Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чувашская гимназия г. Белебея
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол № _____ заместитель директора по УВР директор МАОУ Чувашская гимназия
«__»____2020 г. ____/Алексеева В.К./ ____/Петрова Е.М/
Руководитель ШМО «___»_______ 2020 г. «___»_________2020 г.
_____/Буркова Т.В./
Рабочая программа
по учебному предмету «Обществознание»
на 2020 – 2021 учебный год
для 6 - 9 класса
Уровень: основное общее образование
Классы: 6-9
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию. 6-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 6-9 классы. М: Просвещение, 2015.
Учебники под ред. Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 6 кл. - М: Просвещение,2020, 7 кл. - М: Просвещение,2020,
8 кл. - М: Просвещение,2018,9 кл.- М: Просвещение,2019.
Количество часов по учебному плану всего 35 (в 9 кл. 34),в неделю – 1 час.
Учитель: Григорьева Г. Р., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория.
Белебей,2020 г.
1. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса обществознания.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение», 2011);
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию. 6-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 6-9 классы. М: Просвещение, 2015.- (Стандарты второго поколения);
2. Содержание тем учебного курса «Обществознание»
6 класс.
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника. Глава I. Загадка человека. Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Потребности человека. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Глава 2. Человек и его деятельность. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. На пути к жизненному успеху. Глава 3. Человек среди людей.Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания.
7 класс
Глава 1. Мы живем в обществе. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Обмен, торговля, реклама. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Глава 2. Наша Родина – Россия. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания.
8 класс.
Тема 1. Что такое человек. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема 2. Человек и природа. Общество и природа. Место человека в природе. Природа под охраной закона. Экология и нравственность. Тема 3. Человек среди людей. Межличностные отношения. Радости и сложности общения. Малая группа. Психологический климат в семье. Вежливость. Тема 4. Человек в обществе. Потребности и ресурсы. Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Рынок. Производство. Роль государства в экономике. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя. Повторение.
9 класс
Тема 1. Политика.Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения. Тема 2. Гражданин и государство.
Основы государственного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти в РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ. Тема 3. Основы российского законодательства. Личность и личный выбор. Что такое мораль. Добро и зло. Долг и совесть. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура. Банковская система России. Пенсионные программы. Повторение.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов.
6 класс.
№ раздела (темы) | Название раздела (темы) | Кол-во часов | В т.ч НРК | к\р |
1. | Введение. Как работать с учебником. | 1 | | |
2. | Глава 1.Загадка человека. | 12 | | |
3. | Глава 2. Человек и его деятельность. | 7 | | |
4. | Глава 3. Человек среди людей. | 14 | 1 | 1 |
| | 34 | | 1 |
| | | Итого 35 |
7 класс.
№ | Содержание курса | Количество часов | В т.ч НРК | к\р |
1. | Глава 1. Мы живем в обществе. | 21 | 3 | |
2. | Глава 2. Наша Родина – Россия. | 13 | 4 | 1 |
| | 34 | | 1 |
| | | Итого 35 |
8 класс.
№ | Содержание курса | Количество часов | В т.ч НРК | В т.ч практикумы |
1. | Тема 1. Личность и общество. | 8 | 1 | 1 |
2. | Тема 2. Сфера духовной культуры. | 8 | 3 | 1 |
3. | Тема 3. Социальная сфера. | 5 | 1 | 1 |
4. | Тема 4. Экономика. | 14 | 2 | 2 |
| | Итого 35 | |
9 класс.
