Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол №1 от 24. 08. 2018 г. Руководитель МО начальных классов Долгополова Е.В. _____________ | Согласовано Заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОБУ СОШ с. Анновка Иванова О.П. _____________ 27. 08.2018 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ с. Анновка __________ Г.П. Долгополова Приказ № 148 от 29. 08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса « Литературное чтение. 3 класс»
Класс: 3
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2018/2019 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 136 ч/год; 4 ч/неделю.
Рабочую программу составила Долгополова Е. В.,
учитель начальных классов первой категории
_____________
Подпись
2018г.
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].- М.: «Просвещение», 2011 год (Стандарты второго поколения), авторской программы Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого, планируемых результатов начального общего образования.
Учебник Л.Ф. Климанова. Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение. 3 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях, 2-е издание; М.: «Просвещение», 2013 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
учащиеся получат возможность для формирования:
умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
учащиеся получат возможность для формирования:
учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
учащиеся получат возможность для формирования:
умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
учащиеся получат возможность для формирования:
участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
готовить самостоятельно проекты;
создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
учащиеся получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Содержание учебного курса
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-познавательная деятельность.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
-Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
-Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя
- Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
- Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
- Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
- Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
-Умение находить информацию в тексте.
-Понимание особенностей разных видов чтения.
Работа с разными видами текста
- Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
- Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
- Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
- Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
- Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
- Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
Библиографическая культура
-Книга как особый вид искусства.
-Книга как источник знаний.
-Виды информации в книге.
-Типы книг.
-Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.
Работа с художественным произведением
-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.
- Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
- Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
- Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
- Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
- Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
- Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
- Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
- Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
- Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
- Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
- Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
- Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
- Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
- Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
-Понимание заглавия произведения.
-Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.
-Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.
-Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем.
-Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Умение говорить (культура речевого общения)
- Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
- Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом ( восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.
- Формирование умения давать оценку прочитанного.
- Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
-Осознание монолога как формы речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
-Соблюдение норм письменной речи.
-Использование в письменной речи выразительных средств языка.
-Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с ипользованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
-Произведения устного народного творчества разных народов.
-Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
-Жанровое разнообразие произведений.
-Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
- Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
-Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
- Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
- Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
- Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
- Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
Творческая деятельность
- Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
- Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
-Интерпретация текста литературного произведения.
- Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.
-Выражение своего отношения и формулирование его в слове.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Формы организации учебных занятий:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах.
Виды учебной деятельности.
- Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
- Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Календарно – тематическое планирование
План | Факт | № п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
03.09. | | 1 | Вводный. Знакомство с учебником. | 1 |
| | | Книги – мои друзья | 4 ч |
04.09. | | 2 | Введение в содержание раздела. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 |
06.09 | | 3 | Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
07.09. | | 4 | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 |
10.09. | | 5 | Проект. Мы идём в музей книги. | 1 |
| | | Жизнь дана на добрые дела | 17 ч |
11.09 | | 6 | Введение в содержание раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | 1 |
13.09 | | 7 | Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 |
14.09 | | 8 | В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 |
17.09 | | 9 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. | 1 |
18.09 | | 10 | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героев. | 1 |
20.09 | | 11 | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 |
21.09 | | 12 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | 1 |
24.09 | | 13 | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. | 1 |
25.09 | | 14 | Л. Каминский. Сочинение. | 1 |
27.09 | | 15 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 |
28.09 | | 16 | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. | 1 |
01.10. | | 17 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 |
02.10 | | 18 | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | 1 |
04.10 | | 19 | Семейное чтение. Притчи. | 1 |
05.10 | | 20 | Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование. | 1 |
08.10 | | 21 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
09.10 | | 22 | Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела». | 1 |
| | | Волшебная сказка | 15 ч |
11.10 | | 23 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 |
12.10 | | 24 | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. | 1 |
15.10 | | 25 | Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | 1 |
16.10 | | 26 | Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. | 1 |
18.10 | | 27 | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности Волшебной сказки. | 1 |
19.10 | | 28 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки. | 1 |
22.10 | | 29 | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | 1 |
23.10 | | 30 | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ. | 1 |
