СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 7 класс»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов



«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от__31.08.2021__ № _149__

___________Т.В. Колесникова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

основного общего образования

для 7 класса



35 часов

Учитель: Колесникова Т.В.



Программа разработана на основе программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка», / Дрофа, 2017г./

2021-2022 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе примерной программы (В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка». Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.



Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативных документов:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021. № 287;

  • Примерные программы по учебным предметам.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Расписание МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

Составлена на основе программы В.В.Алеев, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений

«Искусство. Музыка», / Дрофа, 2017г./


Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого чело­века;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музы­кальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к верши­нам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных про­изведений.

Сведения о программе

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 9-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплек­та: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Просвещение, 2021), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, мето­дические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образо­вания в 7 классе учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Основными видами учебной деятельности школьников являются:

слушание музыки, пе­ние, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация му­зыкальных произведений


Механизмы формирования ключевых компетенций:

  1. Работа с карточками;

  2. Работа с тетрадью по музыке;

  3. Разгадывание кроссвордов;

  4. Работа с тетрадью по музыке.


Виды деятельности:

  • восприятие;

  • музыкально- теоретическая деятельность;

  • музыкально — историческая деятельность;

  • музыкально — ориентированная полихудожественная деятельность.


Технологии обучения:

    1. Информационно – каммуникативные;

    2. Здоровье – сберегающие;

    3. Личностно – ориентированные.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа.

Практические творческие работы:

  1. Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).

  2. Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

  3. Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).

  4. Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.

  5. Драматизация музыкальных произведений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • знать/понимать:

    • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки

    • стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;

    • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

    • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • уметь:

  • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.

* Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Средства обучения:

  1. Печатные пособия:

  • Комплект портретов композиторов.

    1. Информационно-коммуникационные средства

  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия»

3.Технические средства обучения:

- компьютер,

  • экран проекционный,

  • музыкальный центр.

    1. Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальный инструмент (синтезатор, шумовые музыкальные инструменты)


Печатные пособия:

Комплект портретов композиторов.

Технические средства обучения:

- компьютер,

-диски

- экран проекционный,

- музыкальный центр.

- учебно-практическое оборудование:

-музыкальный инструмент,

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:


  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органиче­ского взаимодействия;

  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежно­стью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;

в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным

  • воплощени­ем в образах музыкальных произведений;


  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;


  • в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;


  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;


  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.


Научно- методическое оснащение


    1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. – М: Просвещение, 2021.

    2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Просвещение, 2021.

4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Просвещение, 2021


Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

      1. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html

      2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

      3. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music

      4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

      5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic

      6. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.



Содержание программы

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Каким бывает музыкальное содержание

Музыкальный образ

О чем «рассказывает» музыкальный жанр

Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.

Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.


Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

Что такое музыкальная форма

Виды музыкальных форм

Музыкальная драматургия

Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.



Учебно-тематический план


раздела

Содержание (темы уроков)

Кол-во часов

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

I

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

II

Содержание в музыке

3

III

Каким бывает музыкальное содержание

5

IV

Музыкальный образ

3

V

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

VI

Что такое музыкальная форма

3

VII

Музыкальная композиция

8

VIII

Музыкальная драматургия

8

ИТОГО

35



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ


№ урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного содеожания

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата прове­дения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единстве-сть» муз. произведения

1

Урок изуче­ния нового материала

Музыкальная форма, объе­диняющая в едином замыс­ле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы

И. Брамс. Симфо­ния № 3; Л. Бет­ховен. Соната

№ 14 для форте­

пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять

смысл, тему, эмо­циональное состоя­ние музыкального произведения и объ­яснять неповтори­мость музыкальных произведений

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Выучить

слова

песни

«Что та­

кое осень»

02.09.2021


Раздел I. Содержание в музыке (3 ч)

2

Музыку труд­но объяснить

словами

1

Урок изуче­ния нового материала

Два вида музыкальной об­разности. Тишина, непод­вижность и покой; их во­площение в музыке. Зна­комство с различными му­зыкальными образами ти­шины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интер­претация. Переложение. Ремикс

И. Брамс. Симфо­ния № 3; Я. Бетхо­вен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пе­ние)

Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ

в прослушиваемом произведении; пере­давать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отрабо­танные вокально - хоровые навыки

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать

песни

по теме

урока

09.09.2021


3- 4

Что такое музыкальное содержание

2

Урок изуче­ния нового мате­риала

Музыкальное содержание. Характерные черты челове­ка при создании его музы­кального образа. Образ в ли­тературе, изобразительном искусстве и музыке. Музы­кальный образ может вклю­чать в себя одну или не­сколько мелодий - это зна­чит иметь одну или не­сколько граней

Л. Бетховен. Сона­та № 14 для форте­пиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет му­зыкант» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства (ли­тературе, изобрази­тельном искусстве). Уметь анализиро­вать музыкальное произведение

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение «Биогра­фия

Л. Бетхо­вена»

16.09.2021


23.09.2021


Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч)

5

Музыка, кото­рую необходимо объяс­нять словами

1

Комбинированный

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движе­ния чувств человека. Про­граммные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-ми­нор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелю­дия № 20; А. Вар­ламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литерату­ре, изобразительном искусстве. Знать, из чего скла­дывается музыкальное содержание

Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать

примеры програм­мных произведений в музыке

30.09.2021


6

Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Музыка русской природы. Образ, воображение, изо­бражение (определение в литературе, изобразитель­ном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец

П. Чайковский. «Ноябрь. На трой­ке» (из фортепиан­ного цикла «Вре­мена года»); А. Варламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа

Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать ил­люстра­ции к музыкальному про­изведе­нию «Но­ябрь. На тройке»

07.10.2021


7

«Восточная»

партитура

Н. А. Римского-Корсакова

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Н. Римскй-Корсаков - вели­кий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфониче­ская партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Симфониче­ская сюита «Шехе­резада». I часть;

Е. Подгащ. «Осен­ний вокализ» (хо­ровое пение)

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализиро­вать музыкальное произведение, ис­полнять вокализ

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать ил­

люстра­ции

по теме урока

14.10.2021


8

Когда музыка

не нуждается

в словах

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Музыка - язык чувств. То­нальность, колорит и кра­сочность музыкальных со­чинений

А. Вивальди. «Зи­ма». I часть. Из

цикла «Четыре

концерта для

скрипки с оркест­ром «Времена го­да»

Знать значение тональности и колори­та в музыке.

Уметь проанализи­ровать музыкальное

произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подгото­вить со­

общение

на тему

«Творче­ство А. Ви­вальди»

21.10.2021


9

Содержание

в музыке

1

Комбинированный

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке». Музыкальная викто­рина. Хоровое пение

Л. Бетховен. Сим­фония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

Знать главные осо­бенности содержа­ния и формы в му­зыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке». Музыкальная викто­рина. Хоровое пение

28.10.2021


Раздел III. Музыкальный образ (3 ч)

10

Лирические

образы в му­зыке

1

Комбинированный

Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музы­кальном произведении». На­строение в музыке. Лириче­ский род в музыке, отлича­ется повышенной мелодич­ностью и напевностью зву­чания, лаконичностью ху­дожественных образов

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милю­тин, Е. Долматов­ский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принад­лежностью его к ли­рике

Устный

опрос.

Хоровое пение

Соста­вить уст­ный рас­сказ по музы­кальному произве­дению (по вы­бору)

11.11.

2021


11

Драматиче­ские образы

в музыке

1

Комбинированный

Драматический образ в му­зыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте. «Лес­

ной царь»; Г. Стру­ве, Л. Кондратен­ко. «Матерям по­гибших героев» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

драматического об­раза в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

Устный

опрос.

Хоровое пение

Приду­

мать

ритмиче­ский ри­сунок

18.11.

