Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинский учебно-воспитательный комплекс № 31»
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ ЛНР Семейкинский УВК №31 _____________Я.В. Огиенко «_____» ________ 2021г. |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
базовый уровень
(6-9 класс)
Составитель рабочей программы:
учитель обществознания
Кудреватых Вероника Ивановна
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) для 6-9 классов составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями).
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 202/1846.
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» (с изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 600-ОД «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
7. Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года № 505 «Методические рекомендации по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
8. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 713-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
9. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 715-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» (приложение № 11).
10. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 626-од «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики».
11. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 01.07.2020 № 216-ОД «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».
12. ГосСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
13. Требования по организации работы общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в 2021/2022 учебном году в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденные на заседании Чрезвычайной санитарно-противоэпидемической комиссии (ЧСПК) при Правительстве Луганской Народной Республики от 21.07.2020.
14. Устава ГОУ ЛНР Семейкинский УВК №31.
15. Учебного планаГОУ ЛНР Семейкинский УВК № 31.
Настоящая программа разработана на основании:
Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по обществознанию для 6-9 классов (базовый уровень), утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 600-ОД;
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. V-IX классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2014. (Базовый уровень)
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебного планана изучения предмета «Обществознание» в 6-9 классах на базовом уровне отводится 136 часов:
в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Изучение обществознания на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
создание условий для всестороннего, духовного, нравственного и интеллектуального развития детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, старшему поколению, человеку труда, бережному отношению к культурному наследию народа;
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Луганской Народной Республики;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической игражданско-общественной деятельности; межличностных отношений;
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
организация содействия реализации национально-культурных потребностей всех этнических групп, проживающих в Луганской Народной Республике;
создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей самоидентификацию личности посредством общественно значимой деятельности.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей обучающихся подросткового возраста, предмет призван решать следующие задачи:
создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем городе, рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание предмета;
предоставить возможность обучающимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информациюо возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Роль учебного предмета «Обществознание» в достижении результатов
освоения образовательной программы основного общего образования
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Обществознание в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета выступает опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях. Существенен вклад школьного обществоведческого образования в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Происходит приобщение учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции ЛНР; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина. Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований. Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать только самое необходимое, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и для решения реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности в различных областях общественной жизни.
Изучение предмета «Обществознание» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
1) формирование всесторонне развитой, высоко духовной личности, способной к социальной и культурной самоидентификации;
2) воспитание патриотизма и гражданственности;
3) усвоение гуманистических и демократических ценностей;
4) воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
7) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов, проживающих на территории Луганской Народной Республики;
8) готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
9) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
10) участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
11) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
12) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
13) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
14) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
15) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
16) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, в творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
10) работать индивидуально и в группе;
11) находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
12) формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
13) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
14) планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
15) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
16) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
17) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
18) развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
19) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
В результате изучения обществознания учащиеся 6 класса будут:
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
ряд ключевых понятий об основных социальных объектах.
