СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школа России".Рабочая программа Рассчитана на 3,5 ч в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс»

Аннотация

к рабочей программе по литературному чтению, 4 класс

 

Нормативная база программы и УМК

Программа составлена на основе:

-  авторской программы «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий, М.В.Голованова);

- федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего  образования, 2009;

- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии;

-планируемых результатов начального общего образования;

-федерального перечня учебников на 2021-2022 учебный год;

-учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №1;

 -положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС МБОУ Комаричской СОШ №1;

- примерной программы начального общего образования (авторы - Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.

Программа реализуется по УМК «Школа России»

1. Литературное чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.

2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 4 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2014.

                                       Количество часов на изучение дисциплины

По учебному плану: в неделю – 3,5 часа, в год - 119 часов.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


Структура программы

Программа включает в себя :

-титульный лист;

-пояснительную записку;

-планируемые результаты изучения учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

-тематическое планирование.






















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО

учителей - предметников

протокол №___от __________ г. Руководитель МО учителей-предметников __________(Звонникова Е.Н.)

Согласовано

И.о. заведующей филиалом МБОУ Комаричской СОШ №1 в с. Быхово

___________(Кочевых Т.К.)

Утверждена

приказом по МБОУ Комаричской СОШ №1

от ________г. №_____















Рабочая программа


по литературному чтению



4 класс



на 2021 – 2022 учебный год








Учитель:

Шамшурина Ольга Петровна

I категория








2021 г.










I Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10–11 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; дополнительно изучают театральное мастерство, дистанционно готовятся к олимпиадам на курсах дополнительного образования, что способствует развитию личностной самоидентификации, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


Согласно изменениям в учебном плане, в рабочую программу внесены изменения в количестве часов по разделам.


№ п/п

Название раздела

Авторская программа

(количество часов)

Рабочая программа

(количество часов)

1

Вводный урок

2

Летописи. Былины. Жития

11ч

3

Чудесный мир классики

22 ч

20 ч

4

Поэтическая тетрадь

12 ч

9 ч

5

Литературная сказка

16 ч

14 ч

6

Делу время – потехе час

9 ч

8 ч

7

Страна детства

8 ч

8 ч

8

Поэтическая тетрадь

9

Природа и мы

12 ч

11 ч

10

Поэтическая тетрадь

7 ч

11

Родина

8 ч

7 ч

12

Страна Фантазия

8 ч

6 ч

13

Зарубежная литература

16 ч

14 ч


Итого:

136 ч

119 ч





















II Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

• понимать значимость творчества великих русских писателей и поэтов (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. А. Есенина и др.) для русской культуры;

• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

• пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

• домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

• находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предметам;

• систематически просматривать и читать разнообразную литературу – от справочной, научно-познавательной, учебной до художественной;

• осознавать в ходе стилистического анализа и стилистического эксперимента точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину или палитру чувств и переживаний героя;

• осмыслять нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать этому процессу нравственно-этическую оценку;

• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их; готовить проекты по темам: «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

• писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающиеся получат возможность научиться: создавать свои собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

• сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии (на основе авторского текста), используя средства художественной выразительности.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Осознавать значение летописей, былин, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького и др.) как частей русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание, рассуждение), автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, олицетворение), исторические события, летописи, былины, жития, великие полководцы, богатыри, святые, Христос, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Троица, фантастика, зарубежная литература.

Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и в инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.

Определять основную идею произведения разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре. Формулировать задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами. Читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.).

Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы. Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана. Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение. Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.

Самостоятельно определять границы собственного знания и незнания по теме (Что я знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей. Фиксировать по ходу урока и в его конце удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «–», «?», накопительной системы баллов).

Фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в пособии «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» или в пособии «Портфель читателя»6. Записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению. Предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться ими со сверстниками.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 9–10 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише («Мне хотелось бы сказать…»; «Мне хотелось бы уточнить…»; «Мне хотелось бы объяснить…»; «Мне хотелось бы привести пример…» и пр.). Пользоваться элементарными приемами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей. Строить полилог, задавать неожиданные и оригинальные вопросы, побуждающие к рассмотрению поставленной проблемы с другой точки зрения.

