Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
определять время по часам.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
использовать схемы при решении текстовых задач;
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
выполнять вычисления по аналогии;
соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения).
Содержание учебного курса.
Содержание программы представлено в разделах «Что мы знаем о числах», «Сложение и вычитание до 20», «Вычитание в пределах100», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».
Раздел «Что мы знаем о числах» 16 часов
включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.
Раздел «Сложение и вычитание до 20» 18 часов
Работа с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4).
Раздел «Наглядная геометрия» 9 часов
Изучению величин, помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения), отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Раздел «Вычитание в пределах 100» 18 часов
Традиционно составляет ядро математического образования младших школьников - формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
В настоящей программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устным вычислениям, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на знании правил сравнения многозначных чисел.
В обучении формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Раздел «Знакомимся с новыми действиями» 13 часов
Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ним. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.
.Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков математики (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Раздел «Измерение величин» 9 ч
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Раздел «Учимся умножать и делить» 28 часа
Направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умения сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.
Раздел «Действия с выражением» 19 часов
Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
Раздел «Повторение и обобщение изученного» 10 часов
Тематическое планирование
| Раздел, тема | Количество часов по программе |
1. | Что мы знаем о числах | 16 |
2. | Сложение и вычитание до 20 | 18 |
3. | Наглядная геометрия | 9 |
4. | Вычисления в пределах 100 | 18 |
5. | Знакомимся с новыми действиями | 13 |
6. | Измерение величин | 9 |
7. | Учимся умножать и делить | 28 |
8 | Действия с выражениями | 19 |
9 | Повторение, обобщение изученного | 10 |
| Всего | 140 |
Интеграция информатики в школьном предмете «Математика» при получении начального общего образования.
В классно-урочной системе направление информатизации прослеживается в следующем:
создание и использование обучающих рисунков (геометрических фигур):
составление и использование практических занятий:
использование тестирующих программ по различным предметам
создание и использование УМП.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Характеристики фигур (форма, размер), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов – цвет, форма. Одинаковость объектов. | 12 | |
2 | Симметрия. | 6 | |
3 | Распознавание геометрических фигур и изображение их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки) | 28 | |
4 | Проверочные задания, мозаика заданий | 13 | |
5 | Координатная сетка | 5 | |
6 | Действия, обратные данному | 14 | |
7 | Алгоритм | 12 | |
8 | Множества (элементы, сравнение, вложенность, кодирование, пересечение, объединение) | 27 | |
9 | Комбинаторика | 18 | |
| Итого | 135 | |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения пофакту | Примечание |
| Что мы знаем о числах | | 16ч. | | | |
1 | | Знакомство с учебником. Цифры и числа. | 1 | | | |
2 | | Вычисляем в пределах десятка | 1 | | | |
3 | | Группы чисел | 1 | | | |
4 | | Счёт десятками | 1 | | | |
5 | | Запись чисел | 1 | | | |
6 | | Сравнение чисел | 1 | | | |
7 | | Вычисления в пределах 100 | 1 | | | |
8 | | Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным | 1 | | | |
9 | | Сложение и вычитание двузначных чисел. Входной тест по теме «Повторение изученного в 1 классе». Входной тест | 1 | | | |
10 | | Работа над ошибками. Решение текстовых задач. | 1 | | | |
11 | | Входная диагностическая контрольная работа | 1 | | | |
