Пояснительная записка.
Информация о учебно-методическом комплексе
Учебная рабочая программа курса предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений при изучении немецкого языка, как второго после английского. Она составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе Примерной программы по иностранным языкам с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
На основе авторской программы Аверина М.М. «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. (Москва, «Просвещение» 2012 г.), образовательной программы ООО МОУ Семеновская СОШ 2019-2023 гг., утвержденной приказом от 31. 08. 2019 г. № 135. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Порядковый № учебника из федерального перечня | Автор/ авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.2.2.2.3.3 | Аверин М.М. Джин Ф. Рорман Л. | Немецкий язык. Второй иностранный язык | 7 | АО «Издательство «Просвещение» | Федеральный перечень учебников от 20.05.2020г. приказ № 254 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности и эстетического характера.
Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;_
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
-умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
-сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
-описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио и видео текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
-воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио и видеотексты с выделением нужной/ интересующей информации;
чтении
-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменной речи
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
-составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
-применение правил написания изученных слов; адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
-распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
-знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
-понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
-знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
-знание национально-культурных особенностей речевого и не речевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
-знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
-представление об особенностях образа жизни, быта культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
-представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
-владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
-умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
-готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
-умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
-владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере:
-представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
-представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
-приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т.д.;
-достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
-стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
-развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
В течение года ученики выполняют несколько творческих работ, проектов: «Каникулы», «Мои мечты», «Рассказ о своем друге».
Содержание курса
Учебник содержит 7 глав, две главы для повторения — «Маленькая перемена», немецко-русский словарь:
Глава 1. Как я провел каникулы. Познакомить с лексическим материалом. Научить пониманию на слух текстов и составлению аналогичных текстов.
Глава 2. Мои планы. Познакомить с новой лексикой, темой, активизировать лексику устно и на письме. Научить учащихся вести беседу по теме «Мои мечты».
Глава 3. Дружба. Научить рассказывать о своих друзьях.
Глава 4. Картины и звуки. Воспитание культуры общения учащихся средствами иностранного языка в ситуации монологического высказывания.
Глава 5. Школьная жизнь. Научить учащихся вести беседу, употребляя соответствующие клише.
Глава 6. Это мне нравится. Активизировать лексический и грамматический материал в устной и письменной речи. Научить вести беседу, употребляя соответствующие клише.
Глава 7. Больше о себе.
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета
Воспитательная цель реализуется благодаря одновременному изучению языка и культур стран, созданию учебных ситуаций, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников. Содержание УМК способствует формированию общего представления о таких ценностях, как семья, дружба, человек, природа, образование. Предлагаемые тексты и задания ориентированы на то, чтобы учащиеся были готовы принять моральные нормы и гуманистические нравственные установки современного прогрессивного общества. Благодаря совместной деятельности учащихся, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: контрольные работы |
