Пояснительная записка
Программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке - «Музыка.2класс». Под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г. «Просвещение» 2014 г., который включён в федеральный перечень учебников.
Учебного плана МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова на 2021-2022 учебный год.
Годового календарного плана-графика на 2021-2022 учебный год (34 недели).
Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности МКОУ Малоничкинской ООШ №14 имени дважды Героя Советского Союза С.И. Кретова.
Цель: - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки во
2 классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю – 1 часа.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыки хорового пения ;
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного курса
1. Россия-Родина моя (3 ч.)
Познакомить детей с музыкальными образами родного края, с песенностью как отличительной чертой русской музыки, с мелодией и аккомпанементом.
2. День, полный событий (6ч).
Музыкальные образы родного края. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
3. О России петь - что стремиться в храм (7ч).
Колокольные звоны России. Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4ч.)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Обряды и праздники русского, бурятского народа.
5.В музыкальном театре. (5ч).
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете .Симфонический оркестр. Роль дирижёра. Детский музыкальный театр.
6.В концертном зале (3ч).
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(6ч).
Композитор-исполнитель-слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Жанры музыки. Международные конкурсы
Тематическое планирование по музыке 2 класс
№ п/п | Наименование темы | Виды деятельности |
| РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. |
| ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. | Изучение русских народных инструментов, сочинение и исполнение колыбельных песен. |
| О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. | Изучение народных музыкальных традиций Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. |
| ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. | Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы. |
| В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. |
| В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. | Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. |
| ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты».
Учебники и карточки.
Информационно-коммуникационные средства.
Антология русской симфонической музыки.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Энциклопедия «Классической музыки».
100 шедевров мировой классической музыки.
Энциклопедия «Музыкальные инструменты».
Музыкальная энциклопедия.
Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
Единая коллекция. - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал. - http://music.edu.ru/
Технические средства обучения: компьютер, экран, принтер, DVD, музыкальный центр, телевизор.
Учебно-практическое оборудование: фортепиано, доска с магнитной поверхностью, разные музыкальные инструменты.
Литература.
Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: Очерки. Кн. 1/ Сост. и науч. ред. Л. Горюнова. — М., 1991
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. — М., 2000.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой.-2-е изд.- Л., 1973.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М., 1993.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. —М., 1990.
Кабалевский Д. Б. Дело всей жизни. — М., 1995.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М.,1989.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. — 3-е изд., испр. — М., 1996.
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.
Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. — Минск, 2000.
Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г. П. Сергеева. — М., 2000.
Музыкальное образование в школе. / Под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Оссенева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. — М., 1999.
Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М., 2000.
Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. — М., 1998.
Спутник учителя музыки./ Сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н. В.
Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студентов высших учеб, заведений.- М., 2001.
Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. Пособие для учителя музыки средних и высших учебных заведений /Л
21.Хачатурян Д. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка). — М., 1999.
22.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс
№ п/п | Наименование темы | Дата |
1. | РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. Мелодия. | |
2. | Входная диагностическая работа | |
3. | Символы России (герб, флаг, гимн). | |
4. | ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. Музыкальные инструменты (фортепиано). | |
5. | Природа и музыка. Прогулка. | |
6. | Танцы, танцы, танцы. | |
7. | Эти разные танцы, танцы, танцы. | |
8. | Эти разные марши. Звучащие картины. | |
9. | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | |
10. | О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. Колокольные звоны России. Звучащие картины. | |
11. | Святые земли русской. Александр Невский. | |
12. | Святые земли русской. Сергий Радонежский. | |
13. | Утренняя молитва. В церкви. | |
14. | С Рождеством Христовым. | |
15. | Музыка на Новогоднем празднике. | |
16. | Урок-концерт (исполнение песен). | |
17. | ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | |
18. | Музыка в народном стиле. | |
19. | Проводы зимы. | |
20. | Встреча весны. | |
21. | В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. Сказка будет впереди. Волшебная палочка дирижёра. | |
22. | Детский музыкальный театр. | |
23. | Театр оперы и балета. Балет. | |
24. | Театр оперы и балета. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | |
25. | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. | |
26. | В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. Симфоническая сказка «Петя и волк». | |
27. | М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | |
28. | Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40. Увертюра. | |
29. | ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. Музыкальные инструменты (орган). И всё это-Бах. | |
30. | Всё в движении. Попутная песня. | |
31. | Волшебный цветик - семицветик. | |
32. | Музыка учит людей понимать друг друга. | |
33. | Промежуточная аттестация | |
34. | Печаль моя светла. Мир композиторов | |
5