Строить связное высказывание из 9–10 предложений по самостоятельно сформулированной теме. Оформлять 5–10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Способствовать бесконфликтному взаимодействию между участниками диалога (полилога). Демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога). Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.

Отбирать цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям. Использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях. Давать письменный развернутый ответ на вопрос проблемного характера.

Определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.

Вырабатывать самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать свои достижения по выработанным критериям. Оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе.

Искать причины конфликта в себе, анализировать их, находить пути разрешения конфликта, используя приемы рефлексии и помощь сверстников. Обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации. Запрашивать в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций.

Знать, где возможно найти необходимые источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логическом порядке, соответствующем цели. Самостоятельно готовить презентацию из 9–10 слайдов, обращаясь за помощью ко взрослым только в случае серьезных затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения, звуковые и видеофайлы. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Личностные результаты

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине героев читаемых произведений.

Подбирать материал для заочных экскурсий по любимым местам Родины писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературные гостиные, литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники и пр.).

Называть произведения о Родине, фамилии и имена писателей, поэтов (7–10 имен), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно.

Составлять сборники стихов и рассказов о Родине, куда включать произведения великих писателей, поэтов и свои собственные, а также пословицы и поговорки, загадки, иллюстрации и фотографии.

Разрабатывать проекты на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», создавать классные журналы, стенные газеты и заметки в них о том, как учащиеся класса проявляют свое отношение к Родине в различных ситуациях.

Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Сергия Радонежского», былины «Ильины три поездочки» и фрагментов летописей о вещем Олеге.

Осознавать наличие других религий, знать национальные праздники других народов (1–2 названия), уметь рассказывать об их праздновании, проявлять уважительное отношение к нему.

Понимать, что религии являются частью культуры любого народа.

Передавать свои чувства, в том числе и негативные, с помощью специальных знаков (лакмусов), контролировать негативные и агрессивные чувства, переходить при этом к самонаблюдению.

Проявлять свою внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения в школе в целом.

Проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Знать способы оценивания себя и своих одноклассников, пользоваться ими, участвовать в разработке критериев оценивания, предлагать свои формы оценивания в соответствии со спецификой предмета «Литературное чтение», обосновывать их.

Осознанно выполнять правила работы в группе и на уроке, обосновывать сознательность их выполнения.

Анализировать причины успеха и неуспеха какой-либо деятельности, в том числе учебной, на примере поведения литературных героев.

Проявлять ответственность в различных жизненных ситуациях, объяснять, почему в той или иной ситуации безответственным быть нельзя.

Проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных заданий в классе и дома при посещении библиотеки, пользовании интернет-ресурсами в целях подготовки к урокам литературного чтения.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области чтения классической литературы.

Осознавать, что русская классическая литература является частью мировой культуры, высказывать свою точку зрения о принадлежности великих русских классиков (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.) к мировой художественной культуре.

Знать о фактах изучения русских классиков зарубежными читателями и учеными.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов, метафор (олицетворения как вида метафоры).

Понимать иносказания в басне, некоторых сказках, приводить примеры.

Понимать назначение и роль стилистических фигур, гипербол и литот в сказках, былинах, приключенческих и фантастических произведениях и т. д., приводить примеры, испытывать чувство удовольствия от открытия необычности и оригинальности тропов.

Замечать при помощи учителя, что каждый автор для изложения содержания своего произведения выбирает особую форму. Понимать, что оригинальность формы зависит от специфики содержания произведения. Осознавать своеобразие стиля некоторых авторских и народных произведений, проявляющееся в оригинальности стихотворной строфы, композиции и пр., получать удовольствие от открытия тайн литературных произведений.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Проявлять этические чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.

Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, учитывать их при анализе литературных произведений и в реальных жизненных ситуациях.

Оценивать поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм.

Проявлять эмпатию по отношению к чувствам других людей, сочувствовать литературным героям и одноклассникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предлагать варианты решения трудной нравственной проблемы.

