СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению с модулем «Грамотный читатель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Грамотный читатель» предназначен для уроков литературного чтения  с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут во 2-4 классах. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (6,5-10 лет).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению с модулем «Грамотный читатель»»

Е. В. Панкратова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 1

Учитель начальных классов







Рабочая программа

по литературному чтению

с модулем

«Грамотный читатель»























Программа «Грамотный читатель» предназначен для уроков литературного чтения с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут во 2-4 классах. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (6,5-10 лет).

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь положительную мотивацию к изучению литературного чтения, стремиться расширять свой читательский кругозор, развивать устную и письменную речь, формировать читательскую грамотность и нравственные качества.

Данный курс позволяет обеспечить развитие памяти, творческих способностей, самостоятельности в читательской деятельности и в суждениях, познавательной активности, грамотности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Программа составлена с учётом требований ФГОС и соответствует возрастным особенностям младших школьников. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

Цель курса: привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.

Задачи курса:

 организовать на основе материала для дополнительного чтения дифференцированное уровневое обучение, учитывая подготовку учащихся класса;

 постоянно расширять круг чтения детей, повышать уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличие книг и библиотек;

 предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;

 сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

 дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

 раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

 дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;

 сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы;

 развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.

Особенностью программы «Грамотный читатель» является организация деятельности младших школьников, основанной на принципах научности, доступности, занимательности, наглядности, сознательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.




Содержание программы

1 год обучения «Сказочный мир».

п/п

Тема занятия

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1-2.

Русская народная сказка «Колобок».

2

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование.

3-4.

Русская народная сказка «Теремок».

2

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование.

5.

Русская народная сказка «Репка».

1

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

6-8.

Русская народная сказка «Волк и лиса».

3

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. Постановка кукольного театра.

9-11.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

3

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. Постановка кукольного театра.

12-13.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

2

Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование.

14-15.

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица».

2

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки

16-18.

Русская народная сказка «Три медведя».

3

Чтение, пересказ, иллюстрирование. Постановка кукольного театра.

19-20.

Русская народная сказка «Маша и медведь».

2

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

21-22.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

2

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

23-24.

Русская народная сказка «Каша из топора».

2

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью.

25.

Русская народная сказка «Кот и лиса».

1

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

26-27.

Русская народная сказка «Лягушка-царевна».

2

Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.

28.

Русская народная сказка «Морозко».

1

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

29.

Татарская народная сказка «Три сестры».

1

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

30.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

31.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне.

32.

Русская народная сказка «Летучий корабль».

1

Слушание, выборочный пересказ, просмотр мультфильма. Создание книжки-малышки.

33.

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

1

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей).



2 год обучения «Путешествие в море книг».


п/п

Тема занятия

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Обзор новых книг для чтения во 2 классе.

2.

Конкурс рисунков по прочитанным книгам.

1

Выставка рисунков.

3.

Викторина «Путешествие в море книг».

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

4-7.

Путешествие в сказку

Сказки народов мира.

4

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

8.

Литературная игра - викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

9-11.

Книгу прочитал - на крыльях полетал

Л.Толстой

3

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

12-14.

Великая радость –работа

К.Ушинский.

3

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

15-17.

О братьях наших меньших

Рассказы Н.Сладкова, В.Дурова.

3

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

18.

День книги – именинницы.

1

Рассказ о книге по календарю знаменательных дат.

19.

Сказки и стихи К.Чуковского.

1

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

20-23.

Смешинки

С.Михалков, Б. Заходер,

В Драгунский.

4

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

24.

Современные писатели детям.

1

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

25.

Писатели – юбиляры.

1

Рассказ о творчестве писателя.

26.

Литературная игра

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

27.

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

1

Отгадывание кроссвордов.

28.

Что на свете всего важнее

Е.Пермяк «Торопливый ножик»

Н.Артюхова «Новые соседи».

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

29.

Сказки зарубежных писателей.


1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

30-31.

Сказки братьев Гримм.

2

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

32.

Зарубежный фольклор.

1

Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.

33.

«Папа, мама, я –читающая семья».



1

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

34.

Посещение сельской библиотеки.

1

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.



3 год обучения «Любимые книги, любимые писатели».



п/п

Тема занятия

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

«Что я читал летом».


1

Защита читательских дневников.

2-3.

«Золотая волшебница - осень». Стихи донских поэтов об осени.

2

Стихи русских и донских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов.

4-9.

Кукольный театр. Постановка русской народной сказки «Теремок».

6

Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции. Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Репетиция. Показ сказки детям.

10.

Посещение библиотеки.

« День новой книги».

1

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста.

11-13.

Писатели – юбиляры.


3

По календарю знаменательных дат.

14-16.

«Лучшие сказки 20-века».


3

Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

17-18.

Конкурс кроссвордистов.


2

Составить кроссворд по произведениям детских писателей. Защита проектов.

19-21.

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.

3

Подготовка и проведение утренника.

22-23.

Сочиняем загадки.

2

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

24-26.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».

3

Подготовка к мероприятию. Защита проектов.

