВС- закон воинской жизни.

§ 44 воп.1-4, зад. с.210, сооб-е об истории создания уставов, с.211

26.

Прохождение военной службы по призыву


§ 61 воп.1-4, зад. с.282

27.

Особенности военной службы по контракту.


§ 64 воп.1-3 с.298

28.


Альтернативная гражданская служба. Прохождение и увольнение


§ 65 воп.1-3 с.308

29.


Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

§ 57 воп.1-4, зад. с.266, примеры из истории с.267

30.

Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

§ 28 воп.1-4, с.140, сооб-я по зад. с.141

31.

Военная форма одежды

§ 29 воп.1-4, с.144, сооб-я по зад. с.145


32.

Знаки различия военнослужащих.

§62


33.

Воинские звания военнослужащих

Конспект


34.

Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России.


§58


Итого: 34 часа


5. Требования к уровню подготовки


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

- работать с правовыми документами.

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- правила личной гигиены;

- связь гигиены и физической культуры;

- роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;

- основные положения законодательства о семье и браке.

- симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности;

- правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;

- признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации.

- структуру и содержание общевоинских уставов;

- условия и порядок приведения военнослужащих к воинской присяге;

- организацию призыва на военную службу;

- порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения;

особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой

- требования к воину-специалисту;

- порядок подготовки по воинским специальностям;

- понятие и значение психологической готовности, способы её формирования;

- требования, предъявляемые к офицеру военной службой;

- важнейшие положения международного права войны.

Уметь:

- оказать помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах, при остановке сердца и прекращении дыхания.

- порядок определения годности к военной службе;

- цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе;

- назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе;

- порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.

- работать с правовыми документами.

использовать приобретенные знания и умения на практике для:

• ведения здорового образа жизни;

• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• полготовки граждан к военной службе;

• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

• оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

• подготовки к профессиональной деятельности.

Методы, технологии и формы контроля.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами

для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего

образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким

предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего

характера,

своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и

учебного коллектива.

Формы контроля.

Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень

усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач,

индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим

работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного

контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях.

В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме

тестирования.




6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов


Контроль качества образования по курсу ОБЖ.

          тестирование (11 класс);

        рефераты и их защита ( 11 класс);

        самостоятельные работы, семинары ( 11 класс);

        уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ

пострадавшим (11 класс).


7. Перечень учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности. Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета). Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видео-файлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса). Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются средства, перечисленные в таблице.

п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1. Нормативно-правовые документы

1

Конституция Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

2

Закон «Об образовании»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

3

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

4

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. №804 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

5

Стратегия национальной безопасности

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

6

Федеральный закон «О безопасности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

7

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

8

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

9

Федеральный закон «О гражданской обороне»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

10

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

11

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

12

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

13

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

14

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

15

Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

16

Федеральный закон «Об обороне»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

17

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы



18

Военная доктрина Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

19

Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

20

Указ Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

21

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

22

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

23

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

24

Правила дорожного движения Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

2. Учебная литература

25

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов

шт.

1

26

Наставление по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

шт.

1

27

Учебник по основам медицинских знаний (для старшеклассниц)

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

3. Учебные и учебно-наглядные пособия

28

Набор плакатов или электронные издания:

  • Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации

  • Ордена России

  • Текст Военной присяги

  • Воинские звания и знаки различия

  • Военная форма одежды

  • Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе

  • Военно-прикладные виды спорта

  • Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин

  • Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации

  • Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники

  • Приёмы и правила метания ручных гранат

  • Мины Российской армии

  • Фортификационные сооружения

  • Индивидуальные средства защиты

  • Приборы радиационной разведки

  • Приборы химической разведки

  • Организация и несение внутренней службы

  • Строевая подготовка

  • Оказание первой помощи

  • Гражданская оборона



компл.

компл.

компл.

компл.

компл.


компл.

компл.


компл.



компл.



компл.


компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.



1

1

1

1

1


1

1


1



1



1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

29

Средства индивидуальной защиты:

  • общевойсковой противогаз



  • общевойсковой защитный комплект

  • респиратор


шт.



шт.

шт.


По количеству обучающихся в классе (группе)

1

1

30

Приборы:

  • радиационной разведки

  • химической разведки


шт.

шт.


1

1

31

Бытовой дозиметр

шт.

1

32

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

1

33

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

1

34

Компас

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

35

Визирная линейка

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

36

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ)

компл.

1

37

Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

шт.

1

4. Медицинское имущество

38

Индивидуальные средства медицинской защиты:

  • аптечка АИ

  • пакеты перевязочные ППИ

  • пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11


шт.

шт.


шт.


1

1


1

39

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи:

  • сумка СМС


шт.


1

40

Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:

  • бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см

  • бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см

  • вата медицинская компрессная

  • косынка медицинская (перевязочная)

  • повязка медицинская большая стерильная

  • повязка медицинская малая стерильная




шт.


шт.

кг

шт.

шт.

шт.




3


3

0,1

3

3

3

41

Медицинские предметы расходные:

  • булавка безопасная

  • шина проволочная (лестничная) для ног

  • шина проволочная (лестничная) для рук

  • шина фанерная длиной 1 м


шт.

шт.

шт.

шт.


3

1

1

1

42

Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:

  • знак нарукавного Красного Креста

  • лямка медицинская носилочная

  • флаг Красного Креста



шт.

шт.


шт.




1

1


1


Периодические издания

  • Азбука безопасности

  • Подшивка журнала ОБЖ. Основы безопасности жизни.

