РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
1 КЛАСС
Разработала:
Пояснительная записка
1 класс
Цели и задачи
Цель - формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
Задачиуроков музыки в 1 классе:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Нормативные правовые документы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
Образовательная программа МКОУ
Учебный план МКОУ на 2019-2020 учебный год
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г
Используемый УМК
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Используемые учебники (для учеников):
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка: 1 кл. учебник для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2010.
Литература для учителя:
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
Место учебного предмета в учебном плане
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2016 года). При 33 учебных неделях в общее количество часов на изучение музыки в 1 классе составит 33 часа.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 9 часов
4 четверть – 8 часов
Информация о внесенных изменениях
Авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки. Наоборот, «творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, триместра, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности».
В связи с этим внесены изменения в песенный репертуар программы, для развития певческих навыков учащихся используются песни современных авторов (А. Варламова, А. Ермолова, В. Осошника и др.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета учащимися 1 класса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
уважительное отношение к культуре других народов;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарногомузицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться:
музыкальные викторины на определение музыкальных произведений;
анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы;
тестирование;
фронтальный опрос.
Виды контроля:
вводный,
текущий,
тематический,
итоговый
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование).
Содержание учебного предмета
количество часов
Элементы содержания по темам
Характеристика деятельности
учащихся
Универсальные учебные
действия
«Музыка вокруг нас»
16 часов
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Примерный музыкальный материал:
Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Детский альбом. П. Чайковский.
Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Колыбельная Волховы, песня Садко "Заиграйте, моигусельки". Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Гусляр Садко. В. Кикта.
Фрески Софии Киевской.концертная симфония для арфы с оркестром (I-я часть «Орнамент»). В. Кикта
Звезда покатилась. В. Кикта. слова В. Татаринова.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.
Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина "Метель". Г. Свиридов.
Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки В. Павленко.слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Потапенко. слона М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.
Азбука Л. Островский, слова 3. Петровой: Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина. слова В. Ключникова; Семь подружек.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
Личностные:
понимание значения музыки в жизни общества, человека;
усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений;
Познавательные:
усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
Регулятивные:
опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»);
«Музыка и ты»
17 часов
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества вмузыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программаконцерта для родителей
Примерный музыкальный материал:
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты- Пер Гюнт. Э. Григ.
Добрый день. М. Дубравин. слона В. Суслова: Утро. А. Парцхаладзе, слова ЮПолухина: Солнце.грузинская народная песня, обраб. Л. Аракишвили.
Пacmopaль.Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов: Наигрыш А. Шнитке: Утро в лесу. В. Салманов. Доброе утро. Из кантаты "Песни утра, весны и мира". Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
Вечерняя. ИзСимфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В Шукшина) В. Гаврилин: Вечер. Из "Детской музыки». С. Прокофьев. Вечер. В. Салманов. Вечерняя сказка. А. Хачатурян.
Менуэт. В-А. Моцарт.
Болтунья С. Прокофьев, слова А. Барто.
Баба Яга. Детская народная игра.
У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите. пер. М. Ивенсен.
Симфония № 2 ("Богатырская»).1-я часть (фрагмент). А Бородин.
Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова: Учил Суворов А. Новиков, слова М. Левашова.
Волынка. И.-С. Бах.
Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков.
Золотые рыбки. Из балета «Конек Горбунок". Р. Щедрин.
Кукушка. К. Дакен.
Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Выходной марш; Колыбельная (слона В. Лебедева - Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский:.
Клоуны. Д. Кабалевский.
Семеро козлят. Заключительный хор из оперы "Волк и семеро козлят". М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор.Из оперы « Муха-цокотуха». М. Красев. слова К. Чуковского
Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони.Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка.В. Кикта, слона В. Татаринова: Бубенчики.американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Бременские музыканты.Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Личностные:
понимание значения музыки в жизни общества, человека;
осознание особенностей деятельности композитор, исполнителя, слушателя.
Познавательные:
усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (включая выполнение заданий в рабочих тетрадях, поиск информации в сети Интернет с помощью родителей).
Регулятивные:
опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективноммузицировании.
Поурочно-тематическое планирование
Тип/
форма урока
Планируемые результаты обучения
Виды и формы контроля
Примечание
освоение предметных знаний
УУД
1 полугодие МУЗЫКА ВОКРУГ НАС - 16 часов
1.1
«И Муза вечная
со мной!»
1
Вводный
Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза.
