МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРОТОЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено ММО учителей иностранных языков Протокол № 7 от 30.08.19 _________/____________ | РАССМОТРЕНО: Педагогическим советом Протокол № _____ От «28__»___08______ 2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы __________ С.И.Коцюба Приказ № __________ От «___» ________2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Немецкий язык как второй иностранный»
для 7 класса (1й год обучения)
(базовый уровень)
на 2019- 2020 учебный год
Составитель:
Жуган Ольга Евгеньевна:
учитель немецкого языка
с. Коротояк – 2019
для 7 класса
(первый год обучения)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 г № 1577 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Коротоякская СОШ»;
Положение о рабочей программе МБОУ «Коротоякская СОШ» от 28.08.2019
Рабочие программы. Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы. М.М. Аверин, Москва, «Просвещение».
Книга для учителя. Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р.: Немецкий язык. Горизонты. Москва, «Просвещение».
Контрольные задания. Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. (5-6 классы).
Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов, по 2 часа в неделю. Рабочая программа объединяет учебный материал УМК «Горизонты» за 5 и 6 классы. Содержание и логика изучения не отличается от содержания авторской программы М.М. Аверин, «Рабочие программы. Немецкий язык. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы. Москва, «Просвещение».
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности).
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов).
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности).
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными).
- Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста, преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать содержание и форму текста).
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем (определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями).
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи-телем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) (целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности).
Предметные результаты
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
Ученик научится:
вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог побуждение к действию, комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о каникулах, о климате и погоде, о планах на будущее и профессиях, о школе, о дружбе, о внешности и одежде, о средствах массовой информации, об отношениях в обществе, об известных личностях из России и немецкоязычных стран, о себе и других людях);
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
формулировать аргументы за и против;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Ученик получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста;
кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.).
Аудирование
Ученик научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная речь
Ученик научится:
писать приглашение на праздник и короткие поздравления с праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания;
создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Ученик получит возможность научиться:
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
правильно писать изученные слова;
правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах.
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова немецкого языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Ученик получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики: «Межличностные взаимоотношения», «Мой лучший друг / подруга», «Животные», «Школьная жизнь», «Досуг и увлечения», «Моя семья», «Поход по магазинам», «Мой дом», «Это вкусно», «Свободное время», «Внешность и мода», «Праздники», «Мой город», «Каникулы». «Каникулы», «Погода, климат», «Выбор профессии», «Дружба», «Средства массовой информации», «Жизнь в обществе», «Внешность и мода», «Школьная жизнь», «Известные личности».
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -ei, -um, приставок ge-, un-, субстантивации глаголов, прилагательных, словосочетаний (das Sprechen, das Äußere, das Zähneputzen, das Zusammenleben); безаффиксального сокращения глагола (der Streit, der Vortrag);
- имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ös, приставки un-;
- наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-, super-;
- причастия с помощью суффикса -t.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы, образованные с помощью отделяемых и неотделяемых приставок;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (zuerst, dann, zum Schluss, deshalb, also);
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы.
Грамматика
Ученик научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи:
- предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ ein Junge. Er ist klein;
- предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt;
- предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann gut malen;
- предложения с неопределенно-личным местоимением man;
- безличные предложения (Es regnet. Es schneit. etc.);
- сложноподчиненные предложения с придаточным дополнительным с союзом dass;
- сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil;
- сложноподчиненные предложения c придаточными условия и времени с союзом wenn;
- существительные с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;
- имена существительные в единственном числе и во множественном числе;
- имена существительные в именительном, винительном и дательном падежах;
- глаголы в настоящем времени (Präsens), в т.ч. глаголы с изменяемой корневой гласной и отделяемой приставкой, модальные глаголы;
- глаголы haben и sein в прошедшем времени Präteritum;
- слабые, сильные и некоторые неправильные глаголы в прошедшем времени Perfekt;
- глаголы в повелительном наклонении (Imperativ) в формальной и неформальной ситуациях общения;
- личные и притяжательные местоимения;
- личные местоимения в винительном падеже (в качестве прямого дополнения и косвенного дополнения после предлога für), в дательном падеже;
- указательные местоимения (dies-, jen-);
- количественные и порядковые числительные от 1 до 1000;
- отрицание nicht, kein;
- предлоги места и направления (in, aus), времени (um, von … bis, am)
- простые повествовательные предложения с прямым и обратным порядком слов.
