Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
________________Лощинина Н.Н.
«_______»___________________2018 г.
приказ №____ от _____________2018 г.
Рабочая программа по обществознанию
(базовый уровень)
7 – в класс
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2018 год.
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(ФГОС ООО) и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
Учебного плана на 2018 - 2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
авторской рабочей программы по обществознанию для 7 классов - Боголюбов JI.H., Иванова Л.Ф. - М.,Русское слово.2016.
УМК:
Обществознание. .7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2016.
Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществознание.. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2016.
Боголюбов и др. Обществознание. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2015.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно- методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М: ВАКО, 2015
Изучение обществоведения в 7 классе - это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления - человек и закон, человек и экономика.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения обществознания ученик научится / получит возможность научиться/ следующим умениям и навыкам:
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку,)его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося Государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; .
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ,
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учениками содержания программы по
обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установку, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной Деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Содержание курса7 класс (34 часа. 1 час в неделю по учебному плану).
Введение. 1 ч.
Тема 1. «Регулирование поведения людей в обществе» (13 ч)
Тема 2. «Человек в экономических отношениях» (14ч)
Тема 3. «Человек и природа» (5 ч)
Итоговое повторение- 1час.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии, групповые, индивидуальные, фронтальные.
Виды учебной деятельности:
составление словаря терминов и понятий,
работа с документом
конспектирование
представление и защита презентаций
решение практических заданий
участие в коммуникативной беседе…
Формы контроля:
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
1 | Вводный урок. | 03-07.09 | |
Регулирование поведения людей в обществе (13 часа). |
2 | Что значит жить по правилам | 10-14.09 | |
3 | Что значит жить по правилам | 17-21.09 | |
4 | Права и обязанности граждан . | 24-28.09 | |
5 | Права и обязанности граждан . | 01-05.10 | |
6 | Почему важно соблюдать законы | 08-12.10 | |
7 | Почему важно соблюдать законы | 15-19.10 | |
8 | Защита Отечества. | 22-26.10 | |
9 | Для чего нужна дисциплина. | 05-09.11 | |
10 | Виновен – отвечай. | 12-16.11 | |
11 | Виновен – отвечай. | 19-23.11 | |
12 | Кто стоит на страже закона | 26-30.11 | |
13 | Кто стоит на страже закона | 03-07.12 | |
14 | Практикум. «Права и обязанности гражданина».Почему важно соблюдать законы. | 10-14.12 | |
Человек в экономических отношениях ( 14 часов) |
15 | | 17-21.12 | |
16 | | 24-28.12 | |
17 | Мастерство работника. | 14-18.01 | |
18 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 21-25.01 | |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 28.01-01.02 | |
20 | | 04-08.02 | |
21 | | 11-15.02 | |
22 | | 18-22.02 | |
23 | | 25-28.02 | |
24 | | 04-08.03 | |
25 | | 11-15.03 | |
26 | Экономика семьи | 18-22.03 | |
27 | Принципы рационального ведения домашнего хозяйства | 01-05.04 | |
28 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | 08-12.04 | |
Человек и природа ( 5 часов ) |
29 | Воздействие человека на природу | 15-19.04 | |
30 | Воздействие человека на природу | 22-26.04 | |
31 | Охранять природу - значит охранять жизнь | 29.04-03.05 | |
32 | Закон на страже природы | 06-10.05 | |
33 | Практикум по теме: «Человек и природа» | 13-17.05 | |
Итоговое повторение (1 часа ) |
34 | Итоговое повторение за курс обществознания 7 класса | 20-24.05 | |
Итого – 34 часа.
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического
объединения учителей истории и обществознания
от «____»____________ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР
___________________ Федорова М.А.
от «____»_____________ 2018 г.