  • Научно-методический и информационный журнал

  • Основы безопасности жизнедеятельности

  • Информационно-методическое издание для преподавателей

  • Защитник Отечества безопасность каждого гражданина

  • На службе Отечеству

  • Уставы Вооруженных Сил


Учебная литература


п/п

Название

Автор

Издательство, год издания

1

Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 10 класс

В.А.Шкенев

Учитель

2006

2

Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 11 класс

Малов-Гра, А.Г

АСТ Астрель Москва 2008

3

Преподавание ОБЖ в школе

Л.А.Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М.Зуев

Оренбург Издательство ОГПУ 2010

4

Методика проведения соревнований по программе спартакиады допризывной молодёжи



5

Методика обучения ОБЖ

Л.В.БайбородоваЮ.В.Индюков

Москва «Владос» 2004

6

Пожарная безопасность

М.А.Ермакова

Оренбург Издательство ОГПУ 2009

7

Профилактика Детского дорожно-транспортного травматизма

В.в.ШумиловаЕ.Ф.Таркова

Волгоград

Издательство «Учитель» 2007

8

Обеспечение безопасности образовательного учреждения

С.В.Петров

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2006

9

Противодействие терроризму «Школа против террора»

В.И.СимакинЕ.А.Печёрская

Издательство «Кирилица» 2006

10

Безопасность жизнедеятельности

А.М.Суздалева, О.Н.Федоренко, Е.Е.Лутовина

Оренбург Издательство ОГПУ 2010

11

Основы безопасности жизнедеятельности. Секреты преподавания

Л.А.Тётушкина

Издательство «Учитель» Волгоград 2009

12

Основы военной службы

А.Т.Смирнов, В.А.Васнев

Дрофа Москва 2007


Аудиовизуальные пособия


п/п

Класс

Раздел, тема

Название

1

10

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе

Презентация



Правила поведения в условиях ЧС природного и технического характера

Презентация



Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

Презентация



Средства индивидуальной защиты

Презентация



Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

Презентация



Эвакуация - основное мероприятие по защите людей. Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

Презентация



Вредные привычки, их влияние на здоровье

Презентация



История создания и развития вооружённых сил России

Презентация



Состав Вооружённых Сил Российской Федерации

Презентация



Военно-воздушные Силы. Военно-морской флот. Воздушно-десантные войска

Презентация



Память поколений - дни воинской славы России

Презентация



Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы

Презентация



Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою военной службе

Презентация



Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации

Презентация

2

11

Правила личной гигиены и здоровье

Презентация



Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

Презентация



Заболевания, передаваемые половым путём. Психологическое состояние человека и причины самоубийств

Презентация



Семья в современном обществе. Законодательство о семье

Семья - ячейка общества

Презентация



Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте. Первая помощь при ранениях

Презентация



Первая помощь при травмах. Ушибы, растяжение связок, вывихи

Презентация



Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

Презентация



Организация воинского учёта и его предназначение

Презентация



Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе

Презентация



Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учёт.

Презентация



Войны в истории человечества и России. Военная служба - особый вид государственной службы

Презентация



Военная присяга

Презентация



Ответственность граждан по вопросам призыва

Презентация

Оборудование для лабораторно – технических работ

№ п/п

Класс

Название

Тема, раздел

Кол-во экз.

1

10

Противогазы

Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ), привила их использования

30



Респираторы

15

2

10

ОЗК

8

3

10

Макет автомата Калашникова (АК 74)


1

4


Мина противотанковая (учебная)


2

5


Пневматические винтовки.


5


Стенды, плакаты

Стенды:

      • Уголок «Символы России и Вооружённых сил»

      • Уголок «Служу России»

      • Уголок «Вооружённые силы защитники Отечества»

      • Уголок «Огневая подготовка»

      • Уголок «Составы и воинские звания ВСРФ», «Строевая подготовка»

      • Уголок «Первая медицинская помощь"

      • Уголок «Действия населения при авариях и катастрофах»

      • Уголок «Аварийно-спасательные и другие неотложные работы»


Плакаты:

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

  • Правила поведения при землетрясении

  • Правила поведения при наводнении

  • Пожарная безопасность

  • Правила оказания первой помощи

  • Противодействие терроризму и экстремизму в российской Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

8. список литературы (основной и дополнительной).

1. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений./В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов и др.– М.: Дрофа, 2002 – 320с.: ил. (основной учебник)

2. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев и др.; – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.–160 с.

3. Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. / А.Т.. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001-160 с. : 8 л. 4 л.

4. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382, [2] с.

5. Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд.

/А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001-160 с.: 8 л. ил.

6. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений Смирнов А.Т., Хренников Б.О

7. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

8. Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений, 1-11 классы/под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

9. Федеральные законы Российской Федерации «О Гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона РФ» «Об образовании»,« О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву » // Собрание законодательства РФ: официальное издание. – М., 1998-2007.

10. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 кл.: пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ. Общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, М.В. Маслов; под общ.ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение , 2002

11. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»

2012 г.

12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» 2012 г.

13. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система знаний. 5-9 , 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – (Работаем по новым стандартам)

14. Методика обучения ОБЖ. Пособие для учителя. Л.В.БайбородоваЮ.В.Индюков Москва «Владос» 2004.

15. Методика проведения соревнований по программе спартакиады допризывной молодёжи Профилактика Детского дорожно-транспортного травматизма/ В.В.ШумиловаЕ.Ф.Таркова Волгоград Издательство «Учитель» 2007





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!