- наречие gern в сравнительной и превосходной степени (lieber, am liebsten);
- отрицание nicht, kein, nein, doch;
- предлоги времени (im, am, um, ab, von, bis);
- предлоги направления (aus, nach);
- предлоги места (in, auf, unter, zwischen, neben, über, hinter, vor, an).
Ученик получит возможность научиться
распознавать и употреблять в речи:
- предлоги, слившиеся с артиклем в дательном падеже (im, am, vom, zum);
- предлоги, слившиеся с артиклем в дательном падеже (ins, ans, aufs);
- отрицание nichts;
- имена существительные с предлогами, требующими дательный падеж (seit, bei, aus, nach, zu, bei, von, mit);
- сложносочиненные предложения с союзами aber, deshalb;
- глаголы с отделяемыми приставками в прошедшем времени Perfekt.
- имена прилагательные в превосходной степени (der wichtigste Tag);
- глаголы в прошедшем времени Präteritum;
- сравнительные обороты с союзами als и wie.
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в Германии;
представлять свою семью, школу, своих друзей, свое отношение к моде и к средствам массовой информации, Россию, ее климат и традиции на немецком языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Ученик получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях России и Германии.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике.
Ученик получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
7 класс (68 часов)
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха, путешествия. Покупки.
Окружающий мир. Природа. Животные. Погода. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха. Питание. Спорт.
Школа. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношения к ним. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, традиции и обычаи.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствовать, прощаться, узнавать, как дела, знакомиться, расспрашивать о дороге, благодарить за информацию), диалог-расспрос (о себе, о друзьях, о хобби, о распорядке дня), диалог-обмен мнениями (о необходимости карманных денег, о моде, о выборе профессии).
Объем диалога не менее 3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут.
Говорение (монологическая речь)
Развитие умений строить связные высказывания о себе и других людях, о школьных уроках, о хобби, о домашних животных, о предпочтениях в еде, о дружбе, о внешности, о своей комнате, о своем городе с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз. Продолжительность монологического высказывания – 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Развитие умения определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах.
Жанры текстов: прагматические, информационные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление.
Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, объявление, смс и др.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – 500 – 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – 200 – 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать открытку с поздравлением (объемом 30 слов, включая адрес), составлять список покупок, план путешествия.
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в рамках изученной тематики (с опорой на образец) в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов;
Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) после порядковых числительных, в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонетических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации: соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога / слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда).
Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных словах, ударение в глаголах с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках изученной тематики, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран в объеме примерно 700 единиц: приветствия, термины родства, обозначение возраста, профессии, названия животных, цветов, континентов и частей света, описание распорядка дня, дней недели, времени суток, хобби, названия помещений в доме, предметов мебели, название продуктов питания и блюд, название месяцев и времен года, название частей тела человека, предметов одежды, видов транспорта, названия явлений природы, названия видов отдыха во время каникул, средства для выражения своих чувств, аргументация за и против, выражение согласия и несогласия с предложением собеседника (например, в ситуации планирования праздника или каникул), средства для разрешения конфликтной ситуации.
Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Sport, die Musik, das Klima, das Radio, der Rhythmus, tolerant и др.) и заимствований из английского языка (die E-Mail, die Jeans, das Ketchup и др.).
Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных -er, -in, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit; суффиксы прилагательных ig, -isch, -lich; префиксы un-, super-), суффикс наречий -lich; суффикс причастий -t, приставки глаголов auf-, aus-, zu-, be-, ein-, mit-, nach-; словосложение (Campingplatz, Badehose), конверсия (Zähne putzen – das Zähneputzen, zusammen leben – das Zusammenleben, danken – der Dank). Синонимы, антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное, вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении.
Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с союзами aber, deshalb.
Навыки употребления имен существительных в единственном и множественном числе, в именительном, винительном и дательном падежах, с определенным, неопределенным и нулевым артиклем, личных местоимений.
Навыки распознавания и употребления в речи глаголов в настоящем времени (Präsens), в т.ч. в повелительном наклонении; глаголов haben, sein в прошедшем времени Präteritum; наиболее употребимых глаголов в прошедшем времени Perfekt;
Навыки распознавания и употребления в речи предлогов (in, an, aus, am, von… bis, um и др.)
Навыки распознавания и употребления в речи отрицания nicht, kein, nein, doch.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке;
знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях, распространенных образцов фольклора и современной культуры (стихи, песни и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в Германии, Австрии и Швейцарии);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения;
умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими, в том числе страноведческий комментарий.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по используемым собеседником жестам и мимике, по сходству с русским и английским языком;
игнорировать незнакомое;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами).
Тематическое планирование, 7 класс (68 часов)
Тема (предметное содержание речи) | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Контроль |
Kennenlernen (Знакомство) (4 часа)* |
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. Немецкоязычные страны и Россия. Географическое положение, столицы и крупные города | - Приветствовать людей в ситуации «Знакомство» формального и неформального характера (соблюдая произносительные нормы и интонацию). - Представляться и называть адрес проживания (используя глаголы heiβen, wohnen, sein в первом, втором лице и вежливой форме). - Заполнять анкету о себе (соблюдая правила орфографии). - Произносить свое имя по буквам. - Говорить о своих предпочтениях (используя глагол mögen). - Запрашивать информацию у собеседника (соблюдая правильный порядок слов и интонацию в вопросительных предложениях). - Вести диалог этикетного характера в ситуации бытового общения (приветствовать, прощаться, узнавать, как дела, знакомиться, расспрашивать о возрасте). - Читать и писать по образцу сообщения в чате. - Читать и воспринимать на слух наименования достопримечательностей и формулы приветствия немецкоязычных стран | Диалог этикетного характера в ситуации «Знакомство». Чтение с пониманием основного содержания. Отдельные задания из лексико-грамматического теста по теме |
Meine Klasse (Мой класс) (4 часа) |
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Мои друзья. Лучший друг/подруга | - Вести диалог-расспрос о люби-мых и нелюбимых школьных пред-метах (используя глаголы mögen и hassen в утвердительных и вопросительных предложениях, определенный и неопределенный артикль). - Рассказывать о своем друге (используя притяжательные местоимения mein, dein, знакомые глаголы в 1 и 3 лице и простые предложения с составным именным сказуемым). - Спрашивать о значении незнакомых слов и названиях предметов по-немецки (используя определенный и неопределенный артикль). - Сообщать о любимых занятиях (используя оценочную лексику и соблюдая произносительные нормы и интонацию). - Расспрашивать собеседника о его друзьях и любимых занятиях. - Понимать на слух речь учителя, одноклассников и необходимую информацию из небольших аудиотекстов, построенных на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. - Понимать на слух телефонные номера и адреса электронной почты. - Диктовать телефонные номера и адреса электронной почты. - Выразительно читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. - Заполнять анкету о себе, своем друге по аналогии с текстом учебника (с. 23) | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическое высказывание о своём классе. Чтение с пониманием основного содержания. Аудирование с пониманием основного содержания |
Tiere (Животные) (4 часа) |