Применять пословицы и поговорки с глубоким нравственным смыслом для убеждения себя и других в необходимости выполнения моральных норм и законов.

Чувствовать нарастание конфликтной ситуации, предлагать способы ухода от нее, убеждать других в непродуктивности конфликта в сфере решения общих задач.

Анализировать ситуацию конфликта в литературном произведении и в реальной жизни, находить причины конфликтов, объяснять их другим.

Составлять список способов выхода из конфликтной ситуации, подвергать данные способы художественной обработке (сочинять басни, стихи, сказки), включать примеры их использования в классные газеты, альманахи, журналы, в собственный «Портфель достижений», испытывать удовлетворение от проявленных умений вести бесконфликтные диалоги.

Знать примеры заботы о своем здоровье выдающихся писателей (например, Л. Н. Толстой).

Осознавать, что творческий подход к учебе и подготовке домашних заданий по литературному чтению способствует сохранению здоровья.

Разрабатывать собственный комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с мышц глаз и туловища, предлагать его одноклассникам.

Разрабатывать проекты, раскрывающие жизненные концепции изучаемых авторов, проживших долгую творческую жизнь благодаря заботе о своем здоровье.

Вести собственный дневник здоровья, где фиксируются достижения, касающиеся здорового образа жизни.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи; умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения; определение последовательности событий; осознание цели речевого высказывания; умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Осмысленное, правильное чтение целыми словами вслух и про себя. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно готовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать мотивацию поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начале книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составлять аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталогов. Самостоятельная работа с соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Ознакомление с понятием «Родина», формирование представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с привлечением специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими видами текста.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые, или опорные, слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий; короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX–XX вв., классиков детской литературы, с произведениями современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор – и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умений различать сезонные состояния природы, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи, сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов содержания

по литературному чтению 4 класс


Мета- предмет- ный резуль-

тат

Код прове- ряемого требова-

ния


Проверяемые предметные требования к результатам обучения

1

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

1.1

Подтверждать ответ примерами из текста

1.2

Подробно (устно и письменно) пересказывать содержание прочитанного/прослушанного произведения

1.3

Выборочно (устно) пересказывать содержание прочитанного/прослушанного произведения

1.4

Пересказывать (устно) содержание произведения от третьего лица

1.5.

Пересказывать (устно) содержание произведения от лица героя, с изменением лица рассказчика

1.6

Пересказывать (устно) содержание произведения, используя разные типы речи (повествование, описание,

рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов

1.7

Письменно излагать прочитанный/прослушанный текст подробно и выборочно, используя разные типы речи

(повествование, описание, рассуждение)

1.8

Составлять вопросный план текста с выделением

эпизодов, смысловых частей

1.9

Составлять номинативный план текста с выделением

эпизодов, смысловых частей

1.10

Составлять цитатный план текста с выделением эпизодов, смысловых частей

1.11

Строить устное диалогическое и монологическое высказывание, соблюдая (в объёме изученного) нормы русского литературного языка (орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого

взаимодействия)

2

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

2.1

Задавать вопросы (в том числе проблемные) к текстам разных стилей

2.2

Определять тему и главную мысль произведения

2.3

Определять последовательность событий в произведении

2.4

Устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста



2.5

Отличать автора произведения от героя и рассказчика

2.6

Характеризовать героев

2.7

Устанавливать взаимосвязь между поступками,

мыслями, чувствами героев

2.8

Давать оценку поступкам героев

2.9

Характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине

2.10

Находить в тексте портрет героя

2.11

Составлять портретные характеристики персонажей

2.12

Находить в тексте средства изображения героев и выражения их чувств

2.15

Сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям

2.16

Самостоятельно выбирать аспект сопоставления героев, их поступков – по аналогии или по контрасту

2.17

Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию

2.18

Объяснять культурную значимость художественной литературы и фольклора

3

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной

и письменной формах

3.1

Владеть техникой чтения вслух группами слов без

пропусков и перестановок букв и слогов; владеть техникой автоматизированного чтения про себя

