Рабочая программа по немецкому языку для 5-9 классов общеобразовательных организаций разработана на основании
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373),
Примерной программы основного общего образования по немецкому языку Министерства образования и науки Российской Федерации (Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»). Федерального базисного учебного плана (2009 г.),
Программы курса предметной линии учебников «Горизонты» немецкого языка М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман., для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М:- Просвещение, 2019 г, к учебникам для 5-9 классов М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. М:- Просвещение, 2019
Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи.
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Содержание речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение. В диалогической речи
уметь:
вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1-1,5 минуты;
Говорение. В монологической речи
уметь:
строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз; Продолжительность монолога 0,5-1 минуты
Аудирование:
уметь
воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста – до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Чтение:
уметь читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь:
уметь
делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;
писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);
заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес.
Содержание языковых компетенций
Орфография:
знать правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи:
демонстрировать навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка, соблюдая ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи:
овладеть лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 300 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
овладетьосновными способы словообразования:
аффиксация:
существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschafl); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie)',
прилагательныхссуффиксами-ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar)',
существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Unglück, unglücklich)',
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen)',
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
словосложение:
существительное + существительное(das Arbeitszimmer)-,
прилагательное + прилагательное(dunkelblau, hellblond)-,
прилагательное + существительное (die Fremdsprache)-,
глагол + существительное (die Schwimmhalle)-,
конверсия (переход одной части речи в другую):
образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge)-,
образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
различать
интернациональные слова (der Globus, der Computer).
иметь представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Нераспространённые и распространённые предложения:
безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer)-,
предложения с глаголами legen, stellen, hängen,требующими после себя дополнение в Akkusativи обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand)-,
предложения с глаголами beginnen, raten, Vorhabenи др., требующими после себя Infinitivс zu;
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
все типы вопросительных предложений;
предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
предложения с инфинитивной группой um ...zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
сложносочинённыепредложенияссоюзамиdenn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen);
сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
сложноподчиненныепредложенияпричиныссоюзамиweil, da (Er hat heutekeineZeit, weilervieleHausaufgabenmachen muss);
сложноподчинённыепредложениясусловнымсоюзомwenn(Wenn du Lust hast, kommzumirzuBesuch);
сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit);
распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu+ Infinitiv, statt... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом habenв Perfekt;
сильные глаголы со вспомогательным глаголом seinв Perfekt (kommen, fahren, gehen);
Präteritumслабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками вPräsens, Perfekt, Präteritum, Futur(anfangen, beschreiben);
временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
местоименныенаречия(worüber, darüber, womit, damit);
возвратныеглаголывосновныхвременныхформахPräsens, Perfekt, Präteritum (sichanziehen,sichwaschen);
распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ,предлогов, требующих Akkusativ,
местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand);
Plusquamperfektи употребление его в речи при согласовании времён;
количественные числительные и порядковые числительные.
Содержание социокультурной компетенции
уметь осуществлять межличностное и межкультурное общениеобщение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
работать самостоятельно, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Рабочая программа по немецкому языку формирует Специальные учебные умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
использовать выборочно перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями.
8 класс (Первый год обучения) (35 ч)
1. Знакомство/Kennenlernen
Обучающийся научится: приветствовать людей; представляться и говорить, где живут; заполнять анкету; произносить имя по буквам; говорить, что они любят, называть место жительства.
Грамматика: личные местоимения: ich, du, Sie; глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein; вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них; порядок слов; интонация простого предложения.
2. Мой класс/Meine Klasse
Обучающийся научится: называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить о людях и предметах; говорить, что они любят, а что нет.
Грамматика, лексика, фонетика: личные местоимения: er/sie, wir, ihr; глаголы: kommen, heißen, mögen, sein; определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine; притяжательные местоимения: mein, dein; предлоги: in, auf; числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов; ударение в предложении; интонация; вопросительного предложения; словарное ударение.
3. Животные/Tiere
Обучающийся научится: говорить о животных; проводить интервью в классе; понимать текст о животных; описывать животных; называть цвета, называть животных.
Грамматика, лексика, фонетика: спряжение глаголов haben, sein; вопросы без вопросительного слова; винительный падеж; множественное число существительных; названия животных, цветов, континентов и частей света; словарное ударение, краткие и долгие гласные.
4. Мой день в школе/Mein Schultag
Обучающийся научится: называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня; понимать и составлять тексты о школе.