Окружающий мир. Природа: животные. Погода | - Вести диалог-расспрос о животных (соблюдая правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом). - Рассказывать о своих любимых животных: описывать их цвет, размер, характер, привычки. - Извлекать необходимую информацию из небольших аудиотекстов, построенных на изученном языковом материале. - Понимать основное содержание текста о животных. - Извлекать необходимую информацию из текста, содержащего статистические данные. - Писать небольшой рассказ (с опорой на образец) о себе, своих домашних животных, о том, что учащиеся умеют делать. - Проводить в классе опрос о любимых животных (используя вопросительные предложения без вопросительного слова) и делать сообщения на основе собранного материала (употребляя существительные в винительном падеже в единственном и множественном числе). - Брать интервью у одноклассников об их любимых предметах в школе и занятиях в свободное время (используя альтернативные вопросы) | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическое высказывание о любимом животном. Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с пониманием основного содержания |
Kleine Pause (Маленькая перемена) (1час) Повторение |
Mein Schultag (Мой день в школе) (4 часа) |
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним | - Запрашивать информацию о времени и дне недели и отвечать на подобные вопросы. - Соотносить информацию из аудиотекста с фотографиями (с. 40). - Рассказывать о своем школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени (используя прямой и обратный порядок слов и предлоги времени). - Извлекать необходимую информацию из электронного письма. - Писать электронное письмо о своей школьной жизни по аналогии с текстом (с.42). - Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста (расписание уроков). - Вести диалог-расспрос со сверстниками о школьной жизни (используя вопросы с вопросительным словом, предлоги времени, названия дней недели). - Писать своё расписание уроков по образцу. - Описывать свой распорядок дня и распорядок дня сверстников из других стран. - Сравнивать школьный день в немецкоязычных странах и в России. | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Диалог-расспрос о школьной жизни. Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Hobbys (Увлечения) (4 часа) |
Свободное время. Досуг и увлечения. Поход по магазинам | - Вести диалог-обмен мнениями о своем хобби, о том, что учащиеся умеют или не умеют делать. - Рассказывать одноклассникам о своем хобби. - Вести диалог – побуждение к действию и договариваться с другом о встрече (используя модальный глагол mögen и глаголы с отделяемыми приставками). - Спрашивать разрешения, используя модальный глагол können. - Извлекать необходимую информацию о хобби подростков из коротких аудиотекстов. - Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста (статистические данные в виде диаграммы). - Описывать статистические данные. - Читать короткие информационные тексты с извлечением необходимой информации. - Составлять подписи к картинкам (кто что умеет хорошо делать). - Писать небольшое сообщение о своих талантах и предпочтениях (используя модальные глаголы и оценочную лексику) | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Диалог – побуждение к действию (договориться с другом о встрече). Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Meine Familie (Моя семья) (4 часа) |
Межличностные взаимоотношения в семье. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии | - Рассказывать о своей семье, используя названия членов семьи и профессий. - Описывать семейные фотографии (используя личные и притяжательные местоимения mein, sein, ihr, unser). - Вести диалог-расспрос о семье (используя общие и специальные вопросы). - Соотносить информацию из текста с иллюстрацией и находить несоответствия (с. 61). - Понимать на слух основную информацию из нескольких коротких текстов, построенных на изученном языковом материале. - Брать интервью у одноклассников о профессиях родителей и о профессии их мечты. - Описывать статистическую информацию, представленную в виде диаграммы. - Понимать на слух необходимую информацию о семьях в Германии. - Представлять информацию о своей семье в виде генеалогического древа | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическое высказывание о своей семье. Чтение с полным пониманием содержания. Аудирование с извлечением основной информации |
Was kostet das? (Сколько это стоит?) (4 часа) |