3.2

Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть)

3.3

Читать вслух в темпе не менее 80 слов в мин. с пониманием смысла прочитанного

3.4

Читать по ролям

3.5

Инсценировать

3.6

Составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее

10 предложений)


Писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданную тему (не менее 10 предложений)

3.7

Составлять устно и письменно краткий отзыв

о прочитанном произведении по заданному образцу

3.8

Составлять рассказ по иллюстрациям

3.9

Составлять рассказ от имени одного из героев



3.10

Придумывать продолжение прочитанного произведения

3.11

Сочинять по аналогии с прочитанным (сказки, рассказы и др.)

3.12

Использовать выразительные средства языка в собственном высказывании для передачи чувств,

мыслей, оценки прочитанного

3.14

Формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста

3.15

Корректировать собственные тексты с учётом правильности, богатства и выразительности

письменной речи

4

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

4.1

Различать прозаическую и стихотворную речь

4.2

Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении

4.3

Соотносить произведения с изученными жанрами; приводить примеры произведений фольклора разных народов России

4.4

Различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы, народные песни, сказки о животных,

бытовые и волшебные сказки)

4.5

Различать и называть отдельные жанры

художественной литературы (литературные сказки, рассказы, басни, стихотворения)

5

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

5.1

Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением

произведения

5.2

Понимать фактическое содержание прослушанного

текста, его смысл

5.3

Определять жанровую принадлежность произведений фольклора и литературы

5.4

Отвечать на вопросы по содержанию произведения

5.5

Обсуждать прослушанный/прочитанный текст с соблюдением правил речевого этикета


5.6

Оценивать соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников (нормы произношения, словоупотребления, грамматики)


6

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,

социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

6.1

Находить в произведениях фольклора и художественной литературы отражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры

6.2

Ориентироваться в нравственно-этических понятиях

7

Овладение базовыми предметными и межпредметными

понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

7.1

Осознанно использовать при анализе и интерпретации текста изученные литературные понятия

7.2

Объяснять своими словами значение изученных понятий

7.3

Находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)

7.4

Находить в тексте описание пейзажа

7.5

Находить в тексте описание интерьера

7.6

Отличать прозаическую речь от стихотворной речи

7.7

Выявлять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа)

7.8

Отличать лирическое произведение от эпического

8

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры

пользования словарями в системе универсальных учебных действий

8.1

Уметь пользоваться систематическим каталогом для выбора книги

8.2

Уметь использовать аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации, приложения, сноски, примечания) при выборе книги

8.3

Использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

8.4

Формировать собственный круг чтения


Код раз- дела

Код прове-

ряемого элемента


Проверяемые элементы содержания

1

Детская литература, вошедшая в круг детского чтения


Произведения устного народного творчества, художественные произведения выдающихся представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.), произведения отечественной литературы XX–XXI вв. (с учётом многонационального характера России), а также зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Основными критериями отбора произведений для изучения в начальной школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного

образования

2

Сведения по теории и истории литературы

2.1

Фольклор

2.2

Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы, пословицы, загадки, народные песни и др.)

2.3

Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая, волшебная)

2.4

Литературная сказка

2.5

Рассказ

2.6

Басня

2.7

Автор

2.8

Литературный герой, персонаж, характер

2.9

Тема

2.10

Идея

2.11

Заголовок

2.12

Содержание произведения



2.13

Эпизод, смысловые части

2.14

Композиция

2.15

Ритм

2.16

Рифма

2.17

Строфа

2.18

Сравнение

2.19

Эпитет

2.20

Метафора

2.21

Олицетворение

2.22

Лирика

2.23

Эпос

2.24

Образ















































III.Содержание учебного предмета

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время – потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учетом двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Летописи. Былины. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы.

П. П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень»; А. П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев «Дети и птичка»; И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».

Сказки русских писателей.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П. П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь.

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень», С. А. Клычков «Весна в лесу», Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь», С. А. Есенин «Лебедушка».

Родина.

И. С. Никитин «Русь», С. Д. Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Страна «Фантазия».

