Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
________________Лощинина Н.Н.
«______»___________________2019 г.
приказ №____ от _____________2019 г.
Рабочая программа по обществознанию
(базовый уровень)
10 - Б класс
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2019 год.
Данная рабочая программа по обществознанию для 10Б класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
авторской рабочей программы по обществознанию для 10-11 классов автор Л.Н.Боголюбов, Москва: «Просвещение» изд.2016г.
УМК:
1. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», ч.1, ч.2, М., 2018.
2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» 10-11 классы (подготовка к ЕГЭ), М., 2017.
3. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10-11 классы, М.:Просвещение, 2017.
4. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы, М., 2016.
5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание: 11 класс: базовый уровень: методические рекомендации, М., 2016.
6. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию 11 класс к учебнику «Человек и общество» под ред. Боголюбова Л.Н.,М., 2017.
7. ФИПИ: обществознание (универсальные материалы для подготовки учащихся), М., 2018.
Планируемые результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения, а также требованиями ЕГЭ.
Личностными результатамы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
В результате изучения обществознания ученик научится./получит возможность научиться:
- раскрывать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- характеризовать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- объяснять необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- понимать особенности социально-гуманитарного познания;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Содержание разделов и тем учебного курса:
Глава 1.Человек в обществе. 14 ч.
Глава 2. Духовная культура общества. 10ч.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.43 ч.
Глава 4. Человек в XXI веке. 1 ч.
Рабочая программа по предмету История рассчитана на 68 учебных часа в год, по 2 урока в неделю.
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые, а также нетрадиционные формы( практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии; викторины; проектная деятельность).
Средства контроля:
Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.
Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.
Понятийный диктант.
Написание мини-сочинений (эссе).
Дифференцированный опрос.
Создание мини-проектов.
Тематическое тестирование.
Задания в формате ЕГЭ.
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения материала | Фактические сроки ( и/или коррекция ) |
Глава 1. Человек в обществе. 14 ч. |
1 | Введение. Формирование понятия "общество". | | |
2 | Общество как сложная динамическая система. Социальные науки. | | |
3 | Социальные институты. | | |
4 | Многовариантность общественного развития. | | |
5 | Общество и природа. Глобальные проблемы современности. | | |
6 | Проблема общественного прогресса. | | |
7 | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек как духовное существо. | | |
8 | Характеристики деятельности человека как способа его существования. | | |
9 | Мышление как процесс сознательной деятельности человека. Сознание и деятельность. Признаки социального поведения и социализации личности | | |
10 | Роль познания в жизни человека и общества. Истина и её критерии. | | |
11 | Особенности научного познания. Особенности социального и гуманитарного знания. Многообразие человеческого знания. | | |
12 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | | |
13 | Глобализация в современном обществе. Современное информационное пространство. | | |
14 | Глобальная угроза международного терроризма. Повторение по главе “Человек в обществе.” | | |
Глава 2. Духовная культура общества. 10 ч.. |
15 | Роль культуры в духовной жизни общества. Особенности народной, массовой и элитарной культур. | | |
16 | Понятия “субкультура” и “контркультура.” Духовный мир личности. | | |
17 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | | |
18 | Мораль. Моральные нормы. Представления о добре и зле, истине и справедливости. | | |
19 | Наука и её функции в обществе. | | |
20 | Образование в современном обществе. Современные тенденции в развитии образования. | | |
21 | Религия как социальный институт. Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания религиозного мира. | | |
22 | Искусство. Современное искусство. | | |
23 | СМИ. | | |
24 | Повторение по главе “Духовная культура общества.” | | |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.43 ч. |
25 | Современные подходы к пониманию права. Взаимосвязь естественного и позитивного права. | | |
26 | Основные признаки права. Право и мораль. | | |
27 | Система права. | | |
28 | Источники права. | | |
29 | Нормативно- правовые акты. Федеральные законы и законы субъектов РФ. | | |
30 | Законотворческий процесс в РФ. | | |
31 | Конституция РФ. | | |
32 | Правоотношения. Правонарушения. | | |
33 | Юридическая ответственность. | | |
34 | Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | | |
35 | Правовое сознание. | | |
36 | Правовая культура. Правомерное поведение. | | |
37 | Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. | | |
38 | Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. | | |
39 | Права и обязанности налогоплательщика. | | |
40 | Гражданские правоотношения. Правоспособность и дееспособность. | | |
41 | Личные неимущественные права Наследование. | | |
42 | Защита гражданских прав. | | |
43 | Семейное право. Вступление в брак и расторжение брака. | | |
44 | Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей | | |
45 | Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. | | |
46 | Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. | | |
47 | Трудовой договор и условия его расторжения. | | |
48 | Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. | | |
49 | Профессиональное образование. | | |
50 | Экологическое право. | | |
51 | Экологические права человека. | | |
52 | Защита экологических прав. | | |
53 | Процессуальные отрасли. | | |
54 | Гражданский процесс. | | |
55 | Арбитражный процесс. | | |
56 | Административная юрисдикция. | | |
57 | Конституционное судопроизводство. | | |
58 | Судьи Конституционного Суда. | | |
59 | Основные стадии конституционного судопроизводства. | | |
60 | Конституция РФ о судебной власти. | | |
61 | Закон РФ о референдуме. | | |
62 | Международная защита прав человека. | | |
63 | Защита прав и свобод человека средствами ООН. | | |
64 | Европейская система прав человека. | | |
65 | Перспективы развития механизмов защиты прав и свобод человека. | | |
66 | Правовая база противодействия терроризму в России. | | |
67 | Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. | | |
68 | Человек в XXI веке. | | |
Итого – 68 ч.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей истории и обществознания
от «_____» ____________ 2019г
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________________
Федорова М.А.
«_____» ____________ 2019 г.