___________Т.В. Колесникова
Учитель: Колесникова Т.В.
Программа разработана на основе программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка», / Дрофа, 2017г./
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе примерной программы (В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка». Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Составлена на основе программы В.В.Алеев, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Просвещение, 2021), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования в 7 классе учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений
- текущий, тематический, итоговый.
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа.
Комплект портретов композиторов.
- музыкальный центр.
4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Просвещение, 2021
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.
Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».
Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.
Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы основного и дополнительного содеожания | Музыкальный материал | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке» |
1 | «Магическая единстве-сть» муз. произведения | 1 | Урок изучения нового материала | Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы | И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната № 14 для форте пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение) | Знать, что такое сюита и сонатная форма, соната. Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений | Устный опрос. Хоровое пение | Выучить слова песни «Что та кое осень» | 02.09.2021 | |
Раздел I. Содержание в музыке (3 ч) |
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 | Урок изучения нового материала | Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс | И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано; Ю. Шевчук. «Что такое осень?» (пение) | Знать определение терминов: сюита, соната. Уметь: определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песни по теме урока | 09.09.2021 | |
3- 4 | Что такое музыкальное содержание | 2 | Урок изучения нового материала | Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней | Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение) | Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Биография Л. Бетховена» | 16.09.2021 23.09.2021 | |
Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч) |
5 | Музыка, которую необходимо объяснять словами | 1 | Комбинированный | Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке | А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение) | Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать примеры программных произведений в музыке | 30.09.2021 | |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского | 1 | Урок изучения нового материала | Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец | П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение) | Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать иллюстрации к музыкальному произведению «Ноябрь. На тройке» | 07.10.2021 | |
7 | «Восточная» партитура Н. А. Римского-Корсакова | 1 | Урок изучения нового материала | Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского- Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова | Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть; Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение) | Знать, что музыка может рассказать о человеке. Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать ил люстрации по теме урока | 14.10.2021 | |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 | Урок изучения нового материала | Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений | А. Вивальди. «Зима». I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» | Знать значение тональности и колорита в музыке. Уметь проанализировать музыкальное произведение | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить со общение на тему «Творчество А. Вивальди» | 21.10.2021 | |
9 | Содержание в музыке | 1 | Комбинированный | Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение | Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание) | Знать главные особенности содержания и формы в музыке | Устный опрос. Хоровое пение | Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение | 28.10.2021 | |
Раздел III. Музыкальный образ (3 ч) |
10 | Лирические образы в музыке | 1 | Комбинированный | Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов | С. Рахманинов. Прелюдия соль- диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение) | Знать определение и основные признаки лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ по музыкальному произведению (по выбору) | 11.11. 2021 | |
11 | Драматические образы в музыке | 1 | Комбинированный | Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта | Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гёте. «Лес ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение) | Знать определение и основные признаки драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души | Устный опрос. Хоровое пение | Приду мать ритмический рисунок | 18.11. 2021 | |
12 | Эпические образы в музыке | 1 | Комбинированный | Эпические образы в музыке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история | Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря | Знать определение и основные признаки эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы | Устный опрос. Хоровое пение | Нарисовать об раз лесного царя художественными материалами | 25.11 | |
Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч) |
13 | «Память жанра» | 1 | Комбинированный | Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения | П. Чайковский. Симфония № 4; М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор; Берковский, Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» (пение) | Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать пес ни, разные по направлению - бытовые, профессиональные | 02.12. | |
14 | Такие разные песни | 1 | Комбинированный | Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки | Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»; Берковский, Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» | Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Виды песен» (по выбору) | 09.12 | |
15 | Такие разные танцы | 1 | Комбинированный | Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев | П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец» | Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ об искусстве танца | 16.12 | |
16 | Такие разные марши | 1 | Комбинированный | Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра | П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен») | Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой | Устный опрос. Хоровое пение | | 23.12. 2021 | |
Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч) |
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | 1 | Комбинированный | Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы | Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития. Уметь определять образное содержание музыкального произведения | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песенный материал по теме урока | 13.01.2022 | |
18 | Художественная форма – это ставшее зримым содержание | 1 | Комбинированный | Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы | Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о творчестве Л. Дербенева | 20.01.2022 | |
19 | От целого к деталям | 1 | Комбинированный | Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы | Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о творчестве А. Зацепина | 27.01.2022 | |
Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч) |
20 | Какой бывает музыкальная композиция | 1 | Комбинированный | Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» | Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) | Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | | 03.02.2022 | |
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (пери од) | 1 | Комбинированный | Разнообразие музыкальных образов | Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть. Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор. «Последняя поэма» (хоровое пение) | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений в шестнадцати тактах | Устный опрос. Хоровое пение | Выучить стихи Р. Тагора «Последняя поэма» | 10.02 | |
22 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | 1 | Комбинированный | Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально го или тематического принципа | М. И. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (слушание, пение); Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор, соч. 28 № 7 (слушание) | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать материал о творчестве композитора М. Глинки и поэта И. Козлова | 17.02 | |
23 | Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки | 1 | Комбинированный | Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип композиционной структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма | М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» (из балета «Ромео и Джульетта») | Знать определение трехчастной формы в музыке, репризы, композиционное по строение трехчастной формы, какие произведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить доклад о творчестве С. Прокофьева | 24.02 | |
24- 25 | Многомерность образа в форме рондо | 2 | Комбинированный | Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой | А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение) | Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить доклад о творчестве А. П. Бородина | 03.03 10.03 | |
26 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича | 1 | Комбинированный | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония | Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» | Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа. Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать зрительный материал к «Ленинградской» симфонии | 17.03 | |
27 | Музыкальная композиция | 1 | Комбинированный | Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое» | В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» | Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности | Устный опрос. Хоровое пение | Музыкальная композиция | 31.03 | |
Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч) |
28 | Музыка в развитии | 1 | Комбинированный | Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете) | М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. (ритм, темп, регистр, лад, тембр. | Устный опрос. Хоровое пение | | 07.04.2022 | |
29 | Музыкальный порыв | 1 | Комбинированный | Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии | Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о русской музыкальной школе | 14.04.2022 | |
30 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 1 | Комбинированный | Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов | М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической и музыкальной мыс ли в балете, синтез компонентов в ба лете | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение об истории создания оперы М. Глинки «Жизнь за царя» | 21.04 | |
31-32 | Диалог искусств: «Слово о полку Иго- реве» и «Князь Игорь» | 2 | Комбинированный | Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки | М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) | Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности | Устный опрос | Составить устный рассказ о своих впечатлениях об опере (по выбору) | 28.04 05.05. 2022 | |
33 | Промежуточная аттестация | | | | | | Тестирование | | 12.05 | |
34-35 | Содержание и формы в музыке (заключительный урок | 2 | Комбинированный, творческий отчет | Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке | С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору | Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, определять формы и содерж.в музыке. | Устный опрос. Хоровое пение | Подведение итогов работы за четверть и учебный год. | 19.05 26.05 | |