12 | | Работа над ошибками. Решение текстовых задач. | 1 | | | |
13 | | Длина, площадь, объём | 1 | | | |
14 | | Повторение изученного по теме: «Что мы знаем о цифрах» | 1 | | | |
15 | | Обобщение изученного по теме: «Что мы знаем о цифрах» | 1 | | | |
16 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Что мы знаем о цифрах» | 1 | | | |
| Сложение и вычитание до 20 | | 18 | | | |
17 | | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 | | | |
18 | | Таблица сложения. Математический диктант. | 1 | | | |
19 | | Состав числа 12 | 1 | | | |
20 | | Состав числа 15 | 1 | | | |
21 | | Состав числа 18 | 1 | | | |
22 | | Сложение и вычитание с числом 9. Математический диктант. | 1 | | | |
23 | | Состав чисел 11, 13 | 1 | | | |
24 | | Состав числа 14 | 1 | | | |
25 | | Закрепление изученного по теме: «Сложение и вычитание до 20» (тест) | 1 | | | |
26 | | Состав числа 16 | 1 | | | |
27 | | Состав числа 17 | 1 | | | |
28 | | Составление краткой записи условия задачи | 1 | | | |
29 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Сложение и вычитание до 20» | 1 | | | |
30 | | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание до 20» | 1 | | | |
31 | | Работа над ошибками. Повторение, обобщение изученного по теме:«Сложение и вычитание до 20» | 1 | | | |
32 | | Закрепление изученного по теме:«Сложение и вычитание до 20» | 1 | | | |
33 | | Повторение, обобщение изученного по теме:«Сложение и вычитание до 20» | 1 | | | |
34 | | Повторение, обобщение изученного по теме:«Сложение и вычитание до 20» | 1 | | | |
| Наглядная геометрия | | 9 | | | |
35 | | Названия геометрических фигур | 1 | | | |
36 | | Распознавание геометрических фигур | 1 | | | |
37 | | Углы | 1 | | | |
38 | | Практическая работа «Проектируем парк Винни-Пуха». | 1 | | | |
39 | | Четырёхугольники | 1 | | | |
40 | | Треугольники | 1 | | | |
41 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Наглядная геометрия» | 1 | | | |
42 | | Тест по теме: «Наглядная геометрия» Повторение, обобщение изученного. | 1 | | | |
43 | | Проверочная работа по теме: «Наглядная геометрия» | 1 | | | |
| Вычисление в пределах 100 | | 18 | | | |
44 | | Сложение и вычитание чисел по разрядам | 1 | | | |
45 | | Сложение и вычитание двузначных чисел | 1 | | | |
46 | | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток | 1 | | | |
47 | | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток | 1 | | | |
48 | | Дополнение слагаемого до круглого числа | 1 | | | |
49 | | Закрепление изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
50 | | Закрепление изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
51 | | Вычитание из круглого числа | 1 | | | |
52 | | Вычитание однозначного числа с переходом через десяток | 1 | | | |
53 | | Разностное сравнение | 1 | | | |
54 | | Вычитание двузначного числа с переходом через десяток | 1 | | | |
55 | | Взаимосвязь сложения и вычитания | 1 | | | |
56 | | Контрольная работа по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
57 | | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
58 | | Закрепление изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
59 | | Тест по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
60 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
61 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
| Знакомимся с новыми действиями | | 13 | | | |
62 | | Смысл действия умножения (2 часть) | 1 | | | |
63 | | Перестановка множителей | 1 | | | |
64 | | Использование действия умножения при выполнении заданий | 1 | | | |
65 | | Увеличение в 2 раза | 1 | | | |
66 | | Знакомство с действием деления. Половина. | 1 | | | |
67 | | Деление на равные части | 1 | | | |
68 | | Деление — действие, обратное умножению | 1 | | | |
69 | | Смысл арифметических действий | 1 | | | |
70 | | Решение задач на умножение и деление | 1 | | | |
71 | | Решение нестандартных задач | 1 | | | |
72 | | Повторение, обобщение изученного: «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | | | |
73 | | Повторение, обобщение изученного: «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | | | |
74 | | Математический тренажёр , по теме: «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | | | |
| Измерение величин | | 9 | | | |