2021


12

Эпические

образы в му­зыке

1

Комбинированный

Эпические образы в музы­ке - это образы не только

героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей Родину в опре­делённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личны­ми проблемами, а история

Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море

синее». Вступле­ние к опере «Сад­ко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

Знать определение

и основные признаки

эпического образа. Уметь определять и описывать в музы­ке эпические образы, отличать эпос от ли­рики и драмы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Нарисо­вать об­

раз лес­ного царя художе­ственны­ми мате­риалами

25.11


Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

13

«Память жан­ра»

1

Комбинированный

Жанры классической музы­ки: вокальная, танцеваль­ная, вокально-инструмен­тальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жан­ры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу ис­полнителей, по особенно­стям формы, по обстоятель­ствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазур­ка фа минор;

  1. Берковский,

  2. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Виваль­ди...» (пение)

Знать, чем отлича­ется песня от роман­са; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализиро­вать музыкальное произведение; раз­личать музыкальные жанры и давать им краткую характери­стику

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать пес­

ни, раз­ные по

направле­нию - бытовые, профес­сиональ­ные

02.12.


14

Такие разные песни

1

Комби­ниро­ванный

Песня как вид искусства де­лится на два направления - бытовая и профессиональ­ная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

  1. Берковский,

  2. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Виваль­ди...»

Знать: виды песен; чем отличается пес­ня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятель­ности

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение «Виды песен» (по вы­бору)

09.12


15

Такие разные танцы

1

Комби­ниро­ванный

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средства­ми пластических движений и ритмически четкой и не­прерывной сменой вырази­тельных положений челове­ческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это та­нец»

Знать, в чём разни­ца между полькой и маршем, и валь­сом, менуэтом и ма­зуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и ана­лизировать музы­кальные произведе­ния; определять му­зыкальный ритм

Устный опрос. Хоровое пение

Соста­вить уст­ный рас­сказ об искус­стве танца

16.12


16

Такие разные марши

1

Комби­ниро­ванный

Марш получает разные на­звания в зависимости от скорости движения. Цере­мониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

Устный опрос. Хоровое пение


23.12.

2021


Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч)

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

Комби­ниро­ванный

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, при­мененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьиро­вания, контраста, развития.

Уметь определять образное содержание музыкального про­изведения

Устный опрос. Хоровое пение

Подо­брать песенный материал по теме урока

13.01.2022


18

Художествен­ная форма – это ставшее зримым содержание

1

Комби­ниро­ванный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. «Се­ренада»; А. Заце­пин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о творче­стве Л. Дер­бенева

20.01.2022


19

От целого к деталям

1

Комби­ниро­ванный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о творче­стве А. Заце­пина

27.01.2022


Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч)

20

Какой бывает музыкальная композиция

1

Комби­ниро­ванный

Композиция (составление, сочинение) - категория му­зыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработан­ного и завершённого в себе музыкального произведе­ния, «опуса»

Ф. Шопен. Прелю­дия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Знать определение композиции в музы­ке; разновидности музыкальной компо­зиции.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение


03.02.2022


21

Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах (пери­

од)

1

Комби­ниро­ванный

Разнообразие музыкальных

образов

Л. Бетховен. Сим­ония № 5.1 часть.

Фрагмент; А. Рыб­ников, Р. Тагор.

«Последняя поэма»

(хоровое пение)

Знать определение

одночастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкаль­ных произведений

в шестнадцати так­тах


Устный

опрос.

Хоровое

пение

Выучить

стихи

Р. Тагора

«Послед­няя по­эма»

10.02


22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1

Комби­ниро­ванный

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со вре­мен барокко. Прелюдия вы­ступает в роли импровиза­ционного вступления к фу­ге. Циклы «прелюдия-фуга»

могут объединяться в бо­лее крупные циклы на осно­ве какого-либо формально­

го или тематического прин­ципа

М. И. Глинка,

И. Козлов. «Вене­цианская ночь»

(слушание, пение);

Ф. Шопен. Прелю­дия ля-мажор,

соч. 28 № 7 (слу­шание)

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкаль­ных произведений

с двухчастной фор­мой; проявлять при­обретенные навыки

хоровой деятельно­сти

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать ма­териал

о творче­стве ком­позитора

М. Глин­ки и поэта

И. Козлова

17.02


23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1

Комби­ниро­ванный

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глин­ки. Трехчастная форма - тип

композиционной структуры,

применяемый в музыке в ка­честве формы целой пьесы

или ее части. Схема строения

трехчастной формы: ABA.

