СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному краеведению "Художественная летопись края" 8 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному краеведению "Художественная летопись края" знакомит с краеведческим материалом Ульяновской области.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному краеведению "Художественная летопись края" 8 класс»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Павловская основная школа №2



Рассмотрено и принято УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете Директор МКОУ Павловской ОШ №2

(протокол №__ ______________/ О.Г. Малова/

от «____»______2016 г) ____________________________

Председатель методического совета

---------------------Э.И. Шабакаева








Рабочая программа

«Художественная летопись края »




Класс 8


Учитель Шабакаева Эльмира Ильдусовна

учитель русского языка и литературы, высшая категория



Сроки реализации 34 часа


Форма реализации внеурочная деятельность


Программа разработана на основе

переизданной, расширенной и обновленной программы «Литературное краеведение Ульяновской области» 2008 год, разработанной в 19995 году ИПК ПРО.











Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе переизданной, расширенной и обновленной программы «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанной в 1995 году, 2008год.

Программа предназначена для общеобразовательной школы как региональный компонент учебного плана.

Курс рассчитан на 34 часа.

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно – эстетического воспитания учащихся.

Материалы по литературному краеведению Ульяновской области , легшие в основу данного спецкурса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Основные задачи курса:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно – культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

Программа включает:

- пояснительную записку,

- основное содержание курса,

- списки рекомендуемой литературы для класса,

- календарно-тематическое планирование.

Примерное календарно-тематическое планирование включает общую тему занятия; количество часов на тему; литературоведческое понятие, рассматриваемое на занятии.

С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая, исследовательская (и др.) работа.

В средних классах приоритетными являются: практикумы, семинары, проектная деятельность и т.д.

В процессе изучения курса должны периодически организовываться экскурсии в краеведческий, художественный и другие музеи (заочно). Творческие встречи с местными поэтами.

Формы и методы организации занятий с учащимися, формы контроля могут быть различными.

С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая (и др.) работа. Используются и занимательные формы организации деятельности учащихся, и практикумы, и семинары, и проектная деятельность и т.д.

Основное содержание курса.

Художественная летопись края

  1. Введение.

Симбирский край – «край древний праотцов» (Н. Языков).

Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.

  1. История города Симбирска и края в очерковой литературе.

Древний облик края в историческом очерке М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое». Значение данного произведения.

Картины окрестностей Симбирска и быта горожан в очерке

Д.П. Ознобишина «Поливна». Личность автора (поэт, писатель, переводчик, историк, путешественник, просветитель).

Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке

В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления» (извлечения).

Реалистические картины жизни Симбирского края 1-ой половины XIX века в очерке В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское».

Симбирск и симбиряне в очерке И.А. Гончарова «На родине». Приёмы беллетризации в очерке.

Характеристика Симбирска начала XX века в статье В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение». Объективное и субъективное в произведении.

Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.

  1. Образ города Симбирска и края в лирике.

Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина. Своеобразие лирического голоса автора. Особенности художественной манеры: сказочные интонации (стихотворение «Городок»), торжественность языка (стихотворение «Памятник Карамзину»), проникновенность чувств (стихотворение «Симбирску»).

«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворении К.И. Коренева «Воспоминание».

Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении

П.А. Александрова «Симбирск».

«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца

«Волжские легенды».

«Край необъятный, …солнечный, великий» в стихотворении Н. Благова «В Жигулях».

Теория литературы: поэтика стиха.

  1. Сатирический облик края.

М.Ю Лермонтов и наш край.

Сатирическая картина быта и нравов симбирского дворянства 20-30-х годов в поэме «Сашка» (отрывок). Лаконичность и меткость характеристик, воздушная лёгкость стиха, разговорность, естественность живого языка.

Д.Д. Минаев и Симбирск.

«Губернская фотография» – острая социально-политическая сатира. Образ крепостнического города. Галерея портретов крепостников. Художественные особенности авторской манеры повествования: простота, выразительность и резкость языка; язвительная насмешка, соединённая с презрением и негодованием.

Теория литературы: юмор, ирония, сатира.

  1. Лицо времени в произведениях эпического жанра.

Приёмы воссоздания реалистического. Художественные особенности манеры повествования авторов.

Симбирский период жизни Н.М. Карамзина. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Приёмы обрисовки «нравственного характера» нового поколения передовых людей начала XIX века – благородного романтика, общественного деятеля, человека глубоких и твёрдых убеждений. Сочетание сентиментального и романтического в произведении. Незаконченность романа как художественный приём.

В.А. Соллогуб и Симбирский край.

Образы провинциальных дворян в рассказах «Три жениха» и «Медведь».

Быт и нравы уездного города в рассказе «Собачка». Анекдотичность сюжета и мастерское решение идеи произведения: «Зло таится не в одном человеке, а в порядках, на которых основано государство».

Д.В. Григорович и наш край.

