СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе ФКГОС 2004 года и основной образовательной программы школы. Расчитан курс на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 9 класса»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»





ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол №__ от 30.08.2017 г. Обсуждено на методическом объединении учителей

СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР

_________________

/Коренькова Г.В./







Рабочая программа

Предмет: обществознание

Класс: 9

Всего часов _34_

Количество часов в неделю _1_





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ«СОШ №69»

________________________

/Журавлева С.В /


























Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО от 05.03.2004 N 1089 и Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ «СОШ №69».

Изучение обществознания (включая экономику и право) на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношений

Задачи курса:

- сформировать активную гражданскую позицию школьников;

- вооружить учащихся знаниями об обществе и людях, которые позволят им в будущем изучить среду обитания, сделать более современным мир человеческих взаимоотношений;

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов;- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для учащихся правовой ответственности.

Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современном человеку.

В соответствии с учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение обществознания в 9 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение обществознания в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Раздел 2. Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты)

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Раздел 3. Содержание тем учебного предмета, курса.

Сфера духовной культуры и ее особенности. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. ДОБРО И ЗЛО. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Наука в жизни современного общества. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ САМООБОРОНЫ

4. Распределение учебного материала в 9 классе.

Наименование раздела

Количество часов

1

Политическая сфера

11

2

Человек и его права

14

3

Духовная сфера

5

4

Контрольные работы

3

5

Итоговое обобщение

1


Итого

34












Раздел 5. Календарно-тематическое планирование.




Тема урока


Дидактическая единица стандарта

Дата

1

Власть и политика.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества.


2

Входная контрольная работа

Гражданское общество и правовое государство.


3

Государство.

Понятие и признаки государства. Формы государства. Разделение властей.


4

Национальное государственное устройство. Местное самоуправление

Формы государства. Местное самоуправление.


5

Формы правления.

Формы государства.


6

Политические режимы.

Политический режим. Демократия, ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.


7

Гражданское общество и правовое

государство.

Гражданское общество и правовое государство.


8-9

Голосование, выборы и референдумы.


Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум.


10

Политические партии.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.


11

Обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»



12

Право.

Право, его роль в жизни общества и государства.


13

Нормы права и их система.

Норма права. Нормативный правовой акт. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУБЪЕКТЫ ПРАВА. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений.


14

Закон и власть.

Правоохранительные органы. Судебная система. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан


15-16

Конституция – основной закон страны.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.


17

Правонарушения и юридическая ответственность.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ.


18

Право и имущественные отношения

Гражданские правоотношения. Право собственности. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ.


19

Потребитель и его права

Права потребителей. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.


20

Правовые основы брака и семьи

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.


21

Права ребенка

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.


22

Труд и право.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.


23

Уголовное и административное право



Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ САМООБОРОНЫ.


24

Права человека


Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


25

Обобщающий урок по теме «Человек и его права»



26

Промежуточный контроль по темам 1-2



27


Понятие культура.


Сфера духовной культуры и ее особенности. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. ДОБРО И ЗЛО. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.


28

Религия.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.


29

Искусство.

Сфера духовной культуры и ее особенности.


30

Образование. Наука.

Наука в жизни современного общества. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.


31

Обобщающий урок по теме

«Духовная сфера общества»



32

Итоговая контрольная работа



33-34

Итоговое обобщение по курсу












Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Для каких классов

наличие эл.варианта


Литература для учителя:



1

Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.

9


1.1

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко, С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Москва. Астрель 2011г

9

-

1.2

Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,: Просвещение, 1998. – 188с.

9

-

1.3

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. – М,: Просвещение, 2002 – 173с.

8-9

-

1.5

Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс, О.Котова, Т.Лискова, М.Просвещение, 2014

9

+

1.6

Тесты по обществознанию, 9 класс, И.С.Хромова, М, Русское слово, 2010

9

-

2

Литература для ученика



2.1

Кравченко А. И, Певцова Обществознание 9 класс

9

-

3

Технические средства обучения

9


3.1

Компьютер

4-11


3.2

Мультимедийный проектор

4-11


3.3

Экран

4-11


4

Электронные образовательные ресурсы



4.1

Наименование сайтов




Основной государственный экзамен 2017-18. Обществознание. Учебно - тренировочные материалы для подготовки обучающихся / ФИПИ – центр, 2017.