Что такое музыкальная репризная трехчастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инезилья...»; С. Про­кофьев. «Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы,

композиционное по­

строение трехчастной

формы, какие произведения излагаются

в трехчастной форме.

Уметь приводить

примеры трехчастной формы в музыкаль­ных произведениях


Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подго­товить

доклад

о твор­честве

С. Прокофьева

24.02


24-

25

Многомер­ность образа в форме рондо

2

Комби­ниро­ванный

Рондо - музыкальная фор­ма, сложившаяся под неко­торым влиянием лириче­ских стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повто­ряется. Происхождение свя­зано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спя­щая княжна». М. Глинка, И. Коз­лов. «Венецианская ночь» (пение)

Знать определение формы рондо и со­натной формы в му­зыке.

Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризо­вать и сравнивать их


Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить доклад о твор­честве А. П. Бо­родина

03.03


10.03


26

Образ Вели­кой Отечест­венной войны в «Ленинград­ской» симфо­нии Д. Шостаковича

1

Комби­ниро­ванный

Образ Великой Отечествен­ной войны в «Ленинград­ской» симфонии Д. Шоста­ковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности слож­ных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашест­вия»); В. Синяв­ский, М. Владими­ров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о том, что в му­зыкальных образах слиты воедино судь­бы отдельных лю­дей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельно­сти


Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать зри­тельный материал к «Ле­нинград­ской» симфо­нии

17.03


27

Музыкальная композиция

1

Комби­ниро­ванный

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная ком­позиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, сол­даты, вас!»

Знать о роли ком­позиции в музыке, о многозначности использования тер­мина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятель­ности


Устный опрос. Хоровое пение

Музыкальная композиция

31.03


Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч)


28

Музыка в раз­витии

1

Комби­ниро­ванный

Музыка в развитии. Драма­тургия музыкальная - сис­тема выразительных средств и приёмов вопло­щения драматического дей­ствия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Сер­пин. «Родина» (хоровое пение)

Знать об особенно­стях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкаль­ной выразительности в музыкальных про­изведениях. (ритм, темп, регистр, лад, тембр.


Устный опрос. Хоровое пение


07.04.2022


29

Музыкальный порыв

1

Комби­ниро­ванный

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки рус­ской национальной школы. Музыкальный порыв. Со­поставление образов в му­зыкальной драматургии

Р. Шуман. «По­рыв» (из фортепи­анного цикла «Фантастические пьесы»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драма­тургии, как проявля­ет себя музыкальная драматургия в ми­ниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки


Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о русской музы­кальной школе

14.04.2022


30

Движение об­разов и персонажей в опер­ной драматургии

1

Комби­ниро­ванный

Типы музыкальной драма­тургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музы­кальной выразительности в опере, балете. Драматур­гия музыкальных образов

М. Глинка. «Ма­зурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драма­тургии, об особенно­стях и законах дра­матургии оперы, ба­лета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музы­кальных произведений, объяснять един­ство пластической

и музыкальной мыс­

ли в балете, синтез

компонентов в ба­

лете

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение об исто­рии соз­дания оперы М. Глин­ки «Жизнь за царя»

21.04


31-32

Диалог ис­кусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»

2

Комби­ниро­ванный

Типы музыкальной драма­тургии, связь с симфониче­ской музыкой. Симфония -жанр музыкального искус­ства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизиро­ванной формы с фундамен­тальным мировоззренче­ским содержанием. Творче­ство М. И. Глинки


М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хо­ровое пение)

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоровой деятельности

Устный

опрос

Составить

устный

рассказ

о своих

впечатле­ниях об опере (по выбо­ру)

28.04

05.05.

2022


33

Промежуточная аттестация






Тестирование


12.05


34-35

Содержание и

формы в музыке (заключительный урок

2

Комбинированный, творческий отчет

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год. Музыкальная форма в ши­роком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность фор­мы и содержания в музыке

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Про­изведения по вы­бору

Знать, чем отлича­ется музыкальная драматургия от му­зыкальной компози­ции, в чем состоит непрерывность фор­мы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, определять формы и содерж.в му­зыке.

Устный

опрос.

Хоровое пение

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год.

19.05

26.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!