МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте (чтение)
Класс - 1-а Количество часов в год – 72 ч
Учитель: Любушкина Оксана Александровна Категория – высшая Стаж работы – 31 год
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена пособием Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец «Азбука»
Рабочая программа принята на заседании МЦ «Детство» « » сентября 2021 года Руководитель МЦ __________Нечаева Л.В. | Одобрена МС «____» сентября 2021 года Зам. директора по НМР: ___________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР: ___________________Касторнова Е.Ф. |
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании Основной образовательной программы основного начального образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного начального образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» , с учётом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец «Азбука».
Курс «Обучение грамоте» интегрирован, взаимосвязан с предметами: окружающий мир, ИЗО. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Цель курса - освоение учащимися коммуникативной функции языка.
Ведущая задача - развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.
Для решения поставленной задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии), содержательность речи и ее правильность. Все три условия взаимосвязаны: желание в речевом общении возникает, если понятен и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется коммуникация.
Мотивация и содержательность речи не могут возникнуть только в результате изучения учебного предмета «русский язык». Они формируются лишь на общепредметном уровне, тогда как обеспечение правильности речи в основном прерогатива русского языка. Правильность речи обеспечивается владением лексикой, грамматикой, орфоэпией, правописанием, графикой русского языка, навыками чтения на русском языке.
Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи языковой системы, а методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).
В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в слово, дети устанавливают зависимость его смысла от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму.
В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.
Задачи периода обучения грамоте:
- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
- развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).
Содержание курса
I. Развитие речевой деятельности
Общие сведения о речи (в течение курса).
Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.
Устная речь
Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).
Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь.
Ориентировка в Азбуке и Тетрадях по чтению: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные.
Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.
Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.
Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.
Техника чтения и письма.
Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв
по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение»
пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.
Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.
Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма.
Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание
рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч.
Графика. Техника письма.
Списывание слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма.
Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.
II. Система русского языка
Слово. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова.
Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова.
Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменения их порядка в слове, замены одной фонемы, при перемещении ударения.
Наблюдения существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), имен прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия).
Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное).
Различение слов - названий и указателей названий местоимений (он, она, они, мой...) (понятие использует учитель).
Общее представление о словообразовании. Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.
Классификация слов по лексическому и грамматическому значению.
Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные.
Твердые и мягкие парные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Написание и, а, у после согласных ж, ч, ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки.
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.
Звуки-буквы. Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ь). Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.
Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова.
Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных без введения понятий) при сопоставлении со словом.
Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложений соответствующие знаки в письменной речи). Большая буква в начале
предложения, знаки (. ? !) в конце. Объединения слов в предложения, выделение предложения из текста. Ошибкоопасные места при записи предложения.
Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов, частицы не), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов.
Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.
Связи слов в предложении (по вопросам).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учебе; - интерес к учебному материалу; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. | Обучающийся получит возможность научиться: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о русском языке как средстве межнационального общения; - представления о своей этнической принадлежности |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. | Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: слово - слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); - устанавливать при- чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). | Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - первоначальному умению смыслового восприятия текста; - подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: слово - слова, обозначающие предметы, род слов, обозначающих предметы); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: - принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости. | Обучающийся получит возможность научиться: - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Предметные результаты |
|
Развитие речи |
Обучающийся научится: - первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; - составлять текст из набора предложений; - выбирать заголовок текста из ряда данных. | - находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте; - первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку; - составлять текст по его началу, по его концу. |
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика |
Обучающийся научится: - различать звуки речи; - устанавливать число и последовательность звуков в слове; - различать гласные и согласные звуки; гласные ударные-безударные; согласные парные твердые-мягкие, звонкие-глухие; - определять звонкие и глухие непарные согласные звуки; - определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч,щ)\ - находить в слове ударные и безударные гласные звуки; - определять указатели мягкости-твердости согласных звуков; - делить слова на слоги; - различать звуки и буквы; - различать буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков; - определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я; - обозначать на письме звук [й']; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, елка, - использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании). | Обучающийся получит возможность научиться: - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом про- говаривании слов учителем; - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике ); - первичным навыкам клавиатурного письма. |
