(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2022 г.
Рабочая программа по (литературному чтению 4 класса) разработана на основе следующих нормативных документов:
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение, Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2021 год.
На изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 ч в неделю – 102 ч.
№ | Наименование разделов и тем | Часы | Универсальные учебные действия |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
2 | Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» | 9 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
3 | Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | 16 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач |
4 | Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» | 9 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
5 | Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 12 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов |
6 | Делу время - потехе час Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 6 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
7 | Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» | 6 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
8 | Поэтическая тетрадь В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | 4 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста. |
9 | Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 10 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
10 | Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» | 6 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста |
11 | Родина И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 6 | Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
12 | Страна Фантазия Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Путешествие Алисы» | 5 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста |
13 | Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 12 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла |
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Виды деятельности учащихся | Виды контроля |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | | | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | Текущий |
Летописи, былины, сказания, жития. 9 часов. |
2 | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах | Текущий. |
3 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | | | Текущий |
4 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца». | | | Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текс летописи с художественным текстом | Текущий |
5 | Летопись – источник исторических фактов. Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царь- града». Стартовая диагностическая работа | | | Текущий |
6 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | | | Читать отрывки из древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст | Текущий |
7 | Герой былины-защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | | | Текущий |
8 | Сергий Радонежский –святой земли Русской. | | | Текущий |
9 | Житие Сергия Радонежского. | | | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. | Текущий |
10 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития.» Урок- игра. Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». Тест № 1 по разделу «Летописи, былины, сказания, жития». | | | Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) Проверять себя и оценивать свои достижения | Тест |
Чудесный мир классики (15 ч) |
|
11 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. Проверка навыка чтения | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке | Проверка техники чтения |
12 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героя | | | Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план | Текущий |
13 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» | | | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников | Текущий |
14 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять тему, главную мысль. Описывать события, последовательность сказки | Текущий |
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | | | Текущий |
16 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | | | Текущий |
17 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | | | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя | Текущий |
18 | М.Ю. Лермонтов» Ашик Кериб» | | | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения | Текущий |
19 | М.Ю. Лермонтов» Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | | | Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев | Текущий |
20 | М.Ю. Лермонтов» Ашик Кериб» Характеристика героев | | | Текущий |
21 | Жизнь творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Детство» | | | Рассказывать о Л.Н. Толстом Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст | Текущий |
22 | Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». | | | Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка | Текущий |
23 | А. П. Чехов «Мальчики» | | | Рассказывать о А.П. Чехове Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка | Текущий |
24 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Проверка навыка чтения | | | Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Текущий |
25 | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики» | | | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. | Текущий |
26 | Оценка достижений. Тест №2 по разделу «Чудесный мир классики» | | | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Поэтическая тетрадь № 1 (9 ч) |
27 | Знакомство названием раздела, прогнозирование его содержания | | | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. | Текущий |
28 | Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», Как неожиданно и ярко...» | | | Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение | Текущий |
29 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора | Текущий |
30 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист..!» | | | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | Текущий |
31 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка», Ритм стихотворения. | | | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения | Текущий |
32 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями..» | | | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте | Текущий |
33 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..» | | | Текущий |
34 | И.А. Бунин «Листопад», Картина осени в стихах И.А.Бунина. | | | Текущий |
35 | Обобщающий урок – игра. «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений. Тест №3 «Поэтическая тетрадь № 1» | | | Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Литературные сказки (12 ч) |
36 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев | Текущий |
37 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | | | Текущий |
38 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | | | Текущий |
39 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | | | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | Текущий |
40 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | | | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке | Текущий |
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | | | Текущий |
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | | | Текущий |
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | | | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря | Текущий |
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | | | Текущий |
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части | | | Текущий |
46 | Обобщение знаний. Оценка достижений. Тест №4 по разделу «Литературные сказки» | | | Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения | Тест |
47 | Контрольная работа за I полугодие | | | Проверять себя и оценивать свои достижения | К/работа |
Делу время - потехе час (6 ч) |
48 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия Объяснять поучительный смысл сказки. Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе | Текущий |
49 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения. | | | Текущий |
50 | В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». | | | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. | Текущий |
51 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Герои произведения. | | | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Читать выразительно по ролям | Текущий |
52 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценировании произведения | | | Текущий |
53 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений. Тест №5 по разделу «Делу время – потехе час» | | | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | Тест |
Страна детства (6 ч) |
54 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль | Текущий |
55 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения | | | Текущий |
56 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний Последовательно воспроизводить содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения | Текущий |
57 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | | | Текущий |
58 | М.М. Зощенко «Ёлка» | | | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение | Текущий |
59 | Обобщающий урок «Страна детства» Оценка достижений. Тест №6 по разделу «Страна детства» | | | Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Поэтическая тетрадь №2 (4 ч) |
60 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Текущий |
61 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | | | Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте | Текущий |
62 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», Наши царства» | | | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение | Текущий |
63 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. Тест № 7 по разделу | | | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Природа и мы (10ч) |
64 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | Текущий |
65 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе | | | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст выборочно | Текущий |
66 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | | | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении | Текущий |
67 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | | | Текущий |
68 | М.М. Пришвин «Выскочка» | | | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана | Текущий |
69 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка | | | Текущий |
70 | Е.И. Чарушин «Кабан» | | | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков | Текущий |
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | | | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом | Текущий |
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | | | Текущий |
73 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Проект «Природа и мы» Оценка достижений. Тест № 8 по разделу «Природа и мы» | | | Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Поэтическая тетрадь № 3 (6 ч) |
74 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста | Текущий |
75 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | | | Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте | Текущий |
76 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | | | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Текущий |
77 | И.М. Рубцов «Сентябрь» | | | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Текущий |
78 | С.А. Есенин «Лебёдушка» | | | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий |
79 | Обобщающий урок- конкурс «Поэзии прекрасные страницы» Оценка достижений. Тест № 9 по разделу | | | Читать наизусть (по выбору) стихотворение. Выражать личное отношение к прочитанному. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Родина (6 ч) |
80 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения | Текущий |
81 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | | | Текущий |
82 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль рассказа | Текущий |
83 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | | | Текущий |
84 | Поговорим о самом главном. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект «Они защищали Родину» | | | Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине | Текущий |
85 | Обобщающий урок «Родина» Тест№ 10 по разделу «Родина» | | | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Тест |
Страна Фантазия (5 ч) |
86 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» | | | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | Текущий |
87 | Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра | | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль | Текущий |
88 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | Текущий |
89 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | | | Текущий |
90 | Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. Тест №11 по разделу «Страна Фантазия» | | | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории | Тест |
Зарубежная литература (12 ч) |
91 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение | Текущий |
92 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | | | Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя | Текущий |
93 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка | | | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) | Текущий |
94 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание | Текущий |
95 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | | | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку | Текущий |
96 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание | Текущий |
97 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки | | | Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль Проверка предметных и универсальных учебных умений | Текущий |
98 | Итоговая контрольная работа | | | Проверка предметных и универсальных учебных умений | Тест |
99 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | | | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию | Текущий |
100 | С. Лагерфлер «В Назарете» | | | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы | Текущий |
101 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | | | Самостоятельно оценивать свои достижения | Текущий |
102 | Урок-игра «Литературные тайны» | | | Самостоятельно оценивать свои достижения | Текущий |