Грамматика, лексика, фонетика: указание времени; порядок слов в предложениях с указанием времени; предлоги: um, von ... bis, am; названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов; краткая и долгая гласная.
5. Хобби/Hobbys
Обучающийся научится: говорить о хобби; договариваться о встрече; говорить, что они умеют, а что нет; спрашивать разрешения; читать и описывать статистические данные.
Грамматика, лексика, фонетика: глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen; модальный глагол können; глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция; краткая и долгая гласная.
6. Моя семья/Meine Familie
Обучающийся научится: описывать картинку; рассказывать о семье; понимать текст о семье; говорить о профессиях.
Грамматика, лексика, фонетика: притяжательные местоимения sein, ihr, unser; профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство;
7. Сколько это стоит?/Was kostet das?
Обучающийся научится: называть цену; говорить, что они хотели бы купить; рассказывать о том, что им нравится, а что нет; находить информацию в тексте.
Грамматика, лексика, фонетика: спряжение глаголов essen, treffen, möchten, порядок слов в предложении: рамочная конструкция; словосочетания, дифтонги ei, au, e.
9 класс (Второй год обучения) (35 часов)
1. Мой дом. Повторение пройденного материала. Подготовка к стартовому контролю. Повторение пройденного материала. Подготовка к стартовому контролю. Мой дом. Местонахождение предметов в комнате. Подготовка к старовому контролю. Проект «Комната моей мечты». Подготовка к стартовому контролю. Антонимы. Модальный глагол müssen. Стартовый контроль. Анализ стартового контроля. Мои домашние обязанности. 1 Мой дом. Диктант по теме.
2. Это вкусно. Продукты питания. Предпочтения в еде. Интервью. Меню школьной столовой в немецких школах. Меню мечты. Национальная и региональная кухни Германии, Австрии, Швейцарии. Традиционные блюда своей семьи. Австрийский вариант немецкого языка на примере темы «Любимая еда». «В школьном кафе». Диалог «Покупатель/ продавец». Кулинарные рецепты. Повторение изученного материала. Диктант.
3. Мое свободное время. Мое свободное время. Времена года и месяцы. Свободное время немецких детей. Диалог «Наше свободное время». Написание электронное письма, выражение договоренности о чем-либо. Подготовка к рубежному контролю. 1Рубежный контроль. Анализ рубежного контроля. Рекламные объявления. Традиции школьной жизни в Германии, Австрии и Швейцарии. Повторение изученного материала. Диктант. Мое свободное время. Закрепление.
4. Это выглядит хорошо. Части тела. Цирковые кружки в немецких школах. Предметы гардероба. Одежда. Одежда и мода. Внешность и одежда человека. Диалог по теме «Одежда и мода». Повторение изученного материала. Диктант. Это выглядит отлично. Закрепление темы.
5. Вечеринка. Приглашения и смс-тексты поздравлений. Диалог по теме «Приглашение» и «Поздравление». «Мы готовим вечеринку». Прошедшее время (Rräteritum) глаголов habenи sein. Повторение изученного материала. Диктант.
6. Мой город. Анализ рубежного контроля. «Взгляд из окна». Родной город. Города Германии. Место проживания. Описание дороги в школу. «Ориентирование в городе». Perfekt некоторых слабых и, сильных и неправильных глаголов. Повторение изученного материала. Мой город. Диктант, тест по пройденной теме.
7. Каникулы. Каникулы. Мы собираем чемодан в дорогу. Пять дней путешествия в … . Распорядок дня в молодежном лагере в Германии. Аргументы «за» и «против». Прошедшее время Perfekt. Вспомогательные глаголы haben и sein в Perfekt Письмо о своих впечатлениях с места отдыха.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по-
знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чиеле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижениедопорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Предметные результаты:
А.В коммуникативной сфере(то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
уметь начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
уметь расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/ интересующей информации;
чтение
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция(владение языковыми средствами и действиями с ними):
применять правила написания изученных слов;
различать на слух и адекватно произносить все звуки второго иностранного языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильно членить предложение на смысловые группы;
распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова в их основных значениях, словосочетания, реплики-клише речевого этикета);
знать основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимать явления многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знать основных различия систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков..
Социокультурная компетенция
знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знать употребительную фоновую лексику и реалий страны изучаемого языка; знакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимать важность владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
представлять об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
представлять о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
Уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе получения и приёма информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
уметь сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвистическими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
владеть приёмами работы чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
уметь действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
уметь и быть готовым осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
иметь представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщиться к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке (немецком);
стремиться к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка (немецкого);
развить чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы немецкоговорящих стран.
Д. В трудовой сфере и физической сфере:
уметь рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
стремиться вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Ниже прилагается тематическое планирование к учебнометодическим комплектам:
«Немецкий язык. 5 класс» авторов М. М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рормана, М. Збранковой;
«Немецкий язык. 6 класс» авторов М. М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рормана;
Вышеперечисленные учебники реализуют данную рабочую программу.
Тематическое планирование курса «Второй иностранный язык (немецкий)»
8 класс (1-й год обучения)
Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час
Учебник: «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
№ п/п | Тема (предметное содержание речи) | Кол-во часов |
1 | Знакомство | 4 |
2 | Мой класс | 4 |
3 | Животные | 5 |
4 | Мой день в школе | 4 |
5 | Хобби | 5 |
6 | Моя семья | 6 |
7 | Сколько это стоит? | 7 |
| Итого | 35 |
Тематическое планирование курса «Второй иностранный язык (немецкий)»
9 класс (2-й год обучения)
Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час
Учебник: «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
№ п/п | Тема (предметное содержание речи) | Кол-во часов |
1 | Мой дом | 6 |
2 | Это вкусно! | 4 |
3 | Моё свободное время | 5 |
4 | Это выглядит хорошо | 5 |
5 | Вечеринка | 4 |
6 | Мой город | 5 |
7 | Каникулы | 6 |
| | 35 |
Ресурсное обеспечение
Рабочей программы по предмету «Немецкий язык»
(как второй иностранный).
Основное общее образование
М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. М:- Просвещение, 2019.
М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс. М:- Просвещение, 2019.
М.М. Аверин, Е.Ю, Гуцалюк, Е.Р. Харченко. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Контрольные задания. 5-6 класс. М:- Просвещение, 2019.
Аудиокурс к учебнику М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. М:- Просвещение, 2019.
Аудиокурс к учебнику М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. М:- Просвещение, 2019.
Календарно – тематическое планирование по немецкому языку
«УМК Немецкий язык. Горизонты»
8 класс
М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Виды и формы контроля |
по плану | по факту |
Раздел I. Знакомство (4 часа). |
1 | Путешествие в мир немецкого языка начинается! | 05.09. | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
2 | Знакомство продолжается! | 12.09. | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
3 | Учимся слушать и понимать услышанное. Что ты любишь делать? | 19.09 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
4 | Что мы уже можем рассказать о себе? | 26.09. | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
Раздел II. Мой класс (4 часа). |
5 | В классе- - новая ученица.Поговорим о школьных предметах! | 03.10. | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
6 | После уроков. | 10.10. | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
7 | Играем с числами. | 17.10. | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
8 | Мои друзья и моя школа. Подведём итоги! | 24.10. | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
Раздел III. Животные (5 часов). |
9 | Животные и их места обитания. | 7.11. | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в группах. |
10 | У тебя есть домашнее животное? | 14.11 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
11 | Грамматика - крепкий орешек, но не для нас! | 21.11 | | Текущий. Индивидуальный опрос. Работа в парах. |
12 | Расскажем о любимых животных! | 28.11 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
13 | Животные в Германии. Повторяем всё, что знаем. | 5.12 | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
Раздел IV. Мой день в школе (4 часа). |
14 | Школьный день Леи. | 12.12 | | Текущий. Самостоятельная работа. Работа в парах. |
15 | Дни недели и время. | 19.12 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
16 | Поговорим о школьном расписании. | 26.12 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
17 | Интервью на школьной лестнице. Повторяем всё, что знаем! | 16.01 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
Раздел V. Хобби (5 часов). |
18 | Если есть увлечение – скучно не бывает! | 23.01 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
19 | Чем заняться в свободное время? Футбол, скейтборд … или в кино? | 30.01 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
20 | Чем ты любишь заниматься? Берём интервью у наших друзей по классу! | 06.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
21 | Учимся "читать" и комментировать статистику. Что мы уже знаем и умеем? | 13.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в группах. |
22 | Это я могу! Инсценируем диалоги. Подведём итоги. | 20.02 | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
Раздел VI. Моя семья (6 часов). |
23 | Заглянем в семейный альбом! | 27.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
24 | Юлиан рассказывает о своей семье | 05.03 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
25 | . Что кому принадлежит? | 12.03 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
26 | Что мы узнаём о семье Марии Нойман? | 19.03 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Самостоятельная работа. |
27 | Расскажи о своей семье! Профессии в моей семье. | 02.04 | | Промежуточный. Индивидуальный опрос |
28 | Чему мы уже научились? Подведём итоги! | 09.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
Раздел VII. Сколько это стоит? (7 часов). |
29 | Составим список любимых дел! | 16.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
30 | Что бы тебе хотелось купить? Мы делаем покупки в киоске. | 23.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
31 | На что потрачены карманные деньги? | 30.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
32 | Мне никогда не хватает карманных денег! | 07.05 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
33 | Пообщаемся в чате! | 14.05 | | Текущий. Фронтальный опрос. Работа в парах. |
34 | Итоговая контрольная работа | 21.05 | | Итоговый. Индивидуальный. |
35 | Что ещё нам необходимо повторить? | 28.05 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
Календарно – тематическое планирование по немецкому языку
«УМК Немецкий язык. Горизонты»
9 класс
М.М. Аверин, Ф. Джин, Л Рорман
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Виды и формы контроля |
по плану | по факту |
Раздел I. Мой дом (4 часа). |
1 | Что находится в твоей комнате? | 04.09 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
2 | Комната, о которой я мечтаю. Расставим мебель! | 11.09 | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
3 | Проект «Хаос» или почему мама сердится. Повторяем всё, что знаем. | 18.09 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
Раздел II. Это вкусно! (4 часа). |
4 | Что сегодня на завтрак? | 25.09 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
5 | А что предпочитают в Мюнхене и Вене? | 02.10 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
6 | Уличное кафе, гамбургер и минеральная вода. | 09.10 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
7 | Грамматика – крепкий орешек! | 16.10 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
8 | Итак, что мы уже знаем и умеем? Подведём итоги! | 23.10 | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
Раздел III. Мое Свободное время (5 часов). |
9 | Месяцы и времена года.. | 06.11 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в группах. |
10 | Учимся брать интервью на тему «Свободное время» | 13.11 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
11 | «А давай пойдём сегодня в кино!» | 20.11 | | Текущий. Индивидуальный опрос. Работа в парах. |
12 | Когда начинаются каникулы? | 27.11 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
13 | Играем и учим грамматику! Проверь себя! | 4.12 | | Текущий. Индивидуальный опрос. |
Раздел IV. Это выглядит хорошо (4 часа). |
14 | Как выглядит человек? Движение – это всегда красивая внешность. Не так ли? | 11.12 | | Текущий. Самостоятельная работа. Работа в парах. |
15 | Что модно в этом сезоне? Выбираем одежду по вкусу. | 18.12 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
16 | Подведём итоги! Контрольная работа | 25.12 | | Индивидуальный итоговый. |
Раздел V. Вечеринка (5 часов). |
17 | Поздравления в sms. | 15.01 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
18 | Приглашение на день рождения. | 22.01 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
19 | Как проходит обычно день рождения Теи? | 29.01 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
20 | Учимся выражать причину и следствие. | 05.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
21 | Мы планируем вечеринку. Подведём итоги. | 12.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
Раздел VI. Мой город (7 часов). |
22 | Экскурсия по городу: Франкфурт. | 19.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
23 | А что мы можем рассказать о своём городе? | 26.02 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос |
24 | Дорога в школу | 04.03 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
25 | Мы в незнакомом городе. Как пройти… ? | 11.03 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
26 | Где находится почта? | 18.03 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Самостоятельная работа. |
27 | Одна неделя во Франкфурте… | 01.04 | | Промежуточный. Индивидуальный опрос |
28 | Играем и учимся одновременно! Подведём итоги! | 08.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
Раздел VII. Каникулы? (7 часов). |
29 | Скоро каникулы.а не подумать ли нам о путешествии? | 15.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
30 | Что возьмём с собой в дорогу? | 22.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
31 | Молодёжный лагерь – прекрасная возможность изучать иностранные языки! | 29.04 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |
32 | Путешествие в Штутгарт. | 06.05 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. Работа в парах. |
33 | Когда Феликс летал в Испанию? | 13.05 | | Текущий. Фронтальный опрос. Работа в парах. |
34 | Итоговая контрольная работа | 20.05 | | Итоговый. Индивидуальный. |
35 | Почтовая открытка из лета. Проверь себя. | 27.05 | | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос. |