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-X. Андерсен «Русалочка», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».



IV.Тематическое планирование

№ п/п

Раздел


Тема урока

Коли

чество

часов

Дата

план

факт

1

Вводный урок (1ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Инструктаж по ТБ



2

Летописи. Былины. Жития (9ч)

Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения. Запуск проекта «Создание календаря исторических событий» (освоение



3

Летопись

«И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»



4

Былина и ее герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки»



5-6

Былина «Три поездки Ильи Муромца». Развитие речи: составление рассказа об Илье Муромце, подготовка к пересказу эпизода былины



7-8

Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»



9

Проект «Создание календаря исторических событий».



10

Обобщение по разделу «Летописи. Былины.
Жития»



11-13

Чудесный мир классики (20 ч)

П. П. Ершов «Конек-горбунок»



14

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Унылая пора! Очей очарованье», «Няне», «Туча»



15-17

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»



18

Развитие речи: пересказ сказки



19

Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина



20

М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»



21-22

М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение



23-25

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство»



26

Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»



27-28

А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»



29

Урок проверки и оценки знаний



30

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Проверочная работа

1 ч



31


Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

1 ч



32

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1 ч



33

Поэтическая тетрадь (9ч)

Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих
лесов?»

1 ч



34

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1 ч



35

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1 ч



36-37

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

2 ч



38

И. А. Бунин «Листопад»

1 ч



39

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа

1 ч



40-42

Литературная сказка (14 ч)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Развитие речи: составление рассказа о путешествии Миши в городок Динь-Динь.

3 ч



43-45

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

3 ч



46-48

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

3 ч



49

Внеклассное чтение: произведения В. М. Гаршина,
П. П. Бажова

1 ч



50-52

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

3 ч



53

Обобщение по разделу «Литературная сказка». Проверочная работа

1 ч



54-55

Делу время – потехе час (8 ч)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

2 ч



56-57

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Развитие речи: пересказ от лица героя

2 ч



58

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1 ч



59

Внеклассное чтение: рассказы
В. Ю. Драгунского

1 ч



60

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1 ч



61

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа

1 ч



62-63

Страна детства (8 ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

2 ч



64-66

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ

3 ч



67-68

М. М. Зощенко «Елка»

2 ч



69

Обобщение по разделу «Страна детства». Проверочная работа

1 ч



70

Поэтическая тетрадь (5ч)

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1 ч



71

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1 ч



72

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1 ч



73

Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве

1 ч



74

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа

1 ч



75-77

Природа и мы (11 ч)

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Развитие речи: обучение выборочному пересказу

3 ч



78

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1 ч



79

М. М. Пришвин «Выскочка»

1 ч



80

Е. И. Чарушин «Кабан»

1 ч



81-83

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Развитие речи: озаглавливание частей, составление плана, пересказ от имени главного героя

3 ч



84

Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире

1 ч



85

Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверочная работа

1 ч



86

Поэтическая тетрадь (7ч)

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1 ч



87

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1 ч



88

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1 ч



89

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1 ч



90

С. А. Есенин «Лебёдушка»

1 ч



91

Внеклассное чтение. Стихотворения о весне С. А. Клычкова и Е. А. Баратынского

1 ч



92

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа

1 ч



93

Родина (7 ч)

Проекты «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»

1 ч



94

И. С. Никитин «Русь»

1 ч



95

С. Д. Дрожжин «Родине»

1 ч



96

А. В. Жигулин «О, Родина»

1 ч



97

Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов.
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1 ч



98

Подведение итогов выполненного проекта

1 ч



99

Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа

1 ч



100-101

Страна Фантазия (6ч)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

2 ч



102-103

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Развитие речи: пересказ от лица главного героя



104-105

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверочная работа

2 ч



106-108

Зарубежная литература (14 ч)

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

3 ч



109-111

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

3 ч



112

Внеклассное чтение: сказки Г.-Х. Андерсена

1 ч



113-115

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

3 ч



116-117

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

2 ч



118

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Проверочная работа

1 ч



119

Итоговый урок «Что читать летом»

1 ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!