Лексика |
| Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать слово как единство звучания и значения; - на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий). |
Состав слова (морфемика) |
| Обучающийся получит возможность научиться - находить в ряди слов родственные (однокоренные) слова; - различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. |
Морфология |
Обучающийся научится: - находить слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета; - опознавать имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные; - различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | Обучающийся получит возможность научиться: - различать лексическое и грамматическое значение слова; - находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова. |
Синтаксис |
Обучающийся научится: - различать предложения и слова; - определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца; - находить границы предложения; - писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; - составлять предложения из слов, данных в начальной форме. | Обучающийся получит возможность научиться: - различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; - сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов; - сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами |
Орфография и пунктуация |
Обучающийся научится: - применять правила правописания: раздельное написание слов; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); знаки препинания (. ?!) в конце предложения; - безошибочно списывать текст с доски и учебника; - писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами. | Обучающийся получит возможность научиться: - определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; - применять орфографическое чтение (прого- варивание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании; - пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля |
|
| |
|
| |
II. Содержание учебного предмета
Программа «Обучение грамоте» (чтение и письмо ) состоит из 4 этапов обучения:
№ п/п | Часы | Содержание программного материала |
1 | 10 ч | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | «Азбука»- с. 4-12, Пропись№1 |
2 | 13 ч | 2 этап | «Азбука»- с. 23-38, Пропись№2 |
3 | 24 ч | 3 этап | «Азбука»- с. 39-75, Пропись №3 |
4 | 25ч | 4 этап | «Азбука»- с. 76-108, Пропись №4 |
итого | 72 ч | | |
III.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол -во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 10 ч |
1 | - История обучения. Знакомство с учебником. | 1 | Регулятивные - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме; - осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; — оценивать совместно с учителем результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные - искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки; - «считывать» информацию с рисунков; - понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке на с. 4-22; - анализировать объекты, представленные в рисунках; - сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; — подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; речь устная и письменная; звуки и буквы; звуки гласные—согласные, согласные мягкие—твердые; — соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные - воспринимать мнение сверстников, родителей о «считывании» информации с рисунков, о значении знаков, символов, моделей, об анализе, сравнении выделенных учителем критериев. — правилам общения в школе, в классе; — адекватно реагировать на обращение учителей; — основам работы на уроке в разных формах | - интерес к отдельным заданиям; - представления об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. - интереса к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям); — представления о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения; — представление о своей семейной и этнической принадлежности. |
2 | Речь устная и письменная. | 1 |
3 | Мир, Россия. Родина, « | 1 |
4 | Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет». | 1 |
5 | Звуки гласные и согласные. | 1 |
6 | Знаки звуков – буквы. Звук [а], буква А, а. Звук [у], буква У, у. | 1 |
7 | Путешествие в мир знаков. Предложение и слово. | 1 |
8 | Театр. Звук [о], буква О, о. Звук [э], буква Э э. | 1 |
9 | Звук[о], буква О о. Звук [э] буква Э э. Большая буква в именах собственных. | 1 |
10 | Звуки [ы], [и], буквы ы, И, и. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 |
| | |
2 этап 13 часов |
11 | Один предмет – несколько предметов (единственное и множественное число названий предметов). | 1 | Регулятивные Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме. Обучающийся получит возможность научиться: — осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; — адекватно воспринимать оценки своей работы учителями; — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; — осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - искать нужную информацию на странице (или развороте) Азбуки, «считывать» информацию с рисунков; - понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и других учебных пособиях; - анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии; - понимать заданный вопрос; - подводить языковой факт под понятия: речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные. Обучающийся получит возможность научиться: — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи; — подводить языковой факт под понятия: слово и предложение; слог, согласные мягкие-твёрдые; — соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - правилам общения в школе, в классе; - адекватно реагировать на обращение учителей; - основам работы на уроке в разных формах (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах). Обучающийся получит возможность научиться: — иметь представление о возможности существования различных точек зрения; — использовать в общении правила вежливости; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе). | Личностные У обучающегося будут сформированы: - интерес к отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: — интереса к занятиям по Азбуке; — представления о причинах успеха в учебе; — проявления этических чувств на основании анализа простых ситуаций; — представления о языке как средстве общения, о русском языке как средстве межнационального общения; — представления о своей семейной и этнической принадлежности; — понимания заданных критериев успешности учебной деятельности. |
12 | Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные. | 1 |
13 | Твердые и мягкие звуки [л], [л’] и [м], [м’], буквы Л л, М м. Определение места звука в словах | 1 |
14 | Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные. | 1 |
15 | Предмет, его признаки и действия. Ударение. | 1 |
16 | Культура общения. | 1 |
17 | Звуки [н], [н’] и [р], [р’], буквы Н н,Р р. Понятие рода и числа | 1 |
18 | Твердые и мягкие согласные звуки [н], [н’], [р], [р’]. | 1 |
19 | Предложения, разные по целям и интонации. | 1 |
