СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению в системе РО УМК Эльконин-Давыдов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Соответствует Стандарту второго поколения, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и авторской программы Е.И. Матвеевой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению в системе РО УМК Эльконин-Давыдов.»









Рабочая программа по литературному чтению 2 класс



Составитель:

Меренкова Арина Олеговна, студент 3 курса «КГПК №1 им. М. Горького»



Соответствует:

ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы Е.И.Матвеевой

Рассчитана на:

2 класс (4 часа в неделю)



Срок освоения программы: 1 год












г. Красноярск 2024

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Соответствует Стандарту второго поколения, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и авторской программы Е.И. Матвеевой.


Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением

умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности — систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.


Программа предмета Литературное чтение для учащихся 2 класса разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 31.05.2021г. № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта НОО (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 1.02.2011г.,

19644);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.

№ 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936);

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования;

  • Авторской программы Е.И.Матвеевой. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова , примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).


Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературному чтению для 2 класса под редакцией Е.И.Матвеевой, выпускаемым издательством Вита-Пресс.

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.


Все тексты программы структурированы особым образом в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделен на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определенным набором текстов, посвященных блоку тем.

Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!».

Такая структура программы сохраняется во 2 классе с постепенным увеличением объема текстов в пользу ребенка.

Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.


Цель уроков чтения в начальном звене — воспитание культуры творческого восприятия литературного произведения — решается с помощью творческих задач.


Рабочая программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов.

На изучение курса «Литературное чтение» в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю.

В 2 - 136 часов( 4х34=136 ч.)



Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение» 2 класс


Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

•осознание себя членом многонационального российского общества и государства;

•осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

•сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании Участвовать в общих делах и событиях;

•становление гуманистических и демократических ценностей, осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного отношении к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценности Человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

  • развитие этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других

  • формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

  1. Познавательные результаты

Учащиеся научатся:

    • находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

    • сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

    • устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

    • строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

    • использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

    • классифицировать объекты на основе заданного параметра;

    • определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.


  1. Регулятивные результаты

Учащиеся научатся:

    • планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

    • уточнять формулировки задач;

    • выдвигать и проверять гипотезы;

    • оценивать результат деятельности на основе критериев;

    • находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

    • видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

    • высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

    • определять причины своих и чужих недочетов и подбирать специальные задания для их устранения;

    • сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов;

    • выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

    • сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал Для отработки способа действия и творческих работ;

    • редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

    • определять границы собственного знания / незнания.


  1. Коммуникативные результаты

Учащиеся научатся:

    • понимать позиции разных участников коммуникации;

    • задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

    • осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

    • осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа-сопровождением);

    • владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

    • сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

    • учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

    • проявлять интерес к разным точкам зрения;

    • аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

    • создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

    • создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.


Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:

  1. В речевой и читательской деятельности овладение способами:

    • синтагматического (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) чтения вслух; чтения про себя;

    • анализа и интерпретации произведений разной жанрово-видовой специфики;

    • сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

    • самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

    • различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического и лирического родов литературы;

    • определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

    • разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

    • пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включением описания персонажа, его поступков, диалога;

    • создания в ходе групповой работы сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;

    • самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

    • ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронные журналы «Кукумбер»,

«Литературные пампасы», «Библио Гид» и др.);

    • выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

    • создания нового текста по модели, теме, предложенной проблеме, по выбору;

    • создания монологического высказывания;

    • формулирования ответов на вопросы в диалоге и на письме.


  1. В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:

    • опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

    • умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

    • способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

    • способами нахождения изобразительных средств языка (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

    • способами характеристики персонажей, их поступков;

    • способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

    • способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

    • способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).

  2. В творческой деятельности учащиеся научатся:

    • создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзыв, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

    • редактировать собственный текст;

    • интерпретировать произведение: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, прогнозировать, создавать «виртуальный» мультфильм и др.;

    • создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

    • создавать презентации по результатам исследования произведений;

    • проектировать свою деятельность.


