СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке,для детей с РАС, 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»


Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Музыка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)

Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.

Задачи:

формирование доступных музыкальных знаний и умений

формирование стремления и привычки к слушанию музыки

  • развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);

  • обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно- нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.

Общая характеристика предмета.

Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образовательной области «Музыка» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.

Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.

Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков музыки являются музыкально – ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации.

Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в

художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.

Место курса в учебном плане.

На изучение музыки в 1 классе отводится по 1 часув неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), программа предполагает 32 часа и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;

  • наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);

  • пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным сопровождением;

  • наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки

  • различие вступления, окончания песни Достаточный уровень:

  • определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой

  • самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения

  • одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;

  • правильное формирование при пении гласных звуков;

  • наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);

  • различение разнообразных по характеру и звучанию песней

  • различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец Личностные результаты:

  1. формирование образа себя, осознание себя как ученика

  2. развитие элементарных представлений об окружающем мире;

  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  4. формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

  5. формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей


Основное содержание учебного предмета.



№ п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1.

Хоровое

пение

Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»

Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием дидактического материала

Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.)


Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными

дыхательными упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»

Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»


Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя

Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению одноклассников на примере разучиваемых песен

2.

Восприятие

музыки

(элементы музыкальной грамоты)

Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки Знакомые попевки различать при выборе из двух

Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.

Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш. Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.

Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.

3.

Игра на инструментах детского шумового оркестра

Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки: « стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник)

Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают.

Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан

Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой сильной долей

Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны

Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»),

металлофоны, круговые трещётки, рубель

4.

Музыкально

– ритмические движения

Формирование навыка построения в круг Движения в кругу:

  • Хоровод спокойным шагом

  • Быстрый шаг по кругу со сменой направления

  • Выставление ноги на пятку, на носок

  • Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу

  • Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Изд. центр «Академия»

  2. С.В. Исханова. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб. Детство-пресс

  3. Е. Д. Макшанцева Детские забавы. Москва «Просвещение»

  4. Е. Черенкова Оригинальные пальчиковые игры. Москва «Рипол классик»

  5. Т. С. Овчинникова Логопедические распевки. Санкт – Петербург «Каро».

  6. Г. И. Анисимова Новые песенки для занятий в логопедическом саду. Санкт – Петербург «Каро»

  7. И. Бодраченко Музыкальные игры в детском саду. Москва «Айрис пресс»

  8. Э Финкельштейн Музыка от а до я. Издаьтельство «Композитор - Санкт – Петербург»

  9. Ж Металлиди, А. Перцовская Сольфеджио Учебное пособие для 1-го класса ДМШ. Издательство «Композитор – Санкт- Петербург»

  10. А. И. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников (учебно – методическое пособие) Санкт – Петербург

  11. И. Каплунова, И. Новоскольцева Серия сборников «Ладушки» Издательство «Композитолр – Санкт=Петербуог»

  12. А. Н. Зимина Мы играем, сочиняем. Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. Изд. «Ювента» Москва

  13. Т. Бабаджан Мы любим музыку песни и фортепианные пьесы для самых маленьких. Изд. «Музыка» Москва

  14. «Буратино за фортепиано» Популярные детские песни. Изд. «Композитор-Санкт – Петербург»

  15. О. В. Савинкова, Т. А. Полякова Раннее музыкально – ритмическое развитие детей (методическое пособие). ООО «Престо»

  16. Г. Ф. Вихарева Споём, попляшем, поиграем. Логоритмические игры для малышей. РЖ «Музыкальная палитра»

  17. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» методический и практический журнал. Ооо Изд. «Школьная пресса»

  18. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников // Современные наукоемкие технологии. №10 (часть 1). С. 119-122.

  19. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919.

  20. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников//Фундаментальные исследования. № 10 (часть 13) С. 2963-2966.

  21. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+

  22. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

М.: Издательский центр «Академия»

  1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова

  2. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова

  3. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. №8 (часть 1), С. 111-115.

  4. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №5-5. С. 790-794.

  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М.


Материально-техническое обеспечение:
  • детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);

  • народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

  • звуковоспроизводящее оборудование;

  • персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями);

  • нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

  • дирижерская палочка;

  • дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).

  • нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

  • дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная

лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).



Календарно-тематическое планирование.



п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Вводный урок

Ритуал «Музыкальное приветствие»

2

2.09, 9.09

2

Хоровое пение

Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»

Музыкальная разминка Дыхательное упражнение

Пение гласных «А» , «О», «У» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко»

Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением

Игрушка «в гостях» у ребят

Песенный репертуар на тему «Осень»

3

16.09 , 23.09, 30.09

3

Восприятие музыки

(элементы музыкальной грамоты)

2

7.10, 14.10

4

Игра на инструментах детского шумового оркестра

3

21.10, 11.11, 18.11

5

Музыкально – ритмические движения Формирование навыка построения в круг Игра в парах

Игра в кругу

Общеразвивающие движения в кругу

2

25.11, 2.12

6

Хоровое пение

Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»

Музыкальная разминка Дыхательное упражнение

Пение гласных «А» , «О», «У» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко»

Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением

Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар на тему «Осень»

2

9.12, 16.12

7

Хоровое пение

Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»

Музыкальная разминка Дыхательные упражнения

Пение гласных «А» , «О», «У», «И» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок

Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением

Разучивание распевки «Гора»

Игрушка «в гостях» у ребят Песенный репертуар на тему «Зима»

2

23.12, 30.12

8

Восприятие музыки

2

13.01, 20.01



(элементы музыкальной грамоты)



9

Игра на инструментах детского шумового оркестра

2

27.01, 3.02

10

Музыкально – ритмические движения Формирование навыка построения в круг Игра в парах

Игра в кругу

2

17.02, 24.02

11

Хоровое пение

Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»

Музыкальная разминка Дыхательное упражнение

Пение гласных «А» , «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок, неплотно сжатая ладонь

Логопедическая «голосилка»


Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева

Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением

Игрушка «в гостях» у ребят

Песенный репертуар по теме «Весна»

2

3.03, 10.03

12

Восприятие музыки

(элементы музыкальной грамоты)

1

17.03

13

Игра на инструментах детского шумового оркестра

1

7.04

14

Музыкально – ритмические движения Закрепление навыка построения в кругу:

ритмопластическое упражнение

Логоритмические песни- игры

2

14.04, 21.04


15

Хоровое пение

Ритуал «Музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»

Музыкальная разминка Дыхательное упражнение

Пение гласных «А» , «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок, неплотно сжатая ладонь

Логопедическая «голосилка»

Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева

Разучивание распевки «Кузнечик» сл. и муз. М. Лазарева

Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением

Игрушка «в гостях» у ребят

Песенный репертуар по теме «Весна»

3

28.04, 5.05, 12.05

16

Восприятие музыки

(элементы музыкальной грамоты)

1

19.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!