СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 1-4 классы "Планета знаний"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике 1-4 классы "Планета знаний" составлена на основе учебников Башмакова М.И.,Нефедовой М.Г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 1-4 классы "Планета знаний"»

2.2.4. Рабочая программа по учебному предмету «Математика». 1- 4 классы

( « Планета знаний»)

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»

1 класс


Личностные


У обобучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам математики;

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.


Обобучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий;

  • понимания связи математики с окружающей действительностью;

  • умение признавать свои ошибки.


Предметные


Обобучающиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 100;

  • представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;

  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);

  • выполнять сложение и вычитание с числом 0;

  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

  • решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого);

  • распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная, многоугольник. треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;

  • измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

  • находить длину ломаной и периметр многоугольника.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • вычислять значение числового выражения в 2 – 3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);

  • сравнивать значения числовых выражений;

  • решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.


Метапредметные


Регулятивные


Обобучающиеся научатся:

  • отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • проверять результаты вычислений;

  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;

  • планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).


Познавательные


Обобучающиеся научатся:

  • на доступном уровне анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель – что известно, что требуется найти);

  • сопоставлять схемы и условия текстовых задач;

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;

  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

  • сравнивать и классифицировать изображённые предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • наблюдать и делать выводы о результатах вычислений;

  • видеть аналогии и использовать их при освоении приёмов вычислений;

  • выполнять вычисления удобным способом (группируя слагаемые или вычитаемые);

  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

  • выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.


Коммуникативные


Обобучающиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках;

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;

  • высказывать своё мнение при обсуждении задания.


  1. класс


Личностные


У обобучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам математики;

  • умение признавать собственные ошибки;

  • оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков.


Обобучающиеся получат возможность для формирования:

  • умения оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося;

  • познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности;

  • умения сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

  • восприятия математики как части общечеловеческой культуры.


Предметные


Обобучающиеся научатся:

  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;

  • выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4, 5;

  • выполнять арифметические действия с числом 0;

  • правильно употреблять в речи названия компонентов сложения, вычитания и умножения, а также числовых выражений;

  • определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;

  • решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание, умножение и деление;

  • измерять длину заданного отрезка и выражать её в сантиметрах и миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

  • использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;

  • определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрацию);

  • различать прямой, острый и тупой углы, распознавать прямоугольный треугольник;

  • определять время по часам.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;

  • использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения при выполнении вычислений;

  • решать текстовые задачи в 2 – 3 действия;

  • составлять выражение по условию задачи;

  • вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);

  • округлять данные, полученные путём измерения.


Метапредметные


Регулятивные


Обобучающиеся научатся:

  • удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);

  • проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;

  • планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления);

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную вычислительную деятельность;

  • планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.


Познавательные


Обобучающиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в условии задачи, составлять краткую запись условия задачи;

  • использовать схемы при решении текстовых задач;

  • наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;

  • выполнять вычисления по аналогии;

  • соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);

  • вычислять площадь многоугольной фигуры, разбирая её на прямоугольники.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять условие задачи с числовым выражением;

  • сравнивать разные способы вычислений, решения задач;

  • комбинировать данные при выполнении задания;

  • ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;

  • ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);

  • исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);

  • получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);

  • пользоваться справочными материалами, помещёнными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).


Коммуникативные


Обобучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;

  • высказывать своё мнение при обсуждении задания.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


  1. класс


Личностные


У обобучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;

  • ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

.

Обобучающиеся получат возможность для формирования:

  • ориентации на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).


