Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Селендумская средняя общеобразовательная школа.
Принято Научно – методическим советом Протокол №___ от « » августа 2020г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ Д.Б.Очирова Приказ № от « »__августа__2020 |
Рабочая программа
по __математике__
__2020 – 2021 учебный год
Ступень обучения ___начальное__общее____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее(полное) общее)
Класс __2___
Количество часов _136_( 4 часа в неделю)__
Уровень _базовый__
(базовый, профильный)
Разработана _Дашиевой Н.Б.,
учителем начальных классов первой
квалификационной категории
с. Селендума, 2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
-сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе ( русский язык, окружающий мир, технология) , и внеклассной деятельностью (внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады).
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию занимательного материала, информационно-коммуникационных технологий. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность школьников организуется также средствами проблемного обучения , учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, контроля и коррекции.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждая перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребёнка. Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более результативному выполнению прямой цели урока, но и создаёт благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения, доказательства, формирования готовности к самооценке и самоконтролю. Кроме того, в этой ситуации творческое общение учителя и обучающихся становится неизменным средством формирования особых видов деятельности человека, таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление и познавательные действия.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме беседы , фронтального и индивидуального опроса, самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий и работы по карточкам.
Содержание тем и разделов учебного курса
№ | Наименование темы, раздела | Содержание | Кол - во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | Новая счётная единица- десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Алгоритмы сложения и вычитания. Сравнение чисел. Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины. Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 18 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнений методом подбора. Периметр многоугольника. Единицы времени. Час. Минута. | 47 |
3 | Сложение и вычитание чисел от 1 до100 (письменные вычисления) | Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания. Проверка сложения и вычитания. Угол. Виды углов. Прямоугольник.Квадрат. | 29 |
4 | Умножение и деление | Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Периметр прямоугольника. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 25 |
5 | Табличное умножение и деление | Таблица умножения и деления однозначных чисел. | 18 |
| Итого | | 136 |
Учебно – тематический план
№ | Наименование тем и разделов | Кол – во часов | В том числе |
уроки | Лабораторные, Практические занятия | Контр. работы |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 | 16 | | 2 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 47 | 44 | | 3 |
3 | Сложение и вычитание чисел от 1 до100 (письменные вычисления) | 29 | 28 | | 1 |
4 | Умножение и деление | 25 | 23 | | 2 |
5 | Табличное умножение и деление | 18 | 17 | | 1 |
| Итого | 136 | 127 | | 9 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
Учебно-программные :
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы А.А.Плешаков; Москва «Просвещение», 2011.
2. Математика. 2класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» Э.Н.Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф.Костюнина. Издательство «Учитель»,2011.
3. Математика. 2класс: рабочая программа по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой С.В.Николаева,2011.
Учебно-теоретические:
4. Математика. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанов; Москва «Просвещение», 2011.
Учебно-практические:
5. Математика. 2класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч., М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова; Москва «Просвещение», 2011.
6. Методическое пособие к учебнику «Математика. 2.», М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,
С.В. Степанова; Москва «Просвещение», 2011.
7. Тесты по математике: 2класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 2класс. В 2-х частях», Рудницкая В.Н., Издательство «Экзамен» 2009.
Информационные ресурсы:
8. Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова; Москва «Просвещение», 2011.
Список литературы для учащихся.
1. Математика. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанов; Москва «Просвещение», 2011.
2. Математика. 2класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч., М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова; Москва «Просвещение», 2011.
3. Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова; Москва «Просвещение», 2011.
4.Тесты по математике к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 2класс. В 2-х частях», Рудницкая В.Н., Издательство «Экзамен» 2009.
5. Проверочные работы. С.И.Волкова. Москва «Просвещение», 2013.
Список литературы для учителя.
1.Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро, С..И. Волковой, С.В. Степановой. 2класс, 2011.
2.Математика 1 – 4 класс: контрольные работы. Пособие для учителя. С. И. Волкова. 2011.
3. Уроки математики 2класс. Учебное пособие О. В. Узорова, Е.А. Неферова.2003.
4.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения.2класс. Е. В. Языканова.2009.
5. Сычева Г. Н. Сборник задач и упражнений по математике для начальной школы (Серия «Начальная школа»). 2011.
6. Устный счет. Сборник упражнений.2класс: к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С. В. Степановой (Серия «Учебно – методический комплект»).
7. Узорова О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для начальной школы.2009.
8. Узорова О.В. 2200 задач по математике: 1 -4.2009.
9. Узорова О.В. , Нефедова Е. А. 2500 задач по математике, 1-3 класс. Пособие для начальной школы.2009.
10. Четвертные контрольные работы по математике 1 – 4. Узорова О.В. , Нефедова Е. А., 2009.
Календарно-тематический план
| Наименование разделов и тем урока | Всего часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
Числа от 1 до 100. Нумерация |
1,2 | Числа от 1 до 20 | 2 | | |
3 | Десятки. Счёт десятками до 100 | 1 | | |
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 | | |
5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 | | |
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | | |
7,8 | Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов | 2 | | |
9 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
10 | Анализ контрольной работы. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | | |
11 | Метр. Таблица мер длины. | 1 | | |
12 | Сложение и вычитание вида: 35+5, 35-30, 35-5 | 1 | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | | |
14 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | | |
15 | Странички для любознательных. | 1 | | |
16 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
17 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. |
19 | Задачи, обратные данной | 1 | | |
20 | Сумма и разность отрезков | 1 | | |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | | |
22 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | | |
23 | Закрепление изученного | 1 | | |
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1 | | |
25 | Длина ломаной | 1 | | |
26 | Закрепление изученного | 1 | | |
27 | Странички для любознательных. | 1 | | |
28 | Порядок выполнения действий. Скобки | 1 | | |
29 | Числовые выражения | 1 | | |
30 | Сравнение числовых выражений | 1 | | |
31 | Периметр многоугольника | 1 | | |
32-33 | Свойства сложения | | | |
34 | Закрепление изученного | 1 | | |
35 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
36 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1 | | |
37 | Странички для любознательных. | 1 | | |
38, 39 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | |
40 | Подготовка к изучению устных приёмов вычислений | 1 | | |
41 | Приём вычислений вида 36+2,36+20 | 1 | | |
42 | Приём вычислений вида 36-2,36-20 | | | |
43 | Приём вычислений вида 26+4 | 1 | | |
44 | Приём вычислений вида 30-7 | 1 | | |
45 | Приём вычислений вида 60-24 | 1 | | |
46,47,48 | Закрепление изученного. Решение задач | 3 | | |
49 | Приём вычислений вида 26+7 | 1 | | |
50 | Приём вычислений вида 35-7 | 1 | | |
51,52 | Закрепление изученного | 2 | | |
53 | Странички для любознательных. | 1 | | |
54,55 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | |
56 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
57 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения. | 1 | | |
58 | Буквенные выражения. Закрепление. | 1 | | |
59.60 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 2 | | |
61 | Проверка сложения. | 1 | | |
62 | Проверка вычитания | 1 | | |
63 | Контрольная работа №5 ( за 1 полугодие) | 1 | | |
64 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | 1 | | |
Сложение и вычитание чисел от 1 до100 (письменные вычисления) |
65 | Сложение вида 45+23 | 1 | | |
66 | Вычитание вида 57-26 | 1 | | |
67 | Проверка сложения и вычитания | 1 | | |
68 | Закрепление изученного | 1 | | |
69 | Угол. Виды углов. | 1 | | |
70 | Закрепление изученного | 1 | | |
71 | Сложение вида 37+48 | 1 | | |
72 | Сложение вида 37+53 | 1 | | |
73,74 | Прямоугольник | 2 | | |
75 | Сложение вида 87+13 | 1 | | |
76 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
77 | Вычисления вида 32+8, 40-8. | 1 | | |
78 | Вычитание вида 50-24 | 1 | | |
79 | Странички для любознательных. | 1 | | |
80, 81 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | |
82 | Контрольная работа №6 | 1 | | |
83 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | | |
84 | Вычитание вида 52-24 | 1 | | |
85,86 | Закрепление изученного. | 2 | | |
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | | |
88 | Закрепление изученного | 1 | | |
89,90 | Квадрат | 2 | | |
91 | Наши проекты. Оригами. | 1 | | |
92 | Странички для любознательных. | 1 | | |
93 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
Умножение и деление |
94,95 | Конкретный смысл действия умножения | 2 | | |
96 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 | | |
97 | Задачи на умножение | 1 | | |
98 | Периметр прямоугольника | 1 | | |
99 | Умножение нуля и единицы | 1 | | |
100 | Название компонентов и результата умножения | 1 | | |
101 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
102, 103 | Переместительное свойство умножения | 2 | | |
104 | конкретный смысл действия деления | 1 | | |
105 | конкретный смысл действия деления | 1 | | |
106 | конкретный смысл действия деления | 1 | | |
108 | Названия компонентов и результата деления | 1 | | |
109 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
110 | Контрольная работа №7 | 1 | | |
111 | Умножение и деление. Закрепление. | 1 | | |
112 | Связь между компонентами и результатом действия умножения | 1 | | |
113 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | | |
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 | | |
115 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 | | |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого . | 1 | | |
117 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
118 | Контрольная работа №8 | 1 | | |
Табличное умножение и деление |
119, 120 | Умножение числа 2 на 2 | 2 | | |
121 | Приёмы умножения числа 2 | 1 | | |
122, 123 | Деление на 2 | 2 | | |
124 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
125 | Странички для любознательных. | 1 | | |
126 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
127-128 | Умножение числа 3 на 3 | 2 | | |
129- 130 | Деление на 3 | 2 | | |
131 | Закрепление изученного. | 1 | | |
132 | Странички для любознательных. | 1 | | |
133 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
134 | Контрольная работа №9 (итоговая) | 1 | | |
135, 136 | Что узнали. Чему научились во 2 классе. | 1 | | |