СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке в 3 классе ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке в 3 классе ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 3 классе ПНШ»

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» в 3 классе рассчитана на 34 часа.

Используемый УМК:

1. Авторская программа Т.В. Челышевой , В.В. Кузнецовой по предмету «Музыка» для 1-4 класса, изданной в сборнике « Примерные программы для

2. .В. Челышева, В.В. Кузнецова Музыка : учебник для 3 класса, М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; осуществлять запись выборочной информации;

  • строить небольшие сообщения в устной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» к концу 3-го года обучения

В результате изучения раздела «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» обучающиеся научатся:

  • различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

  • анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности;

  • передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.);

  • узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.

В результате изучения раздела «Интонация» обучающиеся научатся:

  • исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;

  • сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

  • выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

  • осознавать жизненную основу музыкальных интонаций;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись;

  • импровизировать на заданную и свободную темы;

  • исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

В результате изучения раздела «Развитие музыки» обучающиеся научатся:

  • распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

  • сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

  • распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.

В результате изучения раздела «Построение (формы) музыки» обучающиеся научатся:

  • участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации;

  • соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования;

  • выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение;

  • перечислять простые музыкальные формы;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.);

  • сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия;

  • исследовать и определять форму построения музыкального произведения;

  • сольмизировать и сольфеджировать мелодии.


II. Содержание учебного предмета «Музыка»


«Музыка – искусство интонируемого смысла»

1-я четверть. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

Художественно-педагогический замысел темы четверти – осознание песенности, танцевальности и маршевости какважных, содержательно значимых качеств музыки.

Темы: Открываем для себя новые качества музыки; Мелодичность – значит песенность?; Танцевальность бывает не только в танцах; Где слышится маршевость?; Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой. Смысловое содержание тем: Основные качества музыки, музыкальный язык – ретроспективный обзор. Работа с ритмической партитурой, игра на орке-стровом треугольнике. Ощущение песенности, танцевальности и маршевости в крупном музыкальном жанре на примере фрагментов из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок». Определение

особенностей музыкального языка фрагментов балета с учетом их нотной записи. Новые музыкальные понятия и термины: тема, пиццикато, фанфара.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. «Утро» из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»: динамические изменения (крещендо, диминуэндо), развитие мелодии, кульминация (скрипки), выразительность и изобразительность, вокализ. Ария Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: либретто, действующие лица, содержание (работа с источниками информации), исполнение главной мелодии с ориентацией на нотную запись. Отличие понятий «песня» и «песенность». Ассоциативные связи музыки и изобразительного искусства. Новые музыкальные понятия и термины: кульминация, вокальная музыка, главная мелодия, музыкальный образ. «Азбука общения с искусством – «Как правильно петь?» (правила пения).

Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. «Арагонская хота» М. Глинки (акценты, вершины фраз). «Девичий хоровод» Р. Щедрина из балета «Конек-Горбунок» (определение особенностей музыкальной речи по нотной записи). «Пляска рыбок» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (темп, динамика, танцевальный характер).

Новые музыкальные понятия и термины: хота, былина.

Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов Л. Бетховена. Основные характеристики маршевости: работа с нотной записью мелодии из третьей части Симфонии № 5 и фрагментов Марша памяти А.В. Суворова; определение главных качеств мелодии, основных интонаций; сравнение маршевости этих произведений. Жизненные основы данных произведений Бетховена и Аренского (работа с источниками информации).

Новые музыкальные понятия и термины: эпизод, сольфеджио, пунктирный ритм, хор.

Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки. Музыкальные примеры из произведений Ж. Бизе, А. Лядова, Ф. Шопена, И. Дунаевского. Новые музыкальные понятия и термины: увертюра, сольмизация, такт, тактирование, сюита, прелюдия. Работа с источниками информации. Творческий проект по подготовке списка отечественных и зарубежных композиторов, которые сочиняли прелюдии. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Виды деятельности обучающихся, напрвленные на достижение результатов

Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве.

Анализировать и сравнивать жанровостилевые особенности музыкальных произведений.

Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведений

на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям).

Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой

деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).

Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности.

Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника.

Использовать нотную и графическую записи при размышлении о музыке и ее исполнении.

Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Находить ассоциативные связи музыки и изобразительного искусства.

Работать самостоятельно с учебным и авторским текстами на с. 7, 10, 12, 17, 18, 19,

22–25, 27, 28, 30, 34, 37 учебника. Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника).

Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий.

Проводить работу с источниками информации.

Выполнять самостоятельно творчески проект.

Участвовать в подготовке и проведении классных и школьных праздников



2-я четверть. Интонация

Художественно-педагогический замысел темы четверти – осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем:

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи музыкальной речи по высоте и по длительности звучания; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных обозначений для обозначения высоты разговорной интонации и длительности ее звучания. Сравнение разговорной и музыкальной речи на примере музыки С. Прокофьева («Болтунья», стихи А. Барто), А. Аренского («Расскажи мотылек», стихи А. Майкова), Я. Дубравина («Снеженика», стихи М. Пляцковского). Музыкальные понятия и термины: интонация, скороговорка, динамические оттенки, ступени лада. Подготовка к коллективному творческому проекту «Концерт для родителей». Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и со-

знательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Музыкальная импровизация. Инсценировка музыкальной сказки по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» (музыка С. Соснина).

Понятия и термины: импровизация, пьеса, легато, лад, штрих, затакт, зерно-интонация, либретто, авансцена, задник сцены, кулисы, генеральная репетиция, премьера, артист, антракт.

Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль». Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки. Выразительность и

изобразительность в произведениях классической музыки (К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов). Самостоятельное ознакомление с оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» (работа с источниками информации: либретто, аудио- или видеозапись оперы). Созвучие оперы со сказкой А.С. Пушкина. Самостоятельное ознакомление с обрядом колядования (работа с источниками информации). Соответствие выразительных иизобразительных средств музыки и стихов в песнях. Общностьнародной и композиторской музыки. Понятия и термины: акком-

панемент, звукоряд, струна, напев, смычок, флейта-пикколо. «Азбука общения с искусством» – «Как слушать и слышать музыку?» (правила слушания музыки), «Как правильно петь?» (правила пения). Коллективный творческий проект «Школьный фольклорный праздник». «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Виды деятельности обучающихся, напрвленные на достижение результатов

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Высказывать свое мнение о музыке с использованием специальных терминов, размещенных на страницах учебника.

Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Использовать нотную и графическую записи при размышлении о музыке и ее исполнении.

Импровизировать на заданную тему (зерно-интонацию).

Передавать в собственном исполнении (в пении, игре на инструментах, в музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Работать самостоятельно с учебным и авторским текстом учебника.

Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись (звуковысотность, движение мелодии, кульминация, тоника, динамические оттенки, темп, характер, штрихи, подтекстовка).

Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника).

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий.

Проводить работу с источниками информации.

Осуществлять индивидуальный поиск в рамках коллективных творческих проектов.

Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Участвовать в коллективной подготовке к школьному новогоднему празднику

3-я четверть. Развитие музыки

Художественно-педагогический замысел темы четверти – осознание движения как постоянного состояния музыки,которая развивается во времени.

Темы: Почему развивается музыка?; Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?; Что такое исполнительское развитие музыки?; Развитие, заложенное в самой музыке; Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем:

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроениях, мыслях человека. Развитие движения («В пещере горного короля» Э. Грига),

музыкальный диалог (Пьеса («Аллегретто» Ф. Шуберта), картины природы (песня «Береза» В. Веселова на стихи С. Есенина). Ассоциации в развитии музыкального произведения и произведения изобразительного искусства (Э. Григ «В пещере горного короля» и Т. Киттельсен «У троллей»). Понятия и термины: фортепьянная миниатюра, мелодист, канон, аллегретто, аккорд, ритенуто.

Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Интонационное развертывание музыкального образа на примере музыки С. Прокофьева, В. Калинникова, И.С. Баха, С. Соснина – изменения динамики, темпа, длительностей, фразировки, характера, настроения. Сольмизации и сольфеджирование мелодий. Инструментальное исполнение элементов музыкальной речи в их развитии. «Азбука общения с искусством» – «Как слушать и слышать музыку?» (правила слушания музыки). Понятия и термины: крещендо, диминуэндо, триоль, поступенное движение мелодии, скачкообразное движение мелодии, потомственный музыкант, орган, клавесин, виртуоз, кантилена, синкопа.

Исполнительское развитие музыки, характерное в основном для куплетной формы (на примере русских народных песен «Совьюном я хожу», «Ах вы, сени мои, сени» и песен композиторов Г. Струве «Отцовская слава», М. Славкина «Старая лестница», Е. Крылатова «Ласточка»). Отражение в этих песнях изменения средств выразительности. Роль инструментального сопровождения в исполнительском развитии. Особенности исполнительского развития в песнях о защитниках Отечества (работа с источниками информации). Творческий проект по подготовке списка песен для программы праздничного концерта. Понятия и термины: канон, подголосок, а капелла, вокализ, устойчивая ступень лада, неустойчивая ступень лада, унисон.

Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное. Осознание особенностей развития музыки на различных примерах: попевки, песни, фрагменты произведений Р. Щедрина (балет «Конек-Горбунок»),А. Лядов («Восемь русских народных песен»). Песни-заклички (работа с источниками информации, инсценировка песни). « Азбука общения с искусством» – «Как правильно петь?» (правила пения). Понятия и термины: ладовое развитие, попевка, динамическое развитие, темповое развитие, фактурное развитие. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль». С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк». Развитие в музыке как результат взаимодействия героев сказки: Петя с птичкой разговаривают; утка и птичка спорят; кошка быстро полезла на дерево; утка росилась вон из лужи; птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг; Петя с птичкой ловят волка; Петя с птичкой поймали волка; волк в бешенстве; заключительное шествие (Петя-герой). Роль тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра в развитии тем героев сказки. Повторение и контраст мелодических и ритмических интонаций.

«Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результатов

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве. Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведений на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям).

Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке.

Участвовать в создании исполнительского плана для воплощения различных музыкальных образов в песнях.

Воплощать в собственном исполнении (пении, инструментальном исполнении, инсценировке песни) различные музыкальные образы и их развитие (с использованием нотной и графической записей).

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Соблюдать правила пения и слушания музыки, представленные в «Азбуке общения с искусством» (форзац учебника).

Работать с музыкальным словарем, со словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Находить ассоциативные связи музыки, изобразительного искусства и поэзии.

Осуществлять самостоятельную работу с учебным и авторским текстами на с. 75, 80,83, 85, 89, 90, 100, 101, 104–114 учебника.

Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая беседа «Азбуки общения с искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий.

Предпринимать индивидуальный поиск в рамках коллективных творческих проектов, работать с источниками информации.

Участвовать в выполнении коллективных творческих проектов.

Осуществлять подготовку к участию в классных и/или школьных весенних праздниках

4-я четверть. Построение (формы) музыки

Художественно-педагогический замысел темы четверти – осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными?; Когда музыкальные произведения имеют две или три части?; Рондо – интересная музыкальная форма; Как строятся вариации?; О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем:

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Знакомство с одночастной формой на примере музыки П. Чайковского (маршевый эпизод главной темы третьей части Шестой симфонии), французской народной песни «Пастушья песня», песни М. Минкова «Телега». Разучивание с использованием нотной записи и двухголосное исполнение песни каноном.

Термины и понятия: музыкальная форма, тремоло, одночастная форма, канон, цезура.

