Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» Пожарского муниципального района
Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа
по обществознанию
10-11 классы
Горницкая Ольга Михайловна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.
2021-2022 гг.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения обществознания уровне ученик должен
Знать/понимать
· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (136 Ч)
Человек как творец и творение культуры (14 час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Общество как сложная динамическая система (10 час)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Экономическая жизнь общества (26 часов)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Социальная сфера (17 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире .Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Политическая жизнь общества ( 23 часа)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Человек в системе общественных отношений (14 час)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Правовое регулирование общественных отношений (30 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Резерв учебного времени 16 часов.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» Пожарского муниципального района
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Учебная тема | Всего часов | В том числе |
Практические и лабораторные работы, текстовые задания, экскурсии и т.п. | Контрольные работы, в том числе стартовые и итоговые |
10 КЛАСС |
1 | Вводный урок | 1 | | |
2 | Человек в обществе | 19 | 9 | 1 |
3 | Общество как мир культуры | 15 | 7 | 1 |
4 | Правовое регулирование общественных отношений | 29 | 14 | 1 |
5 | Заключение. Человек в XXI веке | 2 | 1 | |
6 | Итоговое повторение | 2 | 2 | |
| Итого | 68 | | |
11 КЛАСС |
1 | Вводный урок | 1 | | |
2 | Экономическая жизнь общества | 26 | | 1 |
3 | Социальная сфера | 17 | | 1 |
4 | Политическая жизнь общества | 23 | | 1 |
5 | Итоговое повторение курса | 2 | | 1 |
6 | Решение ким | 1 | | |
| Итого | 68 | | |
| | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ урока | Тема | Дата | Примечание |
Планируемая | Фактическая |
10 а | 10б | 10а | 10б |
1 | Введение | | | | | |
Глава 1. Человек в обществе (18 часов) |
2 | Что такое общество | | | | | |
3 | Практикум по теме «Что такое общество» | | | | | |
4 | Общество как сложная система. | | | | | ЕГЭ |
5 | Практикум по теме: «Общество как сложная система» | | | | | ЕГЭ |
6 | Динамика общественного развития. | | | | | ЕГЭ |
7 | Практикум по теме «Динамика общественного развития» | | | | | ЕГЭ |
8 | Социальная сущность человека. | | | | | ЕГЭ |
9 | Практикум по теме: «Социальная сущность человека» | | | | | ЕГЭ |
10 | Деятельность – способ существования человека. | | | | | ЕГЭ |
11 | Практикум по теме: «Деятельность – способ существования человека» | | | | | ЕГЭ |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | | | | | ЕГЭ |
13 | Практикум по теме: «Познавательная и коммуникативная деятельность» | | | | | ЕГЭ |
14 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | | | | | ЕГЭ |
15 | Практикум по теме: «Свобода и необходимость в деятельности человека» | | | | | ЕГЭ |
16 | Современное общество. | | | | | ЕГЭ |
17 | Практикум по теме: «Современное общество» | | | | | ЕГЭ |
18 | Глобальная угроза международного терроризма. | | | | | ЕГЭ |
19 | Практикум по теме: «Глобальная угроза международного терроризма» | | | | | ЕГЭ |
20 | Контрольная работа по теме: «Человек в обществе» | | | | | |
Глава 2. Общество как мир культуры (14 часов) |
21 | Духовная культура общества. | | | | | ЕГЭ |
22 | Практикум по теме: «Духовная культура общества» | | | | | ЕГЭ |
23 | Духовный мир личности. | | | | | |
24 | Практикум по теме: «Духовный мир личности» | | | | | |
25 | Мораль. | | | | | ЕГЭ |
26 | Практикум по теме: «Мораль» | | | | | ЕГЭ |
27 | Наука и образование. | | | | | ЕГЭ |
28 | Практикум по теме: «Наука и образование» | | | | | ЕГЭ |
29 | Религия и религиозные организации. | | | | | ЕГЭ |
30 | Практикум по теме: «Религия и религиозные организации» | | | | | ЕГЭ |
31 | Искусство. | | | | | ЕГЭ |
32 | Практикум по теме: «Искусство» | | | | | ЕГЭ |
33 | Массовая культура | | | | | ЕГЭ |
34 | Практикум по теме: «Массовая культура» | | | | | ЕГЭ |
35 | Контрольная работа по теме: Общество как мир культуры» | | | | | |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (28 часов) |
36 | Современные подходы к пониманию права | | | | | |
37 | Практикум по теме: «Современные подходы к пониманию права» | | | | | |
38 | Право в системе социальных норм. | | | | | ЕГЭ |
39 | Практикум по теме: «Право в системе социальных норм» | | | | | ЕГЭ |
40 | Источники права. | | | | | ЕГЭ |
41 | Практикум по теме: «Источники права» | | | | | ЕГЭ |
42 | Правоотношения и правонарушения. | | | | | ЕГЭ |
43 | Практикум по теме: «Правоотношения и правонарушения» | | | | | ЕГЭ |
44 | Предпосылки правомерного поведения. | | | | | |
45 | Практикум по теме: «Предпосылки правомерного поведения» | | | | | |
46 | Гражданин РФ. | | | | | ЕГЭ |
47 | Практикум по теме: «Гражданин РФ» | | | | | ЕГЭ |
48 | Гражданское право. | | | | | ЕГЭ |