27-28.

Фотоконкурс «Я читаю!».

2

Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

29-31.

Современные детские журналы и газеты.

3

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.

32-34.

Подведение итогов года. Круглый стол «Моя любимая книга, любимый писатель»

3

Подготовка к круглому столу. Защита проектов.



4 год обучения «Чудо – имя, которому книга».

п/п

Тема занятия

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1-2.

Вводная тема «Чудо – имя, которому книга».

2

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека.

Отличие книги от других источников информации.

Рассказы учащихся о своих любимых книгах.

Основные понятия: информация, источники информации, книга.

3.

«Что я читал летом».


1

Защита читательских дневников.

4-11.

История книги.

8

Древние книги.

Русская рукописная книга.

Начало книгопечатания.

Русская печатная книга.

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела.

12-14.

Книги для детей Донских писателей.

3

Знакомство с произведениями донских авторов. Сравнение героев, языка произведения. Анализ содержания.

15-19.

Книга и ее создатели.

Самые известные авторы детских книг.

Известные художники-иллюстраторы детских книг.

5

Кто и как создает книги. Писатели и художники в одном лице (Творчество Е.И. Чарушина, В. Сутеева.)

Роль и значение иллюстраций в книге. Знаменитые иллюстраторы детских книг

(В. Лебедев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Т. Маврина)

Самые знаменитые детские писатели

Андерсен Г.Х., Распэ Э.

Пушкин А.С.. Заходер Б.

Практическая работа.

20-24.

Самые современные книги. (Книги, выполненные не на традиционном бумажном носителе).

5

Электронные книги, аудио -книги.

Практическая работа.

25-28.

Виды литературы.

4

Знакомство с жанрами художественной литературы. Знакомство с кругом научно-познавательной литературы для младших школьников (Научно-популярная, научно-художественная литература)

29-30.

Справочные издания.

2

Представление об энциклопедии, справочнике, словаре. (Зачем мы обращаемся к этим книгам? Репертуар справочной литературы для младших школьников).

31-34.

Подведение итогов года. Определение списка литературы для чтения летом. Конкурсная программа «Клуб любителей книг».

4

Подведение итогов года. Составление списка литературы для чтения летом. Подготовка и проведение конкурсной программы.



Личностные и метапредметные результаты

освоения программы по внеурочной деятельности.

Личностные результаты.

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;

  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.



Метапредметные результаты.

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию);

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

  • учиться распознавать литературные жанры.

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

  • сравнивать слова по написанию и произношению;

  • определять разницу между звуком и буквой;

  • устанавливать общие признаки жанров;

  • находить языковые закономерности;

  • определять последовательность работы над словом, учиться отличать факты от домыслов;

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • овладевать художественными средствами языка;

  • перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;

  • находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

  • развивать доброжелательность и отзывчивость;

  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

  • задавать вопросы;

  • находить родственные слова;

  • строить причинно-следственные цепочки;

  • упорядочивать понятия по многозначности слова;

  • находить ошибки в построении предложений;

  • делать умозаключения.

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осваивать начальные формы рефлексии;

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

  • соблюдать нормы этики и этикета.

  • овладевать некоторыми способами редактирования текста.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);

  • учиться аргументировать, доказывать;

  • учиться вести дискуссию.

  • выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;

  • обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;

  • сопоставлять тексты;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;

  • приводить примеры отрицательных предложений;

  • проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;

  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

  • определять виды отношений между частями речи;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между видами текстов;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать задания повышенной сложности.


Основные требования и умения учащихся к концу 1-го класса.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • - популярные русские и народные сказки;

  • - признаки сказки как жанра;

  • - виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

  • - правила работы с красками, пластилином, ножницами;


К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • - слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

  • - иллюстрировать услышанное или прочитанное;

  • - пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

  • - передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.


Основные требования и умения учащихся к концу 2-го класса.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.


Основные требования и умения учащихся к концу 3-го класса.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

  • характеризовать книгу в целом;

  • сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

  • представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

  • В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

  • готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

  • составить рассказ о герое произведения;

  • кратко передать события (сюжет);

  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.


Основные требования и умения учащихся к концу 4-го класса.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

  • определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

  • устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

  • называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно);

  • ставить перед собой цель чтения книги.

  • -давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).


Список литературы:


  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие для руководителей детского чтения. – М.: Книга, 1989.

  2. Власова Е. Проектная форма урока //Школьная библиотека. – 2001. – № 8. – с. 42-45.

  3. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 208 с.

  4. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)

  5. Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.

  6. Слово о книге: афоризмы, изречения, литературные цитаты /Сост. Е.С. Лихтенштейн. – М.: Книга, 1969. – 341с.

  7. Читаем, учимся играем: Сборники сценариев для массовых библиотек. – М., 1998 -1999.

  8. Чулкина Г. Опять урок!: Программа «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам». – Библиотека в школе. – 2000. – №5. – С.12-13

  9. Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994

  10. «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

  11. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009

  12. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

  13. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  14. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  15. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  16. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  17. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!