Адаптированная рабочая программа разработана для обучающейся 2-Г класса МБОУ г. Керчи РК « Школа №12» на 2020/2021 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому составлена для обучающейся второго года обучения Слоновой Елизаветы на основании коллегиального заключения и справки ВК
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12, 13, 19, 28, 30, 47, 48 );
- Федеральным государственным образовательным стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2.);
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Школа № 12»
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №12» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом особенностей детей с РАС. Обучающиеся с РАС (вариант 8.2.) — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.2.)– нередко встречается среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с РАС испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с РАС являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанницы, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 1о часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%. (интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по четвертям | в неделю |
I | II | III | IV |
Русский язык | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
Литературное чтение | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
Математика | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
Окружающий мир | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
ИЗО | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
Музыка | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
Технология | 51 | 13,5 | 10,5 | 15 | 12 | 1,5 |
Физическая культура | 34 | 9 | 7 | 10 | 8 | 1 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 | 2 |
6. Музыка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчета 1 час в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 34 часа (из них 34 часа-аудиторные занятия). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Учебник: Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристикахвыпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
2. Содержание учебного предмета
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.
Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».
Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.
В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рах-манинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свири-дова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С. Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Бизе, И.С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
В программе представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаинский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. Иванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
Темы: Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.
Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе»
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.
- Определять мелодию как «душу музыки».
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.
«О чем говорит музыка»
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
«Куда ведут нас «три кита»
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет.
Назначение концертного зала.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.
- Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
- Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
- Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).
- Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).
«Что такое музыкальная речь?»
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.
Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Называть средства музыкальной выразительности.
- Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Аудиторные занятия |
1. | «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» | 6 |
2. | «О чем говорит музыка» | 10 |
3. | «Куда ведут нас «три кита» | 10 |
4. | «Что такое музыкальная речь?» | 8 |
| Итого: | 34 |