Жизненная основа произведения «Деревня». Сюжет повести (рассказа) – круговорот «бесправной женской доли». Особенности композиции: народно-песенные эпиграфы, двойной контраст (Акулина – мучители-крестьяне – крестьяне – мучитель барин); пейзаж. Григорович – мастер концовки. Языковые средства создания деревенского колорита.

Симбирские впечатления Л.Н. Толстого в рассказе «Фальшивый купон». Отражение в нём авторской философии «непротивления злу насилием». Противопоставление нарастающему злу «деятельного христианства», поглощающего зло. Нравоучительный характер рассказа.

А.Н. Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору). Симбирские корни Алексея Толстого. Наш край и его обитатели в произведениях писателя. Высоконравственный идеал автора – прочность и незыблемость существования человека на «родимой» земле, всякое нарушение которого грозит миру и человеку невосполнимой потерей нравственного достоинства. Утверждение силы подлинных человеческих чувств, возрождающих и очищающих человека. Особенности творческой манеры Толстого (лёгкая ироничность, добродушно насмешливый авторский голос, внутреннее совершенство произведений).

Симбирск глазами Максима Горького. (Отрывок из повести «Мои университеты»). Жанровое своеобразие произведения, мемуарность и историчность.

А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.

Симбирская деревня первых лет советской власти в повести Фёдора Панфёрова «Недавнее прошлое». Автобиографическая основа произведения. Авторские средства воссоздания реалистической картины времени.


Литература

1

  1. Е.И. Голенко. Ульяновск. Пособие для учителей. – Ульяновск, 1971.

  2. Край Симбирский. – Саратов, 1989.

  3. Н.А. Кузминский. Край наш родной. – Ульяновск, 1975.

  4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.

  5. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.

  6. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск. 2005.

2

  1. Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов. – Ульяновск, 1993, с. 5-34, 81-85.

  2. С. Васильева. «А мы о нём и не знали…» («Симбирские губернские ведомости» от 21.07.1994).

  3. Т.М. Гольц. Сердце брата. – Душанбе, 1991.

  4. Д.П. Ознобишин. Стихотворения. – М., 1992, с. 86-90.

  5. И.А. Гончаров. Собрание сочинений. – М., 1952, т. 7, с. 271-348, 500.

  6. Писатели нашего края XVIII-XIX в.в. – Ульяновск, 1977, с. 39-63.

3

  1. С. Васильева. «А мы нём и не знали…» («Симбирские губернские ведомости» от 21.07. 1994 г.)

  2. Литературный Ульяновск. – Ульяновск, 1953, с. 148-150.

  3. Д.П. Ознобишин. Стихотворения. – М., 1992.

  4. Скиталец. Избранное. – М., 1988, с. 11-15.

4

  1. Живые страницы. – М., 1970, с. 330-335. (Из воспоминаний Е.А. Сушковой).

  2. М.Ю. Лермонтов. Поэмы. – М., 1987.

  3. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 40-42, 51-56, 65-76.

  4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 40-42, 51-56, 183-184.

5

  1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Избранные произведения. – М., 1976, с. 123-148.

  2. Л.Г. Косулина. Подвиг честного человека. // Литература в школе, № 6, 1993, с. 20-30.

  3. Писатели нашего края XVIII-XIX в.в. – Ульяновск, 1977, с. 4-17.

  4. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 42-43, 47-48, 77-88, 148-150, 156-161, 162-174, 177-179.

  5. В.А. Соллогуб. Повести и рассказы. – М., 1988.

  6. Д.В. Григорович. Повести и рассказы. – М., 1988.

  7. Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 12-ти томах, т. 2.

  8. Ю. Окляндский. Шумное захолустье. – Куйбышев. 1965.

  9. А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти томах, т. 1.

10. Алексей Толстой и Самара. Составители Лимарова А.А., Соловьёва Н.Н. – Куйбышев, 1982.

11. М. Горький. Собрание сочинений в 16-ти томах, т. 9.

12. А.С. Неверов. Рассказы, повести. Роман. – М., 1983, с. 53-65.

13. Ф. Панфёров. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М., 1986, т. 1.

Примерное календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Литературоведческое понятие

1

Введение. Отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе.

Развитие культуры края.

1

Мемуарная литература

2-9

История города Симбирска и края в очерковой литературе.

Очерки М.Ф. Суперанского «Симбирск и его прошлое», Д.П. Ознобишина «Поливна», В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления», В.А. Соллогуба «Поездка в Архангельское», И.А. Гончарова «На родине», В.Г. Короленко «И.А. Гончаров и молодое поколение». Чтение и анализ очерков или фрагментов.

Очерк как жанр публицистики.

7

Понятие об историческом и литературном очерке

10-14

Образ города Симбирска и края в лирике. Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях Д.П. Ознобишина, К.И. Коренева, П.А. Александрова, С.Г. Скитальца, Н. Благова и др.

5

Поэтика стиха

15-18

Сатирический облик края.

М.Ю. Лермонтов и наш край. Отрывок из поэмы «Сашка».

Д.Д. Минаев и Симбирск. «Губернская фотография». Чтение и анализ фрагментов произведения.

