СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по новейшей истории, истории России 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по новейшей истории, истории России 9 класс»

Программа соответствует учебнику «Всеобщая история. Новейшая история».: М. Просвещение, 2019. «учебник История России в 2-х частях», 9 класс, для общеобразовательных учреждений / –О.С Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа; Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Курукин. И.В. под редакцией А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019.

В данной рабочей программе на изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю, из расчёта 34 учебных недели – 68 часов в год.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурными историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны; • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Предметные результаты:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.; • знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Выпускник научится:

локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;

 использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

 сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;

 давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

 используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;

 используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);

 сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

 применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

  1. Содержание учебного предмета.

Введение (1 час)

Новейшая история - период двух эпох: 1890 - 1960 гг. и 1970-е гг. - насто­ящее время. Модернизация.

Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (14 часов)

Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая револю­ция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство про­мышленных товаров. Социальный ре­формизм в начале века. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия.

Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Всеоб­щее избирательное право. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рели­гия и национализм. Социалистическое движение. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Герма­ния. Франция. Италия. Национализм.

«Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-полити­ческих союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-рус­ская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.

Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Фран­ция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Подводная война.

Внутреннее положение в воюющих стра­нах. Революция 1917 г. в России. Брест­ский мир. Военные действия на Запад­ном фронте в 1917 г. Поражение Четвер­ного союза. Революции. Итоги Первой мировой войны. Версальско-Вашингтон­ская система. Парижская мирная конфе­ренция. Лига Наций. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.

Последствия Первой мировой вой­ны. Раскол в рабочем и социалисти­ческом движении. Распад империй и образование новых государств. Револю­ция в Германии в 1918 - 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Образова­ние Чехословакии, Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восста­новления 1920-х гг. План Дауэса. Между­народные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалицион­ные правительства. Особенности полити­ческого процесса. Первое лейбористское правительство. Франция в 1920-е гг. По­литическая неустойчивость. Националь­ный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.

Причины экономического кризиса. Особенности мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. Социальные по­следствия кризиса. Пути выхода из кри­зиса. Либерально-демократические ре­жимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.

Особенности экономического кризи­са в США. Политика президента Г. Гуве­ра. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Массовые социальные движения. Рост профсоюзно­го движения. Социальные реформы «но­вого курса». Внешняя политика США.

Великобритания: национальное прави­тельство. Экономическая политика. Внеш­няя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование анти­фашистского фронта. Деятельность пра­вительства Народного фронта.

Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитар­ного режима. Особенности итальянско­го фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика. Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Ми­литаризация экономики. Внешняя поли­тика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Граж­данская война 1936 - 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.

Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911 - 1912 гг. Национальная великая револю­ция 1920-х гг. Гражданская война 1928 - 1937 гг. Агрессия Японии и единый наци­ональный фронт. Индия. Гандизм. Кам­пании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности об­щественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борь­бы. Мексика. Кубинская революция.

Революция в естествознании. Осо­бенности художественной культуры. Сим­волизм. Литература.

Крах Версальско-Вашингтонской си­стемы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин - Рим - Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Начало Второй мировой войны. По­литика СССР. Поражение Франции. Ве­ликая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом во Второй мировой войне. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Север­ной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны. Берлин­ская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.

Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (12 часов)

Последствия Второй мировой вой­ны. Распад Атлантической коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский про­цесс. «Холодная война». Военно-полити­ческие блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатланти­ческого договора (НАТО). Организация Варшавского договора.

Особенности экономического восста­новления. Новые международные усло­вия. Экономическая интеграция. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государствен­ное регулирование и смешанная эконо­мика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Становление информационного об­щества. Экономические кризисы 1970 - 1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая ре­волюция. Постиндустриальное (информа­ционное) общество.

Идейно-политические течения и пар­тии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернаци­онал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных госу­дарств.

Гражданское общество на заверша­ющем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера граждан­ского общества. Новые левые движе­ния молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленче­ский процесс в церкви.