9


4.2

Наименование электронных пособий



5

Оборудование



5.1

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

4-11


5.2

Стол учительский со стулом

4-11


5.3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4-11

























Оценочные материалы.


Входная контрольная работа

1. Общество имеет свойство:

а) развиваться

б) останавливаться в развитии

в) деградировать

2. Общество, для которого характерно господство натурального хозяйства:

а) традиционное

б) индустриальное

в) постиндустриальное

3. Движение общества вперед называется

а) прогресс

б) регресс

в) реформы

4. Глобальные проблемы современности:

а) угроза терроризма

б) экономические кризисы

в) увеличение числа коррупционеров

5. Что включает в себя обществознание:

а) учение об обществе и человеке

б) учение о техническом развитии мира

в) учение об обществе

6. Какая проблема стоит перед экономикой:

а) проблема недостатка рабочей силы

б) проблема ограниченности ресурсов

в) проблема отсутствия экономических благ

7. Что из нижеприведенного является экономическим благом:

а) полезные ископаемые

б) лесной воздух

в) услуги репетитора

8. Черты рыночной экономики:

а) собственность и средства производства принадлежат государству

б) ресурсы в руках у частных лиц

в) государственное регулирование экономики и частная собственность

9. К каким факторам производства относится оборудование на заводе:

а) труд

б) земля

в) капитал

г) информация

10. Какую роль играет предпринимательство в развитии экономики:

а) уменьшается число рабочих мест

б) вызывает массовое уклонение от налогов

в) обеспечивает приток денежных средств в хозяйственные отрасли

11. К какому виду налогов относится налог на транспортное средство:

а) прямой

б) косвенный

в) подоходный

12. Что такое государственный бюджет?

а) внешний долг государства

б) внутренний долг государства

в) план сбора доходов государства и их использования

13. Что относится к доходам граждан? (выбрать все возможные варианты):

а) наследство

б) принятие подарков и подношений на производстве

в) зарплата

г) пожертвование в детский дом

д) пособия, стипендии

е) частный бизнес

14. Как государство решает проблему безработицы (выбрать все возможные варианты):

а) выплачивает пособия по безработице

б) выплачивает дотации на оплату коммунальных услуг

в) организует биржи труда

15. Протекционизм это:

а) свободный ввоз иностранных товаров в страну

б) свободная торговля

в) ограничение ввоза иностранных товаров

16. Социальная стратификация это:

а) деление общества на группы

б) социальное расслоение

в) социальная политика государства

17. Ректор института стал простым преподавателем. Это пример:

а) повышения социального статуса

б) горизонтальной социальной мобильности

в) вертикальной социальной мобильности

18.Статус бывает

А) прирожденный

Б) приобретенный

в) заслуженный

19. Как можно охарактеризовать современное общество

А) традиционное

Б) индустриальное

В) информационное

20. Постепенное изменение одной или нескольких сфер общественной жизни называется

А) прогресс

Б) революция

В) реформы

21. Сферы жизни общества (выбрать неверный ответ):

а) социальная

б) аграрная

в) политическая

г) духовная

22. Общество, для которого характерно преобладание промышленного производства:

а) традиционное

б) индустриальное

в) постиндустриальное

23.Развитие общества революционным путем это:

а) поступательное развитие

б) эволюционное развитие

в) скачкообразное развитие

24. Черты традиционной экономики:

а) ресурсы в руках у частных лиц

б) государственное регулирование всех сфер общественной жизни

в) господство аграрной сферы

25. К каким факторам производства относится вода:

а) труд

б) земля

в) капитал

г) предпринимательские способности

е) акционерное общество

26. К какому виду налога относится таможенная пошлина:

а) прямой

б) косвенный

в) такого налога не бывает

27. Что такое дефицит бюджета:

а) превышение внутреннего долга над внешним

б) доход государства меньше, чем расход

в) результат уклонения от налогов

28. Как государство решает проблему бедности?

