СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке Под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке Под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. 4 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г., и ориентирована на использование учебника «Музыка. 4класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М: «Просвещение» 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).

  • Учебного плана МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова на 2021-2022 учебный год.

  • Годового календарного плана-графика на 2021-2022 учебный год (34 недели).

  • Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова.


Цель: -формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи: -формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;


Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.


Описание места учебного предмета.

Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки в 4классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю-1 час.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

-формирование уважительного отношения к культуре других народов.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.


Предметные результаты

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


Планируемые результаты изучения учебного курса


ученик научится:

- расширению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
- выявлению характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитанию навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитию умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формированию постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формированию умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитию навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширению представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствованию умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.

ученик получит возможность:

- воспринимать музыку различных жанров;

-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

-ценить отечественные народные музыкальные традиции;

-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;


Содержание учебного курса

1.Россия-Родина моя (3ч).

Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки

2. День, полный событий (5ч).

«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).

Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.

4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).

Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.

5.В музыкальном театре (6ч).

Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.

6.В концертном зале (6ч).

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).

Произведения композиторов-классиков и мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.



Тематическое планирование по музыке 4 класс


п/п

Наименование темы

Виды деятельности

РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. (3ч)

Понимать, что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении.

ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. (5ч)

Научится: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации).

Получит возможность научить

ся: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.

О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. (4 ч.)

Получить возможность научится: понимать названия изученных произведений и их авторов.

Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. (3 ч.)

Различать тембры народных инструментов и оркестров.

Исследовать историю создания народных инструментов.

Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, ритмического сопровождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.


В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. (6 ч.)

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.


В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. ( 6 ч.)

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. ( 7 ч.)

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Оценивать свою творческую деятельность.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.

  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты».

  • Учебники и карточки.

  1. Информационно-коммуникационные средства.

  •     Антология русской симфонической музыки.

  •     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  •     Энциклопедия «Классической музыки».

  •     100 шедевров мировой классической музыки.

  •     Энциклопедия «Музыкальные инструменты».

  •     Музыкальная энциклопедия.

  1. Интернет-ресурсы.

  • Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki           

  • Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

  • Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

  • Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

  • Единая коллекция.  - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал.  - http://music.edu.ru/

  1. Технические средства обучения: компьютер, экран, принтер, DVD, музыкальный центр, телевизор.

  2. Учебно-практическое оборудование: фортепиано, доска с магнитной поверхностью, разные музыкальные инструменты.





Литература.

  1. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1/ Сост. и науч. ред. Л. Горюнова. — М., 1991

  2. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. — М., 2000.

  3. Асафьев Б. В.  Избранные  статьи о музыкальном  просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой.-2-е изд.- Л., 1973.

  4. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.

  5. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. —М., 1990.

  6. Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.

  7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.,1989.

  8. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.

  9. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.

  10. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.

  11. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.

  12. Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.

  13. Музыкальное образование в школе. / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.

  14. Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. — М., 1999.

  15. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.

  16. Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.

  17. Спутник учителя музыки./ Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.

  18. Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.

  19. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений.- М., 2001.

  20. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки средних и высших учебных заведений /Л

  21. Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.

  22. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998



















Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс


№ п/п

Название темы

Дата

1.

Мелодия. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей…


2.

Входная диагностическая работа


3.

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!


4.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…


5.

«Что за прелесть эти сказки». Три чуда.


6.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.


7.

Композитор-имя ему народ. «Приют, сияньем муз одетый…».


8.

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец.


9.

Композитор-имя ему народ. Урок-концерт.


10.

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.


11.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).


12.

Вариации на тему рококо.


13.

Старый замок. Счастье в сирени живёт (романс).


14.

Не молкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы.


15.

Бетховен «Патетическая соната».


16.

Царит гармония оркестра.


17.

Зимнее утро. Зимний вечер.


18.

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.


19.

За Русь все стеной стоим…Сцена в лесу.


20.

М.П.Мусоргский опера «Хованщина». Исходила младёшенька.


21.

Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы.


22.

Балет «Петрушка».


23.

Театр музыкальной комедии.


24.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.


25.

Музыкальные инструменты (гитара).


26.

Мастерство исполнителя.


27.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.


28.

Родной обычай старины. Светлый праздник.


29.

Кирилл и Мефодий.


30.

Народные праздники. Троица.


31.

Н.А.Римский-Корсаков-музыкальный сказочник.


32.

М.И.Глинка. Годы странствий.


33.

Промежуточная аттестация


34.

М.П.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.







7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!