Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Светлолобовская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ Протокол №1 от 30.08.2021г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР Мурадян М.А. 30.08.2021г. | «УТВЕРЖДЕНА» Приказ № ___ от_30.08.2021г. | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет – литературное чтение
НОО, класс – 1
Учитель – Смолянинова Ю.С.
2021/2022 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные
Учащиеся научатся:
-называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
-понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
- знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
- размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
- понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
-проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
- понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник,тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для
самостоятельного чтения;
-понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
-относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
- относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
-понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
-контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
-оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
-определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
l осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:
«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
-стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
-принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
-понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя(сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему,авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника,пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
-работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
-соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
-выделять в тексте основные части; определять микро-темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микро-темы;
-группировать тексты по заданному основанию (по теме,главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
-создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
-участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
-внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
- участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться:
-задавать уточняющие вопросы на основе образца;
-принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
-подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
-чётко и правильно произносить все звуки;
-плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным
увеличением скорости чтения1;
- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
- читать и понимать нравственный смысл пословиц и пого-
ворок, соотносить их с помощью учителя с содержанием про-
изведения;
- определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
-восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
- соотносить иллюстрации и текст;
- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
-отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
-объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Учащиеся получат возможность научиться:
- соотносить название рассказа с его содержанием;
-отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
-читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
- задавать вопросы по прочитанному произведению;
-при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
-пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
-выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
- определять особенности прозаического и поэтического текстов;
-высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
-сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
-восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
-составлять небольшое высказывание на основе образца,данного учителем (о дружбе, о питомце);
-придумывать окончание сказок по образцу.
Учащиеся получат возможность научиться:
-сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
-самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
-обсуждать прочитанное или прослушанные произведение;
-соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или
поступков героя не совершал).
Литературоведческая пропедевтика
Учащие научатся:
- на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
- отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
-понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению;
-народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
-отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
- знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Учащиеся получат возможность научиться:
-находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко;
-сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
-определять тему произведения, выставки;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Вводный урок | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1ч |
Жили-были буквы | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | 7 ч |
Сказки, загадки, небылицы | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений | 7 ч |
Апрель, апрель. 3венит капель! | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение | 5 ч |
И в шутку и всерьёз | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений. | 6 ч |
Я и мои друзья | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений. | 5 ч |
О братьях наших меньших | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений. | 5 ч |
Тематическое планирование
Литературное чтение
(УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др., Литературное чтение (в 2-х частях),
1 класс, М.: Просвещение, 2015)
№ п/п | Изучаемый раздел | Количество часов | Календарные сроки |
Тема урока | План | Факт |
1 | Вводный урок. | 1 | | |
| Жили-были буквы (7 ч) |
2 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | | |
3 | И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». | 1 | | |
4 | С. Чёрный «Живая азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». | 1 | | |
5 | Г.Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 | | |
6 | С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | | |
7 | Из старинных книг. | 1 | | |
8 | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». | 1 | | |
| Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
9 | Е. Чарушин «Теремок». | 1 | | |
10 | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | | |
11 | Загадки, песенки. | 1 | | |
12 | Русские народные потешки, стишки и песенки. | 1 | | |
13 | А. С. Пушкин. Отрывки из сказок. | 1 | | |
14 | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | | |
15 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». | 1 | | |
| Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч) |
16 | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка». | 1 | | |
17 | Т.Белозеров «Подснежники», С.Маршак «Апрель». | 1 | | |
18 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой. | 1 | | |
19 | Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. | 1 | | |
20 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…» | 1 | | |
| И в шутку и всерьёз (7 ч) |
21 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк», Г.ККружков «РРРЫ!» | 1 | | |
22 | Н.Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 | | |
23 | К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». | 1 | | |
24 | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон». | 1 | | |
25 | М. Пляцковский «Помощник». | 1 | | |
26 | Из старинных книг. | 1 | | |
27 | Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 1 | | |
| Я и мои друзья (7 ч) |
28 | Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок». | 1 | | |
29 | В.Орлов «Кто первый?», С.Михалков «Бараны». | 1 | | |
30 | Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить», И.Пивоварова «Вежливый ослик», Я.Аким «Моя родня». | 1 | | |
31 | С. Маршак «Хороший день». | 1 | | |
32 | М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Энтин «Про дружбу». | 1 | | |
33 | Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка». | 1 | | |
34 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 | | |
| О братьях наших меньших (6 ч) |
35 | С.Михалков «Трезор», Р.Сеф «Кто любит собак». | 1 | | |
36 | В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку». | 1 | | |
37 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г.Сапгир «Кошка». | 1 | | |
38 | В.Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет». | 1 | | |
39 | Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и Ёж», С.Аксаков «Гнездо». | 1 | | |
40 | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 | | |