а) увеличивает налоги

б) перераспределяет доходы

в) понижает зарплату тем, кто имеет доход больше установленной суммы

29. Учитель биологии переквалифицировался в учителя географии. Это пример:

а) горизонтальной социальной мобильности

б) снижения социального статуса

в) вертикальной социальной мобильности

30. Выборы в парламент, принятие законов - примеры проявления

А) политической сферы

Б) духовной сферы

В) экономической сферы


25 - 30 баллов – оценка 5

19 - 24 баллов – оценка 4

13- 18 баллов – оценка 3

1.а 2.а 3.а 4.а 5.а 6.б 7.а 8.б 9.в 10.в 11.б 12.в 13.авде 14.ав 15.в

16.а

17.в 18.аб 19.в 20.в 21.б 22.б 23.в 24.в 25.б 26.б 27.б 28. Б 29.а 30.а



Промежуточная контрольная работа теме Политическая сфера

1. Соотнесите функции политической партии и их содержание.

1. политическая

2.представительская

3. электоральная

4. социализации

5. рекруиторская

а. отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства

б. организация и участие в избирательных кампаниях

в.овладение государственной властью

г. воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан

д. выражение интересов определённых групп и слоёв населения

2. В государство Z практически полностью отсутствуют политические свободы, плюрализм в политической, экономической, идеологической сферах, связь между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве Z?

1. авторитарный

2. тоталитарный

3. демократический

4. теократический

3. В государстве Z существует парламент, осуществляющий законодательную деятельность, Кабинет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, а также Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В государстве Z существует

1. многовластие

2. двоевластие

3. разделение властей

4. авторитарная власть главы государства

4. В государстве Z правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Z?

1. конституционная монархия

2. парламентская республика

3. абсолютная монархия

4. президентская республика

5. Установите соответствие между функциями государства и их видами.

Виды функций государства

А. Внешние

Б. Внутренние

Функции государства

1. защита существующей экономической системы

2. охрана общественного порядка

3. обеспечение нормальных отношений с соседними государствами

4. обеспечение неприкосновенности границ государства

6. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия абсолютной и ограниченной монархии. Выберите и запишите черты сходства и отличия.

1. монарх передаёт свою власть по наследству

2. монарх вынужден считаться с мнением парламента

3. власть монарха священна

4. это форма правления

7. Верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во взаимоотношениях с другими государствами - это

1. авторитет

2. суверенитет

3. иммунитет

4. нейтралитет

8. В большинстве стран членам парламента запрещено занимать ответственные должности в правительственных организациях. В этом проявляется

1. обеспечение равноправия граждан

2. демократический принцип устройства

3. гарантия законности

4. принцип разделения властей

9. Укажите правильную последовательность стадий процесса выборов.

1. предвыборная агитация

2. назначение сроков выборов

3. голосование и подведение итогов выборов

4. выдвижение и регистрация кандидатов

5. регистрация и учёт избирателей

10. Внутреннее строение государственного аппарата, порядок взаимоотношений различных органов власти называется

1. функциями государства

2. компетенцией государственного аппарата

3. структурой государственного аппарата

4. полномочиями государственного аппарата

11. В отличие от государства, политическая партия

1. определяет внешнюю политику

2. выражает интересы общества в целом

3. борется за получение политической власти

4. разрабатывает политические документы

12. Государство Z обладает единой законодательной, исполнительной и судебной властью, издаёт законы действующие на его территории. В каждой администранивно-территориальной единице страны действуют также и свои властные органы, конституции и законы. Укажите форму государственно-территориального устройства государства Z.

