СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению УМК РИТМ 1-4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебной дисциплине «Литературное чтение» при­надлежит особое место в системе начального образо­вания, так как курс вырабатывает универсальные учебные действия (УУД), имеющие первостепенное значение для обучения умению учиться, — умение чи­тать. Составлена по учебнику Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению УМК РИТМ 1-4 класс»

Содержание:

1)пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальная школа — новый этап в жизни ребенка, важный для всего последующего его обучения и разви­тия. Здесь закладывается фундамент дальнейшего об­разования, формируются универсальные учебные дей­ствия (УУД), обеспечивающие умение учиться и твор­чески применять знания для решения жизненных задач.

Начальная школа — важный этап в духовно-нравст­венном развитии и воспитании школьника. Здесь фор­мируются основы социальной культуры личности, ста­новления гуманистических и демократических цен­ностных ориентиров учащегося, происходит его знакомство с базовыми национальными ценностями.

Общие цели начального образования определя­ют и конкретные задачи литературного образования в 1—4 классах.

Учебной дисциплине «Литературное чтение» при­надлежит особое место в системе начального образо­вания, так как курс вырабатывает универсальные учебные действия (УУД), имеющие первостепенное значение для обучения умению учиться, — умение чи­тать. Составлена по учебнику Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние.

Литературное чтение формирует потребность чи­тать, что обеспечивает в дальнейшем приобретение знаний, а чтение художественной литературы — нравственное развитие личности, самосовершенство­вание.

Предметом изучения в курсе «Литературное чтение» являются тексты, следовательно, предоставляется воз­можность формирования у учащихся метапредметных навыков работы с любыми текстами, что необходимо для обучения и саморазвития личности.

Художественная литература в силу своей образно-эмоциональной формы обладает эффективными воз­можностями духовно-нравственного воспитания уча­щихся, которое осуществляется по принципу ориента­ции на персонифицированный идеал и следования нравственному примеру.

Названные потенциалы дисциплины «Литературное чтение» реализуются в предлагаемом курсе. Программа имеет целью:

духовно-нравственное развитие и воспитание обу­чающихся;

выработку у них универсальных учебных действий;

получение обучающимися опорных предметных зна­ний.

Своеобразие курса «Литературное чтение» выража­ется в расстановке акцентов среди комплекса целей обучения и воспитания.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебной дисциплине «Литературное чтение» принадлежит особое место в системе начального образования, так как курс вырабатывает универсальные учебные действия (УУД), имеющие первостепенное значение для обучения умению учиться, — умение читать. «Литературное чтение» формирует потребность читать, что обеспечивает в дальнейшем приобретение знаний, а чтение художественной литературы — нравственное развитие личности, самосовершенствование. Предметом изучения в курсе «Литературное чтение» являются тексты, следовательно, предоставляется возможность формирования у учащихся метапредметных навыков работы с любыми текстами, что необходимо для обучения и саморазвития личности. В области духовно-нравственного развития и воспи­тания обучающихся приоритетными содержательны­ми линиями избрано: национально-ориентированное воспитание, формирование гражданской и этнической идентичности. Оно находит выражение в знакомстве с этическими («что хорошо, что плохо») и эстетически­ми («что красиво, что некрасиво») идеалами народа. Курс приобщает учащихся к мировой культуре через родную культуру. Решение данной задачи диктует от­бор текстов для изучения. В курсе преобладают произ­ведения русской словесности, но для сравнения с ними включены также фольклорные и литературные произ­ведения других народов, т. е. русская культура дается в контексте мировой культуры. Это позволяет форми­ровать у школьников представление как об общечело­веческом нравственном единстве, так и об этническом своеобразии народов и их словесного искусства. На этой основе формируются этническая толерантность и уважение к другим культурам.

Национально-ориентированное обучение и воспита­ние осуществляется также через приобщение уча­щихся к истокам и основам родной культуры; через знакомство с культурными традициями народа, раз­витие интереса детей к прошлому своего народа — не только героическому, но и повседневному; через зна­комство с русским бытом, обрядами и обычаями, ре­лигиозной культурой, т. е. через формирование исто­рической памяти и осознание себя звеном в цепочке поколений.

Значительную часть текстового материала в курсе составляют фольклорные произведения. Их содержа­ние связано с родной природой и народным бытом. Фольклор четко выражает этические и эстетические представления народа.

Другая содержательная линия в духовно-нравствен­ном развитии и воспитании обучающихся — экологи­чески ориентированное образование и воспитание как решение важнейшей проблемы современности. Среди подобранных для изучения текстов значительное место занимают произведения о природе и взаимоотношени­ях человека с природой. Экологическое образование осуществляется в единстве с воспитанием — эстети­ческим и нравственным: осознание красоты природы рождает бережное отношение к ней, любовь и сопере­живание ко всему живому, совершенствует нравствен­ный мир личности.

В области получения предметных знаний приоритет­ная содержательная линия — изучение художествен­ных произведений как словесного искусства, что при­влекает особое внимание к речевой стороне художе­ственного произведения, изучению родного языка в его эстетической функции как важнейшего явления наци­ональной культуры. В курсе решаются вопросы речево­го развития школьников: развитие оценочного отноше­ния к художественному слову, развитие устной и пись­менной речи, формирование языкового чутья. Этому помогает соответствующий отбор текстов: в курсе изу­чаются доступные детям лучшие произведения отече­ственной и зарубежной литературы XIX—XX вв., в том числе детской литературы, — литературная и фоль­клорная классика. Только образцовые, высокохудоже­ственные тексты формируют эстетический вкус и язы­ковое чутье.