К концу второго класса обучающиеся должны знать:
  • особенности игрового, юмористического текста;

  • виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, социально-бытовые) и авторские;

  • особенности сюжета русских народных сказок;

  • особенности построения русской народной волшебной сказки;

уметь:

  • пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке;

  • выразительно читать поэтические тексты (лирические и игровые диалогового характера) и сказки;

  • выделять особенности построения волшебной сказки и сочинять сказку (согласно модели).

- рассказывать сказку близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям и событиям;

  • критически оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 2 класса — не менее 65 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать свое чтение;

  • находить книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист);

иметь представление:

  • о жанровых особенностях сказки, притчи, волшебной истории, пословицы;

  • о связях между жанрами с целью выявления их общих и различных признаков;

  • об иносказании в сказке и притче;

  • о чтецкой «партитуре» поэтического текста.


Учебно-методический комплект представлен

Учебниками для каждого года обучения:

«Литературное чтение. Каким бывает слово?» - 1-я книга, 2 класс;

«Литературное чтение. Слово в сказке» - 2-я книга, 2 класс;

Содержание учебного предмета 2 класс (120 ч.)
  1. Открытие мира литературы

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания.

















































Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.


  1. Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Слово в сказке

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бы- товая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.


  1. Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте- обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).

Фрагмент календарно-тематического плана по литературному чтению УМК Эльконин- Давыдов


Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Форма

реализации

воспитательного

потенциала

темы

Цифровые образовательные ресурсы

1

Основной смысл притчи

1) Эзоп «Отец и сыновья»

2) Леонардо да Винчи

«Гусеница»

2 часа

Анализируют притчу (событие, поучительный вывод, иносказание); определяют особенности жанра «притча». Поясняют незнакомые слова и выражения. Работают со словарями. Сравнивают

поведение героев притчи. Выразительно читают притчу.

Использование воспитательных возможностей содержания литературного чтения для

формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и

социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,

проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

https://yandex.ru/video/preview/18345724103445016024 - Эзоп Басня "Отец и сыновья".

https://урок.рф/library/prezentatciya_uroka_literaturnogo_chteniya_ezop_otetc_171825.html - презентация урока литературного чтения «Эзоп. Отец и сыновья».

2

Поучение в произведениях

разных жанров

1) «Заяц хвастун». Русская

народная сказка

2) И. А. Крылов «Кукушка

и Петух».

2 часа

Анализируют сказку/басню о животных (зачин, концовка; события; характеристика героев, речь и поведение героев); определяют особенности жанра «сказка о животных».

Характеризируют героев сказки/басни с опорой на текст. Делают обобщения.

Включение в урок литературного чтения игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной

атмосферы во время урока.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293899-urok-literaturnogo-chtenija-po-teme-obrazy-pe - урок литературного чтения по теме Образы персонажей в русской народной сказке и басне. Содержание и композиция произведения.

3

Ворона — героиня сказок 1) Учебный текст «Дорогой читатель!»

2) В.И. Даль «Ворона»

2 часа

Анализируют литературную сказку про ворону. Наблюдают за композицией произведения. Характеризуют поведение и речь героев. Соотносят иллюстрацию с содержанием сказки. Читают выразительно сказку по ролям, определяя настроение героев и их интонации.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках

предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и

добросердечности.

https://yandex.ru/video/preview/17177949647306897459 - В. И. Даль. Ворона. Читает Алена Орлова.

4

Кот и мыши в сказке Н.Д. Телешов «Покровитель мышей»

2 часа

Анализируют сказку Н. Д. Телешова (события; важное решение мышей, ошибка героев; образ кота, портрет героя; отношение читателя к героям; главная мысль; микротемы). Поясняют незнакомые слова и выражения. Пересказывают сказку по плану. Выразительно читают сказку (по ролям).

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках

предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров

ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и

добросердечности.