Свободное время. Поход по магазинам. Карманные деньги | - Вести комбинированный диалог на основе изученного языкового материала (назвать цену, спросить о цене, говорить, что нравится, а что нет, выразить желание что-то купить, рассказать о карманных деньгах). - Писать список желаемых подарков ко дню рождения. - Проводить опрос одноклассников о желаемых ими подарках. - Обобщать информацию, полученную во время проведения опроса. - Находить запрашиваемую информацию в тексте. - Писать список расходов за месяц. - Извлекать запрашиваемую информацию из аудиотекста (диалог). - Читать сообщения в чате с полным пониманием текста, используя словари. - Вести комбинированный диалог о карманных деньгах. - Аргументировать свой выбор подарка | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Комбинированный диалог «В магазине». Чтение с полным пониманием содержания. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Große Pause (Большая перемена) (2 часа) Повторение. Тест на основе заданий из заключительного теста за 5 класс (Контрольные задания). |
Mein Zuhause (Мой дом) (4 часа) |
Окружающий мир. Жизнь в городе/ в сельской местности. Россия. Культурные особенности (традиционные жилища) | - Вести диалог-расспрос о распо-ложении предметов мебели в комнате / квартире. - Описывать картинку, используя предлоги места, управляющие дательным падежом при ответе на вопрос «Где?». - Расспрашивать сверстника о его домашних обязанностях (исполь-зуя модальный глагол müssen). - Рассказывать о своих обязанностях по дому. - Извлекать необходимую инфор-мацию из звучащего текста (с. 6). - Описывать комнату своей мечты. - Выражать просьбу, используя повелительное наклонение глагола. - Соотносить картинки с их описанием (с. 7). Чтение с полным пониманием. - Описывать с опорой на текст (с. 72) традиционные жилища в Сибири | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическая речь (рассказ о своей комнате). Диалог-расспрос о расположении предметов мебели в комнате. Чтение с полным пониманием содержания. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Das schmeckt gut (Это вкусно) (4 часа) |
Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, питание. Немецкоязычные страны и Россия. Культурные осо-бенности (традиционная кухня) | - Вести диалог-расспрос о предпочтениях в еде (используя степени сравнения наречия gern). - Рассказывать о традициях, связанных с приемами пищи в семье. - Брать интервью у однокласс-ников, делать краткие записи и представлять результаты в классе. - Извлекать необходимую информацию из аудиотекста и представлять ее в виде таблицы. - Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста (меню, с. 16). - Соотносить тексты с картин-ками на основе извлеченной основной информации. - Составлять идеальное меню для школьной столовой (творческая работа). - Рассказывать о своей нацио-нальной кухне, используя информацию из текстов (с.74-75). - Вести комбинированный диалог в ситуации совершения покупок в киоске быстрой еды, используя клише, адекватные ситуации. | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическая речь (рассказ о традициях еды в своей стране, регионе, семье). Диалогическая речь в ситуации «В школьном буфете». Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Meine Freizeit (Мое свободное время) (5 часов) |
Свободное время. Досуг и увлечения. Школа. Внеклассные мероприятия. Кружки. | - Рассказывать сверстникам о своих занятиях в свободное время. - Извлекать из текста необхо-димую информацию о начале учебного года, отметках, о продолжительности каникул в немецкоязычных странах. - Сравнивать извлеченную информацию о немецкоязычных странах с ситуацией в России. - Рассказывать о своих желаниях и обязанностях в течение дня (ис-пользуя глаголы wollen и müssen). - Извлекать необходимую информацию из несплошных текстов (рекламные объявления, расписания мероприятий). - Вести диалог-побуждение к действию в ситуации «Планиро-вание с друзьями свободного времени» (с опорой на образец). - Проводить опрос одноклассни-ков о распорядке дня (используя предлоги времени), записывать и обобщать собранный материал в виде статистики. - Вести дискуссию о преимущест-вах и недостатках разных хобби (с. 76-77). - Писать небольшую заметку о хобби в школьную газету | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическая речь в ситуации «Занятия в свободное время». Диалогическая речь в ситуации «Планирование свободного времени». Чтение с извлечением основной информации. Аудирование с извлечением необходимой информации. |
Kleine Pause (Маленькая перемена) (1 час) Повторение |
Das sieht gut aus (Смотрится отлично) (5 часов) |
