РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мокшанский язык»
4 класс
на 2023-2024 учебный год
Изучение предмета «Мокшанский язык» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая программа разработана на основе программы и начального образования Мордовского республиканского института образования под руководством Исайкиной А.И. и соответствует ФГОС начальной школы, БУП- 2004 г.
Программа подготовлена для обучения мокшанскому языку русских детей и детей мордвы – мокши, не владеющих родным языком. А также детей других национальностей
Для реализации программы использую:
А.И. Исайкина. Мокшанский язык. Учебник для русскоязычных учащихся. Саранск. Мордкиз, 2017 г.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Мокшанский язык» в 4 классе:
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для третьего года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.
1. Тематический аспект
1. Моя семья и я. Семейные обязанности и увлечения. Охрана здоровья.
2. Мои друзья и я. Игры, забавы, заботы детей.
3. Моя школа. Пора в школу. Школьные дела. Счёт до 100.
4. Мир вокруг меня. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными.
5. Времена года. Лето. Осенние заботы. Зимние праздники. Приход весны.
6. Моя Родина. Моя страна – Россия. Моя родина – Мордовия. Праздники. Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места.
2. Речевой аспект
Говорение. Речь. Участие в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию. Умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (“Кто?”, “Что?”, “Где?”, “Когда?”) и отвечать на вопросы собеседника (в пределах тематики общения начальной школы). Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге. Составить краткие описания предмета (картинки) по образцу.
Аудирование. Понимать на слух речь учителя, одноклассников. Понимать на слух основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1-1,5 минут), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;
Чтение. Овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения. Читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.
Письмо и письменная речь. Списывать текст на мокшанском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) и личное письмо с опорой на образец;
3. Языковой аспект
Произносительная сторона речи. Наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, слов, близких по звучанию в родном и мокшанском языках; кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.). Различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания. Составлять элементарные монологические высказывания по образцу, по аналогии.
Лексическая сторона речи. Усвоение до 300 активно употребляемых слов и 200 слов пассивного лексического запаса. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика.
Раздел 3. Тематическое планирование учебного предмета «Мокшанский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка |
1 | Лето | 2 |
2 | Осень | 2 |
3 | В школе | 3 |
4 | Счет | 3 |
5 | Семья | 2 |
6 | Город | 1 |
7 | Новый год | 1 |
8 | Спорт | 2 |
9 | Охрана здоровья | 1 |
10 | Зима | 3 |
11 | Друзья | 1 |
12 | Мир вокруг нас | 2 |
13 | Женский праздник | 2 |
14 | Животные, птицы | 3 |
15 | Весна | 2 |
16 | Моя Мордовия | 3 |
17 | Итоговое повторение | 1 |
| Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку в 4 классе.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия / тип урока | К-во часов | Дата |
план | факт |
| 1. Лето | 2 | | |
1.1 | Вспоминаем жаркое лето. | КУ | 1 | | |
1.2 | Летом в лесу, в поле, на реке. | КУ | 1 | | |
| 2. Осень | | 2 | | |
2.1 | Наступила осень. | КУ | 1 | | |
2.2 | Осень в лесу. | КУ | 1 | | |
| 3.В школе | | 3 | | |
3.1 | Школьные дела. | КУ | 1 | | |
3.2 | Мой распорядок дня. | КУ | 1 | | |
3.3 | Кто грамотней. | КУ | 1 | | |
| 4. Счет | | 3 | | |
4.1 | Счет. | КУ | 1 | | |
4.2 | В магазине. | КУ | 1 | | |
4.3 | Счет десятками до 100. | КУ | 1 | | |
5. Семья. | 2 | | |
5.1 | Семья живёт дружно – дела идут хорошо. | КУ | 1 | | |
5.2 | Обязанности членов семьи. | КУ | 1 | | |
| 6.Город. | | 1 | | |
6.1 | Дела в городе. | КУ | 1 | | |
| 7. Новый год. | | 1 | | |
7.1 | Пришел Новый год. | КУ | 1 | | |
| 8. Спорт. | | 2 | | |
8.1 | Я люблю спорт. | КУ | 1 | | |
8.2 | Во дворце спорта. | КУ | 1 | | |
9.Охрана здоровья. | 1 | | |
9.1 | Охрана здоровья. | КУ | 1 | | |
| 10. Зима. | | 3 | | |
10.1 | Приход зимы. | КУ | 1 | | |
10.2 | Зимние заботы, игры и забавы. | КУ | 1 | | |
10.3 | Экскурсия в зимний парк. | КУ | 1 | | |
| 11. Друзья. | | 1 | | |
11.1 | Два друга. | КУ | 1 | | |
| 12. Мир вокруг нас. | | 2 | | |
12.1 | Мир вокруг нас. | КУ | 1 | | |
12.2 | В лесу. | КУ | 1 | | |
| 13. Женский праздник. | | 2 | | |
13.1 | Женский праздник. | КУ | 1 | | |
13.2 | Моя мама. | КУ | 1 | | |
14. Животные и птицы. | 3 | | |
14.1 | Животные и птицы. | КУ | 1 | | |
14.2 | Лесной врач. | КУ | 1 | | |
14.3 | Страшный зверь. | КУ | 1 | | |
| 15. Весна придет – всё оживет. | 2 | | |
15.1 | Весна придет – всё оживет. | КУ | 1 | | |
15.2 | Жаворонки, прилетите. | КУ | 1 | | |
| 16.. Моя Мордовия. | | 4 | | |
16.1 | Мордовия вчера и сегодня. | КУ | 1 | | |
16.2 | Реки Мордовии. | КУ | 1 | | |
16.3 | Города Мордовии. | КУ | 1 | | |
16.4 | Итоговое повторение. | КУ | 1 | | |
| Итого | | 34 | | |
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.