1. унитарное государство

2. правовое государство

3. конфедерация

4. федерация

13. К функциям политических партий в демократическом обществе относится

    1. разработка и принятие законов 2) предложение программ развития общества

3) управление предприятиями 4) осуществление судопроизводства

14. Главой государства Z является наследственный правитель. Он издает законы,

руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебный

органов. Какова форма правления страны Z?

1) конституционная монархия 2) парламентская республика

3) президентская республика 4) абсолютная монархия

15. Верны ли следующие суждения о референдуме?

А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее

важным для всего общества вопросам.

Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры

или партии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Органом законодательной власти в РФ является

1) Федеральное собрание 2) Правительство РФ

3) Совет Безопасности 4) Общественная Палата

17. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета 2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии 4) Председатель Центробанка

18. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих

интересы определенных социальных сил.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Президент РФ

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики.

20. Россия по форме правления является:

1) конституционной монархией 2) демократическим государством

3) республикой 4) федерацией

21. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какие политические права Вы реализуете в наибольшей степени?».

свобода слова и печати

45

избирательные права

30

право на доступ к информации

14

участие в деятельности политических партий

6

свобода мирных митингов, шествий, собраний

5

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политической информацией интересуется более половины граждан страны.

2. В выборах регулярно принимают участие около трети граждан страны.

3. В стране регулярно проводятся массовые митинги, шествия, собрания.

4. Политические партии весьма популярны среди граждан страны.

5. Участие в выборах более распространено среди граждан, чем проведение митингов, шествий, собраний.

22. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что…

1. В общественных движениях есть внутренняя структура

2. В партиях есть членство, взносы, иерархия

3. Общественные движения политическими вопросами не занимаются

4. В партиях нет постоянного количества членов

23. С какого возраста возможно участие в политических выборах?

1. С 21 г. 2. С 16 лет 3. С 18 лет 4. С 14 лет

24. Демократия- это такой политический режим, когда…

1. В стране- республика, а не монархия

2. Органы власти избираются народом и подотчетны народу

3. Вся власть принадлежит простому народу

25. В правовом государстве главной является власть…

1) законодательная 2) исполнительная

3) судебная 4) есть три равных независимых власти

26. Какое положение не является признаком правового государства?

1) верховенство права 2) разделение властей

3) президент назначает правительство 4) незыблемость прав и свобод человека

27. В республике парламентского типа…

1. Парламент назначает Правительство и Президента

2. Нет Президента 3. Парламент назначается, а не избирается

28. Какой признак присущ президентской республике?

1) президент может принимать общеобязательные правовые акты;

2) президент имеет право помилования 3) президент руководит исполнительной властью.

29. Форма правления государства указывает на:

1) формы и методы осуществления государственной власти

2) связь центральной власти и власти "на местах" 3) устройство центральных органов власти.

30. Систему разделения властей в РФ характеризует

1) подчинение судей парламент 2) подчинение Правительства РФ Государственной Думе

3) самостоятельность каждой из ветвей власти

4) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе

31. Верны ли следующие суждения?

А) Вся полнота исполнительной власти в РФ, в соответствии с Конституцией РФ

1993 г., принадлежит Президенту Российской Федерации.

Б) Всей полнотой исполнительной власти обладает Правительство РФ

1) верно только А 2) верно только 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32. В государстве Н. народ активно ходит на выборы. Политическая власть широко использует принуждение, многие средства массовой информации финансируются из государственного бюджета, большими полномочиями наделена армия, граждане должны поддерживать государственную идеологию, утверждаемую правящей партией. Какой тип политического режима существует в этом государстве?