Предметные


Обобучающиеся научатся:

  • называть, записывать и сравнивать числа в пределях10000;

  • выполнять устно сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10000;

  • письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10000;

  • правильно использовать в речи названия компонентов деления;

  • использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;

  • устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правило умножения и деления суммы на число;

  • письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10000;

  • выполнять деление с остатком в пределах 100;

  • выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3 – 4 действия со скобками;

  • использовать свойства арифметических действий при вычислениях;

  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;

  • решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимость; определение начала, конца, длительности события);

  • использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;

  • использовать названия единиц длины (дм), массы (г, кг), времени (сек., сут., нед., год), ёмкость (л) и метрические соотношения между ними при решении задач.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;

  • выполнять умножение и деление круглых чисел;

  • оценивать приближённые результаты арифметических действий;

  • вычислять значение числового выражения в 3 – 4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости);

  • находить долю числа и число по доле;

  • решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;

  • соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы; м3, см3, км3 с единицами объёма;

  • различать окружность и круг;

  • делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;

  • определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.


Метапредметные


Регулятивные


Обобучающиеся научатся:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;

  • планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать ход решения задачи в несколько действий;

  • осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных примеров контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);

  • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать её (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).


Познавательные


Обобучающиеся научатся:

  • использовать обобщённые способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);

  • использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;

  • сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;

  • ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;

  • считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;

  • считывать данные с гистограммы;

  • ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;

  • моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;

  • давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли …, «хватит ли …», «успеет ли …»);

  • соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;

  • проводить квази-исследования по предложенному плану.


Коммуникативные


Обобучающиеся научатся:

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;

  • обсуждать варианты выполнения заданий;

  • осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнёра.


Обобучающиеся получат возможность научиться:

  • сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные результаты при совместной презентации проекта.



  1. класс


Личностные


У обобучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;

  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

  • умение признавать собственные ошибки.


Обобучающиеся получат возможность для формирования:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.


Предметные


Обобучающиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • правильно и уместно использовать в речи  названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;

  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;

  • выполнять арифметические действия с величинами;

  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);

  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;

  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;

  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;

  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;

  • проверять результаты арифметических действий разными способами;

  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;

  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;

  • решать задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;

  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);

  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.


Обобучающиеся получат возможность научиться:


  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;

  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;

  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;

  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;

  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;

  • решать задачи разными способами.



Метапредметные


Регулятивные


Обобучающиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.


Обобучающиеся получат возможность научиться:


  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).


Познавательные


Обобучающиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;

  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

  • сопоставлять разные способы решения задач;

  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

  • осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;

  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;

  • находить нужную информацию в учебнике.


Обобучающиеся получат возможность научиться:


  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;

  • решать задачи разными способами;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;

  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;

  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).


Коммуникативные


Обобучающиеся научатся:


  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.



  1. Содержание учебного предмета «Математика»

1 класс


Общие свойства предметов и групп предметов

Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше/меньше, длиннее/короче, выше/ниже, шире/уже. Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе/дальше, слева/справа. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше/позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на .., меньше на ...


Числа и величины

Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Четные и нечетные числа. Десятичный состав двузначных чисел.

Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр).


Арифметические действия

Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.

Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.

Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приемы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).


Текстовые задачи


Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.

Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.


Геометрические фигуры и величины

Пространственные отношения (выше/ниже, длиннее/короче, шире/уже, перед, за, между, слева/справа).

Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг.

Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр многоугольника.

Площадь (на уровне наглядных представлений).


Работа с данными


Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах.

Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления информации. Чтение и заполнение таблиц.


2 класс

Числа и величины


Числа до 100. Сотня. Десятичный принцип построения системы чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни). Римские цифры.

Сравнение количественных характеристик предметов (легче – тяжелее, дешевле – дороже, младше – старше, ближе - дальше).

Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между единицами времени.

Арифметические действия


Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через 10. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением. Сочетательный закон сложения.

Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением. Переместительный и сочетательный законы умножения.

Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).


Текстовые задачи

Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи. Составление выражения по условию задачи.

Решение текстовых задач: разностное сравнение; нахождение уменьшаемого, вычитаемого, произведения; деление на равные части и по содержанию; увеличение и уменьшение в несколько раз; задачи на стоимость.


Геометрические фигуры и величины


Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).

Единицы длины (мм, м, км). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.

Измерение площади, единичный квадрат. Площадь прямоугольника (в единичных квадратах).


Работа с данными


Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.


3 класс


Числа и величины


Названия, запись, последовательность чисел до 10000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трёхзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.

Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.

