Данная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 класса разработана на 2017 – 2018 учебный год на основе Примерной программы по музыке (М.: Просвещение, 2011), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.: Просвещение, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2011) и авторской программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной (М.: Просвещение, 2011).
Учебный предмет нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы третьеклассников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
дата | № п/п | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы. Основные понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
| Элемент содержания | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| Россия – родина моя (5 часов) | |
| 1 | «Мелодия – душа музыки». | Как музыка в образной форме передает настроение, чувства, характер человека. Гимн. Мелодия. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. | Умение выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | П: выучить слова и мелодию гимна России. Р: использовать знаковую запись музыки. К: отвечать на вопросы учителя. | Воспитание художественного вкуса школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства. | |
| 2. | «Природа и музыка». | Как музыка в образной форме передает отношение человека к природе. Композитор, исполнитель, слушатель. | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. | Умение выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. | П: изучать жанры и формы музыки. Р: уметь оценивать произведения разных видов искусства. К: участвовать в диалоге. | Воспитание художественного вкуса школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства. | |
| 3. | «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». | Как связано народное пение с родной речью. | Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка | Овладение нотной грамотой. | П: формировать исполнительские вокально-хоровые умения. Р: формулировать учебную задачу. К: развивать навыки сотрудничества. | Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России. | |
| 4. | « Кантата «Александр Невский». | Как связано народное пение с родной речью. | Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта.. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песн | Знакомство с произведениями о героических событиях истории Отечества. | П: изучать виды оркестров и хоров. Р: организовать музыкальную деятельность. К: слушать и понимать речь других. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности. | |
| 5. | «Опера «Иван Сусанин». | Как в различных жанрах музыки передаются образы защитников Отечества. | Опера. | Знакомство с произведениями о героических событиях истории Отечества. | П:ориентироваться самостоятельно в учебнике. Р:ориентироваться на нотную запись. | Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину. | |
день, полный событий (4 часа) | |
| 6. | «Утро». | Какова роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. | Научиться узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | П: познавать стилевые особенности музыки П. Чайковского и Э. Грига. . | Формирование чувства восприятия природы, как эстетической и нравственной составляющей жизни человека. | |
| 7. | «Портрет в музыке». «В каждой 24.10интонации спрятан человек». | Что составляет основу музыкального искусства. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Портрет в музыке. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Опера | Научиться определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | П: соотносить графическую запись с музыкальным образом. Р: ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений. | Воспитание эстетических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, | |
| 8. | «В детской». «Игры и игрушки». «На прогулке». | Какие есть средства музыкальной выразительности. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский | Умение передавать настроение музыки и его изменение в пении, | П: познавать стилевые особенности музыки познавать стилевые особенности музыки. | Развитие эстетических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, пнимания | |
| 9. | Обобщающий урок (Повторение пройденного) | Какие есть выразительные и изобразительные интонации. | Обобщение музыкальных впечатлений. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). | Научиться использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен. | П: распознавать и анализировать выразительные и изобразительные интонации. | Формирование эмоционально-чувственного опыта учащихся, | |
о россии петь, что стремиться в храм (4 часа) | |
| 10. | «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся». | Каково сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов | Умение определять на слух основные жанры музыки. | П: владеть словарем музыкальных терминов и понятий. Р: прогнозировать результаты музыкальной деятельности.. | Освоение представлений о музыкальной культуре своей Родины. | |
| 11. | «Древнейшая песнь материнства». | Каковы особенности молитвенных песнопений. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Научиться определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | П: понимать знаково-символические средства воплощения содержания в музыке. | Формирование трепетных, нежных чувств к матери. | |
| 12. | «Вербное воскресенье». «Вербочки». | Как определить характер музыки. | Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. | Знакомство с образцами музыкального фольклора, народными музыкальными традициями родного края. | П: находить нужную информацию в учебнике. Р: использовать знания в жизненных ситуациях. | Воспитание учащихся через народные музыкальные традиции родного края. | |
| 13. | «Святые земли Русской». Княгиня Ольга. Князь Владимир. | Какие есть средства представления информации в искусстве. | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого | Научиться понимать смысл понятий композитор, исполнитель, слушатель. | П: сравнивать музыкальные жанры: находить общее и различие. Р: планировать собственные действия | Воспитание учащихся через приобщение их к духовно-нравственным идеалам. | |
гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 часа) | |
| 14. | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | Что роднит мелодии с народными песнями. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное творчества. Былины. Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. | Умение исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | П: использовать в практической деятельности информацию о музыке, композиторе. | Формирование интереса к учению. | |
| 15. | Певцы русской старины. Лель. | Как создавать музыкальные композиции. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. | Умение исполнять в хоре вокальные произведения одноголосные и с элементами двухголосья. | П: владеть словарём музыкальных терминов. Р: формулировать учебную задачу. К: задавать вопросы. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир | |
| 16. | «Звучащие картины». | Создание музыкального образа к картине. | Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. | Научиться исполнять несколько народных композиторских песен. | П: решать учебные задачи в процессе восприятия музыки. Р: определять цель выполнения заданий на уроке. | Воспитание уважительного отношения к культуре и религии разных народов. | |
| 17. | «Прощание с Масленицей». Обобщающий урок | Почему русские композиторы обращались к народным напевам. | Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка | Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | П: познавать обычаи и традиции своего региона, России. . | Развитие музыкально-эстетического чувства. | |
в музыкальном театре (6 часов) | |
| 18. | «Опера «Руслан и Людмила». | Что объединяет композитора, исполнителя и слушателя. | Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Умение определять на слух основные жанры музыки. | П: находить нужную информацию в учебнике. Р: формировать эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству.. | Формирование понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
| 19. | «Опера «Орфей и Эвридика». Увертюра. Фарлаф. | Какие есть способы и приемы музыкального развития. | Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека , тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. | Научиться определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | П: сравнивать объекты, находить общее и различие. Р: определять цель выполнения заданий на уроке. | Умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев. | |
| 20. | «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | Каковы особенности оперного спектакля. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | Научиться определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. | П: отвечать на вопросы учителя. Р: формировать умение анализировать музыкальное произведение. К: обращаться за помощью. | Умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев. | |
| 21. | «Океан – море синее». | Какие есть средства и формы музыкальной выразительности. | Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей человека. Развитие музыки- сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | Распознавание изученных жанров и форм музыки. | П: познавать разнообразные явления окружающей действительности. | Формирование интереса к музыке. | |
| 22. | «Балет «Спящая красавица». | Что образует контраст интонаций. | Балет. Развитие музыки - сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | Распознавание изученных жанров и форм музыки. | П: ориентироваться в учебнике. Р: формулировать учебную задачу. | Привлечение жизненно-музыкального опыта. | |
| 23. | «В современных ритмах». (мюзикл) | Каковы особенности музыкальной драматургии. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. | Умение распознавать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. | П: использование в практической деятельности информации о музыкальных инструментах. | Формирование домашней фонотеки. | |
в концертном зале (6 часов) | |
| 24. | Музыкальное состязание (концерт). | Какие существуют приемы и особенности музыкального развития. | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. | Знакомство с основами музицирования на элементарных музыкальных инструментах. | П: подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. К: участвовать в паре. | Понимание значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. | |
| 25. | Музыкальные инструменты (флейта , скрипка). | В чем сходство и различие музыки разной эпохи. | Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Каприс № 24. Н. Паганини | Распознавать способы передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами. | П: группировать предметы на основе существенных признаков. Р: организовывать рабочее место. К: отвечать на вопросы учителя. | Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. | |
| 26. | Звучащие картины. | Каковы исполнительские возможности скрипки. | Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. | Умение передавать настроение музыки и его изменение в пении, | П: понимать знаково-символические средства воплощения содержания в музыке | Формирование опыта сотворчества в процессе восприятия и музицирования. | |
| 27. | Сюита «Пер Гюнт». | Как различные музыкальные формы делают возможным показ разных граней характера героев. | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». | Умение узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | П: владеть навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. | Умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев. | |
| 28. | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | Как помогают другие виды искусства почувствовать и понять образ симфонии. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. | Умение узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | П: познавать мир человеческих отношений. Р: формировать умение оценивать качество музицирования. | Развитие музыкально-эстетического чувства. | |
| 29. | Мир Бетховена. | Какие характерные черты музыкальной речи Бетховена. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. | Знакомство с названиями музыкальных произведений. | П: соотносить графическую запись с музыкальным образом. К: задавать вопросы. | Формирование домашней фонотеки. | |
чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) | |
| 30. | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | Каковы особенности куплетной формы песен. | Музыка – источник вдохновения и радости. Мелодия. П. Чайковский. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. | Умение распознавать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. | П: группировать объекты на основе существенных признаков. Р: формулировать учебную задачу. | Понимание значения и функции музыки в жизни людей, общества, в своей жизни. | |
| 31. | Мир Прокофьева. | Какие есть средства музыкальной выразительности. | Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; | Умение распознавать певческие голоса, виды оркестров и хоров. | П: находить нужную информацию в учебнике. Р: уметь оценивать произведения разных видов искусства. | Развитие музыкально-эстетического чувства. | |
| 32. | Певцы родной природы. | Как взаимосвязаны слова и мелодика в вокальных сочинениях. | Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. | Умение использовать приобретенные знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки. | П: отвечать на простые вопросы учителя. Р: планировать собственные действия в процессе восприятия музыки. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | | | |
| 33. | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | Как соотносить графическую запись с музыкальным образом. | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского; | Умение исполнять несколько народных и композиторских песен. | Р: прогнозировать результат музыкальной деятельности. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | |
| 34. | Обобщающий урок. | Как оценить музыкальные произведения. | Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой | Умение использовать приобретенные знания и навыки для передачи музыкальных впечатлений. | П: участвовать в проектной деятельности. Р: проявлять способность к саморегуляции в проектной деятельности. | Формирование представлений о культуре своей Родины. | |