Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Приютово
муниципального района Белебеевский район РБ
Рассмотрена и принята на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла протокол №1 «30» августа 2021г. Руководитель ШМО _______/Зарипова Л.Ф. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________/Чечелева М.В. «31»августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 7 р.п. Приютово ________/Л.В. Иванова Приказ от 01.09.2021 №178 |
Рабочая программа по предмету «Обществознание»
9 класс
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2021-2022 уч.год
Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом МАОУ СОШ №7 р.п. Приютово от 01.09.2018 г. №191
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочей программы по Обществознанию 6-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011
Разработал : Зарипова Л.Ф., учитель истории и обществознания, высшая категория.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа по предмету «Обществознание» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты обществознания включают следующие УДД:
Познавательные:
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Коммуникативные:
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии ля решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Предметные результаты изучения обществознания в 9 классе включают освоение разделов:
Политическая сфера жизни общества
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Гражданин и государство
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Основы российского законодательства
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
2. Содержание учебного предмета.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
3. Тематическое планирование с указанием с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, раздела
Название раздела | 9 класс |
Человек. Деятельность человека | |
Общество | |
Социальные нормы | |
Экономика | |
Сфера духовной культуры | |
Социальная сфера жизни общества | |
Политическая сфера жизни общества | 10 |
Гражданин и государство | 5 |
Основы российского законодательства | 13 |
Итоговое повторение | 6 |
Итого часов в год | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения | примечание |
план | факт | |
Политическая сфера жизни общества | 10ч | | | | |
1. | Политика и власть. | 1 | 01.09 | | | |
2. | Государство. | 1 | 08.09 | | | |
3. | Политические режимы. | 1 | 15.09 | | | |
4. | Правовое государство. | 1 | 22.09 | | | |
5. | Гражданское общество и государство. | 1 | 29.09 | | | |
6. | Участие граждан в политической жизни. | 1 | 06.10 | | | |
7. | Политические партии и движения. | 1 | 13.10 | | | |
8. | Гражданин - человек, имеющий права. | 1 | 20.10 | | | |
9. | Повторение по теме Политика. | 1 | 27.10 | | | |
10. | Контрольная работа №1 по теме Политика. | 1 | 12.11 | | | |
Основы российского законодательства | 13ч | | | | |
11. | Право, его роль в жизни общества и государства. | 1 | 19.11 | | | |
12. | Правоотношения и субъекты права. | 1 | 26.11 | | | |
13. | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | 03.12 | | | |
| Гражданин и государство | 5 | | | | |
14. | Правоохранительные органы. | 1 | 10.12 | | | |
15 | Конституция Российской Федерации. | 1 | 17.12 | | | |
16. | Основы конституционного строя РФ. | 1 | 24.12 | | | |
17. | Права человека. | 1 | 14.01 | | | |
18. | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 21.01 | | | |
| Основы российского законодательства | | | | | |
19. | Гражданские правоотношения. | 1 | 28.01 | | | |
20. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | 04.02 | | | |
21. | Семейные правоотношения. | 1 | 11.02 | | | |
22. | Административные правоотношения. | 1 | 18.02 | | | |
23. | Уголовно- правовые отношения. | 1 | 25.02 | | | |
24. | Социальные права. | 1 | 04.03 | | | |
25. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | 11.03 | | | |
26. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | 18.03 | | | |
27. | Повторение по теме Право. | 1 | 25.03 | | | |
28. | Контрольная работа № 2 по теме Право. | 1 | 08.04 | | | |
29. | Повторение темы Экономика | 1 | 15.04 | | | |
30. | Повторение темы Политическая сфера общества. | 1 | 22.04 | | | |
31. | Повторение темы Человек и общество | 1 | 29.04 | | | |
32. | Контрольная работа №3 по теме: Отрасли Российского законодательства. | 1 | 06.05 | | | |
33. | Повторение темы Духовная культура | 1 | 13.05 | | | |
34 | Повторение темы Социальные отношения | 1 | 20.05 | | | |