Отбор образцовых, художественно-емких произведе­ний позволяет широко использовать познавательные возможности литературы. Знакомясь по художествен­ным произведениям с историей страны, бытом народа, историей родного языка, историей российской школы, родной природой, взаимоотношениями человека и жи­вотных, разнообразием человеческих характеров и ти­пов поведения, детской субкультурой (раздел «Фанта­зеры» и детский фольклор в разных разделах учебни­ка), учащиеся получают метапредметные знания, у них формируется (на уровне, возможном для начальной ступени образования) целостная картина природного и социокультурного мира, а в области обучения обеспе­чивается межпредметная интеграция.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в обязательную часть Базисного учебного плана (вариант I для образовательных учреждений, обучение в которых ведется на русском языке); на изучение его отводится 4 часа в неделю в 1—4 классах, т. е. общее число часов по годам обучения распределяется следующим образом:

1 класс — 132 часа в год (из них литературное чтение 40 часов);

2 класс — 136 часов в год;

3 класс — 136 часов в год;

4 класс — 136 часов в год.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

В результате изучения учебного курса «Литературное чтение» («Родное слово») у выпускников будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие дальнейшее обучение:

  • положительное отношение к школе и процессу получения знаний;

  • интерес к новому учебному материалу;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • ориентация в нравственном содержании поступков и знание основ моральных норм;

  • развитие этических чувств, понимание чувств других, умение сопереживать.

Учащиеся овладеют метапредметными УУД, в результате чего научатся:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, выраженные явно и неявно;

  • определять тему и главную мысль текста; соотносить название текста с содержанием, с главной мыслью;

  • делить текст на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность;

  • сравнивать объекты, описанные в тексте;

  • понимать жанр, структуру, выразительные средства;

  • использовать различные виды чтения (вслух и про себя; ознакомительные, изучающие, поисковые);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

В области преобразования и интерпретации информации научатся:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • составлять на основании текста небольшие монологические высказывания, отвечая на поставленный вопрос.

В области оценки информации научатся:

  • высказывать оценочное суждение;

  • оценивать место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • подвергать сомнению информацию, замечать пробелы и находить пути восполнения информации;

  • участвовать в диалоге при обсуждении информации.

Предметные результаты овладения содержанием курса следующие:

  • овладение техникой чтения, умение понимать прочитанное и прослушанное, пользоваться различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое);

  • различение на практическом уровне видов текстов (художественные научно-популярные, учебные);

  • ориентирование в содержании текстов разного вида; понимание смысла, определение темы, главной мысли, подбор к тексту заголовка, умение отвечать на вопросы по тексту и задавать вопросы, находить в тексте нужную информацию;

  • использование простейших приемов анализа (составлять план, устанавливать связи разного рода, характеризовать героев, находить средства выразительности, определять отношение автора к герою);

  • использование различных форм интерпретации содержания текстов;

  • ориентирование в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами;

  • передача содержания прочитанного с учетом вида текста (пересказ полный, краткий, выборочный);

  • участие в обсуждении;

  • сопоставление произведений разных жанров; умение отличать прозаический текст от стихотворного, распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);

  • умение читать по ролям;

  • создание своего текста на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин, иллюстрации к произведению и личного опыта;

  • реконструирование текста.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отве­чать на вопросы по содержанию услышанного произве­дения, определение последовательности событий, осоз­нание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познава­тельному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целы­ми словами вслух (скорость чтения в соответствии с ин­дивидуальным темпом чтения), постепенное увели­чение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысло­вых особенностей разных по виду и типу текстов, пере­дача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понима­ние особенностей разных видов чтения: факта, описа­ния, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представле­ние о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фоль­клорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от на­бора предложений. Прогнозирование содержания кни­ги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их оза-главливание. Умение работать с разными видами ин­формации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отве­чать на вопросы, выступать по теме, слушать высту­пления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение для ответа справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, спра­вочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энцикло­педии).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в би­блиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное со­отношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор является выражением общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступ­ков героев с точки зрения норм морали. Осознание поня­тия «Родина», представления о проявлении любви к Ро­дине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Самостоятельное воспроизведение текста с ис­пользованием выразительных средств языка: последо­вательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использова­нием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, харак­теризующих героя и событие. Анализ (с помощью учи­теля) мотивов поступка персонажа. Сопоставление по­ступков героев по аналогии или по контрасту. Выявле­ние авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, ха­рактер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; де­ление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде предло­жений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятель­но сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рас­сказ о герое), описание места действия (выбор слов, вы­ражений в тексте, позволяющих составить данное описа­ние на основе текста). Вычленение и сопоставление эпи­зодов из разных произведений по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекват­ное соотношение заглавия с содержанием. Определе­ние особенностей учебного и научно-популярного тек­ста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анали­за различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли тек­ста; деление текста на части, определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизве­дение текста с опорой на ключевые слова, модель, схе­му. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ тек­ста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диа­логического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемо­му произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Ис­пользование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями националь­ного этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавание прямого и перенос­ного значения слов, их многозначности), целенаправ­ленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Моно­логическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение в вы­сказывании главной мысли текста. Передача содержа­ния прочитанного или прослушанного с учетом специ­фики научно-популярного, учебного и художественно­го текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного текста, произведения изобра­зительного искусства) в рассказе (описание, рассужде­ние, повествование). Самостоятельное построение пла­на собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения) с учетом особенностей монологи­ческого высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, корот­кий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, главной мысли, места дей­ствия, характеров героев); использование в письмен­ной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение); рассказ на за­данную тему, отзыв на прочитанное произведение.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской лите­ратуры, произведения современной отечественной (с учетом многонационального состава России) и зару­бежной литературы, доступные для восприятия млад­ших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популяр­ная, справочно-энциклопедическая литература; дет­ские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, бра­тьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в худо­жественной речи (с помощью учителя) средств вырази­тельности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравне­ний, метафор, гипербол, олицетворений.

