СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке по программе Критской Е.Д. 4 класс Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»


Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы:

_______ ____________

«___»_________2014г «___» _________ 2014г








Рабочая программа

по учебному курсу «Музыка»

4 класс

Разработана на основе примерной программы «Музыка»

(авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
















Куйдина Марина Константиновна.



















с.Мухоршибирь


2014 – 2015 уч.год.


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета


Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.



Место курса в учебном плане

На изучение курса «Музыка» в 4 классе отводится 1 ч в неделю. 35ч. в год.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»


Личностные результаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.











Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Россия-Родина моя.

4 ч.

2

День, полный событий.

5ч.

3

В музыкальном театре.

4ч.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3ч.

5

В концертном зале.

6ч.

6

В музыкальном театре.

2ч.

7

О России петь – что стремиться в храм

4ч.

8

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

2ч.

9

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5ч.


Итого

35 ч.



Содержание тем учебного предмета.



Россия – Родина моя (4 часа).

Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.

День, полный событий (5 часов).

Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

В музыкальном театре (6 часов).

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.

В концертном зале (6 часов).

Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

О России петь – что стремиться в храм (4 часов).

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли рус-ской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов).

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?


Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса


  • Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • Выявление характерных особенностей русской музыки ( народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • Воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и в не школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

  • Формирование постоянной потребн6отси с музыкой, искусством вне школы, в семье;

  • Формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

  • Развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

  • Расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства: литература, ИЗО, кино, театр и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

Совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности


Формы и средства контроля

Формы контроля ЗУН (ов);

- наблюдение;

- беседа;

- фронтальный опрос;

- опрос в парах

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по музыке.

Функция оценки - учет знаний.

Проявление   интереса   (эмоциональный   отклик,   высказывание   со   своей жизненной позиции).

1.  Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

2.   Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.


Отметка "5" ставится:  если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.


Отметка «4» ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.


Отметка «3» ставится:  проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей жизненной позиции);  или:  в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;   или:        проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.


Отметка «2» ставится: и нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет  проявления  музыкальных  способностей и  нет  стремления  их проявить.



Национально-региональный компонент.


Национально-региональный компонент просматривается на уроках:

1. Беседы знакомства с композиторами Бурятии и их произведениями

2. Знакомство с исполнителями Бурятии разных жанров

3. Использование местного материала на уроках.

4. Разучивание песенок, закличек на основе местного фольклора

5.Бурятские мотивы, русские и бурятские песни о природе.

6.Бурятские национальные инструменты.







Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Музыка

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Критская Е.Д.Музыка: учеб. для 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2014.

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка»-рабочая тетрадь для уч. 4 кл. нач. шк., М.: Просвещение, 2014.


Печатные пособия

Портреты выдающихся музыкантов.

Иллюстративные материалы.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные презентации.

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение.



Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор
























Национально-региональный компонент.


Тематическое планирование.


Тема


дата

1.

Россия – Родина моя! Гимн Бурятии. Музыкальные образы родного края.


2.

Как сложили песню. Звучащие картины. Бурятские народные песни.


3.

Зимнее утро, зимний вечер. Бурятские композиторы о природе.


4.

Композитор. Знакомство с бурятскими композиторами.



5.

Музыкальные инструменты. Инструменты нашего края.



6.

В музыкальном театре. Театр оперы и балета Бурятии.



7.

Праздников праздник. Бурятские народные праздники.



8.

Родной обычай страны. Сагаалган и его обычаи



9.

Народные праздники. Масленица.



10.

Музыкальный сказочник. Музыкальные бурятские сказки.

































Учебно-тематический план предмета «Музыка»

4 класс.

Разделы и темы

кол-во часов

Дата

Россия-Родина моя (4ч.)


1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1


2

Как сложили песню. Звучащие картины.


1


3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?


1


4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»


1


День, полный событий (5ч.)


5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»


1


6

Зимнее утро, зимний вечер.


1


7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.


1


8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.


1


9

«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.


1


В музыкальном театре (4ч.)


10 -11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

2


12

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.


1


13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.


1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)


14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.


1


15

Оркестр русских народных инструментов.


1


16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1


В концертном зале (6ч.)


17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1


18

Старый замок.


1


19

Счастье в сирени живет…


1


20

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…


1


21

Патетическая соната. Годы странствий.



1


22

Царит гармония оркестра.


1


В музыкальном театре (2ч.)


23

Театр музыкальной комедии.


1


24

Балет «Петрушка»


1


«О России петь – что стремиться в храм» (4ч.)


25

Святые земли Русской. Илья Муромец


1


26

Кирилл и Мефодий.


1


27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 


1


28

Родной обычай старины. Светлый праздник

.

1


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2ч.)


29

Народные праздники. Троица.


2


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч.)


30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.


1


31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).


1


32

В каждой интонации спрятан человек.


1


33

Музыкальный сказочник.


1


34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.


1



Итого


35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!