СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке УМК РИТМ 1-4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М: Дрофа, 2010). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке УМК РИТМ 1-4 класс»

Содержание:

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М: Дрофа, 2010). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Программа «Музыка», рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она полностью учитывает главные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы начального общего образования по музыке, Проектных задач в начальной школе, Планируемых результатов начального общего образования.

Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи предмета «Музыка» заключаются в следующем:

- привить интерес, любовь, уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;

- привить основы художественного вкуса;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);

- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании и воспитании эстетического вкуса;

- в формировании основ музыкальной культуры;

- в воспитании эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыку своего народа и музыке народов мира.



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний».

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В.Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л.Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки.

Творческий метод, впервые обозначенный в середине 90-х годов Л.Предтеченской в применении к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Первый (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:

1 класс – «Музыка, музыка всюду нам слышна…»;

2 класс – «Музыкальная прогулка»;

3 класс – «О чем рассказывает музыка»;

4 класс – «Музыкальное путешествие».

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип «развития по спирали». Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем при каждом из четырех классов начальной школы.

Использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса – третий (практический) уровень.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет – с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю – 1.

В первом классе курс рассчитан на 33 учебные недели; во 2-4 классах – на 34 учебные недели.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


В области личностных результатов:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради;

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

- понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов различных видов;

- умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- установление простых причинно-следственныхсвязей;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущности связи;

- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза;

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, района).

В области предметных результатов:

- наличие интереса к предмету «Музыка»;

- знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- умение узнавать характерные черты музыкальной речи;

- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки;

- знание названий различных видов оркестров;

- знание названий групп симфонического оркестра;

- умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности.

По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- названия изученных жанров (песня, танец, марш);

- названия изученных произведений и авторов;

- названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);

- названия нот, темпов (быстро – медленно), динамики (громко - тихо);

уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса заключаются:

  • в наличии интереса к предмету «Музыка»;

  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных опреде­лений, которые представлены в учебнике для 2 класса;

  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и ми­норный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;

  • в понимании главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров - оперы и балета;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

  • в узнавании по изображениям и в различении на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе).

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса заключаются:

  • в наличии интереса к предмету «Музыка»;

  • в умении высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные ин­тонации - вопрос, восклицание, радость, жалость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жиз­ненными образами, явлениями);

  • в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных во 2 классе (не менее трех);

  • в знании имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);

  • в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).

Результаты освоения программы «Музыка» 4 класс.

- наличие интереса к предмету «Музыка» (стремление к музыкально – творческому самовыражению в видах деятельности );

- называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов :венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И.С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э.Грига, Дж. Верди;

- узнавать характерные черты вышеназванных композиторов, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

-соотносить выразительные и изобразительные интонации

- распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы – трёхчастная, рондо, вариации);

- называть различные виды оркестра;

- называть группы симфонического оркестра;

- соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4 класса;

- строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ( соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

- ориентироваться на разнообразие способов решения и художественно – творческих задач(в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- использовать знаково – символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;- участие в музыкальной жизни класса (школы, района).

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно – познавательного – интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме сознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


1 КЛАСС (33 часа)-Тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА…»

«Нас в школу приглашают задорные звонки...».

«Музыка, музыка всюду нам слышна...».

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...».

Краски осени.

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».

Музыкальное эхо.

Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!

«Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...».

Ноги сами в пляс пустились.

Русские народные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных инструментов.

Марш деревянных солдатиков.

«Детский альбом» П. И. Чайковского.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...».

Зимние игры.

«Водят ноты хоровод...».

«Кто_кто в теремочке живет?».

Веселый праздник Масленица.

Где живут ноты?

Весенний вальс.

Природа просыпается.

В детском музыкальном театре.

Мелодии и краски весны.

Мелодии дня.

Музыкальные инструменты. Тембры_краски.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

На концерте.

«Но на свете почему_то торжествует доброта...»

(музыка в мультфильмах).

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.

2 КЛАСС (34 часа)- Тема года: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»

Прогулка.

«Картинки с выставки».

Осенины.

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков.

В оперном театре.

Осень: поэт — художник — композитор.

Весело— грустно.

Озорные частушки.

«Мелодия — душа музыки».

«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе

Моцарт!».

Музыкальная интонация.

Ноты долгие и короткие.

Величественный орган.

«Балло» означает «танцую».

Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Зима: поэт — художник — композитор.

Для чего нужен музыкальный размер.

Марш Черномора.

Инструмент-оркестр. Фортепиано.

Музыкальный аккомпанемент.

Праздник бабушек и мам.

«Снегурочка» — весенняя сказка Н. А. Римского6-Корсакова.

Диезы, бемоли, бекары.

«Где это видано...» (смешные истории о музыке).

Весна: поэт — художник — композитор.

Звуки-краски.

Звуки клавесина.

Тембры-краски.

«Эту музыку легкую... называют эстрадною».

Музыка в детских кинофильмах.

Музыкальные театры мира.

3 КЛАСС (34 часа) - Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»

Картины природы в музыке.

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

В сказочной стране гномов.