1) демократический 2) анархистский 3) авторитарный 4) националистический


33. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

В со­вре­мен­ных усло­ви­ях для боль­шин­ства на­се­ле­ния ос­нов­ной, а за­ча­стую един­ствен­ной фор­мой уча­стия в по­ли­ти­ке яв­ля­ет­ся из­би­ра­тель­ный про­цесс. Вы­бо­ры в де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах охва­ты­ва­ют все уров­ни го­су­дар­ствен­но­сти от цен­траль­но­го до мест­но­го. Все­об­щие вы­бо­ры поз­во­ля­ют вы­явить рас­ста­нов­ку по­ли­ти­че­ских сил в стра­не в целом, в от­дель­ной об­ла­сти; опре­де­лить сте­пень до­ве­рия из­би­ра­те­лей к той или иной пар­тии, ее ли­де­рам. Они поз­во­ля­ют из­би­ра­те­лям сде­лать осо­знан­ный выбор в поль­зу той про­грам­мы даль­ней­ше­го раз­ви­тия стра­ны, ко­то­рая в наи­боль­шей сте­пе­ни от­ве­ча­ет их ин­те­ре­сам.

В рам­ках пред­вы­бор­ной кам­па­нии важно обес­пе­чить ра­вен­ство воз­мож­но­стей для всех участ­ву­ю­щих в вы­бо­рах пар­тий и кан­ди­да­тов. Для этого во мно­гих стра­нах го­су­дар­ство берет на себя фи­нан­си­ро­ва­ние пред­вы­бор­ной кам­па­нии. Дру­гой прин­цип ка­са­ет­ся ор­га­ни­за­ции пред­вы­бор­ных дис­кус­сий: кан­ди­да­ты обя­зу­ют­ся не до­пус­кать фаль­си­фи­ка­ций, оскорб­ле­ний своих оп­по­нен­тов. И, на­ко­нец, го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат в этот пе­ри­од дол­жен со­хра­нять ней­тра­ли­тет, не вме­ши­вать­ся в ход из­би­ра­тель­ной кам­па­нии.

В за­ко­нах мно­гих стран ука­за­ны тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там на вы­бор­ную го­су­дар­ствен­ную долж­ность. Они чаще всего вклю­ча­ют ми­ни­маль­ный воз­раст­ной ценз, ценз осед­ло­сти, про­фес­си­о­наль­ную при­год­ность для ис­ко­мой долж­но­сти.

В на­сто­я­щее время в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве стран дей­ству­ет все­об­щее из­би­ра­тель­ное право. Вме­сте с тем в ряде го­су­дарств го­ло­со­ва­ние не толь­ко право, но и обя­зан­ность. За ее не­вы­пол­не­ние преду­смот­ре­но на­ка­за­ние, чаще всего это — штраф.

1-32 -1 балл

33 – 2 балла

5 – 28 - 34

4 – 21 - 27

3 – 14 - 20



Итоговая контрольная работа

Часть 1



A1


Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества



1)

экономическую



2)

социальную



3)

политическую



4)

духовную




A2


Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?




1)

Глава государства обращается к гражданам в СМИ.



2)

Врачи слушают доклад министра здравоохранения.



3)

Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.



4)

Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.




A3


Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как



1)

товарища



2)

индивида



3)

личность



4)

работника




A4


Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.



1)

верно только А



2)

верно только Б



3)

верны оба суждения



4)

оба суждения неверны




A5



Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?



1)

начальное профессиональное образование



2)

основное общее образование



3)

полное (среднее) общее образование



4)

среднее профессиональное образование




A6


Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.



1)

верно только А



2)

верно только Б



3)

верны оба суждения



4)

оба суждения неверны




A7


Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?



1)

прибыль



2)

труд



3)

налоги



4)

зарплата




A8


Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,  осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют



1)

предпринимательством



2)

реформированием



3)

производством



4)

творчеством




A9


В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?



1)

Государство устанавливает размер заработной платы работникам.



2)

Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.



3)

Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.



4)

Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.




A10


Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.




1)

верно только А



2)

верно только Б



3)

верны оба суждения



4)

оба суждения неверны




A11


Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?




1)

крестьяне



2)

рязанцы



3)

русские



4)

пассажиры




A12


Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?



1)

потребитель



2)

избиратель



3)

ученик средней школы



4)

водитель




A13


Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.



1)

верно только А



2)

верно только Б



3)

верны оба суждения



4)

оба суждения неверны




A14


Государственную власть осуществляет



1)

ректор университета



2)

Председатель Правительства



3)

лидер оппозиционной партии



4)

Председатель Центробанка




A15


В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?