75 | | Величины и единицы измерения величин | 1 | | | |
76 | | Измерение длины | 1 | | | |
77 | | Вычисление длины пройденного пути | 1 | | | |
78 | | Площадь прямоугольника | 1 | | | |
79 | | Определение времени по часам | 1 | | | |
80 | | Промежуточная диагностическая работа. Тест | 1 | | | |
81 | | Работа над ошибками. Продолжительность событий | 1 | | | |
82 | | Математический тренажёр. по теме: «Измерение величин». | 1 | | | |
83 | | Повторение, обобщение по теме: «Измерение величин» | 1 | | | |
| Учимся умножать и делить | | 28 | | | |
84 | | Таблица умножения | 1 | | | |
85 | | Умножение одинаковых чисел от 1до5 | 1 | | | |
86 | | Проверочная работа по теме: «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | | | |
87 | | Работа над ошибками. Деление числа на 1 | 1 | | | |
88 | | Умножение и деление на 2 | 1 | | | |
89 | | Умножение и деление на 3 | 1 | | | |
90 | | Увеличение и уменьшение в 2-3 раза. | 1 | | | |
91 | | Умножение на 4 | 1 | | | |
92 | | Деление на 4 | 1 | | | |
93 | | Повторение, обобщение изученного. | 1 | | | |
94 | | Увеличение и уменьшение в несколько раз | 1 | | | |
95 | | Увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение текстовых задач. | 1 | | | |
96 | | Умножение и деление на 5 | 1 | | | |
97 | | Умножение и деление на 5 | 1 | | | |
98 | | Обобщение и закрепление по теме «Умножение и деление» | 1 | | | |
99 | | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | | | |
100 | | Работа над ошибками. Умножение и деление на 10 | 1 | | | |
101 | | Повторение и обобщение по теме: «Учимся умножать и делить» | 1 | | | |
102 | | Решаем задачи по действиям | 1 | | | |
103 | | Приемы умножения на 9 | 1 | | | |
104 | | Умножение одинаковых чисел от 6 до 10. | 1 | | | |
105 | | Трудные случаи умножения | 1 | | | |
106 | | Закрепление изученного. | 1 | | | |
107 | | Решение нестандартных задач | 1 | | | |
108 | | Повторение и обобщение изученного. | 1 | | | |
109 | | Проверочная работа по теме: «Учимся умножать и делить» | 1 | | | |
110 111 | | Работа над ошибками. Повторение, обобщение изученного по теме: «Учимся умножать и делить» | 2 | | | |
| Действия с выражениями. | | 19 | | | |
112 | | Переместительные законы сложения и умножения. | 1 | | | |
113 | | Сложение и умножение с числами 0 и 1 | 1 | | | |
114 | | Обратные действия | 1 | | | |
115 | | Выражения | 1 | | | |
116 | | Порядок действий в выражении без скобок | 1 | | | |
117 | | Составление выражения при решении задачи. | 1 | | | |
118 | | Выражения со скобками | 1 | | | |
119 | | Порядок действий в выражении со скобками | 1 | | | |
120 | | Контрольная работа по теме «Действия с выражениями» | 1 | | | |
121 | | Работа над ошибками. Сравнение значений выражений | 1 | | | |
122 | | Сочетательные законы сложения и умножения | 1 | | | |
123 | | Решение задач с помощью составления выражений. | 1 | | | |
124 125 | | Закрепление и проверка | 2 | | | |
126 | | Комплексное повторение изученного | 1 | | | |
127 128 | | Закрепление. изученного по теме: «Действия с выражениями». | 2 | | | |
129 | | Обобщение изученного по теме: «Действия с выражениями» | 1 | | | |
130 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Действия с выражениями» | 1 | | | |
| Повторение | | 10 | | | |
131 132 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 2 | | | |
133 | | Итоговая диагностическая проверочная работа за полугодие | 1 | | | |
134 | | Работа над ошибками. Повторение, обобщение изученного по теме: «Вычисления в пределах 100» | 1 | | | |
135 136 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Умножение и деление» | 2 | | | |
137 | | Комплексная работа за год | 1 | | | |
138 | | Работа над ошибками. Повторение на тему: «Решение составных задач» | 1 | | | |
139 140 | | Повторение, обобщение изученного по теме: «Учимся умножать и делить» | 2 | | | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования по математике на 2019-2020 г.
Учитель класс
№ | Название раздела. Тема урока. (раздел и тема, которую корректирую) | Кол-во часов | Коррективы (Указание скорректированной темы вместе с проводимой темой в соответствии с журналом) | Дата проведения (дата записи в журнале того урока, с которым объединяю) |
По плану | По факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |