СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "По обучению грамоте "1 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "По обучению грамоте "1 класс»

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ливенская основная общеобразовательная школа

Павловского района Воронежской области



Рассмотрено на МС школы.

Протокол № ____

«____» ___________20__ г.



Утверждаю.

Директор школы

_________Л.И.Сахарова

«____» ___________20__ г











Рабочая программа по предмету

« Обучение грамоте »

1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной







Разработана

Кузнецовой Е.В.

учителем начальных классов первой

квалификационной категории









с.Ливенка

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной* (см. Примечание).

Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.


Место предмета в учебном плане.


Курс «Русский язык» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его продолжительность (приблизительно 24-25 учебных недель, 9 ч в неделю)

Цели и задачи курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:

– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

Курс «Русский язык» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его продолжительность (приблизительно 24-25 учебных недель, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Содержание курса

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

































Календарно тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

(планируемая)

Дата проведения

(фактическая)

Добукварный период

1

Знакомство с учебником. Составление рассказа
по картинке



2

Речь письменная и устная



3

Предложение . Предложение и слово



4

Слово и слог



5

Слог, ударение



6

Деление слов на слоги



7

Звуки речи: гласные и согласные



8

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным



9

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков



10

Гласный звук [а], буквы А, а



11

Гласный звук [а], буквы А, а



12

Звук [о], буквы О, о



13

Звук [о], буквы О, о



14

Звук [и], буквы И, и



15

Звук [и], буквы И, и



16

Гласная буква ы, звук [ы]



17

Звук [у], буквы У, у



18

Звук [у], буквы У, у



Букварный период

19

Звуки [н], [н’], буквы Н, н



20

Звуки [н], [н’], буквы Н, н



21

Звуки [с], [c’], буквы С, с



22

Звуки [с], [c’], буквы С, с
(закрепление)



23

Звуки [к], [к’], буквы К, к



24

Звуки [к], [к’], буквы К, к

(закрепление



25

Звуки [т], [т’], буквы Т, т



26

Звуки [т], [т’], буквы Т, т
(закрепление)



27

Закрепление пройденного материала



28

Звуки [л], [л’], буквы Л, л

(закрепление)



29

Повторение и закрепление изученного материала.



30

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р



31

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

(закрепление)



32

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в



33

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в
(закрепление)



34

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]



35

Буква Е – показатель мягкости согласных



36

Чтение слов с буквой Е

(повторение и закрепление)



37

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п



38

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п
(закрепление)



39

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м



40

Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М



41

Закрепление пройденного материала



42

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з



43

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление)



44

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б



45

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов
и слов с буквами б и п (закрепление)



46

Закрепление пройденного материала



47

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д



48

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’],

буквы Д, д, Т, т



49

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]



50

Буква Я – показатель мягкости согласного



51

Закрепление пройденного материала



52

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г



53

Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов
и слов с буквами к и



54

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч



55

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление)



56

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков




57

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного



58

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков



59

Твердый согласный звук
[ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши



60

Твердый согласный звук
[ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)



61

Твердый согласный звук
[ж], буквы Ж,



62

Твердый согласный звук
[ж], буквы Ж, ж (закрепление)



63

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]




64

Буква Ё, ё – показатель мягкости



65

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й



66

Чтение слов с буквой й (закрепление)



67

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х



68

Чтение слов с буквой х (закрепление)



69

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]



70

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии



71

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц



72

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление)



73

Гласный звук[э]. Буквы Э, э



74

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление)



75

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу



76

Чтение предложений и текстов
с буквами Щ, щ (закрепление)



77

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф



78

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф



79

Мягкий и твердый разделительные знаки.

Русский алфавит



Послебукварный период

80

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина



81

К. Д. Ушин-ский. Наше Отечество



82

В. Крупин. Первоучители словенские .

Первый букварь



83

Творчество А. С. Пушкина – сказки



84

Л. Н. Толстой о детях



85

К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель.

К. Д. Ушинский о детях



86

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»)



87

В. В. Бианки. Первая охота



88

Творчество С. Я. Маршака



89

Творчество М. М. Пришвина



90

Творчество А. Л. Барто.

Творчество С. В. Михалкова



91

Б. В. Заходер. Два и три.

Творчество В. Д. Берестова



92

Проверим свои знания.



93

Прощание с Азбукой.








Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия:

1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2012.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!