№ | Содержание курса | Количество часов | В т.ч.НРК | практикумы |
1. | Тема 1. Политика. | 9 | 3 | 1 |
2. | Тема 2. Гражданин и государство. | 8 | 5 | 1 |
3. | Тема 3. Основы российского законодательства. | 11 | 6 | 1 |
4. | Подготовка к ОГЭ. Решение заданий. | 3 | | |
| | 31 | | 3 |
| | | | Итого 34 |
6 класс
№ | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически | Тема урока | Кол. часов | Прим. |
1 четверть |
1. | | | Введение. | 1 | |
2. | | | Глава 1.Загадка человека. Принадлежность двум мирам. | 1 | |
3. | | | Человек – личность. | 1 | |
4. | | | Индивидуальность – хорошо или плохо? | 1 | |
5. | | | Сильная личность – какая она? | 1 | |
6. | | | Отрочество – особая пора жизни. | 1 | |
7. | | | Самостоятельность – показатель взрослости. | 1 | |
8. | | | Потребности человека. | 1 | |
| | | 2 четверть | | |
9. | | | Способности человека. | 1 | |
10. | | | Когда возможности ограничены. | 1 | |
11. | | | Как расширить границы своих возможностей. | 1 | |
12. | | | Мир увлечений. | 1 | |
13. | | | Повторительно- обобщающий урок по главе «Загадка человека». | 1 | |
14. | | | Глава 2. Человек и его деятельность. Деятельность человека. | 1 | |
15. | | | Труд- основа жизни. | 1 | |
16. | | | Благотворительность и меценатство. | 1 | |
| | | 3 четверть | | |
17. | | | Учение – деятельность школьника. | 1 | |
18. | | | Самообразование. | 1 | |
19. | | | Познание человеком мира и себя. | 1 | |
20. | | | Повторительно- обобщающий урок по главе «Человек и его деятельность». | 1 | |
21. | | | Глава 3. Человек среди людей. Отношения с окружающими. | 1 | |
22. | | | Виды межличностных отношений. | 1 | |
23. | | | Общение. | 1 | |
24. | | | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | 1 | |
25. | | | Человек в группе. | 1 | |
26. | | | Поощрение и наказание в группе. | 1 | |
| | | 4 четверть | | |
27. | | | Отношения со сверстниками. | 1 | |
28. | | | Конфликты в межличностных отношениях. | 1 | |
29. | | | Семья и семейные отношения. | 1 | |
30. | | | Защита индивидуальных проектов «Моя семья». НРК – проект «Моя семья». | 1 | |
31. | | | Повторительно- обобщающий урок по главе «Человек среди людей». | 1 | |
32. | | | Повторительно- обобщающий урок по изученному курсу. | 1 | |
33. | | | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
34, 35. | | | Урок – конференция «Человек в системе общественных отношений». | 2 | |
7 класс
№ | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически | Тема урока | Кол. часов | Прим. |
1 четверть |
1. | | | Глава 1. Мы живем в обществе. Введение. | 1 | |
2. | | | Как устроена общественная жизнь. | 1 | |
3. | | | Общественные отношения. | 1 | |
4. | | | Что значит жить по правилам. | 1 | |
5. | | | Учимся общаться в Интернете. | 1 | |
6. | | | Экономика и ее роль в жизни общества. НРК – Экономика РБ. | 1 | |
7. | | | Основные участники экономики. | 1 | |
8. | | | Производственная деятельность человека. | 1 | |
2 четверть |
9. | | | Обмен, торговля. | 1 | |
10. | | | Реклама. | 1 | |
11. | | | Домашнее хозяйство. | 1 | |
12. | | | Семейный бюджет. НРК – проект «Бюджет моей семьи». | 1 | |
13. | | | Бедность и богатство. | 1 | |
14. | | | Неравенство доходов. | 1 | |
15. | | | Человек в обществе: труд и социальная лестница. | 1 | |
16. | | | Зачем людям государство. | 1 | |
3 четверть |
17. | | | Учимся использовать государственные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ и его права. | 1 | |
18. | | | Почему важны законы. | 1 | |
19. | | | Культура и ее достижения. | 1 | |
20. | | | НРК - Памятники культуры РБ. | 1 | |
21. | | | Повторительно – обобщающий урок по главе «Мы живем в обществе». | 1 | |
22. | | | Глава 2. Наша Родина – Россия. Наша страна на карте мира. | 1 | |
23. | | | Государственные символы России. | 1 | |
24. | | | НРК – Государственные символы РБ. | 1 | |
25. | | | Конституция Российской Федерации. | 1 | |
26. | | | НРК- Конституция РБ. | 1 | |
| | | 4 четверть | | |
27. | | | Гражданин России. | | |
28. | | | Мы- многонациональный народ. | 1 | |
