СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-8 (Критская Е.Д.) 2021-2022 уч.г.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учётом программы воспитания и обновлённой авторской программы "МУЗЫКА.5-8"  Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Москва, «Просвещение» 2019г...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-8 (Критская Е.Д.) 2021-2022 уч.г.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 имени И.Г. Остапенко

муниципального образования Щербиновский район

село Глафировка



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30 августа 2021 года

протокол № 1

председатель ______Кудряшова Л.Б.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По музыке


Ступень обучения основное общее образование (5-8 класс)


Количество часов 136


5 класс 34 (1 ч. в неделю)

6 класс 34 (1 ч. в неделю)

7 класс 34 (1 ч. в неделю)

8 класс 34 (1 ч. в неделю)



Учитель: Волочаева Любовь Александровна





Программа составлена на основе рабочей программы «Музыка. 5 – 8 классы», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Москва, «Просвещение» 2019г.





1. Планируемые результаты освоения курса «Музыка».

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание курса «Музыка» для 5-8 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения программы отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе по следующим направлениям воспитательной деятельности:

1. Гражданское и патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

2. Духовное и нравственное развитие детей на основе российских традиционных ценностей:

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

3. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

5. Популяризация научных знаний среди детей:

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

6. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание

проектов и др.);

— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

По окончании 8 класса школьники научатся:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;

- применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


2. Содержание учебного предмета


Основное содержание музыкального образования в программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями:

Музыка как вид искусства.

Народное музыкальное творчество.

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX - XXI вв.

Современная музыкальная жизнь.

Значение музыки в жизни человека.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом Музыка для начальной школы.

Музыка как вид искусства.

Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита),их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество.

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество(характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.

Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино).Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX - XXI вв.

Творчество русских и зарубежных композиторов XX - XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX - XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь.

Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр).Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.







































3.Тематическое планирование


Тематическое планирование, МУЗЫКА, 5 класс (34 часа)

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

Музыка

и литература

16

1. Что роднит музыку с литературой.

3

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п.Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т. п.Участвовать в коллективной исполнительской деятельности(пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на музыкальных инструментах —элементарных и электронных).Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Использовать электронные образовательные ресурсы для поиска литературных и музыкальных произведений, видеозаписей исполнения небольших музыкальных сочинений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов; самостоятельно работать с обучающими программами. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов

1,2,3,5

2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Вся Россия просится в песню. Звучащие картины

3. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

4. Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…

2

5. Что за прелесть эти сказки…

6. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. Песнь моя летит с мольбою

1

7. Вторая жизнь песни.

1

8. Живительный родник творчества

1

9. Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

1

10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт.

2

11. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной — чёрный гость…

12. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

1

13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика.

1

14. Музыка в театре, кино, на телевидении

1

15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

16. Мир композитора.


1

Музыка и изобразительное

искусство

18

17. Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между музыкальными художественными образами и образами изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.)на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными терминами и терминами из области изобразительного искусства в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике, создании художественных образов (рисование под музыку). Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные образы произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры)к изучаемой музыке.

Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства(литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.)на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными терминам и и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в Интернете.

1,2,3,5

18. Небесное и земное в звуках и красках.

1

19. Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский».

2

20.«Ледовое побоище». После побоища

21. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…

2

22. И это всё — весенних дней приметы! «Фореллен- квинтет».

23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества.

2

24. Древний храм златой вершиной блещет ярко…

25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали…

1

26. Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.

1

27. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!

1

28. Застывшая музыка. Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…

1

29. Полифония в музыке и живописи. В

музыке Баха слышатся мелодии космоса…

1

30. Музыка на мольберте. Композитор-художник.

1

31. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе…

1

32. О подвигах, о доблести, о славе.

1

33. В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Музыкальная живопись Мусоргского

1

34. Мир композитора. С веком наравне. Обобщение материала.

1



Тематическое планирование, МУЗЫКА, 6 класс (34 часа)

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16

1. Удивительный мир музыкальных образов.

1

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Владеть навыками музицирования: исполнять песни (народные, классического репертуара, современных авторов), напевать запомнившиеся мелодии, темы знакомых музыкальных сочинений. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов, спектаклей. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий при освоении содержания музыкальных образов. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, её арт-терапевтический эффект (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-исполнительскую деятельность. Планировать решение учебно-познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем. Исполнять отдельные произведения народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Ориентироваться в джазовой музыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей. Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами.

1,2,3,5

2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный романс.

1

3. Два музыкальных посвящения. Картинная галерея.

