ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по предмету музыка.
Программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс музыки на уровне начального общего образования по программе «Образовательная система «Школа России».
В соответствии с учебным планом школы на изучение музыки в 4 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В связи с выпадением ___________ уроков на праздничные дни, количество учебных часов сокращено на _______ часов. Материал данных уроков включен в уроки № ___________. Таким образом, содержание курса будет выдано за ________ уроков за счет уплотнения учебного материала.
Промежуточный контроль проводится в конце учебного года на заключительном уроке в форме урока-концерта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
СодержаниЯ учебного предмета, КУРСА
Россия – Родина моя (3 часа). Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, , манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт), вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
О России петь – что стремиться в храм (4 часов). Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздников. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
День, полный событий (6 часов). Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).. Многообразие жанров народной: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А.Пушкина.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа). Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублева.
В концертном зале (6 часов). Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, романс, баркарола), камерной и инструментальной 9квартет, вариации, сюиты, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии сочинения (А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
В музыкальном театре (6 часов). События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линия драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 часов). Произведения композиторов – классиков (,С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Импровизация. Обработка. Переложение. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | «Россия – Родина моя!» | 3ч. |
2 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 ч. |
3 | «День, полный событий» | 6 ч. |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 ч. |
5 | В музыкальном театре | 5 ч. |
6 | В концертном зале | 6 ч. |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, курса, темы урока | Кол-во часов | Примечание (домашнее задание) | Дата |
| план | факт |
«Россия – Родина моя!» (3 часа) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне эту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 | Стр.8-13 | 07.09 | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты от куда, русская, зародилась, музыка?» | 1 | Стр.14-19 | 14.09 | |
3 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!». Входной контроль (тестирование) | 1 | Стр.20-23 | 21.09 | |
«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | Стр.26-29 | 28.09 | |
5 | Кирилл и Мефодий | 1 | Стр.30-31 | 05.10 | |
6 | «Праздников праздник, торжество из торжеств». Ангел вопияше | 1 | Стр. 32-35 | 12.10 | |
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник | 1 | Стр.36-39 | 19.10 | |
«День, полный событий» ( 6 часов) |
8 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | 1 | Стр.42-43 | 26.10 | |
9 | Зимнее утро. | 1 | Стр.44-45 | 02.11 | |
10 | Зимний вечер (Тестирование) | 1 | Стр.46-47 | 09.11 | |
11 | «Что за прелесть эти сказки...» | 1 | Стр.48-51 | 16.11 | |
12 | Музыка ярмарочных гуляний. Святогорский монастырь | 1 | Стр.52-55 | 23.11 | |
13 | «Приют, сияньем муз одетый...» | 1 | Стр.56-57 | 30.11 | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч. |
14 | Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | Стр.60-63 | 07.12 | |
15 | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант - чародей | 1 | Стр.64-67 | 14.12 | |
16 | Народные праздники. «Троица» | 1 | Стр.68-71 | 21.12 | |
В концертном зале (5 часов) |
17 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо | 1 | Стр.74-77 | 28.12 | |
18 | Старый замок. «Счастье в сирени живет...» | 1 | Стр.78-81 | 11.01 | |
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы… | 1 | Стр.82-85 | 18.01 | |
20 | «Патетическая» соната JI. ван Бетховена. | 1 | Стр.86-87 | 25.01 | |
21 | Годы странствий. «Царит гармония оркестра...» | 1 | Стр. 88-91 | 01.02 | |
В музыкальном театре (6 часов) |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля (II действие) | 1 | Стр.94-95 | 08.02 | |
23 | За Русь мы все стеной стоим…(III действие). Сцена в лесу…(IV действие). (Тестирование) | 1 | Стр.96-99 | 15.02 | |
24 | Исходила Младешенька Стр.96-99 | 1 | Стр.100-101 | 01.03 | |
25 | Русский восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | Стр.102-105 | 15.03 | |
26 | Балет «Петрушка». | 1 | Стр.106-107 | 22.03 | |
27 | Театр музыкальной комедии | 1 | Стр.108-109 | 29.03 | |
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 часов) |
28 | Прелюдия. | 1 | Стр.112-113 | 05.04 | |
29 | Исповедь души. | 1 | Стр.114-115 | 12.04 | |
30 | Революционный этюд. | 1 | Стр.116-117 | 19.04 | |
31 | Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек | 1 | Стр.118-121 | 26.04 | |
32 | Музыкальные инструменты (Тестирование) | | Стр.118-122 | 03.05 | |
33 | Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. | 1 | Стр.124-125 | 10.05 | |
34 | Заключительный урок-концерт. | 1 | | 17.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Дата планируемая | Причина переноса | Дата фактическая |
| | | |
| | | |