Уметь
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владеть такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
В результате изучения обществознания учащиеся 7 класса будут:
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
ряд ключевых понятий об основных социальных объектах;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
В результате изучения обществознания ученики 8 класса будут:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владеть такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
В результате изучения предмета «Обществознание» ученики 9 классабудут:
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
характеризовать государственное устройство стран, называть органы государственной власти, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
-раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать особенности уголовного право и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
6-9 класс
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Всего | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
1 | Введение | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Человек. Деятельностьчеловека. | 22 | 22 | | | |
3 | Общество | 12 | | 5 | 7 | |
4 | Культура общества | 8 | | | 8 | |
5 | Социальная сфера жизни общества | 14 | 10 | | 4 | |
6 | Политическая сфера общественной жизни | 10 | | | | 10 |
7 | Гражданин и государство | 24 | | 14 | | 10 |
8 | Правовая система Луганской Народной Республики | 12 | | | | 12 |
9 | Экономика | 26 | | 13 | 13 | |
10 | Итоговое повторение | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ВСЕГО | 136 | 34 | 34 | 34 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс. Обществознание
(1 час в неделю; 34 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме-чание |
по плану | по факту | |
1 | 1 | Введение | | | |
Тема 1. Человек. Деятельность человека (22 ч.) |
2 | 1 | Человек — личность. | | | |
3 | 2 | Индивидуальность и качества сильной личности человека | | | |
4 | 3 | Человек познает мир | | | |
5 | 4 | Способности человека | | | |
6 | 5 | Человек и его деятельность. Связь между деятельностью и формированием личности | | | |
7 | 6 | Потребности человека | | | |
8 | 7 | Духовный мир человека | | | |
9 | 8 | На пути к жизненному успеху. Практическая работа № 1 | | | |
10 | 9 | Человек. Деятельность человека (часть 1). Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
11 | 10 | Межличностные отношения | | | |
12 | 11 | Сотрудничество и соперничество | | | |
13 | 12 | Человек в группе. Социальные группы | | | |
14 | 13 | Человек в группе. Лидер | | | |
15 | 14 | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. | | | |
16 | 15 | Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. | | | Тема |
17 | 16 | Человек. Деятельность человека (часть 2). Повторительно-обобщающий урок | . | | |
18 | 17 | Конфликты в межличностных отношениях, их причины | | | |
19 | 18 | Конфликты в межличностных отношениях. | | | |
20 | 19 | Конструктивное разрешение конфликтов | | | |
21 | 20 | Учимся взаимодействовать с окружающими | . | | |
22 | 21 | Человек среди людей. Практическая работа № 2 | | | |
23 | 22 | Человек. Деятельность человека (часть 3). Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 2. Социальная сфера жизни общества (10 ч.) |
24 | 1 | Человек славен добрыми делами. Добро и мораль | 1 | | |
25 | 2 | Человек славен добрыми делами. Учимся делать добро | 2 | | |
26 | 3 | Золотое правило морали. Практическая работа № 3 | 3 | | |
27 | 4 | Будь смелым. Преодоление страха | 4 | | |
28 | 5 | Будь смелым. Смелость и отвага | 5 | | |
29 | 6 | Человек и человечность. Гуманизм – уважение к людям | 6 | | |
30 | 7 | Человек и человечность. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке | 7 | | |
31 | 8 | Нравственные основы жизни. Гуманизм и человечность вокруг нас. | 8 | | |
32 | 9 | Нравственные основы жизни. Они победили страх. Практическая работа № 4 | 9 | | |
33 | 10 | Социальная сфера жизни общества. Повторительно-обобщающий урок | 10 | | |
Тема 3. Повторение (1 ч.) |
34 | 1 | Итоговое повторение | | | Тема |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс. Обществознание
(1 час в неделю; 34 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту | |
1 | 1 | Введение | | | |
Тема 1. Гражданин и государство (15 ч.) | |
2 | 1 | Что значит жить по правилам. Социальные правила нормы | | | |
3 | 2 | Права и обязанности граждан. | | | |