25.10 | | 31 | Русская сказка. Морозко. Пересказ. | 1 |
26.10 | | 32 | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | 1 |
29.10 | | 33 | Русская сказка. Белая уточка. Пересказ. | 1 |
30.10 | | 34 | Русская сказка. По щучьему велению. | 1 |
08.11 | | 35 | Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Инсценирование. | 1 |
09.11. | | 36 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
12.11 | | 37 | Проверочная работа по разделу « Волшебная сказка» | 1 |
| | | Люби всё живое | 20 ч |
13.11 | | 38 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. | 1 |
15.11 | | 39 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 |
16.11 | | 40 | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. Пересказ. | 1 |
19.11 | | 41 | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии). | 1 |
20.11 | | 42 | В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. | 1 |
22.11 | | 43 | Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия произведения. | 1 |
23.11 | | 44 | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки. | 1 |
26.11 | | 45 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой. | 1 |
27.11 | | 46 | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 1 |
29.11 | | 47 | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. | 1 |
30.11 | | 48 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
03.12 | | 49 | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 |
04.12 | | 50 | Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. | 1 |
06.12 | | 51 | Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ | 1 |
07.12 | | 52 | Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев. | 1 |
10.12 | | 53 | Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. | 1 |
11.12 | | 54 | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование. | 1 |
13.12 | | 55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | 1 |
14.12 | | 56 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Урок-конференция «Земля –наш дом родной» | 1 |
17.12 | | 57 | Контрольная работа по разделу «Люби все живое». | 1 |
| | | Картины русской природы | 12 ч |
18.12 | | 58 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | 1 |
20.12 | | 59 | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | 1 |
21.12 | | 60 | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 |
24.12 | | 61 | М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. | 1 |
25.12 | | 62 | Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. | 1 |
27.12 | | 63 | А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | 1 |
28.12 | | 64 | И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
10.01 | | 65 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 |
11.01 | | 66 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 |
14.01. | | 67 | Семейное чтение. К Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. | 1 |
15.01 | | 68 | Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима. | 1 |
17.01 | | 69 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
| | | Великие русские писатели | 30 ч |
18.01 | | 70 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | 1 |
21.01 | | 71 | В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий пересказ. | 1 |
22.01 | | 72 | А.С. Пушкин. Зимнее утро. | 1 |
24.01 | | 73 | И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
25.01. | | 74 | А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. | 1 |
28.01. | | 75 | Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 |
29.01 | | 76 | А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. | 1 |
31.01 | | 77 | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | 1 |
01.02 | | 78 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | 1 |
04.02. | | 79 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Сравнение с народной сказкой. | 1 |
05.02 | | 80 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Нравственный смысл литературной сказки. | 1 |
07.02 | | 81 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Особенности языка литературной сказки. | 1 |
08.02 | | 82 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Характеристика героев произведения. | 1 |
11.02 | | 83 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. | 1 |
12.02 | | 84 | Сказки А.С. Пушкина. | 1 |
14.02 | | 85 | И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 |
15.02 | | 86 | И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. | 1 |
18.02 | | 87 | И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. | 1 |
19.02 | | 88 | И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни. | 1 |
21.02 | | 89 | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. | 1 |
22.02 | | 90 | Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета | 1 |
25.02 | | 91 | Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | 1 |
26.02 | | 92 | Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. | 1 |
28.02 | | 93 | Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. | 1 |
01.03 | | 94 | Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра | 1 |
04.03 | | 95 | Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. | 1 |
05.03 | | 96 | Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование | 1 |
07.03 | | 97 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | 1 |
11.03 | | 98 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
12.03 | | 99 | Контрольная работа по теме: «Великие русские писатели». | 1 |
| | | Литературная сказка | 19 ч |
14.03 | | 100 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | 1 |
15.03 | | 101 | В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой | 1 |
18.03 | | 102 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». | 1 |
19.03 | | 103 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев. | 1 |
21.03. | | 104 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | 1 |
22.03 | | 105 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | 1 |
04.04 | | 106 | Переводная литература для детей. | 1 |
05.04 | | 107 | Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы. | 1 |
08.04 | | 108 | Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. | 1 |
09.04 | | 109 | Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения. | 1 |
11.04 | | 110 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | 1 |
12.04 | | 111 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. | 1 |
15.04 | | 112 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | 1 |
16.04 | | 113 | Промежуточная аттестация | 1 |
18.04 | | 114 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. | 1 |
19.04 | | 115 | Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. | 1 |
22.04 | | 116 | Наш театр.С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. | 1 |
23.04 | | 117 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 |
| | | Картины родной природы | 18 ч |
25.04 | | 118 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | 1 |
26.04. | | 119 | Б. Заходер. Что такое стихи? | 1 |
29.04 | | 120 | И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Особенности текста-описания. | 1 |
30.04 | | 121 | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | 1 |
06.05 | | 122 | А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. | 1 |
07.05 | | 123 | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
13.05 | | 124 | С. Есенин. С добрым утром! | 1 |
14.05 | | 125 | Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. | 1 |
15.05 | | 126 | А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. | 1 |
16.05 | | 127 | О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. | 1 |
16.05 | | 128 | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 |
17.05 | | 129 | А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
17.05 | | 130 | Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
20.05 | | 131 | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 |
21.05 22.05 | | 132-133 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | 2 |
23.05 | | 134 | Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты. Характеристика героев. | 1 |
24.05 | | 135 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Определение средств художественной выразительности. | 1 |
24.05 | | 136 | Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий. | 1 |