1 | Как я провел каникулы | 5 | №1: Как я провел каникулы. №2:Мои планы |
2 | Мои планы | 5 |
3 | Дружба. | 7 | №3: Дружба №4: Картины и звуки. |
4 | Картины и звуки. | 4 |
5 | Школьная жизнь. | 5 | №5: Школьная жизнь. №6: Это мне нравится. |
6 | Это мне нравится. | 5 |
7 | Больше о себе. | 3 | №7: Больше о себе. |
|
| Всего | 34 | 7 |
Календарно-тематическое планирование, 7 класс
№ | Названия тем, разделов | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Модуль 1. Как я провел каникулы. | 5 | | |
1 | Монологическое высказывание о погоде с использованием в речи глаголов в прошедшем времени. Аудирование текстов с пониманием основного содержания. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками Präteritum. | 1 | | |
2 | Составление письменного высказывания о каникулах с опорой на образец. Артикли в дательном падеже. | 1 | | |
3 | Чтение страноведческих текстов о Швейцарии с полным пониманием содержания. Диалог-расспрос по теме « Как я провел лето». | 1 | | |
4 | Монологическое высказывание по теме: «Каникулы». Притяжательные местоимения. | 1 | | |
5 | Контроль усвоения модуля 1. | 1 | | |
| Модуль 2. Мои планы. | 5 | | |
6 | Диалог-обмен репликами по теме: «Мои мечты». Аудирование текстов с выборочным пониманием содержания. Придаточные предложения с союзом dass. | 1 | | |
7 | Чтение страноведческих текстов о выборе профессии в немецкоязычных странах с пониманием основного содержания. Главное и придаточное предложения. | 1 | | |
8 | Чтение газетной статьи с выборочным пониманием необходимой информации. Präteritum слабых и сильных глаголов. | 1 | | |
9 | Монологическое высказывание по теме «Профессии». | 1 | | |
10 | Контроль усвоения модуля 2. | 1 | | |
| Модуль 3. Дружба. | 7 | | |
11 | Аудирование текстов с пониманием основного содержания. Диалог-обмен репликами по теме «Дружба». | 1 | | |
12 | Личные местоимения в дательном падеже. Качественные прилагательные в немецком, английском и русском языках. | 1 | | |
13 | Составление письменного высказывания «Мой друг» (описание). Сравнительная степень прилагательных, наречий. | 1 | | |
14 | Чтение текстов в чатах с выборочным пониманием информации. Союзы als, wie. | 1 | | |
15 | Проект «Мой друг и я». | 1 | | |
16 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 | | |
17 | Контроль усвоения материала модуля 3. | 1 | | |
| Модуль 4. Картины и звуки. | 4 | | |
18 | Диалог-расспрос (интервью) об использовании электронных средств информации и коммуникации. Модальные глаголы dürfen, sollen. | 1 | | |
19 | Чтение страноведческих текстов о средствах информации в немецкоязычных странах с полным пониманием содержания. Придаточные предложения с союзом wenn. | 1 | | |
20 | Составление письменного высказывания на основе прочитанной информации о средствах информации и коммуникации. | 1 | | |
21 | Аудирование текстов с выборочным пониманием содержания. Придаточные предложения в начале сложного предложения. | 1 | | |
| Модуль 5. Школьная жизнь. | 5 | | |
22 | Диалог-расспрос об эмоциональном состоянии собеседника. Возвратные глаголы в основных временных формах. | 1 | | |
23 | Чтение текстов с пониманием основного содержания. Склонение местоимений Welch-, jed-, dies-. | 1 | | |
24 | Составление письменного высказывания о своем эмоциональном состоянии. Аудирование текстов с пониманием основного содержания. Спряжение модальных глаголов в простом прошедшем времени Prăteritum. | 1 | | |
25 | Монологическое высказывание о своем эмоциональном состоянии. Предложения с инфинитивной группой um…zu. | 1 | | |
26 | Контроль усвоения модуля 4,5. | 1 | | |
| Модуль 6. Это мне нравится. | 5 | | |
27 | Монологическое высказывание о том, что нравится, а что нет. Прилагательные перед существительными в им.п. и в.п. после определенного и неопределенного артиклей. | 1 | | |
28 | Чтение страноведческих текстов о предпочтениях подростков в одежде с пониманием основного содержания. Притяжательные местоимения и местоимение kein. | 1 | | |
29 | Диалог-побуждение к действию «Покупка одежды». Аудирование текстов с полным пониманием информации. | 1 | | |
30 | Монологическое высказывание (люди, вещи и их описание). | 1 | | |
31 | Контроль усвоения модуля 6. | 1 | | |
| Модуль 7. Больше о себе. | 3 | | |
32 | Чтение текстов с выборочным пониманием информации. Аудирование с полным пониманием содержания. | 1 | | |
33 | Монологическое высказывание о человеке, его занятиях в свободное время. Порядковые числительные. | 1 | | |
34 | Составление письменного высказывания о времени, проведенном в школе. Окончания прилагательных в дательном падеже. | 1 | | |
1