4 | 3 | Права ребенка и их защита | | | |
5 | 4 | Почему важно соблюдать законы. Практическая работа № 1 | | | |
6 | 5 | Закон и справедливость | | | |
7 | 6 | Гражданин и государство (часть 1). Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
8 | 7 | Защита Отечества. Долг и обязанность | | | |
9 | 8 | Регулярная армия и военная служба | | | |
10 | 9 | Для чего нужна дисциплина. Воля и самовоспитание | | | |
11 | 10 | Учимся быть дисциплинированными | | | |
12 | 11 | Виновен – отвечай. | | | |
13 | 12 | Законопослушный человек | | | |
14 | 13 | Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы | | | |
15 | 14 | Учимся защищать свои права. Практическая работа № 2 | | | |
16 | 15 | Гражданин и государство (часть 2). Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 2. Экономика (12 ч.) |
17 | 1 | Экономика и ее участники Потребители и производители | | | |
18 | 2 | Мастерство работника. Зарплата и качество продукции | | | |
19 | 3 | Производство, затраты, выручка, прибыль | | | |
20 | 4 | Новые технологии и их возможности | | | |
21 | 5 | Виды и формы бизнеса | | | |
22 | 6 | Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя | | | |
23 | 7 | Обмен, торговля, реклама | | | |
24 | 8 | Деньги, их функции | | | |
25 | 9 | Экономика семьи. Семейный бюджет. | | | |
26 | 10 | Принципы рационального ведения хозяйства | | | |
27 | 11 | Человек в экономических отношениях. Практическая работа № 3 | | | |
28 | 12 | Экономика. Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 3. Общество (5 ч.) |
29 | 1 | Человек – часть природы | | | |
30 | 2 | Охранять природу – значит охранять жизнь | | | |
31 | 3 | Закон на страже природы | | | |
32 | 4 | Человек и природа. Охрана природы. Практическая работа № 4 | | | |
33 | 5 | Общество. Повторительно-обобщающий урок | | | |
Тема 4. Повторение (1 ч.) |
34 | 1 | Итоговое повторение | | | Тема |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8класс. Обществознание
(1 час в неделю; 34 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту | |
1 | 1 | Введение | | | |
Тема 1. Общество (7 ч.) |
2 | 1 | Что делает человека человеком | | | |
3 | 2 | Человек, общество, природа. Человек и Вселенная | | | |
4 | 3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | | | |
5 | 4 | Развитие общества. Изменение общества и его глобализация | | | |
6 | 5 | Как стать личностью. | | | |
7 | 6 | Личность и общество. Практическая работа № 1 | | | |
8 | 7 | Личность и общество. Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 2. Культура общества (8 ч.) |
9 | 1 | Сфера духовной жизни | | | |
10 | 2 | Мораль, долг и совесть. | | | |
11 | 3 | Моральный выбор – это ответственность | | | |
12 | 4 | Образование. Непрерывность образования и самообразование | | | |
13 | 5 | Наука в современном обществе. Нравственные принципы труда ученого | | | |
14 | 6 | Религия как одна из форм культуры. | | | |
15 | 7 | Сфера духовной жизни. Практическая работа № 2 | | | |
16 | 8 | Культура общества. Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 3. Социальная сфера жизни общества (6 ч.) |
17 | 1 | Социальная структура общества. Социальное неравенство | | | |
18 | 2 | Социальные статусы и роли. Гендерные различия | | | |
19 | 3 | Нации и межнациональные отношения | | | |
20 | 4 | Отклоняющееся поведение | | | |
21 | 5 | Социальная сфера жизни общества. Практическая работа № 3 | | | |
22 | 6 | Социальная сфера жизни общества. Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 4. Экономика (11 ч.) |
23 | 1 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики | | | |
24 | 2 | Собственность. Формы и право собственности | | | |
25 | 3 | Рыночная экономика. Спрос и предложение | | | |
26 | 4 | Производство – основа экономики. Предпринимательская деятельность | | | |
27 | 5 | Роль государства в экономике | | | |
28 | 6 | Распределение доходов. Практическая работа № 4 | | | |
29 | 7 | Потребление | | | |
30 | 8 | Инфляция и семейная экономика | | | |
31 | 9 | Безработица, ее причины и последствия | | | |
32 | 10 | Мировое хозяйство и международная торговля | | | |
33 | 11 | Экономика. Повторительно-обобщающий урок | | | |
Тема 5. Повторение (1 ч.) |
34 | 1 | Итоговое повторение | | | Тема |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс. Обществознание
(1 час в неделю; 34 часа в год)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту | |
1 | 1 | Введение | | | |
