СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК 10 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК 10 класс»

8


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТОЛБОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО социально-

гуманитарного цикла

Протокол № 3

от «26» августа 2020 г.

Руководитель ШМО

________И.И.Пронюшкина



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ «Столбовская школа»

___________ С.А. Рвачева

«25» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Столбовская школа»

_________ А. В. Приходько

Приказ №160

«26» августа 2020 г.




Рабочая программа

По факультативу «Мировая художественная культура»


Класс 10


Количество часов в неделю: 1ч

Срок реализации программы: 2020 - 2021 учебный год







Учитель изобразительного искусства

Иваниченко

Оксана

Викторовна

Категория:

Стаж работы: 8 лет














Столбовое, 2020г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) к структуре основной образовательной программы, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Авторской программы Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура». Программа курса 5-9 классы. 10-11 классы. Москва, «Владос», 2008 г. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации.

  3. Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Столбовская школа» приказ от 31.08.2015 № 218

  4. Учебного плана МОУ «Столбовская школа» на 2020/ 2021 учебный год, приказ от 29.06.2020 г. № 125.

  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Столбовская школа» приказ от 30.08.2019 № 217.

Программа ориентирована на использование учебника Мировая художественная культура, 10 кл. в 2 ч.Л.А. Рапацкая-М.: ВЛАДОС,2014

В программу включен региональный компонент. В связи с этим в программу включены дополнительные темы (Художественная культура средневекового Крыма, Христианские культовые памятники Крыма.), которые предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка). Этот раздел реализуется за счёт национально-регионального компонента.

Цель:

– сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.



















  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса факультатива

Изучение Мировой художественной культуры в основной школе дает возможность достичь следующих результатов.

Личностные результаты:

- эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия

- приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в художественных образах;

- осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к другим культурам;

- приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;

- развитие способности к образованию и самообразованию;

- развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) в познавательной сфере:

- в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной художественной культуры;

- понимании специфики основных видов и жанров искусства;

- умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;

- понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических терминов при анализе художественного произведения;

- углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой части мировой культуры;

- развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой;

- готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;

- возможности поддерживать выбранное направление образования;

3) в коммуникативной сфере:

- в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;

- умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектно-исследовательской и творческой деятельности;

- освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;

4) в эстетической сфере:

- в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;

– умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;

- развитии художественно-эстетического вкуса;

- развитии общей культуры учащихся.















































  1. Содержание учебного курса


Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)

Тема 1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой. Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

Региональный компонент. Художественная культура средневекового Крыма.

Обобщающий урок

Художественная культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции (14ч)

Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры. Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.

Региональный компонент. Крым в античную эпоху.

Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.

Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.

Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.

Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей. Художественная культура Италии и Франции XVII в. - «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.

Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

Обобщающий урок

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (9ч)

Тема 13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.

Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека.

Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова

Тема 16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров. Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.

Тема 17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки.

Региональный компонент. Христианские культовые памятники Крыма.

Обобщающий урок.

Повторение(1ч)

Урок-викторина «Я знаю»








































3. Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

Класс 10

Количество часов по учебному плану

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Учебник: Мировая художественная культура, 10 кл. в 2 чл. Рапацкая-М.: ВЛАДОС,2014

Табличное представление тематического планирования



п/п

Наименование раздела, темы

Учебные часы

1

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

10

2

Художественная культура Европы: становление христианской традиции

14

3

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)

9

4

Повторение

1


ИТОГО

34





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!