Пояснительная записка
Программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке - «Музыка.1 класс». «Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011, учебника для общеобразовательных учреждений: Е.Д . Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Музыка 1 класс, М. «Просвещение», 2011.
- Учебного плана МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова на 2021-2022 учебный год.
- Годового календарного плана-графика на 2021-2022 учебный год (34 недели).
- Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова.
Цель: Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета.
Программа по музыке в 1 классе рассчитана на 33 часа (1час в неделю, 33 учебные недели), согласно учебного плана школы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты:
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Тема раздела: «Музыка вокруг нас»(16ч.)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Хоровод, хор.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа. и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Тема раздела: «Музыка и ты»(17 ч.)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Тематическое планирование по музыке 1 класс
№ п/п | Наименование темы | Виды деятельности |
| «Музыка вокруг нас»(16ч.) | Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. |
| «Музыка и ты»(17 ч.) | Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты».
Учебники и карточки.
Информационно-коммуникационные средства.
Антология русской симфонической музыки.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Энциклопедия «Классической музыки».
100 шедевров мировой классической музыки.
Энциклопедия «Музыкальные инструменты».
Музыкальная энциклопедия.
Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
Единая коллекция. - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал. - http://music.edu.ru/
Технические средства обучения: компьютер, экран, принтер, DVD, музыкальный центр, телевизор.
Учебно-практическое оборудование: фортепиано, доска с магнитной поверхностью, разные музыкальные инструменты.
Литература.
Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1/ Сост. и науч. ред. Л. Горюнова. — М., 1991
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. — М., 2000.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой.-2-е изд.- Л., 1973.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. —М., 1990.
Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.,1989.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.
Музыкальное образование в школе. / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. — М., 1999.
Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.
Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
Спутник учителя музыки./ Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.
Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений.- М., 2001.
Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки средних и высших учебных заведений /Л
21.Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
22.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
Календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс
№ п/п | Наименование темы | Дата |
| И Муза вечная со мной. Истоки возникновения музыки. (Урок-путешествие) | |
| Хоровод муз. Знакомство с понятием «хор», «хоровод».(Урок-экскурсия) | |
| Входная диагностическая работа | |
| Душа музыки – мелодия. Песня, танец, марш. (Урок-путешествие) | |
| Музыка осени. (Экскурсия в парк) | |
| Сочини мелодию. Играем в композитора. | |
| Азбука, азбука каждому нужна. Музыка о школе.(Урок-театр) | |
| Музыкальная азбука. Нотная грамота.(Урок-игра) | |
| Русские народные музыкальные инструменты. | |
| «Садко». Из русского былинного сказа | |
| Музыкальные инструменты. | |
| Звучащие картины. | |
| Разыграй песню. Выразительное исполнение песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» | |
| Пришло Рождество, начинается торжество. | |
| Родной обычай старины. Народные песни-колядки. | |
| Обобщающий урок. Добрый праздник среди зимы. Музыкальный жанр – балет. | |
| Край, в котором ты живешь. Песни о Брянщине. | |
| Поэт, художник, композитор. | |
| Музыка утра. | |
| Музыка вечера. Колыбельная. | |
| Музыкальные портреты. | |
| Разыграй сказку. «Баба-яга» - русская народная сказка. | |
| У каждого свой музыкальный инструмент. | |
| Музы не молчали. Ко Дню защитника Отечества. | |
| Музыкальные инструменты. Арфа и флейта. | |
| Мамин праздник. | |
| Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). | |
| Звучащие картины. | |
| Музыка в цирке. | |
| Дом, который звучит. Музыкальный театр. | |
| Опера-сказка. | |
| Ничего на свете лучше нету… Песни в мультфильмах. | |
| Промежуточная аттестация | |