Скорость, единицы скорости (км/ч, км/мин., км/сек., м/мин., м/сек.)


Арифметические действия


Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10000.

Письменное умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.

Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).

Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).


Текстовые задачи


Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.

Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле; определение начала, конца и продолжительности события.


Геометрические фигуры и величины


Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.

Единицы длины (дм). Метрические соотношения между изученными единицами длины.


Работа с данными


Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).


4 класс



Числа и величины 


Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.

Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

 Арифметические действия  


Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

Действия с величинами.


Текстовые задачи 


Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.


Геометрические фигуры и величины 

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.


Работа с данными 


Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»)


III. Тематическое планирование

1 класс


Тема раздела (количество ч)

Содержание учебного предмета

Давайте знакомиться (4 ч)

Сравнение предметов, выделение общих свойств и различий, группировка предметов.

Пересчёт предметов, знание и письмо цифр, представление о числовом ряде от 0 до 10, сравнение чисел.

Представление о геометрических фигурах, умение обращаться с измерительной линейкой.

Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, логического мышления.

Сравниваем предметы (4 ч)

Считаем предметы (6 ч)

Сравниваем числа (7 ч)

Рисуем и измеряем (10 ч)

Закрепление и проверка (3 ч)

Учимся складывать и вычитать (14 ч)

Состав чисел первого десятка.

Знакомство со свойствами числового ряда (чередование чётных и нечётных чисел).

Освоение приёмов вычислений в пределах 10.

Задачи на нахождение суммы и остатка.

Увеличиваем и уменьшаем (10 ч)

Закрепляем, повторяем (4 ч)

Рисуем и вырезаем (2 ч)

Десятки (3 ч)

Отработка вычислений в пределах 10.

Знакомство с двузначными числами (названия, последовательность, десятичный состав).

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через 10 (10 + 3, 13 – 3, 13 – 10, 12 + 3, 15 – 3).

Задачи на нахождение суммы и остатка.

Простые вычисления в пределах 100 без перехода через десяток (20 + 30, 50 – 20, 20 + 6, 6 + 20, 26 – 20, 26 – 6).

Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц.

Как устроены числа (10 ч)

Закрепление и проверка (3 ч)

Вычисляем в пределах 20 (12 ч)

Закрепление и проверка (3 ч)

Простая арифметика (12 ч)

Закрепление и проверка (3 ч)

Вычисления в пределах 100 без перехода через десяток (35 + 2, 35 – 2, 35 + 20, 35 – 20, 35 + 21, 35 – 21).

Задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц.

Задачи на нахождение слагаемого.

А что же дальше? (11 ч)

Закрепление и проверка (3 ч)

Наглядная геометрия (2 ч)

Повторяем, знакомимся, тренируемся

(6 ч)



2 класс


Тема раздела (количество ч)

Содержание учебного предмета

Что мы знаем о числах (16 ч)

Повторение (сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток).

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Задачи на нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшение/увеличение на несколько единиц.

Сложение и вычитание до 20

(18 ч)

Наглядная геометрия (9 ч)


Отработка вычислений в пределах 20.

Повторение (геометрические фигуры). Углы. Четырёхугольники (прямоугольник, квадрат, ромб). Треугольники.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

Задачи на разностное сравнение, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Вычисления в пределах 100

(18 ч)

Знакомимся с новыми действиями (13 ч)


Отработка вычислений в пределах 100.

Смысл действий умножения и деления.

Переместительное свойство умножения.

Повторение (измерение длины). Площадь прямоугольника. Определение времени по часам.

Табличные случаи умножения и деления на 2 и 3.

Задачи на нахождение произведения.


Измерение величин (9 ч)


Учимся умножать и делить (6 ч)

Учимся умножать и делить (продолжение) (10 ч)

Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4 и 5.

Задачи на нахождение произведения, деление на части и по содержанию.

Формирование представлений об увеличении/уменьшении чисел (величин) в несколько раз.

Учимся умножать и делить (продолжение) (12 ч)

Отработка табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4 и 5. Знакомство с трудными случаями умножения и деления чисел.

Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз.