Тема 1. Политическая сфера общественной жизни (10 ч.) |
2 | 1 | Политика и власть. Разделение властей. | | | |
3 | 2 | Государство. Формы государства. | | | |
4 | 3 | Политические режимы. Демократия, ее основные признаки и ценности | | | |
5 | 4 | Политическая деятельность. Выборы и референдум. Избирательное право в ЛНР | | | |
6 | 5 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Общественные движения и партии ЛНР | | | |
7 | 6 | Гражданское общество и государство. Условия становления правового государства в ЛНР. | | | |
8 | 7 | Местное самоуправление. Система органов местного самоуправления ЛНР. Практическая работа № 1 | | | |
9 | 8 | Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. | | | |
10 | 9 | Информационная политика. СМИ в политической жизни общества. | | | |
11 | 10 | Политическая сфера общественной жизни. Повторительно-обобщающий урок | | | Тема |
Тема 2. Гражданин и государство (10ч.) |
12 | 1 | Конституция – Основной Закон. Основы конституционного строя ЛНР. | | | |
13 | 2 | Органы государственной власти. | | | |
14 | 3 | Система органов государственной власти ЛНР | | | |
15 | 4 | Судебная система. | | | |
16 | 5 | Правоохранительные органы ЛНР | | | 1 сем. Тема |
17 | 6 | Права, свободы и обязанности гражданина. | | | |
18 | 7 | Защита прав и свобод человека в ЛНР | | | |
19 | 8 | Государственная политика в сфере защиты прав детей. Практическая работа № 2 | | | |
20 | 9 | Международно-правовая защита ребенка. Всеобщая декларация прав человека. | | | |
21 | 10 | Гражданин и государство. Повторительно-обобщающий урок. | | | Тема |
Тема 3. Правовая система Луганской Народной Республики (12 ч.) |
22 | 1 | Право и его роль в жизни человека, общества и государства. | | | |
23 | 2 | Правоотношения как форма общественных отношений. Субъекты правоотношений. | | | |
24 | 3 | Правонарушение. Понятие, виды и функции юридической ответственности | | | |
25 | 4 | Гражданские правоотношения. Способы защиты гражданских прав. | | | |
26 | 5 | Право на труд и трудовые правоотношения. Особенности трудовых правоотношений в ЛНР. Практическая работа № 3 | | | |
27 | 6 | Семейные правоотношения. | | | |
28 | 7 | Административные правоотношения. | | | |
29 | 8 | Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | | | |
30 | 9 | Уголовное право. Практическая работа № 4 | | | |
31 | 10 | Правовой статус несовершеннолетнего и его особенности. | | | |
32 | 11 | Международное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. | | | |
33 | 12 | Правовая система Луганской Народной Республики. Повторительно-обобщающий урок | | | |
Тема 4. Повторение (1ч.) |
34 | 1 | Итоговое повторение | | | Тема |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по обществознанию для 6-9 классов (базовый уровень), утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020. Авторской программы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городнецкая, Л.Ф. Иванова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. (Базовый уровень) |
Учебная литература | Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016 Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение,2016. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016. |
Дополнительная литература | 1.Организация и проведение практических работ на уроках обществознания: методическое пособие / сост.:А.В.Чернышева, Л.А.Мишарина, Л.А.Варгатая и др., под общей редакцией Л.В.Благушиной.–Луганск,2018; 2. Правовые акты Луганской Народной Республики: аннотированный каталог для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики / сост.: Салеева Е.А., Ежова Н.Н., Федоров С.П. - Луганск, 2017. (см. http://rcro.su/, раздел «Издания РЦРО»); 3. Право Луганской Народной Республики: документы, определения, задания и схемы: учебно-методическое пособие для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики / Составители: Л.В. Благушина, С.П.Федоров, А.В.Чернышева и другие; Под общей редакцией Е.Н.Дятловой, Л.В. Благушиной. - Луганск, 2017. (см. http://rcro.su/, раздел «Издания РЦРО»); 4. Основы правовых знаний: пособие для учителя/ [Сост.: И.А. Вакуленко, В.В. Басакин, И.И. Ковалёва; под общей редакцией Л.В. Благушиной. – Луганск, 2019. (см. http://rcro.su/, раздел «Издания РЦРО»). |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла от «30» августа 2021г. №1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________ А.В. Шершнева «30» августа 2021г. |