Послевоенный курс: «мировая от­ветственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старший. «Третий путь» Б. Клинто­на. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция. М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституцион­ная реформа. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Внешняя политика Вели­кобритании. Временный режим (1944 - 1946). Четвёртая республика (1946 - 1958). Пя­тая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпо­хи голлизма. Внешняя политика. Провозглашение республики. Цен­тризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Про­вал идеи «третьей фазы». Развал преж­ней партийной системы. Правительство С. Берлускони.

Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и прави­тельство А. Меркель. Оккупационный режим в Германии (1945 - 1949). Раскол Германии. Образо­вание ФРГ и ГДР. Экономическое и по­литическое развитие ФРГ и ГДР. Гельмут Коль. ГДР: кризис режима. «Бархатная революция». Объединённая Германия в 1990-е гг. Социал-демократы и «зелёные».

Становление тоталитарного соци­ализма и его кризис. Кризис тотали­тарного социализма. Революции 1989 - 1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия» и её последствия. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Национал-реформизм и модерниза­ция. Латинская Америка в 1970 - 2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Деколонизация. Выбор путей раз­вития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Граждан­ская война и победа народной револю­ции 1946 - 1949 гг. Выбор пути развития. Попытка реализации маоистской утопии. Культурная революция. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Рефор­мы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960 - 1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопас­ности и сотрудничеству в Европе. Дви­жение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Северо­американская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отно­шения.

Наука и общественная мысль. Завер­шение эпохи модернизма. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Постмодернизм. Последствия становления единого информационного пространства.

Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.

Итоговое повторение (1 час)

Проблемы сохранения мира. Про­блема преодоления отсталости и мо­дернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.

История России

Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)

Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов)

Начало промышленной революции. Изменения в финансовой системе. Перемены в сельском хозяйстве. Изменения в жизни общества. Российская империя на рубеже XVIII - XIX веков. Население Российской империи. Развитие экономики России на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России на рубеже XVIII - XIX веков.

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Политика России на восточном направлении. Отношения России с Францией в 1801 - 1809 гг. Русско-шведская война 1808 - 1809 гг. Вхождение Финляндии в состав России. Россия накануне войны с Францией.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.

Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.

Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири.

Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816 - 1819 гг. Проекты освобождения крестьян. Военные поселения. Развитие промышленности, торговли, путей сообщения.

Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе.

Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в первой четверти XIX века» и «Россия во второй четверти XIX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)

Европейская индустриализация. Промышленный переворот в России. Развитие сельского хозяйства, торговли. Предпосылки отмены крепостного права в России.

Новый император. Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Содержание и сущность реформы. Значение реформы.

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Общественная жизнь в 1860 - 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура.

Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Наш регион в XIX в. Религиозная политика Александра III. Иоанн Кронштадский. Нациоанльно-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии. Нациоанльно-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Нациоанльно-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Положение нехристианских религий.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Рост населения. Изменения облика городов. Жизнь городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов)

На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий.

III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия в эпоху Великих реформ», «Россия в 1880 - 1890-е гг.», «Россия в начале XX века». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Новейшая история: понятие и периодизация

1

Глава 1. Новейшая история. Первая половина XX века (13 часов)

2

Индустриальное общество в начале XX в.

1

3

Политическое развитие в начале XX в.

1

4

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

1

5

Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. Версальско-Вашингтонская система.

1

6

 Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Ев­ропы.

1

7

Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Пути выхода.

Финансовая грамотность: Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

1

8

 США: «новый курс» Ф. Рузвельта.

Финансовая грамотность: Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски.

1

9

Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция.

1

10

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания.

1

11

 Восток в первой половине XX в. Ла­тинская Америка в первой половине XX в

1

12

Культура и искусство первой половины XX в.

1

13

Международные отношения в 1930-е гг.

1

14

 Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг.

1

Глава 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI века (14 часов)

15

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».

1

16

Завершение эпохи индустриального об­щества. 1945 - 1970 гг.