Ориентирование в литературных понятиях: художе­ственное произведение, художественный образ, искус­ство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой про­изведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отно­шение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенно­стях построения разных видов рассказывания: пове­ствование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, инте­рьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, раз­личение, выделение особенностей стихотворного про­изведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведе­ния (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фоль­клорные формы (колыбельные песни, потешки, посло­вицы и поговорки, скороговорки, загадки) — узнава­ние, различение, определение основного смысла. Сказ­ки (о животных, волшебные, бытовые). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская)сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представле­ние о жанре, особенностях построения и выразитель­ных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное ри­сование; знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (уста­новление причинно-следственных связей, последова­тельности событий, соблюдение этапности в выполне­нии действий); изложение с элементами сочинения; создание собственного текста на основе художественно­го произведения (текст по аналогии), репродукций кар­тин художников, по серии иллюстраций к произведе­нию или на основе личного опыта.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1. Ребятам о зверятах

(5 ч).


Слушание, адекватное понимание содержания звучащего текста, ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух. Чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение (по указанию учителя) для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических: вопросительная и восклицательная интонация, передача чувства радости, выражение с помощью интонации отношения к герою. Декламация (чтение наизусть). Выбор слов из предложенного ряда для характеристики персонажа. Оценка поступков персонажей (высказывание своего суждения). Вывление авторского отношения по речевым признакам. Сравнение двух произведений по нескольким признакам (персонажи, события и др.). Подбор заголовка, соответствующего содержанию. Сравнение предметов по нескольким признакам. Нахождение созвучий. Реконструкция деформированного текста (с пропущенным словом, значимым для смысла); развертывание текста: «додумывание» эпизода в сюжете (по аналогии); раскрашивание рисунка соответственно описанию в тексте (элементы иллюстрирования). Заполнение фрагмента в оглавлении предполагаемой книги; подбор фрагмента текста, соответствующего иллюстрации; сравнение описания в тексте и иллюстрации

Что хорошо, что плохо

(7 ч).


Определение значения слова по контексту; выбор слов из текста для заглавия. Восстановление последовательности событий в тексте. Выборочное (по указанию учителя) поисковое чтение с целью нахождения нужной информации; поиск фрагментов текста для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение: пауза для выражения раздумья, вопросительная интонация. Обсуждение поступков героев, нравственная оценка (высказывание своего суждения), выбор слов для характеристик из предложенного ряда. Сравнение поступков литературных персонажей с собственным поведением (выработка жизненной позиции). Определение главной мысли. Сравнение произведений разных жанров (рассказ и потешка) по персонажам и событиям. Сравнение предметов по обозначенным в тексте загадки признакам. Сравнение текста (загадка) и рисунка. Нахождение созвучий. Произнесение скороговорки (фонетическое упражнение). Создание устного текста овествовательного характера о своей помощи взрослым (с опорой на прочитанное произведение). Создание фрагмента текста (реплики в общении). Создание рисунка в соответствии с текстом. Работа в группе и индивидуально: инсценирование фрагмента рассказа, подбор книг к выставке, иллюстрирование проекта

Расскажу вам сказку старин-

ную, не шибко короткую, не

шибко длинную (6 ч).


Выборочное чтение; установление последовательности событий. Выразительное чтение: передача интонацией просьбы, вопроса и ответа, отношения автора к персонажу (любуется, хвалит и т. д.). Выбор предложений из текста для озаглавливания частей. Пересказ эпизодов по плану с использованием сказочных выражений. Характеристика персонажей по их поступкам: выбор словхарактеристик из заданного ряда. Определение главной мысли, сравнение смысла пословицы и сказки. Замена старинных слов современными, разговорных — литературными. Нахождение созвучий. Идентификация (узнавание) предметов старинного быта, изображение их (рисунок). Создание дополнительных эпизодов в сюжете сказки, иллюстрирование. Участие в литературной викторине. Заполнение фрагментов в аннотации

«В окно повеяло весною...»

(3 ч).


Выразительное чтение. Сравнение описания весны у разных авторов. Сравнение стихотворений по способу повествования (от первого и третьего лица). Поиск слов и выражений, которые помогают автору сказать о весне как о живом существе. Анализ примеров звукописи: выделение звуков, передающих раскаты грома, шуршание. Объяснение образных выражений, распознавание прямого и переносного значения слова в тексте. Создание текста на заданную тему (устный рассказ о весеннем дожде по собственным наблюдениям). Раскрашивание соответственно тексту (элементы иллюстрирвания). Выбор строчки из стихотворения для названия книги; заполнение фрагмента содержания; практическое пользование содержанием книги

Учиться всегда пригодится

(5 ч).


Выборочное чтение фрагментов. Выразительное чтение: передача тона речи (строгий тон учительницы). Определение значения слова по контексту, через подбор родственных слов. Чтение учебной статьи, определение ее темы (о чем), краткий пересказ. Пересказ фрагментов по плану. Сравнение двух персонажей по их поступкам. Замена разговорных слов литературными. Устный рассказ на заданную тему; иллюстрирование; драматизация фрагмента (подготовка к чтению по ролям). Заполнение фрагментов аннотации. Работа в группе и индивидуально: подбор книг к выставке, иллюстрирование проекта, презентация подготовленной информации в наглядном и вербальном виде

Смех да потеха в жизни не

Помеха

(3 ч).


Выразительное чтение юмористических стихотворений: правильное интонирование, анализ изменения смысла при смене интонации. Нахождение признаков повествования от лица мальчика (В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква»). Определение серьезного смысла в шуточном произведении. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление нарушенных связей между предметами в тексте, восстановление правильных. Определение смысла заглавия. Выделение в стихе созвучий. Толкование слов с переносным значением. Создание рассказа-небылицы по образцу. Анализ рисунка: небылица в рисунке. Драматизация фрагмента произведения: определение принадлежности героям реплик (подготовка к чтению по ролям). Заполнение картотеки детских писателей. Работа в группе и индивидуально: инсценирование фрагмента рассказа, подбор книг к выставке, иллюстрирование проекта

Лето красное

(5 ч).


