Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учащимися 5 класса рабочей программы по обществознанию будут достигнуты следующие личностные результаты:
-формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
-осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
-освоение социальных норм, правил поведения в обществе;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой и других видов деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса рабочей программы по обществознанию является:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
В результате реализации рабочей программы по обществознанию создаются условия для достижения всеми учащимися 5 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается проведением дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий.
Ученики научатся:
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества,
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
понимать роль религии в современном обществе;
описывать основные социальные роли подростка;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
раскрывать смысл права на труд;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями;
Ученики получат возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
осознанно содействовать защите природы.
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета
Введение
Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Человек
Загадка человека.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек- биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Практикум по теме «Человек».
Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.
Семья
Семья и семейные отношения.
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Семья».
Я и моя семья.
Учимся рационально вести домашнее хозяйство.
Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Школа
Образование в жизни человека.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Практикум по теме «Школа».
Школа в жизни человека и общества.
«Век живи – век учись».
Учись учиться.
Мои соученики (одноклассники).
Труд
Труд – основа жизни.
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Практикум по теме «Труд».
Каким бывает труд человека.
Труд и его оценка.
Труд и творчество.
Родина
Наша Родина – Россия.
Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Многонациональное государство. Русский язык как государственный.
Государственные символы России.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин России.
Гражданин – Отечества достойный сын.
Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.
Мы– многонациональный народ.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум по теме «Родина».
Наша Родина – Россия.
«Честь российского флага».
Быть настоящим гражданином.
Уважать людей любой национальности.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
| По плану | Фактически |
| Введение | 1 | | |
1 | Вводный урок. | 1 | | |
| Человек | 2 | | |
2 | Загадка человека. | 1 | | |
3 | Отрочество – особая пора жизни. Практикум по теме «Человек» | 1 | | |
| Семья | 3 | | |
4 | Семья и семейные отношения. | 1 | | |
5 | Семейное хозяйство. | 1 | | |
6 | Свободное время. Практикум по теме «Семья» | 1 | | |
| Школа | 3 | | |
7 | Образование в жизни человека. | 1 | | |
8 | Образование и самообразование. | 1 | | |
9 | Одноклассники, сверстники, друзья. Практикум по теме «Школа» | 1 | | |
| Труд | 2 | | |
10 | Труд – основа жизни. | 1 | | |
11 | Труд и творчество. Практикум по теме «Труд» | 1 | | |
| Родина | 4 | | |
12 | Наша Родина - Россия. | 1 | | |
13 | Государственные символы России. | 1 | | |
14 | Гражданин России. | 1 | | |
15 | Мы – многонациональный народ. Практикум по теме «Родина» | 1 | | |
16 | Контрольная работа. (Тест.) | 1 | | |
17 | Резерв | 1 | | |
| Итого | 17 | | |
8