Многообразие в единстве: вариации.

«Дела давно минувших дней...».

«Там русский дух... там Русью пахнет!».

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...».

Бег по кругу: рондо.

Какими бывают музыкальные интонации.

Знаки препинания в музыке.

«Мороз и солнце; день чудесный!..».

«Рождество Твое, Христе Боже наш...».

Колокольные звоны на Руси.

Музыка в храме.

М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки.

Что такое патриотизм.

Русский национальный герой Иван Сусанин.

Прощай, Масленица!

Музыкальная имитация.

Композиторы детям.

Картины, изображающие музыкальные инструменты.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Струнные смычковые инструменты.

С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Вечная память героям. День Победы.

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Выдающиеся музыканты-исполнители.

Концертные залы мира.

4 КЛАСС (34 часа)- Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

«Россия — любимая наша страна...».

Великое содружество русских композиторов.

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Музыка Украины.

Музыка Белоруссии.

Музыкант из Желязовой Воли.

Блеск и мощь полонеза.

Музыкальное путешествие в Италию.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

Знаменитая Сороковая.

Героические образы Л. Бетховена.

Песни и танцы Ф. Шуберта.

«Не ручей — море ему имя».

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

«Так полюбил я древние дороги...».

Ноктюрны Ф. Шопена.

«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами».

Арлекин и Пьеро.

В подводном царстве.

Цвет и звук: «музыка витража».

Вознесение к звездам.

Симфонический оркестр.

Поэма огня «Прометей».

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Джазовый оркестр.

Что такое мюзикл?

Под небом Парижа.

Петербург. Белые ночи.

«Москва... как много в этом звуке...».

«Россия — священная наша держава, Россия—любимая наша страна».

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Тематическое планирование

Учебные действия

«Нас в школу приглашают задорные звонки...»

Наблюдать за музыкой в жизни человека. Разучивать и исполнять песенный репертуар.

«Музыка, музыка всюду нам слышна…»

Рассуждать об истоках возникновения музыки

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

Наблюдать за звучанием природы.

Краски осени.

Наблюдать за звучанием осенней природы. Осуществлять первые опыты музыкально-ритми ческих, игровых движений.

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»

Сравнивать радостные

и грустные настроения в музыке. Передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния.

Музыкальное эхо.

Распознавать динамические отличия в музыке.

Выражать динамические противопоставления в исполнении (пении).

Мои первые в жизни

каникулы: будем веселиться!

Различать темповые отличия в музыке (быстро—медленно). Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения.

«Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать…»

Выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров — вальса, польки.

Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений.

Ноги сами в пляс пустились.


Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода,

а также их отличия. Воплощать первые опыты творческой деятельности —

в игре на детских музыкальных инструментах.

Русские народные

Музыкальные инструменты.

Распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их

звучание на слух. Осуществлять первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах

Марш деревянных солдатиков.

Выявлять первичные характерные особенности жанра марша. Воплощать характер музыки в музыкально- ритмическом движении.

«Детский альбом»

П. И. Чайковского.

Сравнивать настроения музыкальных произведений. Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни).

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.


Соотносить художественно-образное содержание между образами литературного и музыкального произведений. Соотносить характеры образов живописного и музыкального произведений. Разучивать заклички и прибаутки. Осуществлять музыкально-ритмические движения.

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод...»

Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки. Определять выразительные и изобразительные свойства тембра челесты. Выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении.

Зимние игры.

Устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания. Передавать в музыкально-пластическом движении впечатления от музыкальных образов.

«Водят ноты хоровод...»

Приобретать опыт в постижении нотной грамоты.

«Кто-кто в теремочке

живет?»

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на

детских музыкальных инструментах)

Веселый праздник

Масленица.

Соотносить характеры образов между музыкальными и живописными

произведениями. Осуществлять первые опыты по созданию ритмического аккомпанемента к песне (попевке).

Где живут ноты?


Приобретать опыт в постижении нотной грамоты.

Играть на детских музыкальных инструментах.

Весенний вальс.

Различать настроения, чувства и характер музыки.

Природа просыпается.


Соотносить настроения, чувства и характеры между музыкальными и живописными произведениями.И грать на детских музыкальных инструментах.

В детском музыкальном театре.


Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра. Соблюдать важнейшие правила поведения в театре.

Играть на детских музыкальных инструментах.

Мелодии и краски весны.


Сравнивать настроения и чувства, выраженные в различных музыкальных

Произведениях Выражать в жесте настроение музыкального произведения. Выражать в цвете (раскрашивание «музыкального» рисунка) эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Мелодии дня.

Соотносить настроения музыкальных и живописных произведений. Находить ассоциации между настроениями человека и настроениями музыки.

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Узнавать по изображению музыкальные инструменты:

арфу, флейту, пианино, скрипку, а также узнавать на слух

их тембровую окраску. Определять по тембру голоса своих товарищей

в процессе пения. Играть на детских музыкальных инструментах.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Определять и понимать важные качества, необходимые для музыкального

исполнителя. Разыгрывать песню.

На концерте.