Содержательно-образные основы построения музыки. Выражение в одном произведении развития чувств человека, переход от одного чувства или настроения к другому. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Двухчастная форма. «Песня Сольвейг» Э. Грига: сольфеджирование мелодии первой части, определение ее характера, лада, динамического развития, слушание двух частей, решение проблемных ситуаций, связанных с изменениями во второй части. Построение песни: куплет, запев, припев (простая куплетная форма). Изменения средств музыкальной выразительности в песне «Скрипка» М. Славкина. Простая трехчастная форма, особенности построения и образной выразительности на примере Арии Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Понятия и термины: форте, пиано, простая фвухчастная форма, простаятрехчастная форма. Форма рондо. Особенности построения музыки (рефрен, эпизоды). Музыкальные примеры: песня «Зачем нам выстроили дом?» Д. Кабалевского и романс А. Бородина «Спящая княжна». Определение рефрена и эпизодов, соотнесение их с художественно-образным смыслом, выявление особенностей музыкальной речи.

Понятия и термины: рондо, рефрен, эпизод, романс.Особенности построения вариаций: тема и ее варианты с разными изменениями (интонации, ритм, темп, лад, сопровождение и пр.). Выявление данных особенностей на примере музыки В.А. Моцарта и Н. Римского-Корсакова. Песенные темы «Вариаций на тему французской народной песни» и хора из оперы «Сказка о Царе Салтане». Самостоятельная проработка учебного текста на с. 133 учебника. Понятия и термины: вариации. «Азбука общения с искусством» (Беседы Дядюшки Камертона): Беседа пятая «Какими свойствами обладает музыка?».

Самостоятельное выявление важнейших средств построения музыки с помощью изучения авторского текста на с. 136 учебника.

Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. Перечисление примеров произведений, написанных в разных формах с объяснением особенностей их построения. Обобщение темы года. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа шестая «Как размышлять о музыке и рассказывать о ней?». Коллективный проект «Концерт для родителей».



Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результатов

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

Перечислять простые музыкальные формы.

Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастных, двух- и трехчастных, вариаций, рондо).

Выявлять особенности построения музыки с использованием нотной записи произведений: размышление с ориентацией на нотную запись, сольмизация, сольфеджирование, пение с текстом.

Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

Осуществлять работу с музыкальным словарем, словарем эстетических эмоций «Как может звучать музыка?» (в конце учебника).

Использовать специальную терминологию в высказываниях о музыке.

Принимать участие в хоровом исполнении песен.

Узнавать отечественных и зарубежных композиторов по их портретам, знакомиться с основными сведениями об их творчестве.

Определять авторов новых для школьников классических музыкальных произведений на основе знания особенностей их авторского языка (по знакомым произведениям).

Выполнять задания Дядюшки Камертона (пятая и шестая беседы «Азбуки общения с искусством»).

Выполнять самостоятельно учебные задания в тетради для самостоятельной работы.

Осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий. Участвовать в выполнении коллективного

творческого проекта.

Осуществлять подготовку к участию в заключительном уроке-концерте, в классных и/или школьных праздниках

Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»

Часть 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

«Всюду музыка звучит». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.

«Часы» (попевка с сопровождением на треугольнике). Музыка Н. Метлова.

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конек- Горбунок». Р. Щедрин.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (разучивание главной мелодии и слушание фрагмента). Э. Григ.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (разучивание главной мелодии). М. Глинка.

«Осень». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Арагонская хота» (главная мелодия). М. Глинка.

«Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок». Р. Щедрин.

«Пляска рыбок» из шестой картины оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков.

«Мелодия из 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Экспозиция 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Марш памяти А.В. Суворова» (фрагмент). А. Аренский.

«Уроки-чудеса». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.

«Увертюра к опере «Кармен». Ж. Бизе.

Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Прелюдия № 7. Ф. Шопен.

Прелюдия № 20. Ф. Шопен.

«Спой нам, ветер», песня из кинофильма «Дети капитана Гранта». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

Часть 2. «Интонация»

«Болтунья». С.С. Прокофьев.

«Расскажи, мотылек». Музыка А. Аренского, слова А. Майкова.

«Снеженика». Музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского.

Интонации для импровизации: Колыбельная песня. Осенний вальс. Дождик.

«Дождик». В. Косенко.

«Шаги на снегу». Прелюдия № 6. К. Дебюсси.

«Дремота и зевота». Музыка Т. Островской, слова С. Маршака.

«Стрекоза и муравей», музыкальная сказка по мотивам басни И. Крылова. Музыка С. Соснина, либретто

Е. Косцовой.

