СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс УМК "Школа России" (102 часа)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана согласно ФГОС 2-го поколения, согласно содержанию учебника Литературное чтение 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс УМК "Школа России" (102 часа)»

Частное образовательное учреждение

«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»


Рабочая программа, рассмотрена на заседании методического объединения

____________

Протокол № _4__

от 28.05. 2021 г.




«Согласовано»

_________________________

(подпись заместителя директора) от 11.06.2021 г.






«Утверждено»

_________________

Приказом директора

№ 264-0

от 30. 08. 2021 г.






Рабочая программа учебного предмета


«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(наименование учебного предмета)



Базовый, начальное общее, IV класс


(уровень образования)



102 часа

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Широкова Светлана Арсеньевна, учитель начальных классов

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

















Югорск, 2022 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по (литературному чтению 4 класса) разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (в ред. приказа от 29.12.2014 №1644);

  • Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение» (Примерная ООП НОО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  • Основной образовательной программы начального общего образования (1-4 классы), (согласована управляющим советом протокол от 23.08.2016 № 1 и утверждена директором ЧОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» приказ от 25.08.2016 № 53)

  • Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).


Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение, Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2021 год.


Место в учебном плане:

На изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе начальной школы отводится 3 ч в неделю – 102 ч.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:


  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечест­ву, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:


  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее(смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных тек­стов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на­учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (102 ЧАСА)


Наименование разделов и тем

Часы

Универсальные учебные действия


1

Вводный урок по курсу литературного чтения

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2

Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

9

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

3

Чудесный мир классики

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

А. С. Пушкин «Няне», «Туча»,

«Унылая пора!..», «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,

«Ашик-Кериб».

Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик

убрал камень».

А. П. Чехов «Мальчики»

16

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

4

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...».

А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь».

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...».

А. Н. Плещеев «Дети и птичка».

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад»

9

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста

5

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце».

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»


12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

6

Делу время - потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Драгунский «Главные реки»,

«Что любит Мишка».

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»


6

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

7

Страна детства

Б. С. Житков «Как я ловил человеч­ков».

К. Г. Паустовский «Корзина с еловы­ми шишками».

М. М. Зощенко «Ёлка»


6

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

8

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсова «Опять сон»,

«Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с

бугорка», «Наши царства»

4

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах определение эмоционального характера текста.

9

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»


10

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над со­держанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

10

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

С. А. Клычков «Весна в лесу».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Н. М. Рубцов «Сентябрь».

С. А. Есенин «Лебёдушка»


6

Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём: умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах: определение эмоционального характера текста

11

Родина

И. С. Никитин «Русь»,

С. Д. Дрожжин «Родине».

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

6

Определение эмоционального характера текста: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

12

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов «Приключения Элек­троника».

К. Булычев «Путешествие Алисы»


5

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста

13

Зарубежная литература

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»

12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла




урока

Вид работы

Тема

2

Стартовая диагностическая работа

Констатирующая диагностика

7

Тест № 1

Летописи, былины, жития

9

Проверка навыка чтения

Входная диагностика

23

Тест № 2

Чудесный мир классики

24

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

25

Контрольная работа № 1

Чудесный мир классики

33

Тест № 3

Чудесный мир классики

34

Контрольная работа № 2

Поэтическая тетрадь

43

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика (за 1 полугодие)

44

Проверка навыка чтения

Констатирующая диагностика (за 1 полугодие)

45

Контрольная работа № 3

Литературные сказки

52

Контрольная работа № 4

Делу время - потехе час

57

Тест № 4

Страна детства

58

Контрольная работа № 5

Страна детства

62

Контрольная работа № 6

Поэтическая тетрадь

70

Тест № 5

Природа и мы

72

Контрольная работа № 7

Природа и мы

77

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

78

Контрольная работа № 8

Поэтическая тетрадь

84

Контрольная работа № 9

Родина

89

Контрольная работа № 10

Страна Фантазия

96

Проверка навыка чтения

Итоговая диагностика

97

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика


Тестов – 5

Контрольных работ – 10

Диагностических работ – 3

Проверка техники чтения – 5



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 часа)


Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Виды деятельности учащихся

Виды контроля

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

Введение. Знакомство с учебником.



Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Текущий

Летописи, былины, сказания, жития. 9 часов.

2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.



Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах

Текущий.


3

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».



Текущий

4

Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца».



Читать отрывки из древнерусской летописи.

Сравнивать текс летописи с художественным текстом

Текущий

5

Летопись – источник исторических фактов. Из летописи «И повесил Олег щит свой на врата Царь- града». Стартовая диагностическая работа



Текущий

6

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»



Читать отрывки из древнерусской былины.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст


Текущий

7

Герой былины-защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»



Текущий

8

Сергий Радонежский –святой земли Русской.



Текущий

9

Житие Сергия Радонежского.



Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Текущий

10

Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития.» Урок- игра. Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». Тест № 1 по разделу «Летописи, былины, сказания, жития».



Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)

Проверять себя и оценивать свои достижения

Тест

Чудесный мир классики (15 ч)


11

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. Проверка навыка чтения



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке

Проверка техники чтения

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героя



Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план

Текущий

13

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»



Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников

Текущий

14

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»



Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные пе­реживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Определять тему, главную мысль.

Описывать события, последовательность сказки

Текущий

15

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев



Текущий

16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части



Текущий

17

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»



Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя

Текущий

18

М.Ю. Лермонтов» Ашик Кериб»



Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения

Текущий

19

М.Ю. Лермонтов» Ашик Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок



Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Ставить вопросы по со­держанию прочитан­ного, отвечать на них. Анализировать поступки героев

Текущий

20

М.Ю. Лермонтов» Ашик Кериб» Характеристика героев



Текущий

21

Жизнь творчество Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Детство»



Рассказывать о Л.Н. Толстом

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, вырази­тельно читать текст

Текущий

22

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал».



