Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена для учащихся 2 класса и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 06.10.2009г №373, Примерной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением ФУМО НПО общему образованию (протокол №1-15 от 08.04.2015г.) и Положения МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов.
Содержание программы отражает требования примерной программы по музыке и составлено на основе программы курса «Музыка» для учащихся 2 классов авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, изд.Просвещение, 2019г.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже на изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Целью музыкального образования и воспитания является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
Выпускник 2-го класса научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В области регулятивных УУД выпускник 2-го класса научится:
- уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
- выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание -музыкальных произведений;
- узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства;
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
- устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
- рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
- выбирать способы решения проблем поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
В области познавательных УУД выпускник 2-го класса научится:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
- самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
- передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
- осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
-читать нотные знаки;
-сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
-характеризовать персонажей музыкальных произведений;
-группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
В области коммуникативных УУД выпускник 2-го класса научится:
-рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
-выслушивать друг друга, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении;
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:
-выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
-высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Содержание учебного предмета
№ | Названия разделов | Кол-во часов |
1 | Россия – Родина моя Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как получить представление о мелодии и аккомпанементе. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Гимн Кабардино-Балкарской Республики (автор Хасан Карданов) .Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Музыкальные образы родного края. | 4 |
2 | День, полный событий. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского). | 5 |
| «О России петь – что стремиться в храм». Звучащие картины. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год». Обобщающий урок Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. | 3 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре». Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. | 4 |
| В музыкальном театре. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Рольдирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть. | 5 |
| В концертном зале. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. | 6 |
| Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп). Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда). Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Природа и музыка. «Печаль моя светла».Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | Фактич. |
Россия – Родина моя (4 часа) |
1 | Мелодия. | 1 | | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края. | 1 | | |
3 | Гимн России. Гимн Кабардино-Балкарской республики. | 1 | | |
4 | Гимн Кабардино-Балкарской республики. | | | |
День, полный событий (5 часов) |
5 | Музыкальные инструменты (фортепиано). | 1 | | |
6 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | | |
7 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | | |
8 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 | | |
9 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Обобщающий урок по теме. | 1 | | |
«О России петь – что стремиться в храм» ( 3 часа) |
10 | Звучащие картины. Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 | | |
11 | Народные инструменты. | 1 | | |
12 | Музыка на Новогоднем празднике. Обобщающий урок. | 1 | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
13 | Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 | | |
14 | Сочини песенку. Народные песни. | 1 | | |
15 | Музыка в народном стиле. | | | |
16 | Народные обряды и праздники. Проводы зимы. Встреча весны. Обобщающий урок. | 1 | | |
В музыкальном театре (5 часов) |
17 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 | | |
18 | Детский музыкальный театр. Балет. | 1 | | |
19 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | | |
20 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. | 1 | | |
21 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. Обобщающий урок. | 1 | | |
В концертном зале (6 часов) |
22 | Сказка будет впереди. | 1 | | |
23 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1 | | |
24 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | | |
25 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 | | |
26 | Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». | 1 | | |
27 | Симфония № 40. Обобщающий урок по теме | | | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 часов) |
28 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | 1 | | |
29 | Все в движении. Попутная песня. | 1 | | |
30 | Музыка учит людей понимать друг друга. | | | |
31 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 1 | | |
32 | Весна. Осень. Печаль моя светла. | | | |
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 | | |
34 | Итоговый урок «Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений. | 1 | | |