Мои друзья. Внешность и черты характера человека. Свободное время. Покупки. Молодежная мода. Россия. Культурные особенности (традиционная одежда) | - Использовать жалобы на различ-ные недомогания в качестве уважительной причины. - Описывать людей на фотогра-фии, используя информацию из текста. - Читать с полным пониманием высказывания и соотносить их с иллюстрациями (с. 33, 35). - Выражать свое мнение о предметах одежды (используя существительные в винительном падеже). - Вести комбинированный диалог в ситуации «Покупка одежды». - Находить человека на фото по устному описанию (с.38). - Описывать внешность извест-ного человека и догадываться по описанию, о ком идет речь. - Извлекать необходимую информацию из текстов о моде (письма читателей). - Писать вопросы для интервью. - Вести диалог-расспрос о моде. - Выражать своё отношение к моде. - Находить на немецкоязычных сайтах в интернете информацию о традиционной русской одежде | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическая речь в ситуации «Описание внешности, одежды». Диалогическая речь в ситуации «Покупка одежды». Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации. |
Partys (Вечеринки) (5 часов) |
Свободное время. Досуг и увлечения. Покупки. Россия. Культурные осо-бенности (национальные праздники, традиции, обычаи) | - Извлекать необходимую информацию из письменного приглашения на праздник. - Извлекать необходимую информацию из телефонного разговора. - Вести комбинированный диалог в ситуации «Приглашение на вече-ринку»: приглашать, принимать приглашение либо выражать вежливый отказ. - Расспрашивать одноклассников о том, как они проводят свой день рождения. - Объяснять мотивы действий, используя сложносочиненные предложения с союзом deshalb. - Планировать в группе вечеринку (проектная задача): составлять список необходимого, распреде-лять обязанности. - Представлять проект плана вечеринки. - Рассказывать о состоявшейся вечеринке (используя глаголы sein и haben в прошедшем времени Präteritum). - Писать приглашения и поздравления. - Обосновывать свой выбор вечеринки на основе информации из текстов (с.80). | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Диалогическая речь в ситуации «Планирование праздника». Письменная речь (поздравление с днем рождения). Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Meine Stadt (Мой город) (6 часов) |
Окружающий мир. Жизнь в городе/ в сельской местности. Немецкоязычные страны и Россия. Столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности | - Извлекать необходимую информацию из рассказа гида о городе. - Рассказывать о своем городе (с опорой на учебный плакат). - Описывать свою дорогу от дома до школы (по образцу). - Спрашивать дорогу в незнакомом городе и понимать информацию. - Объяснять дорогу в городе. - Читать с полным пониманием электронное письмо. - Рассказывать о произошедших событиях (используя прошедшее разговорное время Perfekt). - Чтение информации из путеводителя (с. 82-83) | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Монологическая речь в ситуации «Мой город». Диалог-расспрос в ситуации «Спросить дорогу в незнакомом городе». Чтение с полным пониманием содержания. Аудирование с извлечением необходимой информации |
Ferien (Каникулы) (5 часов) |
Школа. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт. Немецкоязычные страны и Россия. Географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности | - Брать интервью у одноклассни-ков о том, как они проводят кани-кулы, и отвечать на вопросы. - Планировать поездку, канику-лы, используя информацию интернет-сайтов о молодежных турбазах в немецкоязычных странах: выбирать вид отдыха, цель, вид транспорта (проектная задача). - Объяснять свой выбор, приводя аргументы за и против. - Писать краткий план поездки. - Выражать своё мнение о про-грамме летнего языкового лагеря. - Фиксировать с помощью крат-ких записей основную информа-цию из текста. - Рассказывать о событиях, произошедших в недавнем прошлом (используя прошедшее разговорное время Perfekt). - Писать открытку с места отдыха (по образцу). - Извлекать необходимую инфор-мацию из нелинейного текста (с.84). | Отдельные задания из лексико – грамматического теста по теме. Диалогическая речь в ситуации «Планирование поездки, каникул». Чтение с извлечением необходимой информации. Письменная речь (открытка с места отдыха) |
Große Pause (Большая перемена) (2 часа) Повторение. Итоговый тест на основе заданий из заключительного теста за 6 класс (Контрольные задания). |
*Считаем допустимым повторение темы раздела в качестве тем отдельных уроков внутри раздела.
17