1

4. Уноси моё сердце в звенящую даль…

1

5. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

1

6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

8. «Старинной песни мир». Песни Ф. Шуберта. Баллада. «Лесной царь».

1

9. Образы русской народной и духовной музыки.

1

10. Русская духовная музыка, духовный концерт.

1

11. Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва.

1

12. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное в музыке Баха».

1

13. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. Реквием.

1

14. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1

15. Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

16. Джаз — искусство XX века.

1


«Мир образов камерной и симфонической музыки»

18

17. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

1

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую деятельность в художественно-эстетическом направлении. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием(совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять ИКТ для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности.

2,3,5

18. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творенья.

1

19. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея

1

20. Инструментальный концерт. «Времена года».

1

21. Космический пейзаж. Картинная галерея.

1

22. Образы симфонической музыки. «Метель».

1

23. Симфоническое развитие музыкальных образов.

1

24. В печали весел, а в веселье печален. Связь времён

1

25. Програмная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

1

26. Скорбь и радость

1

27. Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»

1

28. Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». «Вестсайдская история».

1

29. Увертюра «Ромео и Джульетта».

1

30. Мюзикл «Вестсайдская история».

1

31. Опера «Орфей и Эвридика».

1

32. Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1

33. Образы киномузыки.

1

34. Исследовательский проект.

1



Тематическое планирование, МУЗЫКА, 7 класс (34 часа)

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

Особенности драматургии сценической музыки

16

Классика и современность.

1

Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. п. Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

1,2,3,5

Музыкальная драматургия- развитие музыки.

1

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин».

1

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин».

1

Портрет половцев. Плач Ярославны.

1

В концертном зале. Симфония

1

Симфония №40 В.А.Моцарта

1

Героическая тема в русской музыке.

1

В музыкальном театре. Балет.

1

Камерная музыка.

1

«Вокальный цикл».

1

Инструментальная музыка

1

Этюд. Транскрипция.


1

Прелюдия.Концерт.


1

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

«Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита.

1

Основные направления музыкальной культуры

18

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха.

1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей,

выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

2,3,5

От страдания к радости.

1

Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина.

1

«Всенощное бдение» С. Рахманинова.

1

Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

1

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы

1

Вечные темы.

1

Главные образы

1

Светская музыка. Соната.

1

Соната №8 («Патетическая»)

Л. Бетховена.

Соната №2 С. Прокофьева.

1

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

1

Симфоническая картина.

«Праздненства» К. Дебюсси.

1

Симфония №1. В. Калинникова

1

Музыка народов мира.

1

Международные хиты.

1

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

1

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова. Исследовательский проект.

1

Обобщающий урок.

1



Тематическое планирование, МУЗЫКА, 8 класс (34 часа)

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

Классика и современность

15

Классика в нашей жизни

1

Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство одного, национального и общезначимого, общечеловеческого. Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой музыкальной культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного). Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний. Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете. Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов. Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы.

1,2,3,5

В музыкальном театре. Опера.

1

В музыкальном театре. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

1

В музыкальном театре. Балет.

1

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

1

В музыкальном театре..

Рок-опера «Преступление и наказание»

1

В музыкальном театре.. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»

1

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра

1

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

1

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

1

Музыка в кино. Ты отправишься в путь,

чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец»

1

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее и настоящее.

1

В концертном зале. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

1

Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева.

1

Обобщающий урок

1

Традиции и новаторство в музыке

19

Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре…Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин.

1

Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных

жанров и стилей. Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать)мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов. Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, играна музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений. Общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образовательной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности. Понимать свою ответственность за достижение общего художественно-эстетического результата. Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и

родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов. Активно применять информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования.


1,2,3,5

Развитие традиций оперного спектакля

1

Опера «Кармен» самая популярная опера в мире. Образ Кармен

1

Опера «Кармен» самая популярная опера в мире. Образ Хозе и Эскамильо

1

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен

1

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора

1

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

1

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.

1

Классика в современной обработке

1

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.

1

Литературные страницы. «Письмо к

Богу» неизвестного солдата

1

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов.

1

Неизвестный Свиридов. «О России

петь — что стремиться в храм…»

1

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты).

1

Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия —

миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин).

1

Музыкальные завещания потомкам. «Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена»

Р. Щедрин

1

Традиции и новаторство в музыке

1







СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей

Музыки от «___» _________20___ №___

Руководитель МО_Сивокоз С. Ю.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________//Семенова С. И.

«27» августа 2021г.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!