ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
Рабочая программа составлена на основе:
федерального компонента государственного общего образования по истории, (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по искусству. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart)
Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г.И..-М.:Дрофа, 2009.
УМК:
Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.
«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2012 год. Автор: Данилова Г.
Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО
« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.)
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Отметка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Отметка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока;
Отметка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Используются следующие формы контроля
Текущий контроль – систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.
Итоговый контроль проводиться в конце года обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественная культура Древнего мира
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. АРХАИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРА. МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и ЛУКСОРА. СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ И АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН).
Культура Античности
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА. Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор - как образ мира. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ..
МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА, АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Востока в средние века.
МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ САМАРКАНД). ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ. ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура эпохи Возрождения
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, ТИЦИАН). СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ Я. ВАН ЭЙКА; МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ А. ДЮРЕРА, КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО. РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И КУЛЬТОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
|
1 | Художественная культура первобытного мира | 5ч. |
2 | Художественная культура Древнего мира | 7ч. |
3 | Художественная культура Средних веков | 12 |
4 | Художественная культура Ренессанса | 6ч. |
5 | Культурные традиции родного края. | 4 |
| Всего: | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ур. | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | дата |
план | факт |
| |
| Художественная культура первобытного мира |
1 | Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. | 1 | Гл.1, творческая мастерская зад.2 стр. 19 сочинение "Легко ли быть культурным человеком в современном мире" | | |
2 | Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и ЛУКСОРА | 1 | Сообщение "Загадки культуры Египта" | | |
3 | СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. | 1 | Особенности культуры Древней Индии, сообщения | | |
4 | Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона | 1 | Особенности художественной культуры Месопотамии презентации | | |
5 | ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ И АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН | 1 | конспект урока | | |
6 | Повторение пройденного материала | 1 | повторить Художественная культура первобытного мира | | |
| Художественная культура Древнего мира |
7 | Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя | 1 | приготовить сообщения о памятнике культуры | | |
8 | Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). | 1 | творческая мастерская(задания по выбору) стр.77 | | |
9 | Выдающиеся скульпторы Древней Греции | 1 | конспект учить | | |
10 | Символы римского величия: РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон. | 1 | конспект | | |
11 | Изобразительное искусство Древнего Рима | 1 | конспект | | |
12 | Театральное и музыкальное искусство античности | 1 | Написать сценарий литературного произведения | | |
| Художественная культура Средних веков |
13 | Мир византийской культуры.София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве | 1 | Гл.12, вопросы и задания стр.121 | | |
14 | Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА. Ансамбль московского Кремля. | 1 | Гл.13, подг. доклады по темам стр.137 | | |
15 | Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). | 1 | Гл.14, вопросы и задания стр.149 | | |
16 | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор - как образ мира. | 1 | Гл.15, творческая мастерская зад. 2 стр.161 | | |
17-18 | РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ | 2 | Гл.16, вопросы и задания стр.167-168 Гл.17, вопросы и задания стр.179. Подг. к к.р. «Художественная культура средневековья» | | |
19 | Контрольная работа по теме «Культура Средних веков» | 1 | Повторение тест | | |
| Средневековая культура Востока |
20 | Индия — «страна чудес» | 1 | Гл.18, подг. сообщения по темам стр.194 | | |
21 | ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ | 1 | Гл.19, вопросы и задания стр.204-205 | | |
22 | ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ. | 1 | Гл.20, творческая мастерская(по выбору) стр. 215 | | |
23 | МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ САМАРКАНД). | 1 | Гл.21, творческая мастерская зад.1,4 стр.226. Подг. к ПОУ«Культура Востока» | | |
24 | Обобщающий урок по теме «Культура Востока» | 1 | повторение | | |
| Художественная культура Ренессанса |
25 | Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | 1 | Гл.22, вопросы и задания стр.245 | | |
26 | Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, ТИЦИАН). | 1 | Гл.23, вопросы и задания стр.260 | | |
27 | «СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ Я. ВАН ЭЙКА; МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ А. ДЮРЕРА, КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО. РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И КУЛЬТОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ | 1 | Гл.24, вопросы и задания 3,5 стр.277 | | |
28 | Театр У. Шекспира | 1 | Гл.27, вопросы и задания | | |
29 | Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. | 1 | сообщения | | |
30 | Итоговое повторение | 1 | Гл.26, подг. доклады по темам стр. 311 | | |
31 | Культурные традиции родного края | 1 | Доп.лит-ра,сообщения | | |
32-33 | Культура Тюменской области АрхитектураТюменской области | 2 | Доп.лит-ра,сообщения | | |
34 | Литература и искусство Тюменской области | 1 | Доп.лит-ра,сообщения | | |