20 | Диалог. Правила работы над диалогом. | 1 |
21 | Звук [й’], буква Й й. | 1 |
22 | Звук [й’], буква Й, й.Нахождение предложений по схеме. | 1 |
23 | Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем | 1 |
| | |
3 этап 24 часа |
24 | Понятие «слог». Деление слов на слоги | 1 | Регулятивные Обучающийся научится: - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; — проговаривать вслух последовательность производимых действий; — адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками; — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; — осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос; - анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии; - подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уровне); речь устная и письменная; звуки-буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные, слог, согласные мягкие- твёрдые. Обучающийся получит возможность научиться: - искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях; — первоначальному умению различать способы передачи и сохранения информации в давние времена и сейчас; — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; — подводить языковой факт под понятия: согласные звонкие—глухие, согласные шипящие; — соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - иметь представление о возможности существования различных точек зрения; - правилам общения в школе, в классе; - адекватно реагировать на обращение учителя; - использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: - строить понятные высказывания; — формулировать собственное мнение и позицию; — участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и в группе); — договариваться, приходить к общему решению; — задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Личностные У обучающегося будут сформированы: - интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям); - знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни; - представление о своей семейной принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - положительного отношения к школе и учебной деятельности; — представления о причинах успеха в учебе; — этических чувств на основании анализа простых ситуаций; — представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения, о русском языке как средстве межнационального общения; — представления о своей этнической принадлежности; — понимания заданных критериев успешности учебной деятельности. |
25 | Правило переноса слов. | 1 |
26 | Игра «Найди пары». Логическое и смысловое ударение. | 1 |
27 | «Кто где живет?» | 1 |
28 | Практическое использование при чтении изученных букв. | 1 |
29 | Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б и В, в. Звонкие и глухие согласные. | 1 |
30 | Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б и В, в. Коррекция текста. | 1 |
31 | Сочетание слов в предложении по смыслу. | 1 |
32 | Звуки [г], [г’], [г], [г’] и буквы Г, г и Д, д. Различие слова и слога. | 1 |
33 | Звуки [г], [г’], [г], [г’] и буквы Г, г и Д, д. Многозначность слов. | 1 |
34 | Имена собственные. | 1 |
35 | Звонкие и глухие согласные. Игра в города. | 1 |
36 | Звуки [ж], [з], [з’], буквы Ж, ж и З, з. Звонкие и глухие согласные. | 1 |
37 | Образование слов. Расхождение написания с произношением. | 1 |
38 | Звук [ж] – всегда твердый согласный звук. | 1 |
39 | Звуки [к], [к’], [п], [п’] и буквы К, к и П, п. | 1 |
40 | Старинные имена. Сравнение текстов фантастических и правдивых. | 1 |
41 | Смыслоразличительная роль звуков. Словообразование. | 1 |
42 | Звуки [с], [с’], [т], [т’] и буквы С, с и Т, т. Значение слов. | 1 |
43 | Согласные [с], [т]. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? | 1 |
44 | Звуки [с], [с’], [т], [т’] и буквы С, с и Т, т. Согласные звуки. | 1 |
45 | Звуки [ф], [ф’], [ш]. Буквы Ф, ф, Ш, ш. Парные звонкие и глухие согласные. | 1 |
46 | Парные звонкие и глухие согласные. Признак предмета, действие предмета | 1 |
47 | Звуки [ж], [ш] – всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши | 1 |
4 этап 25 часов |
48 | Чтение предложений по схемам. | 1 | Регулятивные Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проговаривать вслух последовательность производимых действий; — осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; — в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; — осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные Обучающийся научится: - искать нужную информацию в Азбуке и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; - обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); - подводить языковой факт под понятия: слово и предложение (на практическом уров не); речь устная и письменная; звуки и буквы, звуки гласные-согласные, гласные ударные-безударные; слог; согласные мягкие- твёрдые, согласные звонкие-глухие, согласные шипящие. Обучающийся получит возможность научиться: — устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; — воспринимать смысл небольшого текста; — соотносить изучаемый материал с собственным опытом. Коммуникативные Обучающийся научится: - участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах и группах); - иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя. Обучающийся получит возможность научиться: — принимать другое мнение и позицию; — формулировать собственное мнение и позицию; — строить понятные высказывания; — задавать вопросы, — адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Личностные У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям); - знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни; - представления о своей семейной принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - этических чувств на основании анализа простых ситуаций; — представления о причинах успеха в учебе; — внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; — первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; — представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения; — о русском языке как средстве межнационального общения; — представления о своей этнической принадлежности. |
49 | Угадай слово. Знаки времени | 1 |
50 | Чтение текстов с изученными буквами. | 1 |
51 | Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я, я. Одна буква – два звука. | 1 |
52 | Чтение слов с буквами Е, е, ё, Ю, ю, Я, я. | 1 |
53 | Знакомство с фразеологизмами. Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 |
54 | Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев | 1 |
55 | Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с [й’у], [й’а]. | 1 |
56 | Что такое язык? Когда мы так говорим? | 1 |
57 | История про щуку и воблу. Корень слова. | 1 |
58 | Этика общения. Письмо. | 1 |
59 | Ь – показатель мягкости предшествующего звука. | 1 |
60 | «Кому что принадлежит?». | 1 |
61 | Знакомство с фольклором. Страшилки. | 1 |
62 | Звуки [х], [х’], [ц]. Буквы Х, х и Ц, ц. | 1 |
63 | Упражнение в чтение слов с буквами Х, х и Ц, ц. Словообразование. | 1 |
64 | Словообразование. Значение фонемы в образовании слов. | 1 |
65 | Звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч и Ш, щ. | 1 |
66 | Понятия: время, сутки, дни недели. | 1 |
67 | Разделительные ь и ъ знаки. | 1 |
68 | Как поэт использовал чудеса русского языка. | 1 |
69 | Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалочки. | 1 |
70 | Что читали наши бабушки? Семейные праздники. | 1 |
71 | Фестиваль сказочных героев. Алфавит. | 1 |
72 | «Прощание с Азбукой». | 1 |
| | |