Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г., и ориентирована на использование учебника «Музыка. 4класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М: «Просвещение» 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Учебного плана МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова на 2021-2022 учебный год.
Годового календарного плана-графика на 2021-2022 учебный год (34 недели).
Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова.
Цель: -формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи: -формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки в 4классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю-1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты изучения учебного курса
ученик научится:
- расширению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявлению характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитанию навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитию умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формированию постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формированию умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитию навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширению представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствованию умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
Содержание учебного курса
1.Россия-Родина моя (3ч).
Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки
2. День, полный событий (5ч).
«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).
Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).
Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.
5.В музыкальном театре (6ч).
Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.
6.В концертном зале (6ч).
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).
Произведения композиторов-классиков и мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.
Тематическое планирование по музыке 4 класс
№ п/п | Наименование темы | Виды деятельности |
| РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. (3ч) | Понимать, что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. |
| ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. (5ч) | Научится: определять названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Получит возможность научить ся: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. |
| О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. (4 ч.) | Получить возможность научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш. |
| ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. (3 ч.) | Различать тембры народных инструментов и оркестров. Исследовать историю создания народных инструментов. Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. |
| В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. (6 ч.) | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. |
| В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. ( 6 ч.) | Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
| ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. ( 7 ч.) | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Оценивать свою творческую деятельность. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты».
Учебники и карточки.
Информационно-коммуникационные средства.
Антология русской симфонической музыки.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Энциклопедия «Классической музыки».
100 шедевров мировой классической музыки.
Энциклопедия «Музыкальные инструменты».
Музыкальная энциклопедия.
Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
Единая коллекция. - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал. - http://music.edu.ru/
Технические средства обучения: компьютер, экран, принтер, DVD, музыкальный центр, телевизор.
Учебно-практическое оборудование: фортепиано, доска с магнитной поверхностью, разные музыкальные инструменты.
Литература.
Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1/ Сост. и науч. ред. Л. Горюнова. — М., 1991
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. — М., 2000.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой.-2-е изд.- Л., 1973.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. —М., 1990.
Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.,1989.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.
Музыкальное образование в школе. / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. — М., 1999.
Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.
Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
Спутник учителя музыки./ Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.
Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений.- М., 2001.
Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки средних и высших учебных заведений /Л
Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998
Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс
№ п/п | Название темы | Дата |
1. | Мелодия. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей… | |
2. | Входная диагностическая работа | |
3. | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | |
4. | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | |
5. | «Что за прелесть эти сказки». Три чуда. | |
6. | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | |
7. | Композитор-имя ему народ. «Приют, сияньем муз одетый…». | |
8. | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец. | |
9. | Композитор-имя ему народ. Урок-концерт. | |
10. | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | |
11. | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | |
12. | Вариации на тему рококо. | |
13. | Старый замок. Счастье в сирени живёт (романс). | |
14. | Не молкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы. | |
15. | Бетховен «Патетическая соната». | |
16. | Царит гармония оркестра. | |
17. | Зимнее утро. Зимний вечер. | |
18. | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | |
19. | За Русь все стеной стоим…Сцена в лесу. | |
20. | М.П.Мусоргский опера «Хованщина». Исходила младёшенька. | |
21. | Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. | |
22. | Балет «Петрушка». | |
23. | Театр музыкальной комедии. | |
24. | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | |
25. | Музыкальные инструменты (гитара). | |
26. | Мастерство исполнителя. | |
27. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | |
28. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | |
29. | Кирилл и Мефодий. | |
30. | Народные праздники. Троица. | |
31. | Н.А.Римский-Корсаков-музыкальный сказочник. | |
32. | М.И.Глинка. Годы странствий. | |
33. | Промежуточная аттестация | |
34. | М.П.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. | |
7