Выразительное чтение стихотворных загадок: передача шутки интонацией. Определение причин, вызвавших чувство, описанное в стихотворении. Подбор примеров из текста для подтверждения своей мысли. Описание своих представлений по прочтении стихотворения (устный рассказ). Определение настроения, выраженного в стихотворении. Сравнение двух произведений, близких по теме. Сравнение двух загадок об одном предмете, но загаданном по разным признакам. Поиск в тексте эпитетов, сравнений и слов, помогающих сказать о неживом предмете как об одушевленном (олицетворение). Толкование образных выражений, определение значения слова по его составу, по контексту. Устный рассказ-повествование с элементами описания о своем жизненном опыте («Дождь сквозь солнце»); рисунок по тексту (предмет в загадке); иллюстрирование стихотворения

Сказки зарубежных писателей (4 ч).

Чтение фрагментов. Пересказ. Обсуждение поступков героев, нравственная оценка. Подтверждение своих слов примерами из текста

Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть... (3 ч).

Выразительное чтение (произнесение считалок с разной интонацией, выработка ритма и интонации счета). Разучивание игры. Разыгрывание текста. Проверка сформированности учебной и читательской деятельности, систематизация знаний


2 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

(3 часа) Стихи и рассказы о школе.

Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этических формул приветствия. Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; сравнение текстов, близких по форме и содержанию. Характеристика поведения персонажей; определение авторской позиции; оценка речевого поведения персонажей. Формулировка темы произведения; обнаружение в тексте прямого и переносного значений слова. Обнаружение в тексте речевых примет рассказа от первого лица; определение конкретного значения слова в контексте.

Сравнение двух речевых вариантов для выражения одного и того же; образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Создание устного текста повествовательного характера ( с опорой на прочитанное произведение).

"Что такое хорошо и что такое плохо" (11часов)

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов. нужных для подтверждения своей мысли. применение этикетных формул вежливого общения с людьми; произнесение скороговорки. создание собственных высказываний на основе содержания текста; объяснение смысла заглавия; сравнение текстов, близких по содержанию; озаглавливание частей текста; выборочный пересказ текста. Характеристика поведения персонажей; определение авторской позиции; анализ поступков героя с точки зрения норм морали; оценка речевого поведения персонажей; обнаружение нравственных ценностей, отраженных в поведении персонажей; выявление отличий произведений разных жанров; определение поучительного смысла произведения. Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. построение устного монолога в форме рассказа ( описание) Обнаружение жанровой специфики басни, пословицы, скороговорки; формулировка основной мысли произведения. Выявление речевых особенностей скороговорки; определение значения фразеологизма; сравнение двух речевых вариантов выражения одного и того же; подбор слов для характеристики персонажа Создание устного текста повествовательного характера ( с опорой на прочитанное произведение) Иллюстрирование Литературоведческая пропедевтика: формулирование представления о жанровом своеобразии произведений4 басня как нравоучительное произведение. Мораль басни и способы ее выражения; углубление представлений об основной мысли произведений; развитие представлений об иносказании; пословица как малый фольклорный жанр. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с устойчивыми выражениями4 словесное выражение основной мысли художественного произведения. Творческая работа. Работа с книгой

"Уж небо осенью дышало..." (8 часов)

Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. построение устного монолога в форме рассказа ( описание). Формулировка выводов, основанных на содержании текста; поиск информации в сети интернет, выделение частей художественного произведения в соответствии с выраженным в нем настроением. Определение эмоционального тона произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста . Выявление образа автора в произведении; выявление в тексте скрытого сравнения и слов, передающих звуковые впечатления об объекте. Выявление речевых особенностей художественного произведения (средства создания выразительности); объяснение значения слова и выражения Создание устного текста повествовательного характера; иллюстрирование текста; раскрашивание картинки в соответствии с содержанием текста. Создание устного текста повествовательного характера; иллюстрирование текста; раскрашивание картинки в соответствии с содержанием текста. Выявление образа автора в произведении; выявление в тексте скрытого сравнения и слов, передающих звуковые впечатления об объекте.

Про хитрую лису, глупого волка и других зверей. (14 часов)

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. чтение по ролям (инсценирование). Выборочное чтение. Фонетическое упражнение (скороговорка). Создание собственных высказываний на основе содержания текста; пересказ фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или жанру. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм человеческой морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение по событиям и персонажам; обнаружение нравственных ценностей, отраженных в произведении.Выявление отличительных особенностей фольклорных текстов в произведениях раздела; выделение жанровых признаков сказок о животных в конкретных текстах; выявление отличий между сказкой о животных и рассказом; определение роли созвучий в тексте. Выявление речевых особенностей художественного произведения ( созвучие, образные слова и выражения) ; объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах (общий корень в ряде слов, суффиксы с оценочным значением). Инсценирование; создание сказки по предложенной модели; создание сказки или истории по пословице; иллюстрирование; написание краткого отзыва в "Дневнике читателя" Выявление отличительных особенностей фольклорных текстов в произведениях раздела; выделение жанровых признаков сказок о животных в конкретных текстах; выявление отличий между сказкой о животных и рассказом; определение роли созвучий в тексте. Выявление отличительных особенностей фольклорных текстов в произведениях раздела; выделение жанровых признаков сказок о животных в конкретных текстах; выявление отличий между сказкой о животных и рассказом; определение роли созвучий в тексте. создание сказки по предложенной модели; создание сказки или истории по пословице; иллюстрирование;; создание сказки по предложенной модели; создание сказки или истории по пословице; иллюстрирование

Делу время-- потехе час (8 часов)

Просмотровое и выборочное чтение. Выразительное чтение. произнесение скороговорки. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру Выбор слов из предложенного ряда для характеристики персонажа; характеристика персонажа по его поступкам4 оценка нравственных качеств персонажа. Придумывание загадок по модели, текст а- по пословице; работа с иллюстрацией, репродукцией. Написание краткого отзыва в "Дневнике читателя". Выбор слов из предложенного ряда для характеристики персонажа; характеристика персонажа по его поступкам4 оценка нравственных качеств персонажа.