Определять тему, главную мысль.

Характеризовать события, устанавливать последовательность.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Текущий

23

А. П. Чехов «Мальчики»



Рассказывать о А.П. Чехове

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Текущий

24

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Проверка навыка чтения



Определять тему, главную мысль,

Понимать основное содержание услышанного.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (про­читанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них


Текущий

25

Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики»



Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Текущий

26

Оценка достижений. Тест №2 по разделу «Чудесный мир классики»



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Поэтическая тетрадь № 1 (9 ч)

27

Знакомство названием раздела, прогнозирование его содержания



Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.


Текущий

28

Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», Как неожиданно и ярко...»



Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

Текущий

29

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»



Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора

Текущий

30

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист..!»



Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Текущий

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка», Ритм стихотворения.



Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

Текущий

32

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями..»



Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Текущий

33

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..»



Текущий

34

И.А. Бунин «Листопад», Картина осени в стихах И.А.Бунина.



Текущий

35

Обобщающий урок – игра. «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений. Тест №3 «Поэтическая тетрадь № 1»



Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Иллюстрировать стихотворения.

Проверить свои знания.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Литературные сказки (12 ч)

36

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев

Текущий

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.



Текущий

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.



Текущий

39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»



Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

Текущий

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце».



Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

Определять авторское отношение к изображаемому.

Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке

Текущий

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте



Текущий

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения



Текущий

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»



Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

Текущий

44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения



Текущий

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части



Текущий

46

Обобщение знаний. Оценка достижений. Тест №4 по разделу «Литературные сказки»



Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и оценивать свои достижения

Тест

47

Контрольная работа за I полугодие



Проверять себя и оценивать свои достижения

К/работа

Делу время - потехе час (6 ч)

48

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

Объяснять поучительный смысл сказки.

Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе

Текущий

49

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.



Текущий

50

В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка».



Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Текущий

51

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Герои произведения.



Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Читать выразительно по ролям

Текущий

52

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценировании произведения



Текущий

53

Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений. Тест №5 по разделу «Делу время – потехе час»



Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

Тест

Страна детства (6 ч)

54

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».



Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль

Текущий

55

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения



Текущий

56

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»



Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

Текущий

57

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения



Текущий

58

М.М. Зощенко «Ёлка»



Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произ­ведения.

Ставить вопросы по со­держанию прочитанного, отвечать на них.

Составлять план, пересказывать произведение

Текущий

59

Обобщающий урок «Страна детства»

Оценка достижений. Тест №6 по разделу «Страна детства»



Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Поэтическая тетрадь №2 (4 ч)

60

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Текущий

61

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»



Определять различные средства выразительности.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте

Текущий

62

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», Наши царства»



Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Иллюстрировать стихотворение

Текущий

63

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. Тест № 7 по разделу



Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Природа и мы (10ч)

64

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

Текущий

65

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе



Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Пересказывать текст выборочно

Текущий

66

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»



Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра­циями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

Текущий

67

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения



Текущий

68

М.М. Пришвин «Выскочка»



Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Пересказывать произведение на основе плана

Текущий

69

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка



Текущий

70

Е.И. Чарушин «Кабан»



Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Характеризовать героев на основе их поступков

Текущий

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа



Определять жанр произведения.

Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

Составлять план произведения.

Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом

Текущий

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана



Текущий

73

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Проект «Природа и мы» Оценка достижений. Тест № 8 по разделу «Природа и мы»



Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Поэтическая тетрадь № 3 (6 ч)

74

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста

Текущий

75

С.А. Клычков «Весна в лесу»



Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Текущий

76

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»



Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Текущий

77

И.М. Рубцов «Сентябрь»



Наблюдать картины осени в произведении.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Текущий

78

С.А. Есенин «Лебёдушка»



Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

Выразительно читать с использованием интона­ций, соответствующих смыслу текста

Текущий

79

Обобщающий урок- конкурс «Поэзии прекрасные страницы» Оценка достижений. Тест № 9 по разделу



Читать наизусть (по выбору) стихотворение.

Выражать личное отношение к прочитанному.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Родина (6 ч)

80

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.



Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

Текущий

81

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте



Текущий

82

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому



Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Определять жанр произведения.

Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.

Понимать нравственный смысл произведения.

Определять основную мысль рассказа

Текущий

83

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»



Текущий

84

Поговорим о самом главном. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект «Они защищали Родину»



Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине

Текущий

85

Обобщающий урок «Родина» Тест№ 10 по разделу «Родина»



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тест

Страна Фантазия (5 ч)

86

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»



Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Текущий

87

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра



Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Текущий

88

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра



Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Текущий

89

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра



Текущий

90

Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. Тест №11 по разделу «Страна Фантазия»



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Придумывать фантастические истории

Тест

Зарубежная литература (12 ч)

91

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

Текущий

92

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.



Составлять план.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя

Текущий

93

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка



Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)

Текущий

94

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.



Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Текущий

95

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев



Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Иллюстрировать сказку

Текущий

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера»



Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Текущий

97

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки



Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль

Проверка предметных и универсальных учебных умений

Текущий

98

Итоговая контрольная работа



Проверка предметных и универсальных учебных умений

Тест

99

С. Лагерлеф «Святая ночь»



Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Текущий

100

С. Лагерфлер «В Назарете»



Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Участвовать в работе группы

Текущий

101

Обобщающий урок «Зарубежная литература»



Самостоятельно оценивать свои достижения

Текущий

102

Урок-игра «Литературные тайны»



Самостоятельно оценивать свои достижения

Текущий





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!