Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Музыка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.
Задачи:
формирование доступных музыкальных знаний и умений
формирование стремления и привычки к слушанию музыки
развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно- нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образовательной области «Музыка» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков музыки являются музыкально – ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в
художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.
Место курса в учебном плане.
На изучение музыки в 1 классе отводится по 1 часув неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), программа предполагает 32 часа и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);
пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным сопровождением;
наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки
различие вступления, окончания песни Достаточный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой
самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения
одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
правильное формирование при пении гласных звуков;
наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);
различение разнообразных по характеру и звучанию песней
различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец Личностные результаты:
формирование образа себя, осознание себя как ученика
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
Основное содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
1. | Хоровое пение | Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием дидактического материала Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.) Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием» Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов» Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению одноклассников на примере разучиваемых песен |
2. | Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты) | Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки Знакомые попевки различать при выборе из двух Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения. Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш. Ознакомление с силой звучания: громко, тихо. Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно. |
3. | Игра на инструментах детского шумового оркестра | Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки: « стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник) Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают. Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой сильной долей Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель |
4. | Музыкально – ритмические движения | Формирование навыка построения в круг Движения в кругу: Хоровод спокойным шагом Быстрый шаг по кругу со сменой направления Выставление ноги на пятку, на носок Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки |
Учебно-методическое обеспечение:
Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Изд. центр «Академия»
С.В. Исханова. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб. Детство-пресс
Е. Д. Макшанцева Детские забавы. Москва «Просвещение»
Е. Черенкова Оригинальные пальчиковые игры. Москва «Рипол классик»
Т. С. Овчинникова Логопедические распевки. Санкт – Петербург «Каро».
Г. И. Анисимова Новые песенки для занятий в логопедическом саду. Санкт – Петербург «Каро»
И. Бодраченко Музыкальные игры в детском саду. Москва «Айрис пресс»
Э Финкельштейн Музыка от а до я. Издаьтельство «Композитор - Санкт – Петербург»
Ж Металлиди, А. Перцовская Сольфеджио Учебное пособие для 1-го класса ДМШ. Издательство «Композитор – Санкт- Петербург»
А. И. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников (учебно – методическое пособие) Санкт – Петербург
И. Каплунова, И. Новоскольцева Серия сборников «Ладушки» Издательство «Композитолр – Санкт=Петербуог»
А. Н. Зимина Мы играем, сочиняем. Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. Изд. «Ювента» Москва
Т. Бабаджан Мы любим музыку песни и фортепианные пьесы для самых маленьких. Изд. «Музыка» Москва
«Буратино за фортепиано» Популярные детские песни. Изд. «Композитор-Санкт – Петербург»
О. В. Савинкова, Т. А. Полякова Раннее музыкально – ритмическое развитие детей (методическое пособие). ООО «Престо»
Г. Ф. Вихарева Споём, попляшем, поиграем. Логоритмические игры для малышей. РЖ «Музыкальная палитра»
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» методический и практический журнал. Ооо Изд. «Школьная пресса»
Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников // Современные наукоемкие технологии. №10 (часть 1). С. 119-122.
Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919.
Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. № 10 (часть 13) С. 2963-2966.
Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+
Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
М.: Издательский центр «Академия»
Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова
Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова
Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. №8 (часть 1), С. 111-115.
Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №5-5. С. 790-794.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М.
Материально-техническое обеспечение:
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);
народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звуковоспроизводящее оборудование;
персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями);
нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
дирижерская палочка;
дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная
лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводный урок Ритуал «Музыкальное приветствие» | 2 | 2.09, 9.09 |
2 | Хоровое пение Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Музыкальная разминка Дыхательное упражнение Пение гласных «А» , «О», «У» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко» Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар на тему «Осень» | 3 | 16.09 , 23.09, 30.09 |
3 | Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты) | 2 | 7.10, 14.10 |
4 | Игра на инструментах детского шумового оркестра | 3 | 21.10, 11.11, 18.11 |
5 | Музыкально – ритмические движения Формирование навыка построения в круг Игра в парах Игра в кругу Общеразвивающие движения в кругу | 2 | 25.11, 2.12 |
6 | Хоровое пение Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Музыкальная разминка Дыхательное упражнение Пение гласных «А» , «О», «У» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко» Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар на тему «Осень» | 2 | 9.12, 16.12 |
7 | Хоровое пение Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Музыкальная разминка Дыхательные упражнения Пение гласных «А» , «О», «У», «И» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением Разучивание распевки «Гора» Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар на тему «Зима» | 2 | 23.12, 30.12 |
8 | Восприятие музыки | 2 | 13.01, 20.01 |
| (элементы музыкальной грамоты) | | |
9 | Игра на инструментах детского шумового оркестра | 2 | 27.01, 3.02 |
10 | Музыкально – ритмические движения Формирование навыка построения в круг Игра в парах Игра в кругу | 2 | 17.02, 24.02 |
11 | Хоровое пение Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Музыкальная разминка Дыхательное упражнение Пение гласных «А» , «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок, неплотно сжатая ладонь Логопедическая «голосилка» Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар по теме «Весна» | 2 | 3.03, 10.03 |
12 | Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты) | 1 | 17.03 |
13 | Игра на инструментах детского шумового оркестра | 1 | 7.04 |
14 | Музыкально – ритмические движения Закрепление навыка построения в кругу: ритмопластическое упражнение Логоритмические песни- игры | 2 | 14.04, 21.04 |
15 | Хоровое пение Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Музыкальная разминка Дыхательное упражнение Пение гласных «А» , «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок, неплотно сжатая ладонь Логопедическая «голосилка» Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева Разучивание распевки «Кузнечик» сл. и муз. М. Лазарева Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар по теме «Весна» | 3 | 28.04, 5.05, 12.05 |
16 | Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты) | 1 | 19.05 |