1)

федерация



2)

абсолютная монархия



3)

унитарное государство




A16


Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществ­лении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу едино­мышлен­ников, выража­ющих интересы определённых социальных сил.



1)

верно только А



2)

верно только Б



3)

верны оба суждения



4)

оба суждения неверны




A17


Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,



1)

поддерживаются силой государства



2)

регулируют поведение людей



3)

опираются на силу общественного мнения



4)

содержат образцы поведения





A18


Президент Российской Федерации



1)

решает вопрос о доверии Правительству



2)

осуществляет управление федеральной собственностью



3)

разрабатывает федеральный бюджет



4)

определяет основные направления внутренней и внешней политики




A19


Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника
в отношении принадлежащего ему имущества



1)

владеть



2)

распоряжаться



3)

пользоваться




A20


Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государст­венной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.




1)

верно только А



2)

верно только Б



3)

верны оба суждения




Часть 2



21


В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.



1)

пресечение нарушений общественного порядка



2)

наличие органов исполнительной власти



3)

свободные выборы на альтернативной основе



4)

вынесение приговоров внесудебными органами




Черты сходства

Черты отличия






22


Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод)




ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А)

право на охрану здоровья и медицинскую помощь



Б)

защита от произвольного вмешательства в личную жизнь



В)

право на защиту чести и достоинства



Г)

право на свободу мирных собраний и ассоциаций



Д)

право на жизнь




1)

гражданские (личные)



2)

политические



3)

социальные




Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







23


Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером.

(Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве.

(В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста



1)

отражают факты



2)

выражают мнения



Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.


Ответ:

А

Б

В






Прочитайте текст.

Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания


В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда вы считаете наиболее эффективным?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.





24


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.



1)


Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.



2)

Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.



3)

Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.



4)


Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.



5)


Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.




Ответ: _________________________.


25


Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.



1)

Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.



2)

Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.



3)

Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.



4)

Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.



5)

Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности.




Прочтите текст и выполните задания 26-31


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости,
в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)




26


Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.




27


Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.



28


Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.




29


Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.



30


Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.




31


Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.


Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию


Часть 1


задания

Ответ

А1

1

А2

3

А3

3

А4

2

А5

3

А6

3

А7

2

А8

1

А9

4

А10

2


задания

Ответ

А11

2

А12

1

А13

2

А14

2

А15

2

А16

3

А17

1

А18

4

А19

2

А20

2




Часть 2


Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; задания В3–B5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

задания

Ответ

21

1234

22

31121

23

112

24

145

25

24


26



Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствую­щих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2




27


Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

  2. качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность,

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.


Правильно указаны роль и два качества.

2

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество.

ИЛИ Правильно указаны только два качества.

1

Правильно указано только одно качество.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2





28


Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.




Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы следующие причины:

  1. знания всё растут и усложняются;

  2. именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


Правильно указаны две причины.

2

Правильно указана одна причина.

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2




29


Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: автор рекомендует «умные» формы отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, например:

  • занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и соперниками;

  • чтение в свободные часы художественных произведений, развивает силу воображения, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.


Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае показаны качества.

3

Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества показаны только для одной из форм.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества показаны для двух форм.

ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества.

2

Дан ответ на вопрос, приведены два примера.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста).

ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из форм.

ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух форм.

1

Дан ответ и приведён пример.

ИЛИ Дан ответ и названо качество.

ИЛИ Приведены только два примера.

ИЛИ Названы только два качества.

ИЛИ Дан только ответ.

0

Максимальный балл

3




30


Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть даны такие объяснения:

человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо­дит в век машин и роботов», так как

  1. глобальные экономические проблемы, с которыми столкну­лось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;

  2. развивающаяся техника и технологии оказывают не только позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения.


Даны два объяснения.

2

Дано одно объяснение.

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2





31


Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

  1. в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро­вать;

  2. современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятель­ности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Приведены два аргумента (объяснения).

2

Приведён один аргумент (объяснение).

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2





















42






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!