СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по обновленному ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по обновленному ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по обновленному ФГОС.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ












РАССМОТРЕНО

методическим объединением начальных классов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО

Директор


Протокол

от "30" августа2022 г.

Протокол

от "30" августа 2022 г.

Приказ

от "30" августа2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5556377)

учебного предмета

«Литературное чтение»



для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год








Составитель: Аврахова Марта Петровна

учитель начальных классов











2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.

Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также

сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета

«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
  • формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

  • овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).

Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.

Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —

особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).

Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста- описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:
  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:
  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:
  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:
  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:
  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


Совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;

  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.1.

Фольклор (устное народное творчество)

11

0

0


Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такоефольклор?», «Какие произведения относятся к фольклору?»,объяснение, приведение примеров;

Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведениймалых жанров фольклора, определение жанра, объяснениеи ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты?»,аргументация своего мнения;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.2.

О Родине, героические страницы истории

12

0

0


Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и авторских произведений (не менее четырёхпо выбору), объяснение пословицы «Родной свой край делами прославляй»;

Учебный диалог: обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас», объяснение своей позиции с приведением примеров из текстов, раскрытие смысла пословиц о Родине, соотнесение их с прослушанными/прочитанными произведениями;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.3.

Творчество А.С.Пушкина

12

0

0


Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения;

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина(«Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей очарованье! », «Октябрь уж наступил…», «Туча», «Гонимы вешними лучами…»,«Зимняя дорога»,

«Зимнее утро» (по выбору), обсуждениеэмоционального состояния при восприятии описанных картинприроды, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?»; Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением знаков препинания,с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм Чтение наизусть лирических произведений А. С. Пушкина(по выбору);

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.4.

Творчество И.А.Крылова

4

0

0


Разговор перед чтением: история возникновения жанра, Эзоп — древнегреческий баснописец, его басни, рассказ о творчествеИ. А. Крылова;

Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»,«Квартет», «Кукушка и Петух», И. И. Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.5.

Творчество М. Ю. Лермонтова

4

0

0


Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения, творчество М. Ю. Лермонтова;

Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…»,

«Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.6.

Литературная сказка

9

0

0


Слушание и чтение литературных сказок. Например,М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. Ершов

«Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков«Аленький цветочек», Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»;

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Устный опрос; Тестирование;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.7.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века

7

0

0


Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия;

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре, характеристика звукописи, определение видастроф;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.8.

Творчество Л. Н. Толстого

7

0

0


Разговор перед чтением: общее представление об эпосе (на примере рассказа), знакомство с повестью как эпическим жанром, в основе которого лежит повествование о каком-либо событии; Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;

Работа со схемой: «чтение» информации, представленнойв схематическом виде, обобщение представлений о произведениях Л. Н. Толстого;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.9.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века

6

0

0


Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре, характеристика звукописи, определение видастроф;

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме,созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,анализ поэтических выражений и обоснование выбораавтора;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.10.

Произведения о животных и родной природе

12

0

0


Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удержание учебной задачи и ответ на вопрос«На какой вопрос хочу получить ответ?»;

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев;

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.11.

Произведения о детях

13

0

0


Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям;

Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению;

Устный опрос; Тестирование;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.12.

Пьеса

5

0

0


Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц

«Красная Шапочка» (одна по выбору);

Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение проблемы: является ли автор пьесы действующим лицом, ответ навопрос «Почему в тексте приводятся авторские замечания(ремарки), каково их назначение?»;

Чтение по ролям;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.13.

Юмористические произведения

6

0

0


Слушание и чтение художественных произведений, оценкаэмоционального состояния при восприятии юмористическогопроизведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжетрассказа? Почему?»;

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

1.14.

Зарубежная литература

8

1

0


Чтение литературных сказок зарубежных писателей (по выбору): братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»; Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев;

Устный опрос; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru


1.15.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

7

0

0


Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: тема экскурсии «Зачем нужны книги»;

Чтение очерков С. Я. Маршака «Книга — ваш друг и учитель», В. П. Бороздина «Первый в космосе», И. С. Соколова-Микитова «Родина», Н. С. Шер «Картины-сказки»;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

Резервное время

13


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

1

0



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по

факту


Фольклор (устное народное творчество) – 11 часов

1.