Задачи на стоимость. Составные задачи. Вычисления в пределах 100. Свойства сложения и умножения (переместительное, сочетательное). Умножение и деление с числами 1, 0.

Действия с выражениями (18 ч)

Комплексное повторение изученного (5 ч)


3 класс


Тема раздела (количество ч)

Содержание учебного предмета

Сложение и вычитание (10 ч)

Расширение знаний о числах: названия, последовательность, запись чисел до 10000, разрядный состав трёхзначных и четырёхзначных чисел.

Повторение изученного во 2 классе (сложение и вычитание в пределах 100).

Формирование навыков сложения и вычитания трёхзначных чисел на основе разрядного состава; круглых чисел в случаях, легко сводимых к табличным (сложение и вычитание десятков с переходом через сотню).

Умножение и деление (11 ч)

Повторение и отработка изученного во 2 классе (таблица умножения, порядок действий в выражениях).

Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел в случаях, легко сводимых к табличным (умножение и деление круглого числа на однозначное).

Числа и фигуры (11 ч)

Повторение изученного во 2 классе (измерение длины и площади, вычисление периметра и площади прямоугольника).

Формирование представлений о дм и метрических соотношениях между изученными единицами измерения длины.

Формирование представлений о кратном сравнении величин.

Закрепление вычислительных умений.

Математические законы (18 ч)

Повторение и обобщение знаний о переместительном и сочетательном законах сложения и умножения.

Знакомство с распределительным законом и правилами умножения и деления суммы на число.

Формирование умений применять изученные математические законы и правила вычислений для выбора рациональных способов вычислений.

Числа и величины (10 ч)

Формирование умения определять время по часам.

Формирование представлений о единицах измерения времени и скорости.

Изучение зависимости между длиной пройденного пути, временем движения и скоростью.

Закрепление приёмов устных вычислений, изученных ранее.

Выражения и равенства (7 ч)

Повторение устных приёмов вычислений.

Закрепление умений вычислять значение выражений.

Формирование умений составлять выражение по условию задачи.

Формирование представлений о нахождении неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Сложение с переходом через разряд (7 ч)

Формирование умений складывать трёхзначные числа с переходом через разряд и записывать вычисления в столбик.

Формирование представлений о единицах измерения массы.

Формирование представлений о вычитании числа из суммы.

Математика на клетчатой бумаге (7 ч)

Закрепление письменных приёмов сложения чисел в пределах 10000.

Закрепление умений находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

Развитие пространственных представлений.

Вычитание чисел (9 ч)

Формирование умений выполнять вычитание чисел в столбик.

Формирование представлений о вычитании суммы из числа.

Умножение на однозначное число (8 ч)

Освоение алгоритма письменного умножения на однозначное число.

Деление на однозначное число (15 ч)

Формирование представлений о делении с остатком.

Знакомство с письменным алгоритмом на однозначное число.

Закрепление умений выполнять письменное умножение.

Формирование умений находить неизвестные компоненты умножения и деления.

Деление на части (7 ч)

Формирование представлений о долях.

Знакомство с приёмами нахождения части числа и числа по его части.

Закрепление изученных приёмов письменного умножения и деления.

Повторение (8 ч)

Закрепление изученных приёмов устных и письменных вычислений.

Систематизация знаний о величинах; закрепление изученных умений переводить одни единицы измерения величин (длины, времени, массы) в другие; применение этих знаний при решении текстовых задач.

Закрепление умений применять изученные приёмы вычислений при вычислении значения выражений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, в нестандартных ситуациях.


4 класс


Тема раздела (количество ч)

Содержание учебного предмета

Многозначные числа (10 ч)

Знакомство с классами и разрядами. Формирование умений называть и записывать многозначные числа.

Формирование представлений о последовательности чисел до 1 000 000.

Формирование умений сравнивать многозначные числа.

Формирование представлений о разрядном составе многозначных чисел. Формирование умений записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Повторение изученного (устные вычисления в пределах 1000, письменное сложение и вычитание в пределах 10 000). Решение текстовых задач.

Сложение и вычитание многозначных чисел (14 ч)

Формирование умений устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых, круглых чисел. Выполнение сложения и вычитания по разрядам (простые случаи).