Уметь: определять настроение музыки,, владеть первоначальными певческими навыками, участвовать в коллективном пении, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Личностные: Принятие образа «хорошего ученика»; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию
Устный опрос
1.2
Хоровод муз.
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: понятия «хоровод», «хор», их общие признаки и различия. Что музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов.
Уметь: узнавать на слух основную часть музыкальных произведений,передавать настроение музыки в пении, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, давать определения общего характера музыки.
Личностные: Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Устный опрос
1.3
Повсюду музыка слышна.
1
Закрепление и выработка умений и навыков
Знать/ понимать: названиепервичных жанров: песня, танец, марш.
Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Личностные: Эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.
Устный опрос
1.4
Душа музыки – мелодия.
Урок-путешествие
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: жанры: марш, песня, танец. Музыкальные термины: мелодия и аккомпанемент.
Мелодия – главная мысль музыкального произведения.
Уметь: выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление
Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость.
Регулятивные:Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности;
Познавательные: Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные: Вести устный диалог, строить монологическое высказывание.
Устный опрос
1.5
Музыка осени.
1
Комбинированный урок
Знать/ понимать: внешний вид музыкального инструмента – фортепиано и скрипки, музыкальные термины – оркестр, солист, что музыкальные произведения композиторов, рисунки художников, стихотворения поэтов тесно связаны с впечатлениями детей об осени.
Уметь: различатьтембр музыкального инструмента - скрипки, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Личностные: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Регулятивные: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника
Устный опрос
1.6
Сочини мелодию.
1
Закрепление и выработка умений и навыков.
Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.
Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет», владеть элементами алгоритма сочинения мелодии, самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять Личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Личностные: Уважительное отношение к иному мнению; эстетические потребности, ценности и чувств
Регулятивные:Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей;
Коммуникативные:Аргументировать свою позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Устный опрос
1.7
«Азбука, азбука каждому нужна…»
1
Изучение и закрепление новых знаний.
Знать/ понимать: взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни,основы нотной грамоты (названия нот, смысл понятий: скрипичный ключ, ноты, нотный стан).
Уметь: узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук, правильно передавать мелодию песни
Личностные: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
Регулятивные: Анализ информации, передача информации устным путем;
Познавательные: Формулировать и удерживать учебную задачу;
Коммуникативные:Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Устный опрос
1.8
Музыкальная азбука.
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: элементы нотной грамоты. Значение музыкальных терминов: скрипичный ключ, ноты, нотныйстан.
Уметь: узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук.
Личностные: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщение полученных знаний;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью.
Устный опрос
1.9
Обобщающий урок.
Музыка вокруг нас.
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Знать/ понимать: определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
Личностные: Осознание своей этнической принадлежности.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Регулятивные:Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные:Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Игра «Угадай мелодию».
Фронтальный опрос
Итог – 1 четверть – 9 часов
2.1
Музыкальные инструменты.
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: название русских народных инструментов – гармонь, барабани их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания..
Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов.
Личностные: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов.Развитие эстетической потребности.
Регулятивные: Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Познавательные:Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные:Формулировать собственное мнение и позицию
Устный опрос
2.2
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
Комбинированный урок
Знать/ понимать: жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности.
Уметь: внимательно воспринимать информацию,внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах, определять на слух звучание народных инструментов
Личностные: Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего народа.
Регулятивные:Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (музыка, картина, рисунок)
Познавательные:Использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные:Воплощения собственных мыслей, чувств
Устный опрос
2.3
Музыкальные инструменты.
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов.
Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки
Личностные: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. . жительное оть и эмоционально-ра. музыка . "чителя/ сост. стр общей Развитие эстетической потребности.
Регулятивные: Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Познавательные: Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.
Устный опрос
2.4
Звучащие картины
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Знать/ понимать: названия народных и профессиональных инструментов, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
Уметь: узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты
Личностные: Осознание ответственности человека за общее благополучие. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные: Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила.
Коммуникативные: Коорденировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Устный опрос
2.5
Разыграй песню.
1
Расширение и углубление знаний. Выработка умений и навыков
Знать/ понимать: что нотный текст может оставаться без изменений, а характер музыки изменяться исполнителями от событий, описанных в песне, основы понимания развития музыки.
Уметь: планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера
Личностные: Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре.
Регулятивные: Анализирование информации.
Познавательные: Умение оценивать собственную деятельность.
Коммуникативные: Коорденировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Устный опрос
2.6
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
1
Расширение и углубление знаний.
Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки.
Уметь: соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей, вовремя начинать и заканчивать пение, понимать дирижерские жесты.