Рассказ о собирателях фольклора (В. И. Даль, братья Гримм).

02.09



2.

Былина «Исцеление Ильи Муромца».

05.09



3.

Былина «Ильины три поездочки».

06.09



4.

Былина «Ильины три поездочки».

07.09



5.

Былина «Добрыня и Змей».

09.09



6.

Былина «Добрыня и Змей».

12.09



7.

Былина «Вольга и Микула».

13.09



8.

Былина «Вольга и Микула».

14.09



9.

Творчество В. М. Васнецова (картины «Три богатыря», «Витязь на распутье»).

16.09



10.

Внеклассное чтение «Рукописные книги Древней Руси».

19.09



11.

Творчество В. М. Васнецова (картины «Гусляры», «Баян»).

20.09



О Родине, героические страницы истории – 12 часов

12.

Н. М. Языков «Мой друг! Что

может быть милей…».

21.09



13.

А. Т. Твардовский «О родине большой

и малой».

23.09



14.

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

26.09



15.

В. М. Песков «Отечество».

27.09



16.

С. Д. Дрожжин «Родине».

28.09



17.

Р. Г. Гамзатов «О Родине, только о Родине».

30.09



18.

Р. Г. Гамзатов «Журавли».

03.10



19.

Проект «Нам не нужна война».

04.10



20.

Обсуждение проблемы «Понятие Родины для каждого из нас».

05.10



21.

Внеклассное чтение «А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

07.10



22.

С. Т. Романовский «Ледовое побоище».

10.10



23.

Ф. Н. Глинка «Солдатская песня».

11.10



Творчество А.С.Пушкина – 13 часов

24.

А.С. Пушкин — великий русский писатель. «Унылая пора! Очей очарованье!..» (отрывок).

12.10



25.

А.С. Пушкин «Октябрь уж наступил…»(отрывок).

14.10



26.

А.С. Пушкин «Туча», «Гонимы вешними лучами…».

17.10



27.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

18.10



28.

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

19.10



29.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

21.10



30.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

24.10



31.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

25.10



32.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

26.10



33.

В. А. Жуковский «Спящая царевна. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение.

28.10



34

В. А. Жуковский «Спящая царевна. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сравнение.

07.11



35.

Очерк К. Г. Паустовского

«Сказки Пушкина».

08.11



36.

Обобщение представлений о сказках

А. С. Пушкина.

09.11



Творчество И.А.Крылова – 6 часа

37.

И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы.

11.11



38.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. И. Хемницер «Стрекоза

и муравей». Сравнение.

14.11



39.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи». Сравнение.

15.11



40.

И.А. Крылов. Басня «Квартет».

16.11



41.

И.А. Крылов. Басня. «Кукушка и Петух».

18.11



42.

Внеклассное чтение И. А. Крылов. Басня «Бочки».

21.11



Творчество М. Ю. Лермонтова – 4 часа

43.

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт. «Горные вершины…».

22.11



44.

М. Ю. Лермонтов «Утёс».

23.11



45.

М. Ю. Лермонтов «Парус».

25.11



46.

М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…».

28.11



Литературная сказка – 10 часов

47.

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

29.11



48.

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

30.11



49.

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

02.12



50.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

05.12



51.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

06.12



52.

Внеклассное чтение В.Ф. Одоевский «Два дерева».

07.12



53.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

09.12



54.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

12.12



55.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

13.12



56.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

14.12



Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века –

8 часов

57.

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».

16.12



58.

Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…».

19.12



59.

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

20.12



60.

В. А. Жуковский «Ночь».

21.12



61.

В. А. Жуковский «Песня». Чтение вслух.

23.12



62.

Внеклассное чтение. А.Н. Плещеев «Бабушка и внучек», «Зимний вечер».

26.12



63.

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».

27.12



64.

Е. А. Баратынский «Где сладкий шёпот…».

28.12



Творчество Л. Н. Толстого – 9 часов

65.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Повесть как эпический жанр.