Формирование умений письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

Формирование умений решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) многозначных чисел.

Знакомство с обозначением чисел буквами, с приёмами нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания (сложные случаи).

Повторение: устные и письменные вычисления в пределах 1000; переместительное и сочетательное свойство сложения, сложение и вычитание с числами 0 и 1; правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; вычитание числа 0; нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Длина и её измерение (10 ч)

Формирование представлений о соотношениях между единицами длины.

Формирование умений выражать длину в разных единицах; сравнивать и упорядочивать предметы по длине.

Формирование умений выполнять арифметические действия с единицами длины.

Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы длины.

Знакомство с формулой периметра прямоугольника.

Умножение на однозначное число (7 ч)

Повторение: алгоритм письменного умножения на однозначное число; переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения, умножение с числами 0 и 1.

Формирование умений письменно выполнять умножение многозначного числа на однозначное и многозначного на круглое число.

Знакомство с формулой площади прямоугольника.

Деление на однозначное число (12 ч)

Повторение: алгоритм письменного деления на однозначное число; деление с остатком; деление суммы на число; деление с числами 0 и 1; нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.

Формирование умений письменно выполнять деление многозначного числа на однозначное, круглого числа на однозначное, деление круглых чисел.

Геометрические фигуры (8 ч)

Систематизация знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

Формирование умений решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).

Формирование представлений о пространственных фигурах и изображении их на бумаге в клетку.

Закрепление навыков письменных вычислений с многозначными числами.

Масса и её измерение (4 ч)

Знакомство с новой единицей массы – центнером.

Формирование представлений о соотношениях между единицами массы.

Формирование умений выражать массу в разных единицах; сравнивать и упорядочивать предметы по массе.

Формирование умений выполнять арифметические действия с единицами массы.

Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы.

Повторение: действия с многозначными числами.

Умножение многозначных чисел (12 ч)

Знакомство с алгоритмами письменного умножения на двузначное и трёхзначное число.

Формирование умений выполнять умножение многозначного числа на двузначное.

Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на трёхзначное.

Формирование умений решать задачи на движение в противоположных направлениях, на пропорциональную зависимость (без термина).

Формирование первичных представлений о приближённых вычислениях.

Площадь и её измерение (5 ч)

Знакомство с новыми единицами площади (мм2, дм2, ар, гектар, км2); систематизация знаний о единицах площади.

Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади.

Формирование умений выполнять арифметические действия с единицами площади.

Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы площади.

Повторение: действия с многозначными числами.

Деление многозначных чисел

(14 ч)

Знакомство с алгоритмами письменного деления на двузначное и на трёхзначное число.

Формирование умений выполнять деление многозначного числа на двузначное.

Формирование умений выполнять деление трёхзначного числа на трёхзначное.

Формирование умений решать задачи на расход материалов, на производительность.

Время и его измерение (4 ч)

Систематизация знаний о соотношениях между единицами времени.

Формирование умений выражать время в разных единицах, сравнивать длительность промежутков времени; знакомство с понятиями «век», «тысячелетие».

Формирование умений ориентироваться по шкале времени.

Формирование умений определять начало, конец, продолжительность событий.

Формирование умений выполнять арифметические действия с единицами времени.

Работа с данными (6 ч)

Обобщение знаний о способах представления информации (таблица, диаграмма, схема).

Обобщение знаний о работе с информацией (чтение таблиц и диаграмм, заполнение таблиц, интерпретация данных в таблице и на диаграмме).

Знакомство с понятием «алгоритм».

Формирование представлений о планировании вычислительной деятельности, решения задачи и о способах проверки полученных результатов.

Обзор курса математики (26 ч)

Повторение и обобщение изученного.


IV. Контрольно-измерительные материалы


Контроль осуществляется посредством контрольных работ по следующему пособию:

1 класс. Нефёдова М. Г. Математика: контрольные и диагностические работы: 1 ,2,3,4 классы: к учебнику М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой «Математика». – Москва: АСТ: Астрель, 2019.





29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!