Личностные: Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Регулятивные: Умение строить рассуждения, обобщения.
Познавательные: Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности
Устный опрос
2.7
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок
1
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся
Знать/ понимать: степень понимания роли музыки в жизни человека.
Уметь: узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях.
Личностные: Принятие образа «хорошего ученика»; Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Устный опрос
Итог – 2 четверть – 7 часов
2 полугодие МУЗЫКА И ТЫ - 17 часов
3.1
Край, в котором ты живешь.
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки.
Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир
Регулятивные: Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию
Устный опрос
3.2
Художник, поэт, композитор.
1
Интегрированный
Знать/ понимать: что виды искусства - музыка, литература, живопись, имеют общую основу- жизнь. У каждого вида искусства свой язык, свои вырази - тельные средства. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
Личностные: Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Устный опрос
3.3
Музыка утра.
1
Расширение и углубление знаний. Выработка умений и навыков
Знать/ понимать: что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь
Уметь: по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения,
Личностные: Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания
Устный опрос
3.4
Музыка вечера.
1
Расширение и углубление знаний. Выработка умений и навыков
Знать/ понимать: что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь, определение acapella,
Уметь: по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
Личностные: Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию, строить Устный опрос понятные для партнера высказывания.
Устный опрос
3.5
Музыкальные портреты
1
Изучение и закрепление новых знаний
Знать/ понимать: образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
Уметь: вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
Личностные: Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности;
Познавательные: Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Познавательные: Вести устный диалог, строить монологическое высказывание.
Устный опрос
3.6
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
1
Комбинированный урок.
Знать/ понимать: образы народного фольклора.
Уметь: выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные
Личностные: Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
Принятие образа «хорошего ученика»
Регулятивные: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные :Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника.
Устный опрос
3.7
Музы не молчали
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
Уметь: определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать.
Личностные: Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Уважительное оношение к иному мнению, истории и культуре своего народа.
Регулятивные: Анализ информации, передача информации устным путем;
Познавательные: Формулировать и удерживать учебную задачу;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Устный опрос
3.8
Мамин праздник
1
Комбинированный урок
Знать/ понимать: что песенное начало музыки ее напевность помогает передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки (колыбельные)
Уметь: передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
Личностные: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. . жительное оть и эмоционально-ра. музыка . "чителя/ сост. стр общей Развитие эстетической потребности.
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщение полученных знаний;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью.
Устный опрос
3.9
Обобщающий урок
1
Обобщение и систематизация знаний.
Уметь: исполнять различные по характеру музыкальные сочинения; сравнивать речевые и музыкальные интонации и музыкальные произведения разных жанров.
Личностные: Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
Регулятивные: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника.
Устный опрос
Итог – 3 четверть – 9 часов
4.1
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
1
Изучение и закрепление новых знаний
Знать/ понимать: особенности звучания музыкальных инструментов: волынка и фортепиано, понятия: громко - тихо. Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса разных музыкальных инструментов.
Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
Личностные: Осознание ответственности человека за общее благополучие. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Устный опрос
4.2
Музыкальные инструменты
1
Изучение и закрепление новых знаний
Знать/ понимать: внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.
Уметь: сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
Личностные: Осознание ответственности человека за общее благополучие. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Регулятивные: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения;
Познавательные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Устный опрос
4.3
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
Обобщение и закрепление полученных знаний
Знать/ понимать: что язык музыки понятен и без слов, особенности русской народной музыки. Названия музыкальных инструментов, их тембровую окраску.
Уметь: размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне
Личностные: Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
Регулятивные: Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Познавательные: Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию
Устный опрос
4.4
Музыка в цирке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: фамилии композиторов и их произведения,
Уметь: определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные: Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила.
Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Устный опрос
4.5
Дом, который звучит
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: определение жанров: опера – балет.сходства и различия, названия произведений и их авторов.
Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Личностные: Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные: Анализирование информации.
Познавательные: Умение оценивать собственную деятельность.
Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Устный опрос
4.6
Опера-сказка.
1
Закрепление и выработка умений и навыков
Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый.
Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир
Регулятивные: Умение строить рассуждения, обобщения.
Познавательные: Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия.
Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности.
Устный опрос
4.7
«Ничего на свете лучше нету»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знать/ понимать: элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,
Уметь: через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
Личностные: Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Устный опрос
4.8
Афиша. Программа
Обобщающий урок.
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Урок-концерт
Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации.
Личностные: Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Устный опрос
Итог – ГОД – 33 часа