1

17

Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного общества.

Финансовая грамотность: Что такое финансовые пирамиды.

1

18

Политическое развитие.

1

19

Гражданское общество. Социальные движения.

1

20

 Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция. Италия.

1

21

Германия: раскол и объединение.

1

22

Преобразования и революции в стра­нах Центральной и Восточной Евро­пы. 1945 - 2013 гг.

1

23

Латинская Америка во второй по­ловине XX - начале XXI в. Страны Азии и Африки в современном мире.

1

24

Международные отношения.

1

25

Культура второй половины XX - на­чала XXI в.

1

26

Глобализация в конце XX - начале XXI в.

1

27

Глобальные проблемы со­временности.

1

28

Итоговая контрольная работа по курсу «Новейшая история»

1

Российская империя в XIX - начале XX вв. (40 часов)

Глава 1. Россия в первой четверти XIX века (9 часов)

29

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков.

1

30

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.

1

31

Внешняя политика Александра I в 1801 - 1812 гг.

1

32

Отечественная война 1812 г. ОДНРК -Твердое сознание долга – есть венец характера (Н.В. Шелгунов) Понятие долга. Нравственный путь и величие духа. Долг основан на чувстве справедливости.

1

33

 Заграничные походы рус­ской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 - 1825 гг.

1

34

Либеральные и охрани­тельные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 - 1825 гг.

1

35

Национальная политика Александра I.

1

36

Социально-экономическое развитие страны в первой четвер­ти XIX в.

Финансовая грамотность: Что такое банк и чем он может быть полезен.

1

37

Общественное движение при Александре I. Выступление де­кабристов.

1

Глава 2. Россия во второй четверти XIX века (8 часов)

38

Реформаторские и кон­сервативные тенденции во внутрен­ней политике Николая I.

1

39

Социально-экономическое развитие страны во второй четвер­ти XIX в.

1

40

Общественное движение при Николае I.

1

41

Национальная и рели­гиозная политика Николая I. Этно­культурный облик страны.

1

42-43

Внешняя политика Ни­колая I. Кавказская война 1817 - 1864 гг.

Крымская война 1853 - 1856 гг.

2

44

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука, образование, художественная культура народов России.

1

45

Контрольная работа по теме «Россия в первой и во второй четверти XIX века».

1

Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)

46

Европейская индустри­ализация и предпосылки реформ в России.

1

47

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

48

 Реформы 1860 - 1870-х гг.: социальная и правовая модерниза­ция.

1

49

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

Финансовая грамотность: Польза и риски банковских карт.

1

50

Общественное движение при Александре II и политика пра­вительства.

1

51

Национальная и религи­озная политика Александра II. На­циональный вопрос в России и Ев­ропе.

1

52

Внешняя политика Алек­сандра II. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.

1

Глава 4. Россия в 1880 - 1890-е гг. (7 часов)

53

 Александр III: особенно­сти внутренней политики.

1

54

Перемены в экономике и социальном строе.

1

55

Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг.

1

56

Национальная и рели­гиозная политика Александра III.

1

57

 Внешняя политика Алек­сандра III.

1

58

Культурное простран­ство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки, образования. Русская литература, художественная культура народов России.

ОДНРК -Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М. Достоевский). Кодексы чести в истории. 

1

59

Повседневная жизнь раз­ных слоёв населения в XIX в.

1

Глава 5. Россия в начале XX века (9 часов)

60

Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и проти­воречия развития.

1

61

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв. Финансовая грамотность: Как создать своё дело.

1

62

Николай II: начало прав­ления. Политическое развитие страны в 1894 - 1904 гг.

1

63

Внешняя политика Ни­колая II. Русско-японская война 1904 - 1905 гг.

1

64

Первая российская рево­люция и политические реформы 1905 - 1907 гг.

1

65

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина.

1

66

 Политическое развитие страны в 1907 - 1914 гг.

1

67

Серебряный век русской культуры.

1

68

Итоговая контрольная работа по курсу: «История России»

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!