4

Юмор, ирония, сатира

19-20

Лицо времени в эпических произведениях.

Н.М. Карамзин. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Чтение и анализ фрагментов.

Сочетание сентиментального и романтического в произведении.

Незаконченность романа как художественный приём.

3

Сентиментализм, романтизм

21-22

В.А. Соллогуб и Симбирский край. Чтение и анализ отрывков из рассказов «Три жениха», «Медведь», «Собачка».

Анекдотичность сюжетов.

2

Анекдот

23

Д.В. Григорович и наш край. Деревенский колорит произведения «Деревня». Чтение и анализ фрагментов.

Языковые средства создания деревенского быта.

1

Историзм; народность

24

Л.Н. Толстой и его симбирские впечатления в рассказе «Фальшивый купон». Чтение и анализ фрагментов.

Нравоучительный характер рассказа.

1


25-26

А.Н. Толстой. Симбирские корни А.Толстого.

Рассказы и повести из цикла «Заволжье» (по выбору).

Патриотизм автора. Своеобразие языка.

Ирония в произведениях А. Толстого.

2

Ирония

27

Симбирск глазами Максима Горького. Чтение и анализ отрывка из повести «Мои университеты».

Жанровое своеобразие произведения.

Мемуарность и историчность.

1

Мемуарная литература


28

А.С. Неверов – наш земляк.

Рассказ «Весёлые ребята». Чтение и анализ отрывков.

Гуманизм и оптимизм автора.

Самобытность языка.


1

Гуманизм в искусстве

29

Ф. Панфёров. «Недавнее прошлое». Чтение и обсуждение фрагментов повести.

Автобиографическая основа и реалистичность произведения.

1

Автобиографичность произведения

30-32

Обобщающие занятия

Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

3


33-34

Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале).

2




Календарно - тематическое планирование.



п/п

Дата проведения

Разделы, темы


Количество часов

Литературоведческое понятие



Государственная программа

Модифицированная программа

Планир.

Фактич.



1




2.



Введение.

Отражение истории Симбирска в мемуарной и художественной литературе.

Развитие культуры края.

А.Ф.Никонов. «Воеводы Хитрово и князь Синбир» (сказ)

1





1




1



3



История города Симбирска и края в очерковой литературе.

Д.П.Ознобишин. Слово о поэте, писателе…

7

7

Понятие об историческом и литературном очерке


4



Д.П. Ознобишин. «Поливна»

Д.П. Ознобишин. «Поливна»






5




6



И.А. Гончаров. Слово о писателе.





7



И.А. Гончаров.Очерк «На родине»


8



И.А. Гончаров. «На родине»


9



И.А. Гончаров. «На родине»


10



И.А. Гончаров. «На родине»


11



Д.П.Ознобишин. Стихотворения.

1

1

Поэтика стиха


12



Д.Д.Минаев. Слово о поэте. «Губернская фотография»

2

2


13



.Д.Минаев. «Губернская фотография».


14



М.Ю.Лермонтов и наш край. «Сашка» (отрывок)

1

1

Юмор, ирония, сатира


15



Образ симбирского края в лирике современных поэтов.

Н.Н.Благов. Стихотворения.

5

3


16



Н.Н.Благов. Поэма «Волга»



17



Поэтическая летопись Симбирска в стихотворениях современных поэтов



18



Н.М.Карамзин. Быт и нравы симбирских дворян в романе «Рыцарь нашего времени». Чтение и анализ фрагментов.

3

2









19



Н.М.Карамзин. «Рыцарь нашего времени»

Неоконченность романа как художественный прием.


20



Д.В.Григорович и наш край. Деревенский колорит повести «Деревня».

1

1


21



Д.В.Григорович. «Антон – горемыка».

Нравоучительный характер повести.

1

1


22



А.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказы и повести из цикла «Заволжье»

(по выбору)

2

3


Ирония


23



А.Н.Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье»






24



А.Н.Толстой. Рассказы и повести из цикла «Заволжье».

25



Л.Н.Толстой и его симбирские впечатления в рассказе «Фальшивый купон». Нравоучительный характер рассказа.

1

1


26



Симбиряк глазами Максима Горького. Чтение и анализ отрывка из повести «Мои университеты». Жанровое своеобразие произведения. Мемуарность и историчность.

1

1

Мемуары

27



А.С.Неверов - наш земляк. Рассказ «Веселые ребята». Чтение и анализ отрывка. Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.

1

2

28



А.С. Неверов. Рассказ «Веселые ребята»


29



Ф.Панферов. Слово о писателе. «Недавнее прошлое». Чтение и обсуждение фрагментов повести.

Автобиографическая основа и реалистичность произведения.

1

2


30




31



Обобщающие занятия. Экскурсия по литературным местам Ульяновска (заочно) и района (музей Ф.И.Панферова…)

3

3


32





33





34



Конкурс «Умники и умницы» (на краеведческом материале)

2

1




Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.


Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представления); житие как жанр литературы (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический гкрой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений0; конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой – повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

-осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно – историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!