СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературы в 3 классе направлено на достижение следующих   целей:

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

· воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС»

Литературное чтение

Пояснительная записка

Цели обучения

Изучение литературы в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».



Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.



Сведения о программе.

Программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащейся.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащейся.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом литературное чтение изучается с I по IV класс. На изучение литературы в 3 классе отводится 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.





Форма организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность обучающихся на занятиях построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий: ур сказки игры виктор театр представления

- информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке,

самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на

вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт позна-

вательная активность обучающихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

- дифференцированные задания — предоставляют возможность обучающимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

- интеллектуальный марафон — задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Задания ставят перед обучающимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

- творческие задания — направлены на развитие у обучающихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Творческие задания дают возможность обучающимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

- работа в паре — задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, обучающиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому обучающемуся высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

- проекты. В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

Технологии обучения.

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

    1. Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности)

    2. Развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

    3. Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей)

    4. Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  1. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Формы текущего и переводного контроля

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущий контроль

- устный опрос;

- тесты;

- графическая работа;

- различные виды пересказа;

- доклад;

- творческая работа;

Переводная аттестация

- контрольная тестовая работа;

- проверка правильного, осознанного чтения



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по литературе к концу 3 класса



ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к урокам литературы.

Обучающиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;

  • внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У обучающихся может быть сформировано:

  • внимание к красоте окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

  • объяснять смысл названия произведения;

  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сочинять рассказы по рисункам;

  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;

  • чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);

  • различать сказки, стихотворения, рассказы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

  • находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);

  • участвовать в диалоге;

  • сравнивать героев разных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;

  • знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;

  • внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;

  • сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.



Информация об используемом учебнике.

Литература. В 2 ч.: учебник для 3 кл. / Горецкий. – М.: Дрофа, 2009г.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (102 ч.)

п/п

Тема

Количество часов

Самое удивительное чудо на свете.

2 ч.

2.

Устное народное творчество.

8 ч.

3.

Поэтическая тетрадь 1.

8 ч.

4.

Великие русские писатели.

18 ч.

5.

Поэтическая тетрадь 2.

6 ч.

6.

Литературные сказки.

6 ч.

7.

Были- небылицы.

7 ч.

8.

Поэтическая тетрадь 1.

4 ч.

9.

Люби живое.

14 ч.

10.

Поэтическая тетрадь 2.

6 ч.

11.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12 ч.

12.

По страницам детских журналов.

5 ч.

13.

Зарубежная литература.

6 ч.



Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки по каждой теме.

Тема урока

Требования к уровню подготовки

обучающихся


Знать

Уметь

Самое великое чудо на свете (2 ч.)

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

Первопечатник Иван Федоров

Произведения устного народного творчества

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение.

Приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

Устное народное творчество (8 ч.)

Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Иван-царевич и Серый волк.

Сивка-бурка.

Обобщение.

Устное народное творчество.

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.


Определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части;
составлять его простой план.

Читать осознанно текст.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Выражать личное отношение к прочитанному.

Поэтическая тетрадь №1.(8 ч.)

Ф.И.Тютчев«Весенняя гроза»

Ф. И. Тютчев «Листья».

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы»

И. З. Суриков «Детство. Зима»

Обобщение. Страницы русской классики.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов

(И. А. Крылов,

А. С. Пушкин,

М. Ю. Лермонтов,

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов,

Л. Н. Толстой,
С. А. Есенин); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной

литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.


Читать стихотворные произведения наизусть.

Заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией
(с предварительной самостоятельной подготовкой).

Великие русские писатели(18 ч.)

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. С. Пушкин «За весной, красой природы»

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

М. Ю. Лермонтов «Утес.», «Горные вершины»

А. Н. Толстой «Акула. Прыжок»

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Обобщение. Л. Н. Толстой

Обобщение. Великие русские писатели.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов

(А. С. Пушкин,

И. А. Крылов,

М. Ю. Лермонтов,

Л. Н. Толстой.

Знать особенности басни как жанра.


Осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией.

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) разной

тематики по изученному материалу.

Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.

Правильно читать: без ошибок, соблюдать нормы литературного произношения к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.


Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

А. Н. Некрасов «Славная осень»

А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

И. А. Бунин «Детство»

И. А. Бунин «Полевые цветы»

Обобщение. Поэтическая тетрадь

Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.


Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства.

Составлять отзыв о понравившемся произведении.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Литературные сказки (6ч.)

Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

В. Ф. Одоевский. Обобщение.

Обобщение. Литературные сказки.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные

жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.

Определять тему и главную мысль произведения.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,

оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Были-небылицы.(7 ч.)

Внеклассное чтение.

Рассказы, повести А. Воронковой.

М. Горький

(А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

А. И. Куприн «Слон»

Обобщение.

Были-небылицы

А. И. Куприн «Слон»

Обобщение.

Были-небылицы

Названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.


Осознавать цели и ситуацию устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров, передавать их содержания по вопросам.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения.

Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос.


Поэтическая тетрадь 1.(4 ч.)

Внеклассное чтение. Книги А. Митяева об армии и ее героях.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

Саша Черный «Воробей», «Слон»

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

С. А. Есенин «Черемуха»

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе.

Знать основное содержание текста.


Правильно читать: без ошибок, осознанно и выразительно, соблюдать нормы литературного произношения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Читать стихотворные произведения наизусть с помощью иллюстраций и опорных слов.

Люби живое.(14 ч.)

Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин «Моя Родина»

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

В. И. Белов «Малька провинилась»

В. И. Белов «Еще про Мальку»

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Б. С. Житков «Про обезьянку»

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

В. П. Астафьев «Капалуха»

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Обобщение. «Люби живое»

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе.

Знать основное содержание текста.



Составлять вопрос, создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению.

Пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение (эпизод).

Составлять небольшое монологическое высказывание (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

Внеклассное чтение. Книги о космонавтах. С. Я. Маршак «Гроза днем».

А. Л. Барто «Разлука».

А. Л. Барто «В театре».

С. В. Михалков «Если».

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Обобщение. Поэтическая тетрадь.

Основные темы детского чтения.

Знать основное содержание текста.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.


Выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

(с предварительной самостоятельной подготовкой).

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.(12 ч.)

Внеклассное чтение. «Наша библиотека».

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

А. П. Платонов «Цветок на земле».

А. П. Платонов «Еще мама».

М. М. Зощенко «Золотые слова».

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Н. Н. Носов «Федина задача».

Н. Н. Носов «Телефон».

В. Ю. Драгунский «Друг детства».

Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.


Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в литературных играх (инсценирования). Создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров, передавать их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала).


По страницам детских журналов (5 ч.)

Внеклассное чтение. «Любимые книги – любимые писатели».

Ю. И. Ермолаев «Проговорился».

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Р. Сеф «Веселые стихи»

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.


Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

Создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Зарубежная литература(6ч.)

Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий». Древнегреческий миф.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Обобщение. Зарубежная литература.

Названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.



Последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

или получения ответа на поставленный вопрос. Самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участвовать в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценировать и пересказывать полюбившийся эпизод; создавать письменные ответы на поставленные вопросы.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Выделять в тексте главное, анализировать, находить;

четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Всего: 102 часа

Литература и средства обучения.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!