Определять по изображению участников концерта —исполнителей, дирижера. Соблюдать важнейшие правила поведения на концерте.

«Но на свете почему-то торжествует доброта...»

Иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах.

«Давайте сочиним оперу»

Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ. Инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

2 класс

Тематическое планирование

Учебные действия

Прогулка

1. Устанавливать простые ассоциации между звуками

природы и звуками музыки.

2. Осуществлять музыкально-ритмические движения

«Картинки

с выставки»

1. Определять характер музыкальных произведений.

2. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

3. Передавать в пении различные интонации

Осенины

1. Иметь представления о праздновании Осенин на Руси.

2. Воплощать художественно-образное содержание

народной музыки в пении и танце

Композитор

сказочник

Н. А. Римский

Корсаков

. 1. Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова.

2. Играть на детских музыкальных инструментах.

3. Воплощать образное содержание музыки в рисунке

В оперном театре

1. Понимать главные отличительные особенности оперного жанра.

2. Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений,

представленных в учебнике.

3. Иметь первоначальные представления о музыкальном сопровождении

Осень: поэт—

художник —

композитор

1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства — поэтов, художников, композиторов.

2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия

Весело —

грустно (2 ч)

1. Определять мажорное и минорное звучание музыкальных произведений,

2. Передавать в цветовом изображении радостное настроение

Озорные

частушки

1. Иметь представления о жанре частушки.

2. Воплощать характер содержания частушек в пении

«Мелодия —

душа музыки»

1. Понимать художественно-выразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка.

2. Воплощать выразительность мелодии в пении

«Вечный

солнечный свет

в музыке — имя

тебе Моцарт!»

1. Устанавливать связь между характером мелодии и

характером содержания музыкального произведения.

2. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.

3. Играть на детских музыкальных инструментах

Музыкальная

интонация

1. Осуществлять первые опыты постижения интонационно-образной природы музыки.

2. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство

и различия.

3. Передавать в пении различные музыкальные интонации

Ноты долгие

и короткие

1. Понимать художественно_выразительное значение нотных длительностей в музыкальных произведениях.

2. Отражать интонационно_мелодические особенности музыки в пении

Величественный орган

1. Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску.

2. Иметь представления о роли органа в творчестве И. С. Баха

«Балло»

означает «танцую»

1. Понимать главные отличительные особенности жанра балета.

2. Наблюдать за процессом развития в балетной музыке

Рождественский балет

П. Чайковского

«Щелкунчик»

1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.

2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей

Зима: поэт —

художник—

композитор

1. Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

2. Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке

Для чего

нужен музыкальный размер (2 ч)

1. Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танце_ вальные жанры).

2. Выполнять музыкально_ ритмические движения в соответствии с заданными критериями

Марш

Черномора

1. Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (марше_вые жанры).

2. Определять образное сходство и различия разделов одного музыкального произведения

Инструмент -

оркестр. Фортепиано

1. Распознавать звучание разных регистров фортепиано.

2. Проводить тембровые аналогии между звучанием фортепиано и звучанием некоторых инструментов симфонического оркестра

Музыкальный аккомпанемент

1. Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального

аккомпанемента в процессе слушания.

2. Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия.

3. Осуществлять музыкально-ритмические движения.

Праздник

бабушек и мам

1. Определять авторов изученных музыкальных произведений.

2. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному

образу в пении

«Снегурочка» — весенняя сказка

Н. А. Римского

Корсакова (2 ч)

1. Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации

при прослушивании музыкального произведения.

2. Исполнять ритмический аккомпанемент к песне

Диезы, бемоли, бекары (1 ч)

1. Различать особенности знаков альтерации в музыке.

2. Выражать в музыкально-пластическом движении характер мелодии

«Где это видано...»


1. Оценивать выразительность исполнения.

2. Разыгрывать песню

Весна:

поэт —художник —

композитор

1. Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства.

2. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу

Звуки- краски

1. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

2. Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении

Звуки клавесина

1. Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску.

2. Определять черты общности между различными клавишными инструментам

Тембры-краски

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание

«Эту музыку легкую... называют эстрадною»

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание

Музыка в детских кино

фильмах

Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах

Музыкальные театры

Узнавать по изображению ведущие музыкальные театры мира




7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данная программа обеспеченна учебно-методическими комплектами для учащихся 1 – 4 классов по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак (Дрофа 2010г.)

Учебники:

«Музыка» 1 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак ,

«Музыка» 2 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак ,

«Музыка» 3 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак ,

«Музыка» 4 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак .

Пособия для учащихся:

«Музыка. Рабочая тетрадь 1 класс»,

«Музыка. Рабочая тетрадь 2 класс»,

«Музыка. Рабочая тетрадь 3 класс»,

«Музыка. Рабочая тетрадь 4 класс».

Пособия для учителя:

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала» 1класс

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3) 1 класс

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала» 2 класс

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3) 2 класс

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала» 3класс

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3) 3 класс

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала» 4 класс

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3) 4 класс


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(основной и дополнительной)


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

5. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

6. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки

Обучающийся:

1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.


Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.


В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!