СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» Пожарского муниципального района



Приложение к основной

образовательной программе

основного общего образования





Рабочая программа

по обществознанию

10-11 классы


Горницкая Ольга Михайловна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.







2021-2022 гг.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения обществознания уровне ученик должен

 Знать/понимать

·     биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

·     тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

·     необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

·     особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

 ·   характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

·   анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

·   объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

 

·   раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·   осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·   оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·   формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·   подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

·  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 ·  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

·   совершенствования собственной познавательной деятельности;

·   критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

·   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

·   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

·   предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

·   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

·   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

·   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (136 Ч)

Человек как творец и творение культуры (14 час)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека. 

Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия.  Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований  Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система (10 час)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

 Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. 

Экономическая жизнь общества (26 часов)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.

 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государстваКредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

Социальная сфера (17 часов)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. 

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

 Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире .Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.

Политическая жизнь общества ( 23 часа)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

 Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек в системе общественных отношений (14 час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.  Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

 Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые. 

Правовое  регулирование общественных отношений (30 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. 

Резерв учебного времени 16 часов. 

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной  информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.





















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» Пожарского муниципального района

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебная тема


Всего часов

В том числе

Практические и лабораторные работы, текстовые задания, экскурсии и т.п.

Контрольные работы, в том числе стартовые и итоговые

10 КЛАСС

1

Вводный урок

1



2

Человек в обществе

19

9

1

3

Общество как мир культуры

15

7

1

4

Правовое регулирование общественных отношений

29

14

1

5

Заключение. Человек в XXI веке

2

1


6

Итоговое повторение

2

2



Итого

68



11 КЛАСС

1

Вводный урок

1



2

Экономическая жизнь общества

26


1

3

Социальная сфера

17


1

4

Политическая жизнь общества

23


1

5

Итоговое повторение курса

2


1

6

Решение ким

1




Итого

68








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№ урока

Тема

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

10 а

10б

10а

10б

1

Введение






Глава 1. Человек в обществе (18 часов)

2

Что такое общество






3

Практикум по теме «Что такое общество»






4

Общество как сложная система.





ЕГЭ

5

Практикум по теме: «Общество как сложная система»





ЕГЭ

6

Динамика общественного развития.





ЕГЭ

7

Практикум по теме «Динамика общественного развития»





ЕГЭ

8

Социальная сущность человека.





ЕГЭ

9

Практикум по теме: «Социальная сущность человека»





ЕГЭ

10

Деятельность – способ существования человека.





ЕГЭ


11

Практикум по теме: «Деятельность – способ существования человека»





ЕГЭ

12

Познавательная и коммуникативная деятельность.





ЕГЭ

13

Практикум по теме: «Познавательная и коммуникативная деятельность»





ЕГЭ

14

Свобода и необходимость в деятельности человека.





ЕГЭ

15

Практикум по теме: «Свобода и необходимость в деятельности человека»





ЕГЭ

16

Современное общество.





ЕГЭ

17

Практикум по теме: «Современное общество»





ЕГЭ


18

Глобальная угроза международного терроризма.





ЕГЭ

19

Практикум по теме: «Глобальная угроза международного терроризма»





ЕГЭ

20

Контрольная работа по теме: «Человек в обществе»






Глава 2. Общество как мир культуры (14 часов)

21

Духовная культура общества.





ЕГЭ

22

Практикум по теме: «Духовная культура общества»





ЕГЭ

23

Духовный мир личности.






24

Практикум по теме: «Духовный мир личности»






25

Мораль.





ЕГЭ

26

Практикум по теме: «Мораль»





ЕГЭ

27

Наука и образование.





ЕГЭ

28

Практикум по теме: «Наука и образование»





ЕГЭ

29

Религия и религиозные организации.





ЕГЭ

30

Практикум по теме: «Религия и религиозные организации»





ЕГЭ

31

Искусство.





ЕГЭ

32

Практикум по теме: «Искусство»





ЕГЭ

33

Массовая культура





ЕГЭ

34

Практикум по теме: «Массовая культура»





ЕГЭ

35

Контрольная работа по теме: Общество как мир культуры» 






Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (28 часов)

36

Современные подходы к пониманию права






37

Практикум по теме: «Современные подходы к пониманию права»






38

Право в системе социальных норм.





ЕГЭ

39

Практикум по теме: «Право в системе социальных норм»





ЕГЭ

40

Источники права.





ЕГЭ

41

Практикум по теме: «Источники права»





ЕГЭ

42

Правоотношения и правонарушения.





ЕГЭ

43

Практикум по теме: «Правоотношения и правонарушения»





ЕГЭ

44

Предпосылки правомерного поведения.