«Девушка с волосами цвета льна». Прелюдия № 8. К. Дебюсси.

«Море и звезды», вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

«Зима в лесу». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Щедровка». Детская новогодняя игровая песня.

«Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Часть 3. «Развитие музыки»

«В пещере горного короля». Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Пьеса (Аллегретто)». Ф. Шуберт.

«Береза». Музыка В. Веселова, слова С. Есенина.

«Вечер» из цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.

«Мишка». Музыка Вас. Калинникова, слова А. Барто.

«За рекою старый дом». И.С. Бах.

«Веселые нотки – веселые дни». Музыка С. Соснина, слова М. Садовского.

«Со вьюном я хожу». Русская народная песня.

«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня
(с сопровождением на бубне).

«Отцовская слава». Музыка Г. Струве, слова К. Ибряева

«Старая лестница». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Ласточка». Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана.

«Игра в слова» (попевка).

«Тихо-громко» (попевка). И. Арсеев.

«Купание в котлах» сцена из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

«Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная песня. Обработка М. Иорданского.

«Медведь проснулся». Музыка М. Калининой, слова Г. Ладонщикова.

«Былина о птицах» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

«Петя и волк». Симфоническая сказка: «Тема Пети», «Петя-герой» (заключительное шествие), «Тема птички», «Петя с птичкой разговаривают», «Петя с птичкой ловят волка», «Петя с птичкой поймали волка», «Тема утки», «Утка и птичка спорят», «Утка бросилась вон из лужи», «Тема кошки», «Кошка быстро полезла на дерево», «Тема волка», «Птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг», «Волк в бешенстве», «Тема дедушки», «Тема охотников». С. Прокофьев.

«Петя и волк» (слушание симфонической сказки целиком). С. Прокофьев.

Часть 4. «Построение (формы) музыки»

«Главная тема 3-й части Шестой симфонии» (маршевый эпизод). П. Чайковский.

«Пастушья песня». Французская народная песня.

«Телега». Музыка М. Минкова, слова М. Пляцковского.

«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Колокола» из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е. Крылова, слова Ю. Энтина.

«Песенка о капитане». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.

«Скрипка». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Зачем нам выстроили дом?». Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.

«Спящая княжна». Музыка и слова А. Бородина.

«Вариации на тему французской народной песни». В.А. Моцарт.

«Белка». Хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыка Н. Римского-Корсакова, стихи А. Пушкина.

Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

«Мир». Из спектакля «Земля детей». Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой.

«Музыка в лесу». Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева.


















III. Тематическое планирование уроков музыки


Тема урока

Кол-во часов

Дата

1-я четверть. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

8 ч


1

Открываем для себя новые качества музыки

1


2

Мелодичность – значит песенность?

1


3

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1


4

Танцевальность бывает не только в танцах

1


5

Отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке.

1


6

Где слышится маршевость?

1


7

Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой

1


8

Обобщение по теме «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1


2-я четверть. Интонация

8 ч


9

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

1


10

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

1


11

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

1


12

Зерно-интонация в музыке

1


13

Интонационная выразительность исполнения

1


14

Выразительные и изобразительные интонации

1


15

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1


16

Обобщение по теме «Интонация – основа музыки»

1


3-я четверть. Развитие музыки

10 ч


17

Почему развивается музыка?

1


18

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1


19

Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки.

1


20

Что такое исполнительское развитие музыки?

1


21

Исполнительское развитие, характерное для куплетной формы.

1


22

Развитие, заложенное в самой музыке

1


23

Развитие, заложенное в самой музыке

1


24

Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»?

1


25

Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»?

1


26

Обобщение по теме «Развитие музыки»

1


4-я четверть. Построение (формы) музыки

8 ч


27

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части

1


28

Почему музыкальные произведения бывают одночастными?

1


29

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1


30

Рондо – интересная музыкальная форма

1


31

Как строятся вариации?

1


32

О важнейших средствах построения музыки

1


33

Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

1


34

Обобщение по теме «Построение музыки»

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!