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/n_d_teleshov_pokrovitel_myshei – Н. Д. Телешов. "Покровитель мышей".

https://yandex.ru/video/preview/17681164214700594408 - Виртуальная «Комната сказок». Н. Телешов Покровитель мышей.

5

Животные — главные

герои

1) А.Н. Толстой «Картина»

2) С.В. Михалков «Слон —

живописец»

3) Д.И. Хармс «Про собаку

Бубубу»

3 часа

Анализируют сказки А. Н. Толстого, Д. И. Хармса (события; поведение и речь героев; образ свиньи, портрет героя; отношение автора

к героям; главная мысль сказки). Поясняют незнакомые слова и выражения. Выразительно читают сказку (по ролям).

Анализируют басню (определяют иносказательный смысл, охарактеризовывают поведение и речь героев). Сравнивают сказку и басню.

Осваивают понятие «басня». Определяют её жанровые признаки. Поясняют мораль басни.

Включение в урок литературного чтения игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной

атмосферы во время урока.

https://yandex.ru/video/preview/16581665272798952959 - про собаку Бубубу. Даниил Хармс.

https://yandex.ru/video/preview/13060042976510649582 - басня Слон живописец Сергея Михалков.

6

Образ животных в сказке

Н. К. Абрамцева «А я кто?»

3 часа

Анализируют сказку Н. К. Абрамцевой (события; поведение и речь

героев; образ щенка, отношение автора к героям; главная мысль

сказки). Поясняют незнакомые слова и выражения.

Наблюдают за изобразительными

средствами языка. Выразительно читают сказку (по ролям).

Включение в урок литературного чтения игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной

атмосферы во время урока.

https://yandex.ru/video/preview/11416109460936439639 - «А я кто?» - Наталья Абрамцева.

7

Кого изображают писатели

животными в произведениях? 1) С. М. Козлов «Как слон ходил в гости к Ёжику»

2) Э. Э. Мошковская «Слон»

3 часа

Анализируют сказку С. М. Козлова (события; поведение и речь героев; образ слона, ёжика и др. отношение автора к героям; главная

мысль сказки). Поясняют незнакомые слова и выражения.

Включение в урок литературного чтения игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной

атмосферы во время урока.

https://yandex.ru/video/preview/14619943978537941600 - Сергей Козлов. Ёжикина радость | Как слон ходил в гости к Ёжику.

https://yandex.ru/video/preview/8873738683743961449 - Э. Мошковская.

8

Мудрость в произведениях 1) К. Д. Ушинский «Лиса и козел» 2) А.С. Барков «Хитрец»

3 часа

Анализируют сказку К. Д. Ушинского. Делят текст на микротемы. Озаглавливают каждую микротему. Пересказывают сказку по плану. Оценивают пересказ сказки по критериям. Определяют жанр произведения А. С. Баркова. Наблюдают за особенностями развития действия в рассказе и поведением героев.

Включение в урок литературного чтения игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной

атмосферы во время урока.

https://yandex.ru/video/preview/13321055787958585736 - "Лиса и козел". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского.

9

Волшебство в сказках

1) К. Д. Бальмонт «Фейные сказки. Ветерок Феи»

2) И. М. Пивоварова «Волшебная палочка»

3) Это важно знать. «Книга: обложка, форзац. Титул» 4) В. М. Инбер «Шелест книжных страниц…»

4 часа

Анализируют стихотворения К. Д. Бальмонта, И. М. Пивоваровой. Поясняют смысл произведений. Определяют слова и выражения, которые помогли поэтам создать сказочный образ. Находят приёмы звукописи в тексте. Определяют интонации в тексте. Рассказывают о том, о чём говорится в каждой строфе. Рассказывают стихотворение наизусть.

Включение в урок литературного чтения игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной

атмосферы во время урока.

https://yandex.ru/video/preview/16487603843848854602 - буктрейлер по книге Константина Бальмонта "Фейные сказки".

https://yandex.ru/video/preview/15187042649353395980 - Ирина Пивоварова. Волшебная палочка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!