29. | | | Защита Отечества. | 1 | |
30. | | | Военная служба. | 1 | |
31. | | | Повторительно – обобщающий урок по главе «Наша Родина – Россия» | 1 | |
32. | | | Повторительно- обобщающий урок по изученному курсу. | 1 | |
33. | | | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
34, 35. | | | НРК- проект «Я гражданин Республики Башкортостан» | 2 | |
8 класс
№ | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически | Тема урока | Кол. часов | Прим. |
1 четверть |
1. | | | Глава 1. Личность и общество. Что делает человека человеком? | 1 | |
2, 3. | | | Человек, общество, природа. НРК - Хозяйственная деятельность людей на примере РБ. | 2 | |
4. | | | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | |
5. | | | Ступени развития общества. | 1 | |
6. | | | Развитие общества. Глобальные проблемы современности. | 1 | |
7. | | | Как стать личностью. | 1 | |
8. | | | Практикум. | 1 | |
2 четверть |
9. | | | Глава 2. Сфера духовной культуры. Сфера духовной жизни. | 1 | |
10. | | | Мораль. | 1 | |
11. | | | Долг и совесть. | 1 | |
12. | | | Моральный выбор – это ответственность. | 1 | |
13. | | | Образование. НРК – Образование в РБ. | 1 | |
14. | | | Наука в современном обществе. НРК – Наука в РБ. | 1 | |
15. | | | Религия как одна из форм культуры. НРК – Конфессии Башкортостана. | 1 | |
16. | | | Практикум. | 1 | |
3 четверть |
17. | | | Глава 3. Социальная сфера. Социальная структура общества. | 1 | |
18. | | | Социальные статусы и роли. | 1 | |
19. | | | Нации и межнациональные отношения. НРК – РБ - многонациональная республика. | 1 | |
20. | | | Отклоняющееся поведение. | 1 | |
21. | | | Практикум. | 1 | |
22. | | | Глава 4. Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. НРК – Экономика РБ. | 1 | |
23. | | | Главные вопросы экономики. | 1 | |
24. | | | Собственность. | 1 | |
25. | | | Рыночная экономика. | 1 | |
26. | | | Производство – основа экономики. | 1 | |
4 четверть |
27. | | | Предпринимательская деятельность. НРК – Предприниматели РБ. | 1 | |
28. | | | Роль государства в экономике. | 1 | |
29. | | | Распределение доходов. | 1 | |
30. | | | Потребление. | 1 | |
31. | | | Инфляция и семейная экономика. | 1 | |
32. | | | Безработица, ее причины и последствия. | 1 | |
33. | | | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | |
34, 35. | | | Практикум. | 2 | |
9 класс
№ | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока фактически | Тема урока | Кол. часов | Прим. |
1 четверть |
1. | | | Глава 1. Политика. Политика и власть. | 1 | |
2. | | | Государство. | 1 | |
3. | | | Политические режимы. | 1 | |
4. | | | Правовое государство. | 1 | |
5. | | | Гражданское общество и государство. | 1 | |
6. | | | Участие граждан в политической жизни. | 1 | |
7. | | | Политические партии и движения. | 1 | |
8. | | | Межгосударственные отношения. | 1 | |
2 четверть |
9, 10. | | | Практикум. Подготовка к ОГЭ. | 2 | |
11. | | | Глава 2. Гражданин и государство. Основы конституционного строя РФ. | 1 | |
12, 13. | | | Права и свободы человека и гражданина. | 2 | |
14. | | | Высшие органы государственной власти в РФ. | 1 | |
15. | | | Россия - федеративное государство. | 1 | |
16. | | | Судебная система РФ. | 1 | |
3 четверть |
17. | | | Правоохранительные органы РФ. | 1 | |
18, 19. | | | Практикум. Подготовка к ОГЭ. | 2 | |
20. | | | Глава 3. Основы российского законодательства. Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1 | |
21. | | | Правоотношения и субъекты права. | 1 | |
22. | | | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | |
23. | | | Гражданские правоотношения. | 1 | |
24. | | | Право на труд. Трудовые отношения. | 1 | |
25. | | | Семья под защитой закона. | 1 | |
26. | | | Административные правоотношения. | 1 | |
4 четверть |
27. | | | Уголовно – правовые отношения. | 1 | |
28. | | | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | |
29. | | | Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | |
30. | | | Практикум. | 1 | |
31- 34. | | | Подготовка к ОГЭ. | 4 | |