Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 имени И.Г. Остапенко муниципального образования Щербиновский район село Глафировка |
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2021 года протокол № 1 председатель ______Кудряшова Л.Б. | |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Ступень обучения начальное общее образование (1-4 класс)
Количество часов 135
1 класс - 33 часа (1 час в неделю)
2 класс - 34 часа (1 час в неделю)
3 класс - 34 часа (1 час в неделю)
4 класс - 34 часа (1 час в неделю)
Учитель: Волочаева Любовь Александровна
Программа составлена на основе рабочей программы по музыке 1-4 классы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Москва, «Просвещение» 2021г.
1. Планируемые результаты освоения курса «Музыка».
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание курса «Музыка» для 1-4 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе по следующим направлениям воспитательной деятельности:
1. Гражданское и патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
2. Духовное и нравственное развитие детей на основе российских традиционных ценностей:
• уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
3. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
5. Популяризация научных знаний среди детей:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Освоение курса «Музыка» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
• приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
• формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
• формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
• формирование общего представления о музыкальной картине мира;
• знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
• формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
• умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
• умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
• умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2. Содержание курса «Музыка» (135ч)
Курс представлен следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель.
Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радиои телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Проектирование содержания курса «Музыка»
№ п/п | Разделы | Количество часов | Рабочая программа по классам |
Авторская программа | Рабочая программа | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
1 | «Музыка вокруг нас» | 16 | 16 | 16 | - | - | - |
2 | «Музыка и ты» | 17 | 17 | 17 | | | |
3 | «Россия — Родина моя» | 12 | | | 3 | 5 | 4 |
4 | «День, полный событий» | 16 | | | 6 | 4 | 6 |
5 | «О России петь — что стремиться в храм» | 9 | | | 5 | 4 | 4 |
6 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 11 | | | 4 | 4 | 3 |
7 | «В музыкальном театре» | 16 | | | 5 | 6 | 6 |
8 | «В концертном зале» | 16 | | | 5 | 6 | 5 |
9 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 17 | | | 6 | 5 | 6 |
10 | Итого: | 135 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 |
3.Тематическое планирование
Тематическое планирование , музыка 1 класс (33 часа) |
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
«Музыка вокруг нас» | 16 | «И Муза вечная со мной!». | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни, (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. | 1, 2, 3, 5 |
«Хоровод муз». | 1 |
«Повсюду музыка слышна». | 1 |
«Душа музыки – мелодия». | 1 |
«Музыка осени» | 1 |
«Сочини мелодию». | 1 |
«Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 |
«Музыкальная азбука». | 1 |
Музыкальные инструменты. Обобщение материала 1 четверти. | 1 |
«Садко». Из русского былинного сказа. | 1 |
«Музыкальные инструменты». | 1 |
«Звучащие картины». | 1 |
«Разыграй песню». | 1 |
«Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины» | 1 |
Добрый праздник среди зимы. | 1 |
Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас». | 1 |
«Музыка и ты» | 17 | «Край, в котором ты живешь». | 1 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. | 1, 2, 3, 5 |
«Поэт, художник, Композитор». | 1 |
«Музыка утра». | 1 |
«Музыка вечера» | 1 |
«Музыкальные портреты». | 1 |
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка». | 1 |
«Музы не молчали». | 1 |
«Мамин праздник». | 1 |
«У каждого свой музыкальный инструмент». | 1 |
«Музыкальные инструменты». | 1 |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины». | 1 |
«Музыка в цирке» | 1 |
«Дом, который звучит». | 1 |
«Опера – сказка». | 1 |
«Ничего на свете лучше нету». | 1 |
Обобщающий урок по теме «Музыка и ты». | 1 |
Урок – концерт. | 1 |
Тематическое планирование по музыке, 2 класс (34 часа) |
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
Россия — Родина моя | 3 | Мелодия. | 1 | Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 1,2,3,5 |
Здравствуй, Родина Моя! Моя Россия!. | 1 |
Гимн России. | 1 |
День полный событий | 6 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках | 1,2,3,5 |
Природа и музыка. Прогулка | 1 |
Танцы. Танцы. Танцы. | 1 |
Эти разные марши. Звучащие картины | 1 |
Расскажи сказку Колыбельная. Мама. | 1 |
Обобщающий урок | 1 |
«О России петь — что стремиться в храм» | 5 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 1, 2, 3, 5 |
Святые земли Русской. Князь Александр Невский.. Сергий Радонежский. | 1 |
Молитва. | 1 |
С Рождеством Христовым | 1 |
Рождество Христово. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 2 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | 1 | Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности | 2,3,5 |
Разыграй песню. Выходили красны девицы. «Бояре,а мы к вам пришли» | 1 |
«В музыкальном театре» | 5 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. | 1 | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | 2,3,5 |
Опера. Балет. | 1 |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 |
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 |
Какое чудное мгновение. Увертюра. Финал. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 2 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности | 2,3,5 |
Проводы зимы Встреча весны. | 1 |
«В концертном зале» | 5 | Симфоническая сказка. С.Прокофьев. «Петя и волк». | 1 | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | 2,3,5 |
Картинки с выставки. | 1 |
Урок-концерт | 1 |
Звучит нестареющий Моцарт. | 1 |
Симфония № 40. Увертюра. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …» | 6 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. (орган). И все это – Бах. | 1 | Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками | 2,3,5 |