49 | Практикум по теме: «Гражданское право» | | | | | ЕГЭ |
50 | Семейное право. | | | | | ЕГЭ |
51 | Практикум по теме: «Семейное право» | | | | | Экскурсия в ЗАГС, ЕГЭ |
52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | | | | | ЕГЭ |
53 | Практикум по теме: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» | | | | | Встреча с представителем Центра занятости, ЕГЭ |
54 | Экологическое право. | | | | | ЕГЭ |
55 | Практикум по теме: «Экологическое право» | | | | | ЕГЭ |
56 | Процессуальные отрасли права. | | | | | ЕГЭ |
57 | Практикум по теме: «Процессуальные отрасли права» | | | | | Встреча с прокурором, ЕГЭ |
58 | Конституционное судопроизводство. | | | | | ЕГЭ |
59 | Практикум по теме: «Конституционное судопроизводство» | | | | | ЕГЭ |
60 | Международная защита прав человека. | | | | | ЕГЭ |
61 | Практикум по теме: «Международная защита прав человека» | | | | | ЕГЭ |
62 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. | | | | | |
63 | Практикум по теме: «Правовые основы антитеррористической политики Российского государства» | | | | | |
64 | Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений» | | | | | |
65 | Заключение. Человек в 21 веке | | | | | |
66 | Практикум по разделу «Человек в 21 веке». | | | | | |
67 | Повторение | | | | | |
68 | Итоговый урок | | | | | |
ИТОГО 68 ЧАСОВ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ урока | Тема | Дата | Примечание |
Планируемая | Фактическая |
11 а | 11б | 11а | 11б |
1 | Введение. | | | | | |
|
2 | Экономика: наука и хозяйство | | | | | ЕГЭ |
3 | Практикум по теме: «Экономика: наука и хозяйство» | | | | | |
4 | Экономический рост и развитие | | | | | ЕГЭ |
5 | Практикум по теме: «Экономический рост и развитие» | | | | | |
6 | Рыночные отношения в экономике | | | | | ЕГЭ |
7 | Практикум по теме: «Рыночные отношения в экономике» | | | | | |
8 | Фирмы в экономике | | | | | ЕГЭ |
9 | Практикум по теме: «Фирмы в экономике» | | | | | |
10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | | | | | ЕГЭ |
11 | Практикум по теме: «Правовые основы предпринимательской деятельности» | | | | | |
12 | Слагаемые успеха в бизнесе | | | | | |
13 | Практикум по теме: «Слагаемые успеха в бизнесе» | | | | | Встреча с предпринимателем |
14 | Экономика и государство | | | | | |
15 | Практикум по теме: «Экономика и государство | | | | | |
16 | Финансы в экономике | | | | | |
17 | Практикум по теме: «Финансы в экономике» | | | | | Экскурсия в банк (11б) или встреча с представителем |
18 | Занятость и безработица | | | | | ЕГЭ |
19 | Практикум по теме: «Занятость и безработица» | | | | | |
20 | Мировая экономика | | | | | ЕГЭ |
21 | Практикум по теме: «Мировая экономика» | | | | | |
22 | Человек в системе экономических отношений | | | | | ЕГЭ |
23 | Практикум по теме: «Человек в системе экономических отношений» | | | | | |
24 | Контрольное тестирование по теме: «Человек и экономика» | | | | | |
| | | | | | |
25-26 | Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Экономическая жизнь общества». | | | | | |
27 | Социальная структура общества. | | | | | ЕГЭ |
28 | Социальная стратификация. Социальная мобильность | | | | | |
29 | Социальные интересы. | | | | | |
30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | | | | | ЕГЭ |
31 | Практикум «Социальный контроль» | | | | | |
32 | Нации и межнациональные отношения. | | | | | ЕГЭ |
33 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления. | | | | | |
34 | Семья и быт. | | | | | ЕГЭ |
35 | Семья в современном обществе. | | | | | |
36 | Гендер – социальный пол. | | | | | ЕГЭ |
37 | Гендерные отношения в современном обществе. | | | | | |
38 | Молодежь в современном обществе. | | | | | |
39 | Практикум «Молодежная субкультура» | | | | | |
40 | Демографическая ситуация в современной России. | | | | | ЕГЭ |
41 | Практикум «Миграция» | | | | | |
42-43 | Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Социальная сфера». | | | | | |
44 | Политика и власть. | | | | | ЕГЭ |
45 | Политические отношения. | | | | | |
46 | Политическая система | | | | | |
47 | Государство в политической системе. | | | | | |
48 | Демократические перемены в современной России. | | | | | |
49 | Гражданское общество и правовое государство. | | | | | ЕГЭ |
50 | Местное самоуправление. | | | | | |
51 | Демократические выборы | | | | | ЕГЭ |
52 | Практикум «Типы избирательных систем» | | | | | |
53 | Политические партии и партийные системы. | | | | | ЕГЭ |
54 | Типология и функции политических партий. | | | | | |
55 | Практикум «Типы партийных систем» | | | | | |
56 | Политическая элита и политическое лидерство | | | | | ЕГЭ |
57 | Практикум «Типы политического лидерства» | | | | | |
58 | Политическое сознание | | | | | |
59 | Средства массовой информации и политическое сознание | | | | | ЕГЭ |
60 | Политическое поведение | | | | | ЕГЭ |
61 | Политический терроризм | | | | | |
62 | Политический процесс и культура политического участия | | | | | ЕГЭ |
63 | Политическое участие | | | | | |
64 | Политическая культура | | | | | |
65-66 | Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Экономическая жизнь общества». | | | | | |
67-68 | Итоговое повторение курса | | | | | |