Сказки русских писателей (11 часов)

Просмотровое и выборочное чтение для нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение по ролям (инсценирование). Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение частей текста; пересказ фрагментов текста; пересказ по составленному плану; выделение общего и отличного в произведениям, сходных по сюжету или по жанру. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; оценка речевого поведения персонажей . Обнаружение нравственных ценностей, отраженных в анализируемых произведениях; восприятие красоты художественного слова. Выделение специфических признаков народной и литературной сказок в конкретных текстах; наблюдение за последовательностью событий в произведениях. Работа над проектом

Родина любимая (5 часов)

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение (выражение голосом эмоционального тона стихотворения; расстановка логических ударений в поэтическом тексте). Создание устного текста- рассуждения. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; поиск информации в сети Интернет; выделение частей текста. Объяснение значения слова и выражения; выделение общего корня в ряде слов. Выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения. Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения).

Ой ты, зимушка- зима" (11 часов)


Выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение (тренировка вопросительной и восклицательной интонации; передача эмоционального тона стихотворения). Создание собственных высказываний на основе содержания текста; определение жанра произведения; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения. Восприятие красоты родной природы, воспетой поэтами; описание эмоционального тона произведения. Определение жанра произведения. Обнаружение в тексте народно- поэтических и разговорных слов; выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения, Народно- поэтическая, разговорная лексика); объяснение значения слов и выражений; подбор синонимов к слову; выделение морфем в слове. Создание устного текста- описания, текста- повествования. Иллюстрирование.

Словесные забавы (16 часов)

Работа над чистотой произношения звуков Создание собственных высказываний на основе содержания текста; определение жанра произведения; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения.Придумывание загадак по модели; иллюстрирование Выделение средств выражения комического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений. Выделение жанровых признаков в пословицах, загадках, шуточных народных песнях, небылицах, докучных сказках; определение роли созвучий в тексте. Выявление в тексте звукописи, созвучий, образных слов, устаревших слов и определение их роли в произведении; объяснение значений слов и выражений. Выделение жанровых признаков Работа над проектом

Сказки разных народов ( 6 часов)

Создание собственных высказываний на основе содержания текста; определение жанра произведения; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление нравственных ценностей и национальной специфики, отраженных в анализируемых произведениях. Выделение специфических признаков сказки о животных в конкретных текстах; обнаружение признаков сказки-- объяснения в анализируемых текстах; обнаружение в тексте противопоставления.

О братьях наших меньших (11 часов)

Анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение произведений по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений. Обнаружение олицетворений в текстах. Анализ звукописи, олицетворения (без термина), разговорных слов как речевых особенностей произведений о животных; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений сов в тексте. Создание сказки- объяснения по модели Обнаружение олицетворений в текстах. Анализ звукописи, олицетворения (без термина), разговорных слов как речевых особенностей произведений о животных; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений сов в тексте. Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений. Обнаружение олицетворений в текстах. Анализ звукописи, олицетворения (без термина), разговорных слов как речевых особенностей произведений о животных; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений сов в тексте. Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений.

Прилетел кулик из заморья-- принёс весну из неволья (13 часов)

Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление нравственных ценностей и национальной специфики, отраженных в анализируемых произведениях Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений. Выявление речевых особенностей художественного произведения ( созвучие, образные слова и выражения) ; объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах (общий корень в ряде слов, суффиксы с оценочным значением). Выделение средств выражения комического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений. Выявление речевых особенностей художественного произведения ( созвучие, образные слова и выражения) ; объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах (общий корень в ряде слов, суффиксы с оценочным значением). Анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение произведений по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этических формул приветствия. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление нравственных ценностей и национальной специфики, отраженных в анализируемых произведениях Выявление речевых особенностей художественного произведения ( созвучие, образные слова и выражения) ; объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах (общий корень в ряде слов, суффиксы с оценочным значением). Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений. Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этических формул приветствия. Адекватное понимание содержания звучащей речи Работа над проектом

Сказки зарубежных писателей ( 9 часов)

Выделение средств выражения комического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений. Анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение произведений по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этических формул приветствия. Работа над проектом

Лето красное ( 5 часов)

Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений. Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации..

Фантазёры ( 4 часа)

Выделение средств выражения комического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление нравственных ценностей и национальной специфики, отраженных в анализируемых произведениях Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этических формул приветствия. Выделение средств выражения комического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений.

3 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Славная осень (10 ч).

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру, а также в произведениях разных народов; творческий пересказ текста; составление плана. Анализ средств создания комизма; характеристика персонажа по его поступкам; определение глав ной мысли произведения. Определение жанра произведения; выявление средств создания комического в тексте; выявление созвучия. Выявление в тексте произведения созвучий, образных слов,  и определение их роли в тексте; подбор синонимов; объяснение значений слов и выражений. Создание эпизодов сказки по модели. Пересказ сказки в обратном порядке. Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя»

Про хитроумного дрозда, глупо-

го медведя и других зверей

(6 ч).

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение по ролям (инсценировка). Выразительное чтение: передача голосом разного рода просьб. Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; составление плана по событиям; выделение частей текста и озаглавливание частей в заданной речевой форме; пересказ фрагментов текста; выделение сходств и различий при сопоставлении произведений разных жанров. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм человеческой морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление норм морали

Делу — время, потехе — час

(10 ч).