45

Практикум по теме: «Предпосылки правомерного поведения»






46

Гражданин РФ.





ЕГЭ

47

Практикум по теме: «Гражданин РФ»





ЕГЭ

48

Гражданское право.





ЕГЭ

49

Практикум по теме: «Гражданское право»





ЕГЭ

50

Семейное право.





ЕГЭ

51

Практикум по теме: «Семейное право»





Экскурсия в ЗАГС, ЕГЭ

52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.





ЕГЭ

53

Практикум по теме: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»





Встреча с представителем Центра занятости, ЕГЭ

54

Экологическое право.





ЕГЭ

55

Практикум по теме: «Экологическое право»





ЕГЭ

56

Процессуальные отрасли права.





ЕГЭ

57

Практикум по теме: «Процессуальные отрасли права»





Встреча с прокурором, ЕГЭ

58

Конституционное судопроизводство.





ЕГЭ

59

Практикум по теме: «Конституционное судопроизводство»





ЕГЭ

60

Международная защита прав человека.





ЕГЭ

61

Практикум по теме: «Международная защита прав человека»





ЕГЭ

62

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.






63

Практикум по теме: «Правовые основы антитеррористической политики Российского государства»






64

Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»






65

Заключение. Человек в 21 веке






66

Практикум по разделу «Человек в 21 веке».






67

Повторение






68

Итоговый урок






ИТОГО 68 ЧАСОВ




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

№ урока

Тема

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

11 а

11б

11а

11б

1

Введение.







2

Экономика: наука и хозяйство





ЕГЭ

3

Практикум по теме: «Экономика: наука и хозяйство»






4

Экономический рост и развитие





ЕГЭ

5

Практикум по теме: «Экономический рост и развитие»






6

Рыночные отношения в экономике





ЕГЭ

7

Практикум по теме: «Рыночные отношения в экономике»






8

Фирмы в экономике





ЕГЭ

9

Практикум по теме: «Фирмы в экономике»






10

Правовые основы предпринимательской деятельности





ЕГЭ

11

Практикум по теме: «Правовые основы предпринимательской деятельности»






12

Слагаемые успеха в бизнесе






13

Практикум по теме: «Слагаемые успеха в бизнесе»





Встреча с предпринимателем

14

Экономика и государство






15

Практикум по теме: «Экономика и государство






16

Финансы в экономике






17

Практикум по теме: «Финансы в экономике»





Экскурсия в банк (11б) или встреча с представителем

18

Занятость и безработица





ЕГЭ

19

Практикум по теме: «Занятость и безработица»






20

Мировая экономика





ЕГЭ

21

Практикум по теме: «Мировая экономика»






22

Человек в системе экономических отношений





ЕГЭ

23

Практикум по теме: «Человек в системе экономических отношений»






24

Контрольное тестирование по теме: «Человек и экономика»













25-26

Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Экономическая жизнь общества».






27

Социальная структура общества.





ЕГЭ

28

Социальная стратификация. Социальная мобильность






29

Социальные интересы.






30

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.





ЕГЭ

31

Практикум «Социальный контроль»






32

Нации и межнациональные отношения.





ЕГЭ

33

Межнациональные конфликты и пути их преодоления.






34

Семья и быт.





ЕГЭ

35

Семья в современном обществе.






36

Гендер – социальный пол.





ЕГЭ

37

Гендерные отношения в современном обществе.






38

Молодежь в современном обществе.






39

Практикум «Молодежная субкультура»






40

Демографическая ситуация в современной России.





ЕГЭ

41

Практикум «Миграция»






42-43

Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Социальная сфера».






44

Политика и власть.





ЕГЭ

45

Политические отношения.






46

Политическая система






47

Государство в политической системе.






48

Демократические перемены в современной России.






49

Гражданское общество и правовое государство.





ЕГЭ

50

Местное самоуправление.






51

Демократические выборы





ЕГЭ

52

Практикум «Типы избирательных систем»






53

Политические партии и партийные системы.





ЕГЭ

54

Типология и функции политических партий.






55

Практикум «Типы партийных систем»






56

Политическая элита и политическое лидерство





ЕГЭ

57

Практикум «Типы политического лидерства»






58

Политическое сознание






59

Средства массовой информации и политическое сознание





ЕГЭ

60

Политическое поведение





ЕГЭ

61

Политический терроризм






62

Политический процесс и культура политического участия





ЕГЭ

63

Политическое участие






64

Политическая культура







65-66

Контрольное тестирование в форме ЕГЭ по теме «Экономическая жизнь общества».






67-68

Итоговое повторение курса















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей