Государственное бюджетное специализированное учреждение Республики Крым
«Керченский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
| | УТВЕРЖДено приказом и. о директора ГБСУ РК «Керченский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» №_____«____» ______ 2020 г. |
Рабочая программа
по направлению «Гражданско-правовое воспитание»
Составил специалист:
заведующий ОДП Даниленко А.Г.
г. Керчь, 2020 год.
Пояснительная записка
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве. В младшие годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания является формирование:
уважительного отношения к установленным правилам поведения;
осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание детей с ОВЗ является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Программа правового воспитания детей с ОВЗ содержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи правового воспитания.
3.Основные направления правового воспитания
4.Содержание воспитания воспитания
5.Совместная деятельность центра, семьи и общественности по правовому воспитанию дошкольников
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Цели:
формирование основ правового сознания детей с ОВЗ
способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.
Правовое воспитание воспитанников направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:
логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);
эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).
Основные задачи правового воспитания:
создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
создание в детском доме правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
повышение уровня правовой культуры педагогического состава и родителей (законных представителей) детей;
создание условий для организации взаимодействия семьи и центра реабилитации по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
повышение уровня социально-правовой защищенности детей с ОВЗ;
формирование у родителей (законных представителей) понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Модель организации правового воспитания в реабилитационном центре.
Модель организации правового воспитания в детском доме основана на социальном партнерстве детского дома с родителями (законными представителями), требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основными участниками процесса правового воспитания являются дети с ОВЗ, родители (законные представители), педагогический состав (воспитатели, педагоги-специалисты).
Система взаимодействия — это организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.
Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-реабилитационную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Воспитанники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Воспитанники, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Знания детей закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр. Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.
Блок «работа с детьми» включает в себя девять фронтальных занятий в год, т.е. одно занятие в месяц. Такого количества занятий недостаточно, что бы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания.
Реабилитационная форма обучения включает в себя:
Знакомство с правами человека.
Беседы на этические темы.
Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Изобразительная, трудовая деятельность.
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
Работу с литературой.
Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
Разные виды игр.
Продуктивные виды деятельности.
Двигательную активность.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми
младшая группа (7-10 лет)
Месяц | Темы занятий | Задачи |
январь | Ты и твое имя | Познакомить детей с правом на имя Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим |
февраль | Моя семья | Формировать представление о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи |
март | Наш дом | Поддерживать интерес к жизни в семье. Воспитывать чувство хозяина, уважения к родителям, членам семьи и доброжелательное отношение к сверстникам |
апрель | Не обижай меня | Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем. Воспитывать уважение к людям, окружающим ребенка. |
май | Вместе весело играть | Освоение способов ролевого проведения в игре, бесконфликтного взаимодействия |
июнь | Вместе весело играть | Освоение способов ролевого проведения в игре, бесконфликтного взаимодействия |
июль | Мастерская добрых дел | Развитие умений различения настроения сверстников, оказания помощи и внимания, нуждающемуся в этом сверстнику; формирование установок на оказание помощи нуждающимся в трудной ситуации |
август | Мастерская добрых дел | Развитие умений различения настроения сверстников, оказания помощи и внимания, нуждающемуся в этом сверстнику; формирование установок на оказание помощи нуждающимся в трудной ситуации |
сентябрь | Хочу или надо | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми |
октябрь | Мой город | Познакомить детей с названием города, в котором живут, воспитывать любовь к родному городу |
ноябрь | Терпенье и труд- все перетрут | Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, и его результатам |
декабрь | Мои друзья | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представления о охране и укреплении своего организма |
средняя группа (10-13 лет)
Месяц | Темы занятий | Задачи |
январь | У каждого есть имя | Формировать представления об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека |
февраль | Дети и взрослые | Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях |
март | Вместе весело играть | Освоение способов ролевого поведения в игре, развитие умений бесконфликтного взаимодействия в игре, формирование навыков бережного отношения к вещам, игрушкам |
апрель | Мастерская добрых дел | Развитие умений различения настроения сверстников, оказания помощи и внимания, нуждающемуся в этом сверстнику; формирование установок на оказание помощи нуждающимся в трудной ситуации |
май | «Чего в другом не любишь, того не делай сам!» | Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе; формирование навыков вежливого обращения и поведения |
июнь | Моя семья | Формирование представлений о членах семьи и о родственных связях, развитие навыков уважительного общения с близкими людьми и заботливого отношения к родственникам |
июль | Хочу и надо | Формирование навыков совместной деятельности, развитие самостоятельности и ответственности |
август | «Худо тому, кто не делает добра никому» | Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного общения |
сентябрь | «Если просят о помощи...» | Формирование поведения на основе определенных правил, уточнение связей и правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни людей |
октябрь | «Чего в другом не любишь, того не делай сам!» | Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе; формирование навыков вежливого обращения и поведения |
ноябрь | Хочу и надо | Формирование навыков совместной деятельности, развитие самостоятельности и ответственности |
декабрь | Мастерская добрых дел | Развитие умений различения настроения сверстников, оказания помощи и внимания, нуждающемуся в этом сверстнику; формирование установок на оказание помощи нуждающимся в трудной ситуации |
старшая группа (13-15лет)
Месяц | Темы занятий | Задачи |
январь | Помоги, кому трудно | Развитие умений проявлять заботу о пожилых людях, о малышах |
февраль | Как дружить без ссоры | Формирование у детей навыков бесконфликтного общения и поведения |
март | «За свое постою, а чужое не возьму» | Формирование представлений о собственности, личных вещах |
апрель | Семья — семь Я | Углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи |
май | Секреты вежливости | Ознакомление с правилами вежливого (уважительного) отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения |
апрель | Порядок — это хорошо, беспорядок плохо!» | Формирование представлений о правилах поведения в общественных местах |
май | Жизнь дана на добрые дела | Воспитание доброжелательного отношения к людям |
июнь | В гостях хорошо | Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье |
июль | Моя родина | Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. |
август | Семья — семь Я | Углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи |
сентябрь | В гостях хорошо | Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье |
октябрь | Секреты вежливости | Ознакомление с правилами вежливого (уважительного) отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения |
ноябрь | Моя родина | Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. |
декабрь | Жизнь дана на добрые дела | Воспитание доброжелательного отношения к людям |
Старшая группа (15-17лет)
Месяц | Темы занятий | Задачи |
январь | Личные документы | Формирование представлений о личных документах; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус |
февраль | «Если пришло письмо...» | Формирование представлений о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи, с правом на тайну переписки и почтовых отправлений |
март | Грамоте учиться- всегда пригодится | Углубление представлений детей о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Формирование представлений о школе, школьниках, учителях. |
апрель | «Как договорился, так и сор разрешился» | Формирование представлений об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру |
май | «Из чужого кармана платить легко» | Углубление представлений о правилах пользования и распоряжения имуществом |
июнь | Я и семья | Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных ценностях |
июль | «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» | Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представлений о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей |
август | «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» | Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.) |
сентябрь | «Кто где живет» | Ознакомление детей с разными странами и народами (национальностями) и формирование терпимого отношения к представителям разных народов (национальностей) |
октябрь | «Из чужого кармана платить легко» | Углубление представлений о правилах пользования и распоряжения имуществом |
ноябрь | «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» | Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.) |
декабрь | Я и семья | Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных ценностях |
Социальный педагог, воспитатель – основной участник реабилитационного процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, специалисты не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Основные направления работы педагогического коллектива:
просвещение;
диагностика;
организация;
контроль;
профилактика;
коррекция.
Работа по правовому воспитанию в детском доме предусматривает как работу с детьми, так и с родителями.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление. От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Формы работы с родителями:
информационные стенды (наглядная агитация);
тематические выставки;
родительские собрания;
индивидуальные и групповые беседы;
деловые игры;
анкетирование, тестирование;
семинары;
участие родителей в коллективных делах центра.
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в центре необходимо осуществлять по трем направлениям:
с педагогическим составом,
с родителями,
с детьми.
На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.
Уровень подготовленности воспитателей к осуществлению правового воспитания зависит от качества организованной в центре деятельности по повышению квалификации педагогов как организаторов правового воспитания и их правовой культуры.
В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на детей, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.
Педагогам необходимо учитывать, что правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле.
Педагогическая тактика правовоспитательной деятельности воспитателя как с детьми, так и с их родителями должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.
Роль педагога как организующего начала правового воспитания в системе воспитатель-ребенок-родитель заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в образовательном учреждении так, и в семье.
Правовое воспитание происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.
Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы с детьми с овз не столько на материалах о нарушениях прав и установленных правилах, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.
Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на детей в процессе правового воспитания являются формирование у детей представлений о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение и методическая составляющая данной программы нацеливают на то, чтобы дети из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах и поступках.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Внедряя данную программу в работу предполагается получить следующие результаты:
знание сотрудниками, детьми и родителями основных правовых Документов по защите прав ребенка (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Декларация прав ребенка);
повышение правовой культуры детей и родителей;
знание детьми правил здорового образа жизни;
знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
сформированность коммуникативных умений и навыков;
создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию;
создание системы по работе с родителями по правовому воспитанию дошкольников.
Систематическая работа центра по правовому воспитанию будет способствовать обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников реабилитационного процесса. У сотрудников центра и родителей воспитанников повысится уровень правовой культуры, компетентность в воспитании и развитии детей. Все участники воспитательно-реабилитационного процесса в центре будут знакомы с основными нормативно-правовыми документами. Дети и взрослые будут внимательнее относиться друг к другу, проявлять больше внимания, заботы к окружающим, оказывать помощь и поддержку. В большинстве семей должны быть изменены установки по отношению к ребенку, скорректированы родительские позиции. В общении педагогов с детьми будет осуществляется личностно- ориентированная модель взаимодействия.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Результатами работы должны быть позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе реализации программы дети приобретут устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоят оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начнут правильно оценивать их и правильно поступать. Дети будут переживать случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), будут помнить о них, стремится самим быть лучше.
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров. Реализация программных целей и задач позволит: создать реабилитационное пространство для повышения правовой компетентности специалистов и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
Всеобщая декларация прав человека.
Конституция Российской Федерации.
Конвенция о правах ребенка.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое образование дошкольников. №4, - С.77, 2002;
Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.
Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада:
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Ответственный редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.
Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006.
Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.