Просмотровое и выборочное чтение. Выразительное чтение. Произнесение скороговорки. Формулировка выводов, основанных на содержании текста; установление логически правильных связей между объектами; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Обнаружение смешного в содержании рассматриваемых произведений; определение основных приемов создания небылиц, скороговорок. Выделение жанровых признаков небылицы, путаницы, скороговорки, докучной сказки в конкретных текстах;

Сказки-несказки (10 ч).

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Инсценировка. Формулирование выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; составление плана в разном речевом оформлении; пересказ фрагментов текста; подробный пересказ текста; Характеристика поведения персонажей; сравнение произведений по событиям и персонажам; определение главной мысли текста. Выделение отличительных жанровых признаков сказки несказки; разграничение жанров сказки, рассказа. Анализ разговорных слов, эпитетов, сравнений как речевых особенностей произведений о животных; определение значений слов в тексте;

Что такое хорошо и что такое

плохо» (11 ч).

Просмотровое и выборочное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; объяснение смысла заглавия; создание текста-рассуждения; сравнение текстов, близких по содержанию; озаглавливание частей текста; подробный пересказ текста; выявление в тексте признаков рассуждения. Характеристика поведения персонажей; определение авторской позиции; анализ поступков персонаей с точки зрения норм морали;. Подбор синонимов; разграничение слов разговорных и общеупотребительных, устаревших и современных; толкование образных выражений; определение роли уменьшительно-ласкательных слов.

В мире волшебной сказки (10 ч).

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; составление сложного плана; пересказ фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; передача содержания текста своими словами с использованием сказочной лексики. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам.

«Поет зима, аукает...» (10 ч).

Выборочное чтение для нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение. Восприятие красоты родной природы, воспетой поэтами; описание эмоционального тона произведения; характеристика образа автора в произведении. Выявление жанровых признаков считалки, загадки, приметы в конкретных текстах; обнаружение в тексте приема противопоставления, олицетворения,     звукописи; выявление средств   выражения комического в текстах

Сказки русских писателей (5 ч).

Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или жанру. Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Выделение в конкретных текстах специфических признаков литературной сказки

О братьях наших меньших (9 ч).

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Определение эмоционального тона и настроения произведения; характеристика поведения персонажей; определение главной мысли произведения; характеристика автора произведения. Выделение отличительных       жанровых признаков сказки и рассказа. Анализ образных слов и выражений; выделение речевых признаков повествования от первого лица; подбор синонимов; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений слов в тексте

Фантазеры (9 ч).

Работа над чистотой произношения звуков Создание собственных высказываний на основе содержания текста; определение жанра произведения; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения. Придумывание загадок по модели; иллюстрирование Выделение средств выражения комического в шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений.

Так нельзя, а так можно и нужно

(8 ч).

Выборочное чтение. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация. Построение устного монолога в форме рассказа (описание). Создание собственных высказываний на основе содержания текста; выделение частей художественного произведения; озаглавливание частей текста; выделение сходства и отличия текстов; подробный пересказ текста; поиск информации в сети Интернет.

Красна птица перьем, а человек

ученьем (10 ч).

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Создание собственных высказываний на основе содержания текста; объяснение смысла заглавия; озаглавливание частей текста; выборочный пересказ текста с заменой лица (творческий пересказ); выделение сходных признаков предметов.

И в шутку, и всерьез (8 ч).

Выявление речевых особенностей художественного произведения ( созвучие, образные слова и выражения) ; объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах (общий корень в ряде слов, суффиксы с оценочным значением).

Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы  его произведений. Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста.

Сказки зарубежных писателей

(7 ч).

Анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение произведений по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова. Адекватное понимание содержания звучащей речи. создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. чтение вслух и про себя слов, предложений, текста. Выборочное чтение для получения определенной информации. Выразительное чтение небольших текстов, стихотворных и прозаических. создание коротких монологических текстов с опорой на авторский текст или собственный опыт;

Лето красное

(6 ч).

Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа (условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы  его произведений. Выборочное чтение для получения определенной информации. Адекватное понимание содержания звучащей речи

Русские мастера (1 ч).

Выделение средств выражения комического в народных шуточных произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений.


4 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Унылая пора! Очей очарова-

нье!.. (11 ч)

Выразительное чтение стихов, декламация. Составление простого плана научно-популярного текста. Пересказ по плану. Сравнение художественного и научно-популярного текстов, близких по теме. Анализ разных вариантов заглавия, сравнение их соответствия содержанию. Определение эмоционального тона. Сравнение художественных произведений близкой тематики разных авторов (по эмоциональному тону, по отношению автора к осени). Сравнение произведений одного автора (Вяземского) по эмоциональному тону. Поиск средств выразительности (эпитетов, повторов), определение их роли в произведении. Поиск антонимов и выражений, противоположных по смыслу. Сравнение загадок об одном предмете, загадан

ном по его разным признакам. Поиск звукописи. Устный рассказ об осени с использованием средств выразительности. Раскрашивание рисунка в соответствии с текстом, иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя».

Что хорошо, что плохо (13 ч).

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Озаглавливание по событиям, персонажам, главной мысли; анализ вариантов заглавия (их адекватность содержанию, выразительность). Составление плана. Краткий пересказ фрагментов по плану.Выбор слов из текста, позволяющих судить о давности события («Слепая лошадь»). «Домысливание» предшествующих сюжету отношений героев (Тема и его отец). Толкование смысла пословиц. Обсуждение поступков персонажей, их нравственная оценка. Выбор слов из заданного ряда для характеристики персонажа (обогащение активного словарного запаса). Сравнение двух произведений по содержанию, сравнение смысла рассказа и пословицы. Сравнение старославянских и современных русских слов одного корня, определение роли церковнославянских слов в произведении. Поиск в тексте синонимов. Проверка, оценка прочитанного текста

В мире сказки

(10 ч).