30.12



66.

Л. Н. Толстой «Детство».

09.01



67.

Л. Н. Толстой «Детство».

10.01



68.

Л. Н. Толстой «Мужик и водяной».

11.01



69.

Л. Н. Толстой «Русак».

13.01



70.

Л. Н. Толстой «Черепаха».

16.01



71.

Л. Н. Толстой «Черепаха».

17.01



72.

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Садовник и сыновья», «Три калача и одна баранка».

18.01



73.

Проект «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого».

20.01



Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века – 7 часов

74.

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…».

23.01



75.

И. А. Бунин «Ещё и холоден и сыр…».

24.01



76.

А. А. Блок «Рождество».

25.01



77.

К. Д. Бальмонт «К зиме».

27.01



78.

М. И. Цветаева «Наши царства».

30.01



79.

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».

31.01



80.

С. А. Есенина «Бабушкины сказки», «Лебёдушка».

01.02



Произведения о животных и родной природе – 13 часов

81.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

03.02



82.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

06.02



83.

Внеклассное чтение А.И. Куприн «Четверо нищих».

07.02



84.

В. П. Астафьев «Капалуха».

08.02



85.

В. П. Астафьев «Капалуха».

10.02



86.

В. П. Астафьев «Весенний остров».

13.02



87.

А. И. Куприн «Скворцы».

14.02



88.

К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

15.02



89.

К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

17.02



90.

М.М. Пришвин «Выскочка».

20.02



91.

М.М. Пришвин «Выскочка».

21.02



92.

Проект «Почему надо беречь природу?»

22.02



93.

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ёж».

24.02



Произведения о детях – 14 часов

94.

А. П. Чехов «Мальчики».

27.02



95.

А. П. Чехов «Мальчики».

28.02



96.

А. П. Чехов «Мальчики».

01.03



97.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

03.03



98.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

06.03



99.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

07.03



100.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

08.03



101.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

10.03



102.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

13.03



103.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

14.03



104.

Внеклассное чтение

15.03



105.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

17.03



106.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

27.03



107.

Составление рассказа-рассуждения о любимой книге о детях.

28.03



Пьеса – 6 часов

108.

Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. 

29.03



109.

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

31.03



110.

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

03.04



111.

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

04.04



112.

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

05.04



113.

Е. Л. Шварц «Красная Шапочка».

07.04



Юмористические произведения – 7 часов

114.

В. Ю. Драгунский «Главные реки».

10.04



115.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

11.04



116.

М. М. Зощенко «Ёлка».

12.04



117.

Внеклассное чтение. С.Я. Маршак «Кошкин дом».

14.04



118.

М. М. Зощенко «Не надо врать».

17.04



119.

Н. Н. Носов «Метро».

18.04



120.

Н. Н. Носов «Метро».

19.04



Зарубежная литература – 12 часов

121.

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

21.04



122.

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

24.04



123.

Комплексная контрольная работа.

25.04



124.

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

26.04



125.

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

28.04



126.

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

01.05



127.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

02.05



128.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

03.05



129.

Внеклассное чтение. Ж. Юрье «Веселый карнавал».

05.05



130.

Марк Твен «Приключения Тома

Сойера» (отрывок).

08.05



131.

Марк Твен «Приключения Тома

Сойера» (отрывок).

09.05



132.

Марк Твен «Приключения Тома

Сойера» (отрывок).

10.05



Библиографическая  культура – 9 часов

133.

С. Я. Маршак «Книга — ваш друг и учитель».

12.05



134.

В. П. Бороздин «Первый в космосе».

15.05



135.

В. П. Бороздин «Первый в космосе».

16.05



136.

И. С. Соколов-Микитов «Родина». Чтение вслух.

17.05



137.

Н. С. Шер «Картины-сказки».

19.05



138.

Н. С. Шер «Картины-сказки».

22.02



139.

Внеклассное чтение. Гофман Э. «Щелкунчик и мышиный король».

23.05



140.

Проект «Русские писатели и их произведения».

24.05



141.

Оформление дневника летнего чтения.

26.05













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru https://uchi.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Ноутбук учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!