СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию

6 класс

учебник Боголюбова Л.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 6 класса

на 2020 – 2021 учебный год



(на основе программы под ред. Л.Н. Боголюбова

«Обществознание. 6 класс»)

Учителя истории и обществознания Шатерниковой Т.Ю.



































Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2020)

Программа реализуется по УМК «Обществознание 6-9 классы» авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова. Для реализации содержания учебного предмета используется учебник «Обществознание. 6 класс» – М.: Просвещение, 2020. К учебнику для 6 класса АО «Просвещение» прилагается электронная форма (ЭФУ). Она представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определении собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых и оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Место предмета в учебном плане

В 2020-2021 учебном году на курс «Обществознание» в 6 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Курс 6 класса является пропедевтическим и позволяет успешно достичь личностных, предметных, а также метапредметных результатов, определенных ФГОС основного общего образования.

Планируемые результаты

освоения курса «Обществознание» по итогам обучения в 6 классе

Требования к результатам обучения
и освоения содержания курса по обществознанию

Личностные результаты:

— мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

— заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

— ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

— отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

— убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;

— сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.



Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:

Познавательная:

— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;

— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;

— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;

— познание человеком мира и самого себя;

межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;

— семья как малая группа и семейные отношения.

На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.

Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).

Ценностно-мотивационная:

— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.

Трудовая:

— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.

Эстетическая:

— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).

Коммуникативная:

— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;

— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;

— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;

— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;

— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты:

— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:

1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;

2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;

3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;

5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;

7) в оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей; в повседневном руководстве этическими и правовыми нормами;
8) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.

Содержание курса «Обществознание» в 6 классе

Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.

Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.

Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.





Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности ученика

Вводный урок (1 ч.)

Ознакомиться с содержанием курса, основными задачами обучения и требованиями к учащимся. Планировать собственную учебную деятельность при изучении курса

Тема I. Загадка человека (12 ч.)

Уроки 2—3. Принадлежность к двум мирам (§ 1) 2 ч.

Биологическое и социальное в человеке. Наследственность — биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного

Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы. Сравнивать свойства человека и животных

Уроки 4—5. Человек — личность (§ 2) 2 ч.

Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо?
Сильная личность — какая она?

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных черт личности. Характеризовать черты сильной личности.

Уроки 6—7. Отрочество — особая пора (§ 3) 2 ч.

Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста

Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Уроки 8—9. Потребности и способности человека (§ 4) 2 ч.

Способности и потребности человека

Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека. Оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью.

Уроки 10-11. Когда возможности ограничены (§ 5) 2 ч.

Особые потребности людей с ограниченными возможностями

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья.
Оценивать значение заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья

Урок 12. Мир увлечений (§ 6) 1 ч.

Что такое свободное время.

Свободное время и занятия физкультурой.

Хобби.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Оценивать значение здорового образа жизни.
Планировать собственное свободное время

Урок 13. Практикум к теме I. 1 ч.

Тема II. Человек и его деятельность. 9 ч.

Уроки 14-15 . Деятельность человека (§ 7) 2 ч.

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности человека

В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей

объяснять роль мотивов в деятельности человека

Приводить примеры основных видов деятельности человека. Оценивать роль деятельности в жизни человека и общества.

Уроки 16-17. Труд - основа жизни (§ 8 ) 2 ч.

Каким бывает труд.

Что создается трудом.

Как оценивается труд.

Богатство обязывает.

Характеризовать особенности труда как вида деятельности. Объяснять значение труда в жизни общества и человека.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Уроки 18-19. Учение - деятельность школьника (§9) 2 ч.

Ступени школьного образования.

Значение образования для общества.

Умение учиться.

Образование и самообразование

Оценивать роль образования в современном обществе. Различать уровни общего образования в России.

Объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития

Уроки 20—21. Познание человеком мира и себя (§ 10) 2 ч.

Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.
Оценивать собственные практические умения, поступки и моральные качества, выявлять их динамику

Урок 22. Практикум к теме II (1 ч.)

Тема III. Человек среди людей (11 ч.)

Уроки 23—24. Отношения с окружающими (§ 11) 2 ч.

Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.

Личные и деловые отношения

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Характеризовать чувства, лежащие в основе межличностных отношений. Моделировать собственное поведение в различных ситуациях межличностных отношений

Уроки 25—26. Общение (§ 12) 2 ч.

Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков

Характеризовать общение как важный канал взаимодействия людей.
Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Оценивать собственное умение общаться

Уроки 27—28. Человек в группе (§ 13) 2 ч.

Социальные группы (большие и малые).

Группы формальные и неформальные.

Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство.



Характеризовать с помощью примеров различные виды групп в обществе.
Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать возможные групповые санкции.
Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением места человека в конкретной группе. Моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы

Урок 29. Отношения со сверстниками (§ 14) 1 ч.

Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка со сверстниками, одноклассниками и друзьями. Иллюстрировать примерами значение поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение взаимодействовать со сверстниками

Уроки 30-31.Конфликты в межличностных отношениях(§ 15) 2 ч.

Межличностные конфликты.

Причины их возникновения.

Стадии возникновения и развития конфликта.

Конструктивные способы их разрешения

Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов

Урок 32. Семья и семейные отношения (§ 16) 1 ч

Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи

Выполнять несложные задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов

Урок 33. Практикум к теме III

Урок 34. Заключительный урок.

Литература для учителя

Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.

Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /под ред. Л.Н. Боголюбова – М: Просвещение, 2020. – 160 с.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Интернет-портал реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

  1. Литература для учащихся: Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н. Боголюбова. М: Просвещение, 2020.

  2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. — М.: Аванта+, 2002.

  3. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.3. Духовный мир человека. — М.: Аванта+, 2004.

  4. Ясина И. Человек с человеческими возможностями / И. Ясина. — М., 2010.

Интернет-ресурсы:http://www.potomu.ru — детская онлайн-энциклопедия.

http://inclusive-edu.ru/multimedia/1/447 — Светлана Алёхина об инклюзивном образовании в России.

http://gogul.tv — информационно-познавательный сайт для детей и родителей.

www.krugosvet.ru — Энциклопедия «Кругосвет»

www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилла и Мефодия»

school-collection.edu.ru/catalog/?&subject%5B0%5D=21

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

festival.1september.ru/articles/588115/

www.clow.ru/ruspeople.html

www.planetashkol.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!