Чтение художественных текстов. Пересказ фрагментов сказки близко к тексту (с использованием сказочных выражений). Чтение учебной статьи; деление текста на части по содержащейся информации, составление плана и краткий пересказ по плану. Определение волшебных событий, волшебных персонажей и волшебных предметов в текстах волшебных сказок. Сравнение места действия в волшебной и бытовой сказках, сравнение персонажей. Сравнение решения трудной задачи в сказках волшебной и бытовой. Сравнение двух волшебных сказок по их построению.Поиск слов и выражений, характерных для волшебной сказки. Лингвистический эксперимент: деформирование фразы (устранение повтора); сравнение фраз с повтором и без него; художественная роль повтора. Создание сказочного эпизода по модели. Трансформация двухчастной волшебной сказки в одночастную с добавлением сказочной концовки. Чтение бытовой сказки по ролям. Различение сборника и книги с одним произведением. Иллюстрирование проекта, декламация произведений, инсценирование художественных текстов

Делу время — потехе час (6 ч).

Выразительное чтение. Определение возраста персонажей шуточной песни о чечетке по их названию (сидень, лежень и т. д.). Характеристика отношений между персонажами по их действиям (песня о чечетке). Сравнение песен о птицах со сказкой. Определение прямого и переносного значения слова и выражения в шуточных произведениях. Сравнение двух переводов английской народной шуточной песни. Поиск в текстах повтора (куплетов-строф, выражений, слов), определение роли повтора. Нахождение созвучий.

Отгадывание загадки, отражающей наименование родства. Определение значения слова по родственным словам.

О братьях наших меньших

(11 ч).

Чтение просмотровое и выборочное для нахождения ответа на вопрос.

Пересказ фрагментов близко к тексту с использованием слов и выражений автора. Пересказ с заменой лица (по рассказу Паустовского «Заячьи лапы»). Составление простого плана по событиям, озаглавливание частей вопросительными и назывными предложениями, цитатами. Характеристика персонажей по их отношению к животным. Выбор слов-характеристик из заданного ряда. Характеристика автора по его отношению к природе и ее художественному описанию. Реконструкция последовательного изложения событий в произведении. Устный рассказ-повествование или описание на заданную тему (о животных) по своим жизненным наблюдениям. Поиск в библиотеке или в Интернете рекомендованной книги о животных, заполнение аннотации в «Дневнике читателя». Работа в группе и индивидуально: изготовление книжек-поделок рассказу, презентация подготовленной информации в наглядном и вербальном виде

«Сказки русских писателей» (12ч)

Просмотровое (поисковое) чтение про себя с целью обнаружения заданного фрагмента. Выборочное чтение вслух фрагмента.ересказ фрагмента близко к тексту (с сохранением авторской стилистики). Составление плана и его различное речевое оформление. Реконструкция причинно-следственной цепочки в тексте. Поиск в тексте примет времени (приметы Великой Отечественной вой ны в «Стальном колечке» К. Г. Паустовского). Характеристика персонажей по их поступкам. Выбор словхарактеристик из заданного ряда. Сравнение персонажей в литературных и фольклорных сказках (медведь в сказке С. В. Афоньшина и народной сказке; Даренка П. П. Бажова и Крошечка-Хаврошечка; сова в сказке В. В. Бианки и в народных потешках, загадках). Сравнение произведений, близких по теме (сказка «Серая Шейка» и «Гуси в полынье» В. П. Астафьева), формулировка темы.

Поиск в текстах средств художественной изобразительности (эпитетов, сравнений, олицетворения), определение их роли. Поиск примеров звукописи, созвучий. Объяснение значения малоупотребительных слов по контексту, родственным словам. Обращение к справочному материалу при определении значения незнакомых слов, для получения сведений о незнакомых предметах

Идет волшебница зима (6 ч).

Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация.Составление плана, выборочный пересказ по плану. Выбор заглавия из нескольких вариантов. Составление плана учебной статьи, краткий пересказ информации. Определение настроения, выраженного в стихотворениях о приходе зимы. Сравнение изображения зимы разными поэтами. Сравнение признаков наступающей зимы в стихотворении Пушкина и в народной песне. Объединение произведений в тематические блоки, формулировка темы. Выделение в текстах изобразительных средств (сравнения, скрытого сравнения, эпитетов, повторов, звукописи). Поиск синонимов, замена разговорных и «деревенских» слов литературными. Объяснение образных выражений.

Разучивание колядок, исполнение их на новогоднем празднике. Иллюстрирование. Создание устного рассказа-описания или рассказа-повествования на заданную тему.Письменный отзыв о понравившемся стихотворении. Обращение к справочной литературе и Интернету для получения сведений о незнакомом предмете и значении незнакомого слова.

Сказки разных народов (6 ч).

Изучающее чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение (пе

редача интонацией хвастовства, заносчивости персонажа). Толкование смысла пословиц. Озаглавливание текста по событию, персонажам, главной мысли.Характеристика персонажей по поступкам. Сопоставление черт характера персонажей по контрасту (противопоставление). Определение главной мысли, подбор пословиц для ее выражения. Сравнение сказок, близких по теме и персонажам. Поиск образа находчивого человека и образа хитреца в русских сказках. Выделение в сказках повтора. Определение значения устаревшего слова, поиск синонимов и близких по смыслу выражений. Реконструкция причинно-следственных связей в «деформирован

ном» тексте. Поиск сборника сказок или книги с отдельной сказкой. Запись сведений о типе книги в «Дневнике читателя»

Аз. Буки. Веди (11 ч).

