Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
_______________Н. Н. Лощинина
«___»___________________2019 г.
приказ № ___ от «___»__________2019 г.
Рабочая программа по обществознанию
(базовый уровень)
8 В класс
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2019 год.
Данная рабочая программа по обществознанию для 8-го класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования( ФГОС ООО) и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».
Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».
Авторской рабочей программы по обществознанию для 8-х классов автор Л. В. Боголюбов, Москва: «Просвещение», 2016.
Учебно - методический комплект:
Л. В. Боголюбов. Обществознание. Учебник 8 класс, Москва: «Просвещение», 2017 г.
Кожин Ю. А. Практикум по обществознанию 8-9 классов. Базовый и профильный уровни.
Сапогов В. М. Поурочные методические разработки. 8-9 классов
Учебные пособия.
Планируемые результаты изучения данного курса:
В результате изучения обществознания ученик научится /получит возможность научиться:
знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Предметными результатами освоения учениками содержания программы по
обществознанию являются:
в познавательной сфере:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
в ценностно-мотивационной сфере:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
в трудовой сфере:
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку), его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ,
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Основное содержание курса обществознания 8 класс (34 часа):
Глава 1. Личность и общество — 6 часов.
Глава 2. Сфера духовной культуры — 9 часов.
Глава 3. Социальная сфера — 5 часов.
Глава 4. Экономика — 13 часов.
Итоговое повторение – 1 час.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка
Календарно — тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем. | Плановые сроки прохождения темы. | Фактические сроки (или коррекция) |
Глава 1. Личность и общество — 6 часов. |
1 | Что делает человека человеком. | | |
2 | Человек, общество, природа. | | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | | |
4 | Развитие общества. | | |
5 | Как стать личностью. | | |
6 | Повторительно—обобщающий урок по теме: « Личность». | | |
Глава 2. Сфера духовной культуры — 9 часов. |
7 | Сфера духовной жизни. | | |
8 | Мораль. | | |
9 | Долг и совесть. | | |
10 | Моральный выбор — это ответственность. | | |
11 | Образование. | | |
12 | Наука в современном обществе. | | |
13 | Религия как одна из форм культуры. | | |
14 | Искусство. | | |
15 | Повторительно—обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры». | | |
Глава 3. Социальная сфера — 5 часов. |
16 | Социальная структура общества. | | |
17 | Социальные статусы и роли. | | |
18 | Нации и межнациональные отношения. | | |
19 | Отклоняющееся поведение. | | |
20 | Повторительно—обобщающий урок по теме: «Социальная сфера». | | |
Глава 4. Экономика — 13 часов. |
21 | Экономика и её роль в жизни общества. | | |
22 | Главные вопросы экономики. | | |
23 | Собственность. | | |
24 | Рыночная экономика. | | |
25 | Производство — основа экономики. | | |
26 | Предпринимательская деятельность. | | |
27 | Роль государства в экономике. | | |
28 | Распределение доходов. | | |
29 | Потребление. | | |
30 | Инфляция и семейная экономика. | | |
31 | Безработица, её причины и последствия. | | |
32 | Мировой хозяйство и международная торговля. | | |
33 | Повторительно—обобщающий урок по теме: «Экономика». | | |
34 | Итоговое повторение. | | |
Итого: 34 часа.
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического
объединения учителей истории и обществознания
от «___»______________2019 г.
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР
____________________ Федорова М.А.
«___» _______________2019 г.