Все в движении. Попутная песня | 1 |
Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 |
Природа и музыка | 1 |
Печаль моя светла. Мир композитора (П. Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии. | 1 |
Заключительный урок – концерт. | 1 |
Тематическое планирование, МУЗЫКА, 3 класс (34 часа) |
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
.«Россия – Родина моя!» | 5 | Мелодия – душа музыки Интонационно-образная природа музыкального искусства. | 1 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентации на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров | 1,2,3,5 |
Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 |
Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. | 1 |
Кантата «Александр Невский». | 1 |
Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… | 1 |
«День, полный событий» | 4 | « Утро» | 1 | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. | 2,3,5 |
«Портрет в музыке». « В каждой интонации спрятан человек». | 1 |
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер». | 1 |
Обобщающий урок 1 четверти. Урок – концерт» | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм». | 4 | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 1, 2,3,5 |
Древнейшая песнь материнства Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 |
«Вербное воскресенье. Вербочки». | 1 |
«Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир». | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». | 4 | Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях, Принимать участие в традиционных праздниках народов России, Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 1, 2,3,5 |
«Певцы русской старины (Баян. Садко). | 1 |
Лель, мой Лель. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 |
Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 |
«В музыкальном театре» | 6 | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | 1 | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие липа и др.) Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов | 2,3,5 |
Опера «Орфей и Эвридика» | 1 |
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. | 1 |
Океан – море синее. | 1 |
Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 |
В современных ритмах. | 1 |
«В концертном зале» | 6 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей | 2,3,5 |
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 |
Музыкальные инструменты - скрипка. | 1 |
Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | 1 |
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | 1 |
Мир Бетховена. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». | 5 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 2,3,5 |
Люблю я грусть твоих просторов. | 1 |
Мир Прокофьева. | 1 |
Певцы родной природы. | 1 |
Прославим радость на Земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок. | 1 |
Тематическое планирование, МУЗЫКА, 4 класс (34 часа) |
Раздел | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
Россия-Родина моя. | 3 | Мелодия. Ты запой мне ту песню…Что не выразишь словами, звуком на душу навей… | 1 | Размышлять о музыкальных произведениях способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого. Коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные темы. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. | 1,2,3,5 |
Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка? | 1 |
Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 |
О России петь – что стремиться в храм. | 4 | И почти уже две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирил и Мефодий | | Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников Импровизировать в пении, игре, пластике. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. Высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения. Выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | 1, 2,3,5 |
Праздников праздник, торжество из торжеств. | |
Ангел вопияще. | |
Родной обычай старины. Светлый праздник. | |
День, полный событий. | 6 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально - творческой деятельности. В инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.) Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмыслено исполнять сочинения разных жанров и стилей. Импровизировать в пении, игре, пластике. | 2,3,5 |
Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 |
Ярмарочное гулянье. | 1 |
Святогорский монастырь | 1 |
Приют сияньем муз одетый. | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального)воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы»,ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преображающей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | 1, 2,3,5 |
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей. | 1 |
Народные праздники. «Троица». | 1 |
В концертном зале. | 5 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. | 1 | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму. Графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная. Инструментальная. сольная. хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении. Драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. | 2,3,5 |
Счастье в сирени живет… | 1 |
Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 |
Патетическая соната. Годы странствий. | 1 |
Царит гармония оркестра. | 1 |
В музыкальном театре. | 6 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля (2 действие). | 1 | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Понимать значение преобразующей силы музыки. | 1,2,3,5 |
За Русь мы все стоим…(3 действие). Сцена в лесу(4 действие) | 1 |
Исходила младёшенька. | 1 |
Русский восток. | 1 |
Балет «Петрушка». | 1 |
Театр музыкальной комедии | 1 |
Чтоб музыкантом быть так надобно уменье. | 7 | Прелюдия. | 1 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их зависимости и взаимодействии. Распознать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях музыкальных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку. звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. | 1,2,3,5 |
Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
Мастерство исполнителя | 1 |
В интонации спрятан человек. | 1 |
Музыкальные инструменты – гитара. | 1 |
Музыкальный сказочник. | 1 |
Рассвет на Москве – реке. Обобщающий урок. | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов от 27.08.2021г. № 2 __________ Волочаева Л.А. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР __________ С.И. Семёнова от ______________ г |
6