Изучающее чтение. Поисковое чтение про себя: поиск заданного фрагмента (описание классной комнаты, пейзаж). Выборочный пересказ учебной статьи. Краткий пересказ научно-популярного текста (о чем, какая информация). Характеристика персонажа: портрет, привычки, поступки, речь. Сравнение двух персонажей-учителей. Рассказ о взаимоотношениях двух мальчиков (барина и холопа) с привлечением текста; нравствен ная оценка (высказывание оценочного суждения). Обсуждение отношений между учителем и его учениками (по повести Л. Н. Толстого), высказывание оценочного суждения. Обсуждение системы наказания в старой школе, высказывание оценочного суждения. Распознавание устаревших слов и выражений в тексте, замена их современными, подбор синонимов. Нахождение в тексте рифмы.

«Идет-гудет Зеленый Шум...»

(6 ч).

Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения. Декламация. Определение сезонного времени, изображенного в стихотворении, по отдельным деталям содержания. Определение эмоционального тона стихотворения, выраженного в нем настроения. Выявление зрительных и слуховых впечатлений при изображении весны. Сравнение изображения весны в тематически близких произведениях. Выявление авторского отношения к весне. Нахождение в тексте средств речевой выразительности, объяснение их роли. Поиск слов, выражающих противопоставление. Объяснение образных выражений. Создание устного рассказа-описания о весне с использованием эпитетов, сравнений и олицетворения (на основе изученных произведений

Сказки зарубежных писателей

(9 ч)

Выборочное изучающее чтение. Определение по деталям содержания возраста героя и класса, в котором он учится. Составление простого плана по событиям, пересказ фрагментов по плану близко к тексту с сохранением авторской стилистики. Анализ новых вариантов заглавия. Определение главной мысли. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление волшебного персонажа, волшебного предмета и волшебных событий в литературной волшебной сказке. Сопоставление волшебного персонажа

сказки Х. К. Андерсена и сходного персонажа русских колыбельных песен (Сон, Дрема). Нахождение синонимов в сказке Р. Киплинга, примеров игры словом — употребления слова в прямом и переносном значении одновременно (в сказке Э. Лабулэ). Создание устно сказочных эпизодов («встраивание» в сюжет по аналогии) с сохранением стилистики произведения. Письменное сочинение-рассуждение «Моя любимая сказка Х. К. Андерсена» или «Что мне нравится в сказке ... Х. К. Андерсена»; книжное оформление ее. Поиск в библиотеке детских книг о знаменитом датском сказочнике Х. К. Андерсене

Россия, Русь...

(8 ч).

Выразительное чтение: передача восхищения автора красотами родной земли и торжественного тона стихотворения. Поисковое чтение с целью нахождения строки, определяющей идею. Узнавание исторического лица (персонажа стихотворения) по некоторым чертам его описания в тексте. Поиск в тексте примет его древности. иных способов выражения любви автора к своей Родине. Нахождение речевых средств выразительности: звукописи, сравнения, эпитетов. Создание устного рассказа о своей малой родине, ее красотах, о знаменитых земляках. Систематизация знаний, закрепление отрабатываемых умений. Определение темы произведения, главной мысли

Фантазеры (10 ч).

Поисковое чтение про себя (поиск фрагмента, нужного для доказательства мысли при ответе на вопрос, и фрагмента с текстом-рассуждением) и выборочное чтение. Составление плана по событиям, по настроению персонажа, по эмоциональному тону рассказа. Нахождение цитат для озаглавливания частей. Пересказ по плану, пересказ с заменой лица. Определение темы учебной статьи, краткая передача информации. Характеристика персонажа по поступкам и речи. Сравнение персонажей по контрасту. Выявление авторского отношения к персонажу. Сравнение двух эпизодов и выявление скрытого сходства событий (по рассказу «Мио, мой Мио»). Толкование устойчивых выражений, нахождение разговорных выражений. Рассказ о событиях, которые могли произойти до начала сюжета

(«додумывание» сюжета). Поиск по каталогу других произведений скандинавских писательниц — А. Линдгрен и А. К. Вестли

Лето красное

(8 ч).

Выразительное чтение. Составление плана прозаического произведения, выборочный пересказ. Анализ авторского заглавия, его соответствия содержанию, подбор возможных заглавий, оценка других. Характеристика персонажей, выбор слов-характеристик из заданного ряда. Поиск слов, выражающих отношение автора к персонажу. Нахождение средств речевой выразительности. Толкование образных выражений, разговорных слов. Определение значения незнакомого слова через его морфемный состав.

Создание письменного текста-описания или текста-повествования на

заданную тему (о лете) на основе жизненных наблюдений или по картинке. Создание устного текста «Как дед и баба Груша получили свои прозвища» («додумывание» сюжета по рассказу К. Г. Паустовского). Проверка, оценка прочитанного текста. Работа в группе: презентация подготовленной информации в наглядном и вербальном виде

Делу время — потехе час (6 ч).

Выразительное чтение небылицы: передача голосом сомнения. Составление плана, пересказ по плану. Сравнение произведений, близких по содержанию, принадлежащих разным народам. Характеристика персонажа по поступкам и речи. Нахождение в тексте слов от автора-рассказчика. Нахождение повторов, определение их роли в тексте. Подбор синонимов к разговорным словам и выражениям. Инсценирование небылицы. Трансформация текста с нарушением смысловых связей, восстановление «правильного» текста. Контроль и оценка своей работы. Постановка целей на следующийэтап обучения


7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. 1—4 классы. Рабочая программа.

класс

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Учебник. В 2 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Рабочая тетрадь.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Методическое пособие.

класс

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Учебник. В 2 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Рабочая тетрадь. В 2 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Методическое пособие.

класс

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Учебник. В 2 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Рабочая тетрадь. В 2 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Методическое пособие.

4 класс

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Учебник. В 3 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Рабочая тетрадь. В 2 частях.

Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова. Литературное чте­ние. Методическое пособие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ

Словари разных типов для школьников. Детские книги разных жанров.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!